Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет №12

1. Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право. В своем становлении романо-германская правовая семья прошла три главных этапа:

1) эпоха Римской империи - XII в. н.э. - зарождение римского права и его упадок в связи с гибелью Римской империи (476 г. н.э.), господство в Европе архаических способов решения споров - поединки, ордалии (испытания), колдовство и т.д., т.е. фактическое отсутствие права;

2) XIII - XVII вв. - возрождение (ренессанс) римского права, распространение его в Европе и приспособление к новым условиям, достижение независимости права от королевской власти;

3) XVIII - XX вв. - кодификация права, принятие Конституций (в США, Польше, Франции и т.п.), появление отраслевых кодексов (Гражданский кодекс Франции 1804 г., Гражданское уложение Германии 1896 г.), создание национальных правовых систем.

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России при всех ее особенностях более родственна именно романо-германской правовой семье.

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

1) единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство). В некоторых случаях (уголовное право) закон вообще является единственным источником;

2) главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах, поэтому судебный прецедент не является источником права;

3) писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

4) высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

5) весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

6) деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

7) правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

8) на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

9) особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.

В законодательстве стран романо-германской правовой семьи выделяется группа законов, принятие которых предусмотрено Конституцией страны. Это органические законы. Как правило, юридический авторитет органических законов уступает только Конституции и конституционным законам, вносящим изменения в Конституцию. Принятие и внесение изменений в органические и конституционные законы, как правило, осуществляются в особом порядке. В Российской Федерации органические законы именуются федеральными конституционными законами, а вносящие изменения в Конституцию - законами о поправках к Конституции Российской Федерации.

Среди источников континентального права на современном этапе его развития существенно возросло значение и судебной практики. Однако здесь роль судебного прецедента не так велика, как в системе общего права. Это обусловлено традицией романо-германской правовой системы, где основное место среди источников права отводится закону. Правовая норма, созданная судебной практикой, не имеет того авторитета, которым обладают законодательные нормы. Поэтому судебная практика действует в рамках правовых норм, установленных законодателем, и не связана нормами, которые она сама создала, так как они не имеют обязательного характера. Следовательно, суды не могут сослаться на них для обоснования принимаемого решения.

2. Право и экономика. Экономика (от греческого oikonomike - искусство ведения домашнего хозяйства) - совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества, господствующий способ производства в обществе.

В либеральном варианте государство ограничивается обеспечением в стране: верховенства закона; поддержания обороноспособности; определения макроэкономической политики.

В нейтральном варианте - при переходном этапе, переживаемом государством. В этот период государство берет на себя обязанность: обеспечения населения медицинскими услугами; возможность получения образования; решение вопросов социальной защиты определенных слоев населения; обеспечение экологической безопасности.

"Дирижистский" вариант означает усиление роли государства в вопросах содействия развития экономики. Оно начинает принимать активное участие в регулировании рыночных отношений и активно заниматься предпринимательством.

В плане соотношения государства и права с экономикой главным вопросом является примат экономических отношений перед политическими и государственно-правовыми. Исходя из тезиса об определяющей роли экономического базиса по отношению к надстройке, юристы безоговорочно и часто догматически ставили государство и право в прямую зависимость от системы производственных отношений, от преходящих и несущественных изменений в этой системе. В результате государство с помощью законов и, особенно, подзаконных и, как теперь установлено, далеко не всегда законных нормативных правовых актов активно строило и охраняло экономические отношения, не соответствующие конкретным и перспективным интересам государства и общества.

Следует учитывать, что экономика оказывает определяющее влияние на право и государство. Только в конечном счете это делается как правило нелинейно. Кроме того, государство и право могут активно воздействовать на экономику как в направлении ее прогресса, так и наоборот - в частности, в направлении ее деформаций.

Необходимо подчеркнуть, что общественные отношения, базирующиеся на нормах права, является наиболее адекватной формой экономических отношений. Последние могут нормально функционировать только и исключительно в правовой форме. Все иные формы (директивно-государственная, приказная) не являются оптимальными. Они искажают или попросту отвергают рыночные начала как безнравственные, анархические, противоречащие духу народа и т.п. Таким образом, право - это естественная форма экономических отношений. Экономические отношения, как и любые иные социальные взаимосвязи, могут стабильно функционировать, если они закреплены в нормативной форме.

Единой юридической основой всех отношений экономического цикла является право собственности. При этом в сфере экономики главным объектом собственности выступает труд человека. В этой связи вещи, деньги, ценные бумаги и другие объекты экономического оборота имеют ценность не сами по себе, а как носители или знаки, символы определенной стоимости воплощенного в них труда. Вещи как объекты права собственности вторичны, они - носители овеществленного труда, придающего им стоимость. И самое главное: обмен трудовой деятельностью, результатами труда (вещами, деньгами и т.д.) осуществляется на основе частного права между равноправными собственниками. Вмешательство государства в данные отношения может быть позитивным, если посредством такого вмешательства защищаются нарушенные права одной из сторон, и негативным, если при этом ограничивается свобода собственника, т.е. его права.

Экономика как производство товаров и услуг имеет объективное содержание. Это содержание определено, с одной стороны, характером потребностей населения, а с другой - уровнем развития техники, производительности труда, природными условиями. Однако как, каким образом отдельный производитель получает информацию о том, что необходимо производить? Подобные вопросы не возникают в условиях традиционного, натурального хозяйства, свойственного феодализму. Не нужна здесь и регулирующая функция права. В условиях рыночной экономики ситуация иная. Цена на рынке товаров и услуг регулируется соотношением спроса и предложения. Но для этого все собственники должны быть свободны юридически, т.е. должны самостоятельно решать, что производить, в каком количестве, по какой цене продавать. Юридическая свобода - необходимое условие для выявления экономической необходимости.

Итак, право не просто воздействует на экономику, оно - имманентная ее часть. В настоящее время в России сформулированы основные направления использования правовой формы для обеспечения реализации модели правового государства, предполагающего рыночную модель экономики. При этом в законодательстве четко определяются цели экономического развития, круг субъектов экономических отношений, регламентируется порядок разрешения споров, устанавливаются правовые формы осуществления коммерческой деятельности, антимонопольное законодательство, виды юридической ответственности.

Право и политика. Термин "политика" впервые появился в Древней Греции и происходит от греческого слова "polis" - город-государство.

В современном значении политику в самом общем виде можно определить как социальную сферу, в которой сталкиваются, борются, реализуются интересы (прежде всего экономические, материальные) больших социальных групп: классов; народов; национальных, религиозных, профессиональных сообществ и других социальных общностей. Политика и возникает как явление вместе с социальной дифференциацией общества, расслоением его на большие социальные группы, обладающие своими особыми (а порой и антагонистическими, то есть прямо противоположными) интересами. Поэтому политики не существовало в первобытном обществе, где даже индивид не отделял свои интересы от интересов родовой общины.

Нерегулируемая политическая борьба могла бы взорвать общество, уничтожить его как форму социального бытия человека, и именно поэтому возникает потребность в особой форме организации общественной власти (государство) и в особой нормативной системе социальной регуляции (право), которые призваны сохранить целостность общества в его новом состоянии.

Все это определяет политическую природу государства и права, делает их явлениями политики, политической жизни общества. Более того, государство - "главный политик", центральный субъект политической жизни и политической организации любого общества: если все другие субъекты политики (политические партии, профсоюзы, отдельные политики и др.) выражают интересы только своей социальной группы, то государство призвано направлять, координировать политическую деятельность, политическую борьбу всех других участников политики.

Право имеет политическую природу, ибо по своей сути является нормативной формой согласования воль и интересов больших социальных групп. Маркс отмечал, что "все юридическое в основе своей имеет политическую природу".

На соотношение права и политики существует две точки зрения. Первая состоит в том, что право доминирует над политикой, такое понимание сложилось в период буржуазно-демократических революций, выдвинувших идеи равенства, прав человека, правового государства, ограничения всевластия государства правами человека. Правовые нормы сдерживают и обуздывают политическую власть, которая зачастую стремиться удержаться неправовыми методами. Вторая точка зрения состоит в том, что политика доминирует над правом. Это аксиома марксизма: “Политика – концентрированное выражение экономики, а право – концентрированное выражение политики”. Такое соотношение характерно для тоталитарных режимов, которые возникают там, где политические нормы не имеют правовой опоры, где право не является ограничителем политической власти, где естественные права человека не выступают в качестве цели, осуществления политики.

Однако право может служить формой выражения и осуществления политики лишь до тех пор, пока сама эта политика строится на исходных началах права и справедливости, то есть до тех пор, пока право используется государством в соответствии с его природой. Как только государство начнет использовать законодательную власть в интересах какого-то одного социального слоя или проводить антинародную политику, правовое содержание из официальных источников улетучится и в руках государства останется бессодержательная юридическая форма ("неправовой закон"), использование которой в интересах политической конъюнктуры имеет свои пределы и может привести к разрушению всей политико-правовой системы.

Поэтому говорить о служебной роли права по отношению к политике, а тем более о верховенстве политики над правом, достаточных оснований нет. А в правовом государстве политика вообще должна быть правовой, как и вся деятельность такого государства. Исторически признано, что в демократическом обществе соотношение права и политики должно быть таким: с одной стороны право должно стать средством осуществления государственной политики через нормы публичного права, с другой стороны, политическая деятельность всех субъектов должна быть жестко регламентирована правом и не выходить за его рамки.

Воздействие политики на право выражается в различных формах, таких как: референдум и выборы; правотворческий процесс; внутренняя политика государства, а особо правовая политика; лоббизм; глобальная политика, в частности война, интервенция; террор, экстремизм, национализм; сепаратизм; революция, восста-ние, бунт, мятеж, путч и тому подобное. Право влияет на политику в таких формах, как: создание и закрепление существующих институтов, доктрин и отношений в конституционном и иных актах; их охрана; ликвидация и так далее.

Существует два основных типа взаимовоздействия права и политики: конфликт и консенсус. Особое место в данном балансе занимает государство, основной политический институт общества. Оно регулирует соотношение конфронтации и согласия, реализуя свои функции. Сущностной характеристикой триумвирата «политика – государство – право» в свете соотношения конфликта и консенсуса служит понятие «государственный режим».

Культура и право. Соотношение этих понятий зависит от того, что ими обозначается. Современная теория понима­ет под культурой общий способ человеческого существо­вания, способ человеческой деятельности и объектированный результат этой деятельности. К числу ее продуктов относят орудия труда, обычаи, системы представлений о добре и зле, прекрасном и уродливом, средства коммуника­ций и т.д.

Поскольку культура— выражение специфически человече­ского способа деятельности, постольку она по своей природе нормативна; следовательно, культурные и правовые нормы могут совпадать по своему содержанию, т.е. они могут за­ключать в себе одни и те же правила поведения. Культурная норма всегда социальна, ибо социальна человеческая деятельность, ею нормируемая. Нормативность культуры обеспечивает координацию и организацию дей­ствий индивидов, входящих в социальное целое. Нормативностъ как организационное и координационное средство про­является в форме институционализации отношений и пове­дения. Ее сутью является появление объективных, от инди­видов не зависящих правил поведения и обеспечение их выполнения.

Процесс институционализации отношений предпо­лагает их формализацию и стандартизацию. Иначе субъект общественной жизни не смог бы предвидеть действия дру­гих субъектов, связанных с ним, и обеспечить взаимодействие — самую глубинную основу любого коллективного целого, в том числе и общества. Именно сформировавшаяся институ­циональная система, регулирующая поведение людей, — одно из специфических отличий человеческого общества. Нормы культуры институционализируют отношения меж­ду людьми прежде всех прочих правил поведения. Непосред­ственно выражая качество человека, они образуют наиболее глубинную нормативную систему. То, что культурные нормы исторически первичны, несомненно. Они составляют основу всех остальных нормативных систем: нравственности, рели­гии, эстетики, права. Оставаясь нормами культуры, они толь­ко приобретают новые дополнительные качества. Итак, мораль, религия, право суть институты культуры. Именно культура определяет их содержание: сформировавше­еся вследствие эффективной практики правило поведения, вы­полнение которого чаще всего оказывается результативным, прежде всего закрепляется как культурная норма и лишь за­тем приобретает или не приобретает форму правового требования. Обращаясь к праву, можно утверждать, что все юридиче­ские нормы суть нормы культуры, но не все нормы культуры суть юридические нормы.

Осуществляемый обществом отбор культурных норм, после чего они оказываются включенными в право, производится по принципу их значимости для сохра­нения и функционирования социального целого. Если правило поведения, входящее в культуру, имеет значение для обще­ства или во всяком случае связано с осуществлением общих дел, оно должно стать общеобязательным, т.е. стать правом. При первобытно-общинном строе, когда на месте целост­ного общества существовал конгломерат кровнородственных коллективов, культурные нормы, разумеется, всеобщего зна­чения приобрести не могли, а следовательно, общеобязатель­ными, т.е. правовыми, не становились. Здесь могли институ­ционализироваться лишь личностные (а не общественные!) связи. Только после формирования обмена как универсаль­ного способа кооперации людей в общество норма культуры включалась в опосредствование социального орга­низма, становилась общеобязательной и, стало быть, право­вой. Правило поведения, не ставшее нормой культуры, в право не включается. Право, следовательно, — часть культуры.

Социализация индивида, т.е. включение его в наличную систему общественных отношений, сопровождаемое овладе­нием им культурными ценностями всякого рода, есть вместе с тем усвоение им права. Усвоенное право, ставшее свойством, собственной характеристикой личности, обеспечивает соблю­дение правил поведения юридического характера само собой, без вмешательства со стороны кого бы то ни было, в том чи­сле и государства. Сказанное относится исключительно к праву, но не к зако­нодательству, которое может являться не плодом естественно-исторического развития, а продуктом нормотворческой дея­тельности государства. Законы становятся частью культуры постольку, поскольку они совпадают с правом, санкционируя сложившиеся культурно-правовые правила поведения. Правовые нормы входят не только в структуру личности, будучи усвоенными ею, но и становятся фактом правосозна­ния.

3. Юридическая деятельность по своей природе имеет процедурный характер, т.е. осуществляется в том порядке, который предусмотрен нормами права. Определенный порядок имеют законодательная, исполнительно-распорядительная и судебная деятельность. Предусмотренному нормами права порядку подчинена правомерная деятельность всех предприятий, учреждений, организаций. В зависимости от количества совершаемых актов юридическая деятельность может иметь простой и сложный правовой режим.

В простом правовом режиме например осуществляется деятельность ОЗАГС, нотариата по бесспорным обязательствам и т.д. В сложном режиме – деятельность следователей и суда. Юридический процесс можно определить как установленные законом формы упорядочения юридической деятельности, результаты которой закрепляются посредством официальных документов.

Существует две правовые формы:

- форма юридически значимой деятельности – определяет, кто и какие действия совершает, в какой последовательности и в какой срок вправе или обязан их совершить. Совершение такой деятельности включает в себя положения о точном составе участников юридического процесса, их правах и обязанностях и порядке совершения действий участниками процесса;

- форма юридических документов, закрепляющих результат этой деятельности – определяет обязательность тех или иных реквизитов документа, последовательность их расположения, время составления и правовые последствия вынесения.

Значение правовой формы юридической деятельности и формы документов заключается в том, что они служат определенными гарантиями правильной реализации юридических норм.

Важнейшие особенности юридического процесса заключаются в том, что он урегулирован процессуальными нормами, а направлен на реализацию норм материального права. Процесс вторичен по отношению к материальному праву, производен от него, является формой его жизни. Аналогичный вывод можно сделать относительно процессуальных норм, регулирующих процессуальное производство

Принципиально иное место занимает юридический процесс в англосаксонской правовой системе. Здесь судебные процедуры явились основой развития правовой системы. Судебный прецедент стал основным источником права в Англии, т.е. материальное право сформировалось на базе юридического процесса.

Особенности юридического процесса:

1) это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц;

2) это деятельность, осуществление которой урегулировано процессуальными нормами;

3) это деятельность, направленная на принятие юридических решений общего (нормативные акты) или индивидуального (акты применения права) характера.

Юридический процесс состоит из ряда последовательно совершенных взаимосвязанных документированных действий, имеющих юридическую значимость.

Традиционно в гражданском и уголовном процессе выделяют стадии и этапы. Процессуальные стадии представляют собой крупные и относительно самостоятельные части процесса, которые включают в себя совокупность юридических действий, направленных на решение определенных целей и задач.

Этапы представляют собой части, из которых складываются процессуальные стадии. Например, в уголовном процессе выделяют 5 стадий – возбуждение уголовного дела, предварительное расследование, назначение судебного заседания, судебное разбирательство, кассационное производство. Судебное разбирательство, как и другие стадии, состоит из этапов: подготовительная часть, судебное следствие, судебные прения, последнее слово подсудимого, вынесение и оглашение приговора. Правотворческая деятельность также имеет свои стадии.

Выделение стадий и этапов имеет следующее значение:

1) определяет логическую последовательность процессуальных действий;

2) обеспечивает законность за счет осуществления предусмотренного порядка деятельности, за счет правильного совершения процессуальных действий в каждой последующей стадии.

Юридический процесс включает различные правовые процедуры и судебные процессы (судопроизводство). Указанные правовые явления имеют много общего, в частности, они представляют собой нормативно установленный порядок юридической деятельности, т.е. определенные юридические формы, нормативный режим, который обеспечивается юридическими санкциями.

Различие заключается в сфере действия. Процессуальные формы определяют отправления правосудия по уголовным, гражданским и административным делам; а правовые процедуры определяют порядок иной деятельности (заключение брака, обмен товара и т.д.). Многие процедуры в отличие от судопроизводства регулируется нормами права частично.

Виды процесса: конституционный, гражданский, уголовный, административный. Процедуры же применяются во внесудебных неюрисдиционных производствах, в законотворчестве, при выборе депутатов, образовании ЮЛ и т.д.

Существует два способа нормативного закрепления процедур:

- включение в материальные отрасли права отдельных процедурных норм, институтов, субинститутов (например, нормы о рассмотрении трудовых споров в ТК);

- издание самостоятельного нормативного акта (например, Правила оказания коммунальных услуг гражданам).

Принципы юридического процесса прямо либо косвенно закреплены в законодательстве. Многие авторы считают принципами юридического процесса главные правила юридического производства. Это нормы, закрепляющие систему юридических гарантий для достижения конечного результат, и в качестве принципиальных положений юридического процесса выступают правила-нормативы:

- о сроках совершения действий;

- об участии в производстве заинтересованных лиц;

- о возможности обжалования незаконных действий должностных лиц и т.д.

Когда закон не раскрывает содержание принципиальных положений действует аксиома: должностные лица должны незамедлительно выполнять все предписания в рамках предусмотренного производства в соответствии с принципами, вытекающими из содержания нормативного акта. Реализация данной аксиомы является одной из гарантий законности деятельности государственных учреждений, ОМСУ и т.д.

По характеру принимаемых решений юридический процесс может быть правотворческим и правоприменительным.

Результат правотворческого процесса — нормативные правовые акты. Процедуры принятия нормативных актов и степень урегулированности этих процедур процессуальными нормами существенно различаются в зависимости от органа правотворчества. Особую значимость имеет законодательный процесс, а потому со стадии законодательной инициативы и до вступления закона в силу он регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.

Результат правоприменительного процесса — принятие индивидуального юридического решения по рассматриваемому делу или вопросу. Процедуры принятия правоприменительных решений многообразны. Они более просты для органов и должностных лиц исполнительно-распорядительной власти. Наиболее сложны процедуры принятия актов юрисдикционных органов, правоприменительный процесс в которых в зависимости от характера принимаемого решения подразделяется на следующие виды:

1) производство по установлению фактов, имеющих юридическое значение;

2) процесс рассмотрения споров;

3) процесс определения мер юридической ответственности.

В литературе предлагается выделить еще одну разновидность юридического процесса — праворазъяснительный. Для этого есть некоторые основания: в ходе право-разъяснительной деятельности издаются специфические юридические решения — интерпретационные правовые акты, которые отличаются как от нормативных, так и от правоприменительных актов. Вместе с тем законодатель пока не выделяет особой процедуры принятия актов официального толкования и, следовательно, не считает такую деятельность особым видом юридического процесса.

Специфические особенности имеет также производство по исполнению правоприменительных решений: судебных приговоров, решений по гражданским делам, постановлений об административном аресте и других решений о применении мер государственного принуждения. Подобную правоисполнительную деятельность государственных органов следует рассматривать как особую разновидность правоприменительного процесса.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Билет №11 | Билет №13
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.