Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика общих методов научного познания

Понятие метода и методики исследования. Классификация методов.

Тема 3. Современные методы научного познания.

Конкретнонаучная методология

Конкретнонаучная (или частнонаучная) методология -это совокупность идей или специфических методов определенной науки, которые являются базой для решения конкретной исследовательской проблемы; это научные концепции, на которые опирается данный исследователь.

Уровень конкретнонаучной методологии требует обращения кобщепризнанным концепциям ведущих ученых в определенной области науки, а также тех исследователей, достижение которых считаются общепризнанными.

Поиски методологических основ исследования осуществляются по таким направлениями:

• изучение научных работ известных ученых, которые применяли общенаучную методологию для изучения конкретной области науки;

• анализ научных работ ведущих ученых, которые одновременно с общими проблемами своей области исследовали вопросы данной области;

• обобщение идей научных работников, которые непосредственно изучали данную проблему;

• проведение исследований специфических подходов для решения этой проблемы профессионалами-практиками, которые не только разработали, а и реализовали на практике свои идеи;

• анализ концепций в данной сфере научной и практической деятельности украинских ученых и практиков;

• изучение научных работ зарубежных ученых и практиков.

Итак, исходя из методологических основ научного исследования, необходимо четко ответить на вопрос о: предусмотренной ведущей научной идее, сущности явления (объекта, предмета исследования), разногласиях, которые возникают, стадии, этапы развития (или тенденции). Это и составляет научную концепцию исследования.

Концепция - это система взглядов, система описания определенного предмета или явления, относительно его построения, функционирования, которое оказывает содействие его пониманию, толкованию, изучению главных идей. Концепция имеет чрезвычайное значение, поскольку является единым, определяющим замыслом, главной идеей научного исследования.


Стратегические методологические положения и принципы находят свое тактическое воплощение в исследовательских приемах.

Метод это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. Это также совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Разность между методом и теорией имеет функциональный характер: формируясь как теоретический результат предшествующего исследования, метод выступает как исходный пункт и условие будущих исследований.

В наиболее общем понимании метод - это путь, способ достижения поставленной цели и задач исследования. Он отвечает на вопрос: как познавать.



Методика - совокупность методов, приемов проведения любой работы. Методика исследования - это система правил использования методов, приемов и операций.

В научном исследовании часто применяют метод критического анализа научной и методической литературы, практического опыта, как того требует уровень методики и техники исследования. В дальнейшей работе широко используются такие методы: наблюдение, беседа, анкетирование, рейтинг, моделирование, контент-анализ, эксперимент и др.

Выбор конкретных исследовательских приемов диктуется характером фактического материала, условиями и целью конкретного исследования. Методы являются упорядоченной системой, в которой определяется их место соответственно конкретному этапу исследования, использование технических приемов и проведение операций с теоретическим и фактическим материалом в заданной последовательности.

В одной и той же научной области может быть несколько методик (комплексов методов), которые постоянно усовершенствуются во время научной работы. Сложнейшей является методика экспериментальных исследований, как лабораторных, так и полевых. В разных научных областях используются методы, которые совпадают по названию, например, анкетирования, тестирование, ранжирование, однако цели и методика их реализации разные.

Классификация методов разработана слабо.

Довольно распространенным является деление основных типов методов по двум признакам:цели и способа реализации.

По первому признаку выделяются так называемыепервичные методы, которые используются с целью сбора информации, изучение источников, наблюдение, опрашивание и др.Вторичные методы используются с целью обработки и анализа полученных данных - количественный и качественный анализ данных, их систематизация, ранжирование и др. Третий тип представлен верификационными методами и приемами, которые дают возможность проверить полученные результаты. Они сводятся также к количественному и качественному анализу данных на основе измерения соотнесения постоянных и переменных факторов.

По признаку способа реализации различаютлогико-аналитические, визуальные и экспериментально-игровые методы. К первым принадлежат традиционные методы дедукции и индукции, которые различаются исходным этапом анализа. Они дополняют друг друга и могут использоваться с целью верификации - проверки истинности гипотез и выводов.

Визуальные, или графические, методы - графы, схемы, диаграммы, картограммы дают возможность получить синтезированное представление об исследуемом объекте и вместе с тем наглядно показать его составляющие, их удельный вес, причинно-следственные связи, интенсивность распределения компонентов в заданном объеме. Эти методы тесно связаны с компьютерными технологиями.

Экспериментально-игровые методы непосредственно касаются реальных объектов, которые функционируют в конкретной ситуации, и предназначены для прогнозирования результатов. С ними связан целый раздел математики - "теория игр"; с их помощью изучаются ситуации в политических, экономических, военных вопросах. Они используются в психологии ("трансакционный анализ"), социологии ("управление впечатлениями", "социальная инженерия"), в методике нетрадиционного обучения.

В прикладных аспектах гуманитарных наук целесообразно использоватьматематические методы. Математический аппарат теории вероятностей дает возможность изучать массовые явления в социологии, лингвистике. Математические методы играют важную роль при обработке статистических данных, моделировании. Однако при этом следует учитывать различия в природеобъектов и категорий гуманитарных, естественных и математических наук. Проблема состоит в определении конкретной гуманитарной сферы, в которой применение математических методов дает результаты.

Иногда методы разделяют на группы соответственно их функциональным возможностям: этапные, т.е связанные с определенными этапами исследования, и универсальные, которые используют на всех этапах. К первой группе относят наблюдения, эксперимент, а ко второй - абстрагирование, обобщение, дедукцию и индукцию и др.

Различают методы теоретических и эмпирических исследований. Такое распределение методов всегда условно, поскольку с развитием познания один научный метод может переходить из одной категории в другую.

Успех научного исследования в значительной мере зависит от умения научного работника выбрать наиболее результативные исследовательские приемы, поскольку именно они дают возможность достичь поставленной в диссертации цели.

Методы научного познания разделяют наобщие и специальные.

Большинство социальных проблем конкретных наук и даже отдельные этапы их исследования требуют примененияспециальных методов решения. Они имеют специфический характер и изучаются, разрабатываются и усовершенствуются в конкретных, специальных науках. Они никогда не бывают произвольными, поскольку определяются характером исследуемого объекта.

Общие методы научного познания, в отличии от специальных, используются в исследовательском процессе в разнообразных науках.

Общие методы научного познания условно разделяют на три большие группы:

• методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

• методы, которые используются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);

• методы или методология, которая используются на теоретическом уровне исследования (восхождение от абстрактного к конкретному, системный, структурно-действенный подход).

Методы эмпирического исследования будут представлены в соответствующем разделе.

Наблюдение - систематическое целенаправленное изучение объекта. Это наиболее элементарный метод, который является, как правило, составляющей других эмпирических методов.

Чтобы стать основанием следующих теоретических и практических действий, наблюдение должно отвечать таким требованиям:

• направленности на перспективу (наблюдение проводится для определенного, четко поставленной задания);

• планомерности (выполняется по плану, составленному соответственно задаче наблюдения);

• целеустремленности (наблюдаются лишь определенные стороны явления, которые вызовут интерес при исследовании);

• активности (наблюдатель активно ищет нужные объекты, черты явления);

• систематичности (наблюдение ведется беспрерывно или по определенной системе).

Наблюдение, как метод познания, дает возможность получить первичную информацию об объекте исследования в виде совокупности эмпирических утверждений.

Сравнение - один из наиболее распространенных методов познания. Это процесс установления сходства или отличия предметов и явлений действительности, а также нахождение общего, присущего двум или нескольким объектам.

Метод сравнения даст результат, если будет отвечать таким основным требованиям:

• можно сравнивать лишь те явления, между которыми есть определенная объективная общность;

• сравнение необходимо осуществлять по важнейшим (в пределах конкретной познавательной задачи) чертами.

Информацию об объекте можно получить двумя путями:

• непосредственный результат сравнения (первичная информация);

• результат обработки первичных данных (вторичная или производная информация).

Наиболее распространенным и важнейшим способом такой обработки являетсяумозаключение по аналогии. Объекты или явления могут сравниваться непосредственно или опосредствованно через их сравнение с любым другим объектом (эталоном). В первом случае получают качественные результаты (большее-меньшее, высшее-низшее). Сравнение же объектов с эталоном предоставляет возможность получить количественные характеристики. Такие сравнения называют измерением.

Измерение - это процедура определения числового значения определенной величины с помощью единицы измерения. Ценность этой процедуры состоит в том, что она дает точные, количественно определенные сведения об объекте. При измерении необходимы такие основные элементы: объект измерения, эталоны, измерительные приборы, методы измерения.

Эксперимент - это такой метод изучения объекта, который связан с активным и целенаправленным вмешательством исследователя в естественные условия существования предметов и явлений или созданием искусственных условий, необходимых для выявления его соответствующего свойства.

Экспериментальное изучение объектов сравнительно с наблюдением имеет такие преимущества:

• в процессе эксперимента можно изучать явления в "чистом виде", освободившись от побочных факторов, которые затеняют основной процесс;

• в экспериментальных условиях можно исследовать свойства объектов;

• эксперимент можно повторять, то есть существует возможность проводить опыт столько раз, сколько это необходимо.

Исследование объекта проводится поэтапно: на каждом этапе применяются наиболее целесообразные методы соответственно конкретной задаче. На этапе сбора фактического материала и его первичной систематизации используют методыопрашивания (анкетирование, интервьюирование) иэкспертных оценок, а такжелабораторные эксперименты (наблюдение за документальными источниками информации, тестирование) иполевые эксперименты, такие как отстраненное и скрытое наблюдения, а также "включенное" наблюдение - соучастие в исследовании.

Опрашивание дает возможность получить как фактическую информацию, так и оценочные данные, проводится в устной или письменной форме. При создании анкеты или плана интервью важно сформулировать вопроса так, чтобы они отвечали поставленной цели. Анкета может включать несколько блоков вопросов, связанных не только с уровнем периодичности использования тех или других средств, а и оценкой объекта исследования.

Разновидностью выборочного опрашивания естьтестирование, которое проводится с целью выявления существенных признаков объекта, средств его функционирования, используется в лабораторных экспериментах, если массовое опрашивание через анкетирование невозможно. Тестирования иногда проводят дважды - на начальном этапе исследования, где оно выполняет диагностическую функцию, и при завершении исследования, где оно выполняет верификационную функцию. Тесты составляют так, чтобы однозначно обнаружить те или иные свойства опрашиваемых.

Различаютформальные и неформальные ситуации тестирования, в ходе первых предусматривают получить ответы на стереотипные вопросы, вторые проводят в форме беседы на тему. Главным условием при этом есть создание атмосферы психологического комфорта и доверия. Тестирование, в отличие от других методов, дает возможность обнаружить индивидуальные характеристики объекта исследования.

Необходимо придерживаться принципарепрезентативности - достаточности фактического материала. Так, если изучаются характерные особенности молодежи, то выборка может включать все группы молодежи - учеников, городскую и сельскую молодежь, которая проживает в разных регионах страны. При несоблюдении этих условий репрезентативность выборки и цель исследования не будут достигнуты. Необходимо иметь представление прогенеральную и выборочную совокупность.

Метод экспертных оценок используется для получения сменных эмпирических данных. Проводится опрашивание специальной группы экспертов (5-7 лиц) с целью определения переменных величин, которые необходимые для оценки исследуемого вопроса. Эксперты подбираются по признаку их формального профессионального статуса - должности, научной степени, стажа работы и др.

На втором этапе исследования, методы, которые используют, имеют другое целевое назначение - обработку полученных данных, установление зависимости количественных и качественных показателей анализа, интерпретацию их содержания. Выбор и последовательность методов определяются последовательностью обработки данных.

На данном этапе широко используются методы статистического анализа: корреляционный, факторный анализ, метод импликационных шкал, контент-анализ и др.

Корреляционный анализ - это процедура для изучения соотношений между независимыми переменными. Связь между этими величинами обнаруживается во взаимной согласованности наблюдаемых изменений. Вычисляется коэффициент корреляции. Чем выше этот коэффициент корреляции между двумя переменными, тем точнее можно прогнозировать значения одной из них по значению других.

Факторный анализ дает возможность установить многомерные связи переменных величин по нескольким признакам. На основе парных корреляций, полученных в результате корреляционного анализа, получают набор новых, укрупненных признаков - факторов. В результате последовательной процедуры получают факторы второго, третьего и других уровней. Факторный анализ дает возможность подать полученные результаты в обобщенном виде.

Метод импликационных шкал - это наглядная форма измерения и оценки полученных данных, которые ранжируются по количеству или степени интенсивности признаков. Шкалы классифицируются по типам или уровням измерения. Простые шкалы дают однозначную оценку того или иного признака. Серию шкал (так называемую батарею) можно превратить в единую шкалу значений отдельных признаков. Эта процедура называетсяранжированием.

Контент-анализ занимает особое место в системе методов второго этапа исследования, поскольку он помогает дать интерпретацию содержания информации через количественные показатели. В последнее время контент-анализ понимают как качественно-количественный анализ содержания совокупности текстового массива. Контент-анализ как дополнение к традиционным методам логико-аналитического анализа применяют преимущественно к текстовым массивам (опубликованным и неопубликованным), а не конкретным текстам.

Суть метода состоит в нахождении и выделении в тексте определенных смысловых понятий, единиц анализа, которые представляют интерес для исследователя, а также определении частоты их применения в документе в зависимости от содержания. Тщательный подсчет каждой единицы наблюдения с обязательным учетом частоты его встречи в тексте дает возможность обнаружить закономерности, объективируемые в документе, которые традиционными методами определить нельзя.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Характеристика общих методов научного познания

Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования!
Генерация страницы за: 0.09 сек.