Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция: статическое электричество

СМЕЛЫЙ

Эмаль зубов

Эпителий ротовой полости

Рецепторные клетки (Органы зрения и слуха)

Волосы, ногти

Нервная трубка и все нервные клетки

Типы речевых культур

 

Предложила разделение на данные типы О.Б. Сиротинина

1. Элитарная р.к. – эталонная реч. культура, характеризующаяся свободным владением всеми возможностями языка включая и его творческое использование. Ей присуще строгое соблюдение всех норм, богатство, выразительность, аргументированность, логичность, доступность, ясность изложения, соблюдение всех этических норм: вежливость, отсутствие грубых нецензурных выражений, отсутствие категоричности, повышенного тона общения, представитель должен владеть всеми функциональными стилями литературного языка.

2. Средне-литературная реч. культура – это тоже достаточно высокий тип речевой культуры. Характеризуется меньшей строгостью соблюдения норм, также владением 2-3 стилями языка, смешением устной и письменной речи, когда в устную речь попадают книжные штампы, является самым массовым во всех сферах общественной жизни. Представители допускают нарушение этических норм, переходят часто на «ты» общение, используют небольшое количество формул, отличаются категоричностью высказываний и оценок и т.д.

3. Литературно-разговорная и фамильярно разговорная речевая культура

Они могут быть разновидностью средне-лит. реч. культуры, если общение протекает в неофициальной обстановке, в сфере близкородственного общения. Эти типы допускают использование сниженной лексики (жаргонизмы, просторечные выражения, бранных слов) при общем соблюдении норм произношения. Отход от норм языка наблюдается.

4. Просторечие и профессионально-ограниченная речевая культура. Просторечие является низким показателем низкого образовательного и культурного уровня. Этот тип отличают весьма ограниченный запас слов, синтаксическая монотонность, высокая частотность экспрессивных средств, ругательств, слов паразитов, междометий. Сознавая ущербность своей речевой культуры, носители просторечия часто включают в свою речь иностранные и книжные слова, без учета их лексического значения.

 

 

Производные эндодермы:

1) Эпителий желудка и кишки

2) Все пищеварительные железы (печень, поджелудочная железа)

3) Эпителий легких и возд. путей

4) Передние и средние доли гипофиза

Производные мезодермы:

1) Скелет

2) Скелетная мускулатура

3) Дерма кожи

4) Выделительная и половая система

Лекция 10.

 

 

 

       
   
 

 


смело смелеть

смелость

осмелеть посмелеть

смельчак

осмелиться

 

 

Словообразовательная м о д е л ь – это тот образец, по которому могут быть построены слова одного и того же словообразовательного типа. Например, глаголы влажнеть, темнеть построены по одной модели:

[ (влажн -) + е ]+ ть

[(тёмн -) + е ]+ ть

В общем виде такая словообразовательная модель выглядит следующим образом: [(основа прилагательного) + е = глагол, называющий действие по его признаку].

 

2. Как известно, пополнение системы языка новыми словами осуществляется двумя путями: 1) в результате различных способов словообразования, свойственных русскому языку; 2) в результате заимствования слов из других языков.

Преимущественно язык обогащается новыми словами в процессе их образования различными способами на основе существующего в языке лексического материала.

Появление новых слов в составе языка происходит разными путями, поэтому необходимо различать собственно словообразование и словопроизводство. Словообразованием следует назвать процесс, при котором новые слова возникают не по существующим в языке моделям, а в результате переоформления готовых сочетаний слов в новую лексическую единицу. Подобные слова образуются в языке как бы сами по себе. Например, было словосочетание сего дня, из него образовалось новое слово сегодня; или долгоиграющая, быстрорастворимый, вечнозелёный и им подобные, которые также образованы путём слияния ранее свободных слов словосочетания в одно слово. Сюда же можно отнести и возникновение омонимичных слов, которые разошлись в своём значении и образовали две самостоятельных лексических единицы: мир – мир, следить – следить, вокруг – вокруг (Тихо вокруг. Ходить вокруг дома.) Изменения в этом случае происходят в смысловой, а не фонетической структуре слова.

При словопроизводстве слова сознательно создаются говорящими в процессе речевой деятельности по существующим в языке словообразовательным моделям.

Традиционно в словообразовании выделяют морфологические и неморфологические способы.

а) Морфологические способы словообразования следовало бы назвать морфемными, или аффиксальными, так как именно морфемы выполняют функцию словообразовательного форманта.

Морфологические способы словообразования характеризуются следующими чертами:

· Наличием производящей базы, в качестве которой могут выступать: а) слово: читать – перечитать; б) основа: чита- + к = читка; в) основа словоформы: за рек(ой) + j = заречье; г) словосочетание: овсяная каша – овсянка;

· Образованием производного слова от производящего в один шаг, на основе бинарного принципа: производящая база + формант: преподава- + тель = преподаватель;

· Образованием слов по действующим в языке продуктивным словообразовательным моделям, при этом «старые слова» могут быть образованы по моделям непродуктивным (жених, пастух, жизнь, боязнь).

В зависимости от количества производящих баз, участвующих в образовании нового слова, выделяют слова простые (от одной производящей базы) и сложные, или композиты.

Если в словообразовании принимает участие прерывистый формант, то это чистые способы словообразования, если – непрерывный, то это смешанные способы словообразования.

К «чистым» способам словообразования относят префиксацию, суффиксацию, постфиксацию.

Префиксация – это образование новых слов путём присоединения к производящей базе префикса. Это самый простой способ словообразования, который действует при образовании всех частей речи, кроме числительных. Наиболее продуктивен префикс в системе глагола: думать – придумать, передумать, задумать, подумать. Как правило, префиксы присоединяются к целому слову.

Суффиксация – это образование новых слов путём присоединения к производящей базе суффикса. Суффиксация – это самый продуктивный способ словообразования, который участвует в образовании практически всех частей речи в русском языке: лететь – лётчик, красный – красноватый, лень – лентяй, летать – летательный, участие – участвовать.

Слова, образованные суффиксальным способом, могут принадлежать как к той же части речи, что и производящая база, так и к другой части речи, например: солист – солистка, глаз – глазной.

Присоединяясь к основе слова, суффиксы вызывают морфонологические изменения: чередование (враг – вражеский), усечение (утка – утиный), интерфиксацию (шоссе – шоссейный).

Разновидностью суффиксального способа словообразования является нулевая суффиксация, при которой в качестве словообразовательного форманта выступает нулевой суффикс. О таком способе словообразования говорят, если анализируемое слово воспринимается как производное от какого-либо однокоренного слова, но при этом разница в значении мотивирующего и мотивированного слова такова, что она обычно выражается суффиксом. Этим способом образуются имена существительные, мотивированные: а) глаголами, например: выходить – выход, шуметь – шум; б) прилагательными, например: глухой – глушь, синий – синь; в) порядковыми числительными, например: четвертый – четверть, третий – треть.

Перечисленные образования являются общепризнанными. Однако другие дериваты с нулевым суффиксом вызывают в лингвистике споры. Например, в таких словах, как кума, супруга устанавливают флективный способ словообразования. Ряд лингвистов признают здесь за окончанием две функции – словообразовательную и формообразующую, другие же считают, что в этом случае имеет место нулевая суффиксация: [(кум) + ^]+ а.

К спорным вопросам относится и вопрос об образовании порядковых числительных и некоторых прилагательных, например: пять – пятый, золото – золотой.

Постфиксация – это способ словообразования, при котором новое слово образуется путём присоединения к производящей основе постфикса. Производящее слово относится к той же части речи, что и вновь полученное производное. Постфиксальный способ распространён при образовании глаголов: прощать – прощаться; неопределённых местоимений: кто-то, что-либо; наречий: где-нибудь, куда-то.

Вторую группу составляют смешанные способы словообразования. Суть этих способов состоит в том, что к производящей основе прибавляется прерывистая морфема, но при этом делается один словообразовательный шаг.

Доказательством того, что слово образовано смешанным способом словообразования, является тот факт, что, убрав одну часть прерывистой морфемы, мы получаем несуществующее слово, например, в слове подснежник, убрав морфему под-, получаем слово снежник, которого нет в русском языке; убрав суффикс – ник-, получаем слово подснеж, которого также не существует.

К смешанным способам относят: префиксально-суффиксальный, префиксально-постфиксальный, суффиксально–постфиксальный, префиксально-суффиксально-постфиксальный.

Префиксально-суффиксальный способ – это образование новых слов путём присоединения к производящей базе одновременно приставки и суффикса. В этом случае словообразовательным формантом является функциональное единство префикса и суффикса. Различают две разновидности этого способа:

· циркумфиксацию, при которой новое слово образуется на базе предложно-падежных форм имени существительного. При этом предлог превращается в приставку, а к производящей базе одновременно прибавляется суффикс, например: без заботы – беззаботный, за Уралом – Зауралье;

· конфиксацию, при которой новое слово образуется от основы какой-либо части речи одновременным присоединением префикса и суффикса, например: нос – переносица, прежний – по-прежнему, окно – подоконник. Она характеризуется тем, что вторая часть прерывистой морфемы может выступать в нулевой форме, например: без головы – безголовый, без языка – безъязыкий.

Префиксально - постфиксальный способ словообразования – это образование нового слова путём присоединения к производящей основе одновременно приставки и постфикса, например: зевать – зазеваться, ехать – разъехаться.

Суффиксально – постфиксальный способ словообразования – это образование новых слов путём присоединения к производящей основе одновременно суффикса и постфикса. Таким способом образуются только глаголы от имён существительных и прилагательных, например: гордый – гордиться, толпа – толпиться.

Префиксально – суффиксально – постфиксальный способ словообразования - это образование новых слов путём присоединения к производящей основе одновременно трёх словообразовательных формантов – суффикса, префикса и постфикса. Этот способ словообразования имеет место только при образовании глаголов от других глаголов или от имён существительных, например: банкрот – обанкротиться, шептать – перешёптываться.

Особо выделяется безморфемный способ словообразования, или усечение производящей базы. Этот способ словообразования активно действует в современном русском языке для слов, мотивированных одной базой. Суть этого способа состоит в том, что производящая база усекается механически, но не на морфемном шве, при этом никакого нового значения у слова не появляется. В этих случаях нельзя говорить о нулевой суффиксации, где у производного слова обязательно появляется новое значение по сравнению с производящей базой. Этим способом образованы, например, слова заместитель – зам., автомобиль – авто. Базой для безморфемного способа словообразования могут служить устойчивые словосочетания субстантивного типа, например: самоцветный камень – самоцвет. Усечение на базе словосочетаний называется универбацией.

Усечение может сопровождаться суффиксацией, то есть к усечённой основе присоединяется одновременно суффикс, например: общежитие – общага, алкоголик – алкаш. Этот способ словообразования распространён в современном русском языке в сфере разговорной речи, например: телик, видик.

Кроме дериватов, мотивированных одной производящей базой, в русском языке выделяются дериваты, мотивированные двумя и более словообразовательными базами. Эти слова называются сложными словами, или композитами.

Все композиты делятся на цельнооформленные и составные. Формантом при таком способе словообразования является закреплённый порядок следования частей (лесостепь) или интерфикс (нулевой или материально выраженный). Между частями сложного слова могут устанавливаться сочинительные отношения, если обе части равноправны по значению, например: диван – кровать, кресло – качалка. Однако чаще в сложных словах имеют место подчинительные отношения: одно слово опорное, главное, а второе – зависит от него, то есть подчиняется, например: лесозаготовка, то есть заготовка леса, при этом зависимое слово обычно стоит перед главным.

Среди композитов выделяют слова, образованные, во-первых, способом чистого сложения, а, во- вторых, способом смешанного сложения.

Различают две разновидности чистого сложения:

· Первый компонент основа слова, а второй – целое слово: первоисточник, слепоглухонемой. Сложение основы и слова происходит, как правило, с помощью соединительных гласных о/е, то есть с помощью интерфикса.

· В состав производного слова включаются все производящие слова: ракета – носитель, диван – кровать. Компоненты нового слова равноправны и по оформлению, и по смыслу, то есть вторая разновидность чистого сложения выглядит, как слово + слово.

Слова, образованные этим способом, называются сложносоставными, а сам способ – словосложением. Сложносоставные слова занимают промежуточное положение между целостными дериватами и сочетаниями слов. Обладая цельнооформленностью, они характеризуются смысловой и формальной автономностью компонентов, многие из которых сохраняют самостоятельное словоизменение в рамках деривата, например: ракета – носитель. В основном сложносоставным способом образуются имена числительные и имена существительные.

Примечание: переходный между сложными и сложносокращёнными словами тип образуют слова, которые возникли путём сложения части основы и целой основы. Его образуют только имена существительные, например: автостанция, медсестра, агитпункт.

Различают три разновидности смешанного сложения: сложение с суффиксацией, сложение с префиксацией, сложение с префиксацией и суффиксацией.

Сложение с суффиксацией, или сложно - суффиксальный способ словообразования состоит в том, что сложение производящих основ сопровождается суффиксацией (материальной или нулевой), например: разн(о)язычный, сен(о)косилка, мор(е)плаватель. Способ особенно продуктивен для образования имён существительных и прилагательных.

Сложение с префиксацией, или сложно – префиксальный способ словообразования состоит в том, что сложение производящих основ сопровождается префиксацией, например: умир(о)творить, иссин(е) – чёрный. Слова, образованные таким способом в русском языке крайне редки.

Суть сложно – префиксально – суффиксального способа состоит в том, что сложение производящих основ сопровождается одновременным присоединением суффикса и префикса, например: Причерноморье, втридорога. В этом случае допускается двойная мотивация.

Особо следует сказать о безморфемном способе образования слов, мотивированных двумя и более производящими базами. Он называется аббревиацией, или сложносокращённым способом словообразования. Аббревиация представляет собой образование новых слов с помощью чистого сокращения. В целом этот способ словообразования нетипичен для русского языка, а поэтому ограничен в своём действии и непродуктивен. В этом случае усечение основы (или основ) происходит не на морфемном шве. В процессе аббревиации основы производящих слов входят в состав производного слова в усечённом виде, например: Совет министров – Совмин, Организация Объединённых Наций – ООН. Аббревиатура синонимична исходному словосочетанию, словообразовательным формантом выступает закреплённый порядок следования частей.

Известны следующие типы аббревиатур: а) буквенные: ВДНХ, МГУ, БГУ; б) звуковые, или фонемные: ТЮЗ, вуз, загс; в) слогово-словоформные: оргвыводы, замдекана, управделами; г) слоговые: облоно, гороно; д) составленные соединением начальных частей основ двух и более слов, например: профком, завком.

 

Морфологические способы словообразования характеризуются тем, что в структуре производного слова обязательно происходят изменения. Морфологическим способам словообразования противопоставлены неморфологические. Все неморфологические способы словообразования характеризуются тем, что во внешнем облике производного слова никаких изменений не происходит. Внешняя структура не меняется, а переосмысливается.

б) Неморфологические способы словообразования.

Среди неморфологических способов принято выделять: лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический, лексико-семантический.

Лексико-синтаксический способ словообразования – это образование новых слов на базе словосочетаний, например: сегодня, сумасшедший, вперёдсмотрящий.

Образование новых слов этим способом происходит в процессе длительного словоупотребления. Словосочетание не сразу превращается и воспринимается как новое слово, при этом оно ничего не меняет в своём внешнем облике, кроме орфографии. Слова, образованные лексико-синтаксическим способом, часто сохраняют в своём составе бывшие окончания или приставки, например: сегодня, отсебятина.

Лексико-синтаксический способ словообразования может сопровождаться суффиксацией: сиюминутный, ничегонеделание. Слов, образованных лексико-синтаксическим способом, в русском языке довольно много, но большая часть этих слов воспринимается носителями языка как непроизводные, например: спасибо – спаси бог, будто – будь то, если – есть ли.

Разновидностью лексико-синтаксического способа является сращение. Это сложение двух полнозначных слов, которые ранее образовывали словосочетание с подчинительной связью между компонентами. Первую часть слов составляют обычно наречия, при их образовании нельзя говорить о соединительной гласной, так как наречия – неизменяемые части речи. Вторую часть слова составляют прилагательные или причастия, перешедшие в имена прилагательные, например: быстрорастворимый, легкоусваеваемый, долгоиграющий, вечнозелёный.

Таким способом образуются в основном имена прилагательные, которые носят обычно терминологический характер. При этом составные части сращения сохраняют своё лексическое значение. Словообразовательным формантом при этом способе словообразования выступает закреплённый порядок следования частей и ударение.

Морфолого-синтаксический способ словообразования (лексико-грамматический) – это появление новых слов в результате перехода слова или словоформы из одного лексико-грамматического класса в другой, то есть из одной части речи в другую. Фонетически новых слов при этом не образуется, но происходят изменения в грамматических свойствах исходного слова, что приводит к переходу в другой лексико-грамматический класс. С помощью лексико-грамматического способа пополняется класс как знаменательных, так и служебных слов.

Слово, переходя в другую часть речи, утрачивает «свои старые» морфологические и синтаксические особенности и приобретает новые. Во внешнем облике слова при этом ничего не меняется.

Формантом является переосмысление парадигмы, то есть парадигма одной части речи начинает использоваться для выражения значений другой части речи. В качестве примера можно привести такие слова, как передняя, столовая, мостовая, мастерская, запятая. Это существительные, возникшие на базе имён прилагательных, при этом они приобретают категорию рода, числа и падежа уже независимую от существительных, которые теперь при них не употребляются.

Выделяют следующие разновидности морфолого-синтаксического словообразования:

· субстантивацию – переход слов других частей речи в имена существительные: мороженое, учительская, запятая, горничная, портной, военный и т.д.;

· адъективацию – переход слов других частей речи в имена прилагательные, чаще всего это причастия, например: учащиеся, трудящиеся, блестящие способности; а также имена существительные: настоящее, прошедшее, будущее;

· прономинализацию – переход слов других частей речи в местоимения, например: остались одни, в определённый момент;

· адвербиализацию – переход слов других частей речи в наречия, например: зимой, летом, бегом, пешком, хором;

· переход самостоятельных частей речи в служебные, например: благодаря дождям, ввиду дождя, в течение суток, несмотря на погоду, в области искусства;

· переход слов других частей речи в междометия, например: караул, ба, батюшки.

Самый распространённый тип перехода – субстантивация. Некоторые имена прилагательные уже так давно перешли в существительные, что уже воспринимаются только как эта часть речи. Такой переход называется полной субстантивацией, например: портной, запятая, мостовая. При неполной субстантивации слово может выступать как в роли прилагательного, так и в роли существительного, например: военный, скупой.

Субстантивация может действовать синхронно, так как практически любое прилагательное может в определённом контексте перейти в существительное.

Лексико-семантический способ словообразования – это такой способ, при котором новая лексическая единица возникает в результате изменений в семантике уже существующего слова. Этот процесс всегда диахронный, так как процесс переосмысления слова – результат длительного словоупотребления.

Процесс появления слов-омонимов проявляется в русском языке в силу того, что лексическая единица, получая новое смысловое значение, продолжает какое-то время употребляться и со своим старым значением.

Лексико-семантический способ словообразования заключается, таким образом, в том, что разные значения одного и того же слова превращаются в разные слова, которые теперь осознаются как совершенно самостоятельные и независимые единицы.

В результате действия лексико-семантического способа словообразования фонетически новых слов не возникает: новыми лексико-грамматическими свойствами облекается тот звуковой комплекс, который в языке уже был.

Лексико-семантическим способом образованы, например, слова: среда (день недели) – среда (окружение); добро (имущество) – добро (качество человека в противовес злу); следствие (вывод) – следствие (расследование).

Итак, при лексико-грамматическом способе образование новых омонимичных слов связано лишь с изменением смысловой структуры производящего слова и не затрагивает грамматических свойств или морфемного членения.

 

3. Выполнить словообразовательный разбор – значит определить, от какого слова, с помощью какого способа словообразования появилось новое слово. То есть задача словообразовательного анализа – определить, как образовано новое слово.

При словообразовательном анализе происходит членение слова на две части: производящую основу и аффикс, с помощью которого новое слово образовано. Поэтому в центре внимания здесь не членимость на морфемы, а соотношение между производной и производящей основами.

Типичной трудностью при словообразовательном анализе является то, что способ словообразования ошибочно определяют, ориентируясь только на морфемный состав слова, а не соотносят данное слово с его непосредственным предшественником. При словообразовательном разборе важно найти «ближайшего родственника». Для этого необходимо чётко определить мотивацию, опираясь на семантику производного и производящего слов.

1. Часть речи.

2. Мотивирующее слово (словосочетание, предложно-падежная форма).

3. Тип мотивации (прямая, переносная, метафорическая, фразеологическая). Указать единственная или множественная мотивация.

4. Производящая база.

5. Тип словообразовательного форманта.

6. Морфонологические явления при образовании деривата.

7. Тип деривации (лексическая, синтаксическая, эквивалентная).

8. Словообразовательная модель.

9. Способ словообразования.

Характеристика словообразовательной модели с точки зрения ее продуктивности/непродутивности.

Приведем в качестве примера словообразовательный анализ слова очаровательный.

1. Очаровательный – прилагательное;

2. мотивировано словом очаровать;

3. Мотивация прямая, единственная.

4. Производящая база – основа глагола очарова ть.

5. Словообразовательный формант – суффикс – тельн

6. Морфонологические явления не наблюдаются.

7. Синтаксическая деривация.

8. [ (очарова-) + тельн ] + ый

9. Способ словообразования морфологический, суффиксальный.

10. Модель продуктивна в современном русском языке.

 

1. Статическое электричество. Воздействие статического электричества на организм человека.

2. Защита от статического электричества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Информатика. Базовый курс. 2-е издание / Под ред. С.В. Симоновича. – СПб.: Питер, 2005 – С. 24-26, 398-423 | К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.