Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русский футуризм. Поэтика В. Маяковского

После кризиса символизма, в 1911 – 1913 гг., рядом с акмеизмом начал складываться поэтический авангард. Авангард объявлял о полном разрыве с культурно-исторической преемственностью. Футуризм, таким образом, явление авангардистское. Русский футуризм развился на фоне первых шагов футуристического искусства в западных странах (Италия – манифесты поэта Томмазо Маринетти). Русские футуристы постоянно оглядывались на символистов, но для того чтобы просто подвергнуть их отрицанию и самим сделать «наоборот». Русский символизм и русский футуризм – «кривозеркальные» двойники. Символистской мистике футуристы противопоставили вульгарный материализм. Синтез у футуристов – по линии литература – живопись, а не литература – музыка, как у символистов. Поиск скрытых смыслов в словах футуристы заменили созданием неологизмов. «Пощечина общественному вкусу» (1912) – литературный манифест футуристической группы «Гилея» (кубофутуристы), подписанный Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым. Здесь в праве на существование было отказано даже русским классикам – футуристическое отрицание было глобальным и абсолютным. Один из принципов литературной техники – языковая «неправильность». Деэстетизация (поэтизация безобразного) – у кубофутуристов.

Первым обратил на себя внимание эгофутуризм. Его создатель – Игорь Северянин (И.В. Лотарёв). Писал подчеркнуто легкомысленные стихи, поэзы. Герой Северянина – самовлюбленный фат, а героиня – будуарная куколка (в пику символистским герою и героине – рыцарю-монаху и Прекрасной Даме). Эгофутуризм не имел четкой теории, если не считать возвеличения личности и эгоизма. «Манифесты» эгофутуристов – это набор невнятных выкриков. Также у них не было четкой организационной структуры, единой группы. Северянин имел необыкновенный успех на эстраде. «Поэзоконцерты». Талантливые стихи «дурного вкуса» («…Моя двусмысленная слава / И недвусмысленный талант»). Северянин подчеркивал иронический характер своего таланта. Пошлость, в которой его обвиняли – это на самом деле авторская ирония над пошлостью. Стихотворение «Сувенир критике». Балансирование на грани иронии и «не-иронии» (стихотворение «Увертюра»: «Ананасы в шампанском!..»). Рассчитанность на двоякое прочтение. Тонкая и разнообразная работа со словом. Ассонансы, диссонансная рифма (стихотворение «Диссона»). Неологизмы (особенно с приставкой о-: оэкранен, офиалчен). Прихотливая ритмика. Сверхдлинные строки. Сборник «Громокипящий кубок» (1913). Политические взгляды поэта отличались независимостью и скепсисом: стихотворение «Крашеные».

Кубофутуризм. Кубофутуристы довели до предела отрицание предшествовавшей культуры. Альманахи «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас». Первоначальные стимулы кубофутуристы получили от новейшей французской живописи (Пикассо). Перенесли на поэзию принципы кубистической живописи с разложением предметов на элементарные геометрически фигуры. Заумная поэзия, в которой читатель вообще не должен понимать смысл слов. На первый план выдвигается звучание. Давид Бурлюк. Велимир Хлебников – творческий центр кубофутуристов. У него – авторские неологизмы, «заумный» язык («бобэоби», «вээоми», «пиээо»). Стихотворение «Заклятие смехом». Синтез у Хлебникова: в своих произведениях он демонстрирует синтез на уровне слова (его неологизмы – это синтез нескольких самостоятельных слов в форму одного слова), на уровне целого произведения (прозаический текст плавно переходит в стихотворный – «Дети Выдры»). Более того, в своих произведениях он вообще переступает границы искусства как такового: в художественный текст вторгаются математические выкладки («Зангези»).

Владимир Владимирович Маяковский (1893 – 1930). До революции: противопоставление поэта и толпы (старая романтическая поза) выражается Маяковским гиперболически, через деэстетизацию, грубость. Самое ненавистное для Маяковского – быт, уют. В первых стихах – словесный образ ориентируется на живопись («Ночь», «Утро»). Технически очень изобретательный поэт. «Неправильность» языка как результат намеренной работы (подмены падежей и др.). Неологизмы. Метафоричность Маяковского – это не способ «украсить» стихотворную речь, а уникальная манера мыслить. Новаторская непредсказуемость Маяковского в лирике. Поэзия его всегда нацелена на предельно конкретные темы, посвящена жизни души лирического героя, человека, не мыслящего себя вне общественной борьбы, вне современной действительности. Оригинальные повороты традиционных тем: тема поэта и поэзии в стихотворении «Скрипка и немножко нервно» и др. Трагическую окраску поэзии Маяковского досоветского периода придает восприятие существующего в мире социального устройства как бесчеловечного. Ненависть к культу денег, к подавлению свободы личности. Синтез лирического и гражданско-публицистического начал: «Облако в штанах» – переплетение любовной темы с социальным обличением. Специфика тонического стиха Маяковского. Трагедия «Владимир Маяковский». Поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек». Стихотворная пьеса «Мистерия-буфф». В поэме «Облако в штанах» – конфликт поэта и пошлого мира. После революции трагизм не исчезает из его поэзии, но приобретает латентную форму. В разгар НЭПа – осуждение мещанства. Поэмы «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!», «Во весь голос» (не окончена). Самая значительная и сложная поэма – «Про это» (1922—1923). Блестящая сатира в комедиях «Клоп» (сатира на мещанство) и «Баня» (сатира на партийно-советскую бюрократию). Произведения советского периода подпорчены искусственными попытками автора «быть понятным народу». Остроумие переходит в грубоватую иронию, шутки порою делаются плоскими. Маяковский – создатель ЛЕФа (левый фронт искусств). ЛЕФ развивал теории, обрекающие искусство на смерть: художественное творчество должно быть заменено «литературой факта», выполняющей «социальный заказ». Задача поэта – облекать в поэтическую форму политический лозунг. Маяковский поздно осознал свою трагедию – человека, который видел в добровольном отказе от самой сущности своего Я великую жертву, приносимую революции и большевикам.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Поэзия А. Ахматовой | Проза Л. Андреева: проблема художественного метода
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.