Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития информационных процессов




 

Развитие информационных процессов в обществе тесно связано с развитием цивилизации. История цивилизации прошла несколько крупных периодов развития, определяемых характером тех систем и явлений, которые были вовлечены в сферу главных интересов и потребностей общества.

В каждый из периодов создавались концепции мира, своя картина природы и как следствие оказывала влияние на развитие информационных процессов в обществе.

Историю развития информационных процессов можно рассматривать только в связи с развитием социальных процессов общества, естествознания, математики [1, 6 стр.], технических и других наук. Достижения в области науки давали импульс развития информационных процессов, что в свою очередь способствовало дальнейшему развитию общества.

Проследим развитие средств информационного труда, связанных с важнейшими информационными процедурами, задачами накопления, обработки и передачи информации. Задачи накопления, обработки и передачи информации стояли перед человечеством на всех этапах его развития. Долгое время средства хранения (таблица 3.1), передачи (таблица 3.2) и обработки (таблица 3.3) информации развивались относительно независимо. Этот период в развитии средств информационного труда называется предисторией.

Первая информационная революция была связана с изобретением письменности. Письменность создала возможность для накопления и распространения знаний, для передачи знаний будущим поколениям.

Вторая информационная революция (XVI век) связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным сделать информацию общедоступной. Грамотность становится массовым явлением, оказывает влияние на рост науки и техники. Происходит создание общечеловеческой цивилизации.

Таблица 2.1

Хранение информации
1.Наскальное сохранение информации (20-25 тысяч лет), выполненные на стенах пещер, на скалах и камнях в форме резьбы, рельефа
2.Пергаментные свитки, изготавливаемые из кожи животных и служащие материалом для письма с второго века до н. э.
3.Бумага впервые получена в Китае во II веке нашей эры состоит преимущественно из растительных волокон. В Европе распространилась в IX веке
4.Книгопечатанье изобретено в середине XV века немцем Иоганном Гутенбергом. В России в середине XVI века
5.Фотография (1839 г, Франция). Получение видимого изображения объектов на светочувствительном фотографическом материале (Л. Дагер и Ж. Ньепс)
6.Кино (1895 г.). Съемка на кинопленку движущихся объектов для последующего воспроизведения полученных снимков на экран (братья Люмер)
7.Магнитофон. Устройство для записи звуков
8.Видиомагнитофон. Устройство для записи изображения и звуков

 

Третья информационная революция (конец XIX века) связана с изменениями в средствах связи, с возможностью передавать информацию на любые расстояния.

Четвертая информационная революция (вторая половина XX века) связана с появлением микропроцессорной техники, что сказалось на качественном изменении в средствах обработки информации, связи и хранения информации.

 


Таблица 2.2

Передача информации
1. Речь, слух и зрения (средства ближней связи).
2. Почта - первое средство дальней связи.
3. Костровая связь. Сигнальные огни, дымы использовались для увеличения скорости передачи важных сообщений.
4. Оптический телеграф (1794 г, Франция). Между городами возводились башни, которые находились друг от друга на расстоянии прямой видимости. На каждой башне устанавливались семафоры (сигнальные устройства).
5. Электрический телеграф (1832, Россия). Передача на расстояние дискретных сообщений с обязательной записью их в пункте приема.
6. Телефонная связь(1876, США). Передача на расстоянии речевой информации.
7. Радиосвязь (1895, Россия).
8. Телевидение. Передача на расстоянии изображения.

Таблица 2.3

Обработка информации
1. Пальцы - первые счетные средства человека.
2. Абак (четвертое тысячалетие до.н.э.XVI век). Доска, разделенная на полосы, где передвигались кости или камешки для выполнения арифметических операций.
3. Русские счеты (XVI век)
4. Таблицы логарифмов (XVII век).
5. Машина Паскаля (1642 г.) - первая счетная машина предназначена для сложения многоразрядных двоичных чисел.
6. Арифмометр (1673 г. Г.В. Лейбниц). Механическая машина для выполнения арифметических операций над числами.
7. Аналитическая машина Чарльза Бэббиджа (XIX век).
8. Микрокалькулятор. Электронное устройство для выполнения арифметических операций.

 

3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Особенностью современного этапа развития общества является переход от индустриального общества к информационному обществу.

Этот термин впервые использован в Японии и определен как общество, в котором в изобилии циркулируют высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распространения и использования. В информационном обществе во все сферы жизни и деятельности членов включаются средства информатики в качестве орудий интеллектуального труда, открывающих доступ к библиотекам, позволяющих обрабатывать любую по своей форме информацию, моделировать и прогнозировать развитие реальных процессов, управлять производством, автоматизировать обучение и т. д.

Процесс перехода к информационному обществу называют информатизацией, под которой понимают организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

К основным тенденциям развития информационного общества относятся изменения структуры экономики и труда, а также изменения, происходящие в сфере образования и укладе жизни людей.

Информацизация изменила характер труда в традиционных отраслях промышленности. Так в станкостроительной отрасли в США за десять лет произошло на порядок сокращение числа занятых человек за счет внедрения на сборочных линиях роботов и манипулятором.

Переход к информационному обществу сопровождается переносом центра тяжести в экономике с производства материальных благ на оказание услуг. Вторая половина XX века сопровождалась перетоком людей из сферы материального производства в информационную сферу. Значительно разросся социальный строй, который называют «белые воротнички» - люди, занимающиеся только обработкой информации. Так в США в конце XX века 47 % людей было занято в информационной сфере.

Появился развитый рынок информационных услуг, включающий секторы деловой, профессиональной, потребительской, образовательной информации.

Информатизация общества затрагивает сферу образования. Основным тезисом является то, что образование должно быть доступно для каждого человека. В настоящее время общество требует постоянного обучения каждого его члена, должен выполняться принцип пожизненного повышения квалификации. Экономически развитые страны создают системы непрерывного образования.

В свою очередь уровень образования общества определяет степень его развития и продвижения к информационному обществу.

Информатизация общества существенно оказывает влияние на повседневную жизнь людей.

По данным социологического исследования в США, уже сейчас до 10% работающих могут выполнять свою работу, не выходя из дома. Многие создаваемые в настоящее время фирмы основаны на самостоятельной занятости их работников, которая не требует регулярного прихода в офис.

Возрастает количество детей, не посещающих школу, а обучающихся индивидуально на дому с помощью дистанционных автоматизированных обучающих систем и электронных учебников. Под вопросом оказывается стержневой элемент современной школы - классно-урочная система образования.

Изменения происходит в досуговой деятельности. Компьютерные игры занимают у части людей заметное время, трансформируют психику, подменяя действительность виртуальной «реальностью».

Происходят изменения в области торговли, появляются Интернет-магазины, создаются предпосылки для ликвидации современной системы торговли.

В жилище человека внедряется информатизация, появляется понятие интеллектуального здания.

Революционные изменения информатизация общества оказывает свое влияние на транспорт.

Информатизация общества проявляет противоречия, которые обостряются по мере продвижения к нему.

Информационные технологии разрушают частную жизнь людей и организаций, оказывают негативное влияние на общество со стороны средств массовой информации, появляются антиобщественные формы использования информации, встают проблемы информационной этики.

Информатизация общества усиливает социальную напряженность за счет появления информационного неравенства. Информационный ресурс общества распределяется неравномерно. Каждая социальная группа общества имеет доступ к различным информационным ресурсам.

Внедрение информационных технологий, автоматизация процессов производства и оказания услуг ведет к сокращению количества рабочих мест в экономике, что ведет к массовой безработице.

Столкновение общества с виртуальной реальностью, в которой трудно различается иллюзия и действительность влияет на сознание и психику членов общества.

Информатизация общества породило информационные войны, информационные агрессии, в которых одно государство оказывает информационное воздействие на другое государство с целью получения выигрыша в материальной сфере.

Увеличивающиеся объемы передаваемой информации вызывает информационный кризис, когда поток информации, столь велик, недоступен обработке за приемлемое время.

Информатизация общества происходит одновременно с коренным изменением технологии производства, что в свою очередь способствует возникновению новых средств хранения, передачи и обработки информации. Появление этих средств дает новый импульс в развитии информационных процессов и общества. Этот процесс бесконечный, в который вовлечена вся действительность.

Уже в ближайшие годы предстоит столкнуться с носителями, которые позволят хранить все знания накопленные человечеством в кармане. Использование нейрокомпьютеров позволит на порядки ускорить процессы обработки информации. Средства передачи информации позволят передавать информацию со скоростями 1000 Гбайт в сек. Принципиальное изменение произойдет в средствах взаимодействия человека и технических средств.

Новые революционные изменения откроют новые горизонты и поставят очередные проблемы перед информационным обществом. Процесс развития бесконечен.

 

 

Вопросы

1. Информация.

2. Информационные ресурсы

3. Информационные технологии

4. Система.

5. Управление.

6. Сбор данных

7. Передача данных.

8. Отображение данных

9. Хранение и накопление данных.

10. Поиск данных.

11. Обработка данных.

12. Регистрация данных.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.