Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные составляющие глобального кризиса 2 страница




Раздел “О средствах производства” определял, что подлежит обобществлению при вступлении в колхоз, а что остается в личном пользовании колхозного двора (включая скот).

Раздел “О членстве” устанавливал, что в члены артели не принимались кулаки и лица, лишенные избирательных прав, -за исключением бывших кулаков, которые в течение трех лет честной работой доказали свою лояльность. Исключение из артели могло быть произведено только по решению общего собрания, на котором присутствовало не меньше 2/3 числа членов артели. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1938 г. запретило проведение “чисток” колхозов под каким бы то ни было предлогом.

Устав определял порядок распределения доходов колхоза, основанный на сочетании интересов государства, колхоза и колхозников. Из произведенных артелью продуктов она была обязана выполнить обязательства перед государством по поставкам и возврату семенных ссуд, расплатиться с МТС, засыпать семена для посева и страхования от неурожая и бескормицы, создать неприкосновенный семенной и кормовой фонды, а по решению общего собрания - фонды помощи инвалидам, старикам, временно нетрудоспособным, нуждающимся семьям красноармейцев, на содержание детских яслей и сирот. Остальную часть продуктов артель распределяла между своими членами по трудодням.

Раздел “Организация, оплата и дисциплина труда” устанавливал, что все работы в колхозе производятся личным трудом его членов. По найму могли привлекаться только агрономы, инженеры и т.д. Оплата была сдельной - правление разрабатывало, а общее собрание утверждало нормы выработки по всем работам и расценки в трудоднях. Перечислялись взыскания, которые могли быть наложены на колхозников за нарушение устава и трудовой дисциплины.

Конституция СССР 1936 г. закрепила объекты колхозно-кооперативной собственности, правовое положение колхозного двора. Эти нормы время от времени подкреплялись. Так, 28 мая 1939 г. было опубликовано постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) “О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания”. Оно обязывало произвести до 15 августа 1939 г. обмер всех приусадебных участков и изъять все излишки, присоединив их к землям колхозов. Постановление также установило, начиная с 1939 г., обязательный минимум трудодней в году (от 60 до 100, в зависимости от местных условий) для каждого трудоспособного колхозника.

Начиная с 1940 г. обязательные поставки зерна исчислялись не с плана посевов, а с каждого гектара пашни, закрепленной за колхозами, а поставки молока - не по поголовью коров, а с земельной площади, закрепленной за колхозами.

С 1941 г. велись попытки преодолеть “уравниловку” в оплате труда колхозников введением дополнительных вознаграждений за перевыполнение плана по урожайности или продуктивности.

Уголовное право и процесс. Конституция СССР 1936 г. и Закон о судоустройстве 1938 г. демократизировали уголовный процесс, утвердив гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону, обеспечение обвиняемому права на защиту, участие в составе суда народных заседателей, ведение судопроизводства на языке союзной, автономной республики или автономной области и т.д. В уголовном законодательстве все большее значение приобретали общесоюзные нормы. В то же время характерным было ужесточение мер наказания. По нынешним представлениям суровость предусмотренного наказания часто не соответствовала опасности преступления. Но в те времена исходили не из оценок, сделанных из нашего “прекрасного далека”.

В феврале 1931 г. была установлена уголовная ответственность за порчу или поломку принадлежавших колхозам, совхозам и МТС тракторов и сельхозмашин. Если порча была вызвана халатным отношением, наказанием были принудительные работы на срок до шести месяцев. За те же неоднократные или повлекшие крупный ущерб действия - лишение свободы на срок до трех лет.

7 августа 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление “Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности”. Оно возвело расхитителей в ранг врагов народа, приравнивало хищения к государственным преступлениям, предполагало суровые репрессии и ограниченный выбор у суда мер наказания. Постановление не содержало градаций размеров похищенного, и его проведение в жизнь сопровождалось произволом (лишь с сентября 1937 г. перекосы стали выправляться).

В 1934 г. в уголовном праве появилась статья об измене Родине (действия, совершенные гражданами СССР в ущерб его военной мощи, государственной независимости или неприкосновенности его территории). При смягчающих обстоятельствах измена Родине каралась лишением свободы на срок 10 лет с конфискацией имущества, а для военнослужащих - высшей мерой с конфискацией имущества.

Постановлением ЦИК СССР от 2 октября 1937 г. за особо опасные государственные преступления - шпионаж, вредительство, диверсию повышался срок наказания с 10 до 25 лет лишения свободы. В 1940 г. был признан преступлением выпуск продукции недоброкачественной, некомплектной или с нарушением стандартов, и виновные лица (директор, главный инженер, начальник ОТК) наказывались лишением свободы на срок от 5 до 8 лет.

10 августа вышел Указ Президиума ВС СССР “Об уголовной ответственности за мелкие кражи на производстве”, по которому мелкие кражи наказывались лишением свободы сроком на один год. Ранее была установлена уголовная ответственность с 12-летнего возраста за тяжкие преступления (убийства, насилия и увечья). За все остальные преступления уголовная ответственность наступала с 14 лет (к несовершеннолетним не применялась высшая мера). В уголовном порядке преследовались вовлечение несовершеннолетних к участию в преступлениях, понуждение их к занятию проституцией, спекуляцией, нищенством.

В начале 30-х гг. в связи с урбанизацией и ломкой патриархальных норм, с наплывом в города больших масс насильно выброшенных из деревни во время раскулачивания озлобленных людей произошел всплеск уголовной преступности: убийств, разбоев, грабежей и злостного хулиганства. С этим велась борьба мерами административного права (паспортный режим) и ужесточением обычного уголовного права. Однако меры не достигли цели, и государство пошло на внесудебные репрессии.

При управлениях милиции на уровне области были созданы милицейские “тройки”, для рассмотрения дел рецидивистов и неработающих лиц, связанных с преступной средой (в основном скупщиков краденого и держателей притонов). Дела разбирались в присутствии обвиняемого и прокурора. “Тройки” рассматривали до '/з подобных дел. Применяемые ими репрессии были в большой мере превентивными - они не столько наказывали индивидуального преступника, сколько разрушали преступную среду, что несовместимо с нормами правового государства. Этими мерами волна преступности была сбита, за один год число грабежей снизилось почти вдвое, квалифицированных краж - на треть, конокрадства - в три раза. Сильный удар с помощью внесудебных репрессий был нанесен организованной преступности. Она быстро формировалась в России в начале века, была подорвана репрессиями ВЧК, а затем ожила в условиях НЭПа. Жестокие меры 30-х гг. надолго парализовали ее, что было особенно важно во время войны.

Убийство С.М. Кирова 1 декабря 1934 г. было использовано для ужесточения норм в отношении преступлений, относимых к государственным. Был установлен особый порядок производства по делам о “террористических организациях” с необычайно кратким сроком расследования дел - не более 10 суток. Вместо 3 суток копия обвинительного заключения вручалась обвиняемому за сутки до слушания дела. Прокурор не участвовал в таких процессах, т.е. был устранен надзор прокуратуры за соблюдением законов. Защитник участвовал только на стадии судебного разбирательства. Отменялись обжалование приговора в кассационном порядке и возможность ходатайства о помиловании. Позже аналогичные нормы стали действовать по отношению к обвиняемым во вредительстве и диверсиях. Созданное в 1934 г. Особое совещание при НКВД вообще действовало вне процессуальных норм и не было строго связано нормами права.

Некоторые секретные, не подлежавшие опубликованию акты открыто противоречили Конституции СССР, например, постановление СНК и ЦК ВКП(б) “О порядке согласования арестов” (1935 г.). Оно установило, что на аресты руководителей предприятий и специалистов требовалось разрешение соответствующего наркома (профессора вуза нельзя было арестовать без санкции наркома высшего образования). Для ареста члена партии требовалась санкция секретаря райкома. Это нарушало конституционный принцип равенства граждан перед законом.

Тем не менее, примечателен сам факт, что принимались специальные усилия, чтобы создать правовое обеспечение политических репрессий. Советское государство не пошло по пути возложения репрессий на неформальные организации и никогда не выпускало из рук монополии на физическое насилие.


Лекция 16. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941 ‑ 1945 гг.)

Историография Великой Отечественной войны. Начало второй войны.

Изменения в государственном аппарате в годы войны. Развитие права в годы войны. Некоторые уроки Великой Отечественной войны.

 

Историография Великой Отечественной войны. Советская историография Великой Отечественной войны делала акцент на описание чисто военных проблем. В ней значителен элемент субъективности и конъюнктуры. Смысл историографии 40-х – первой половины 80-х гг. можно понять по таким обобщающим работам: Сталин И.В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. М., 1946; Очерки истории Великой Отечественной войны (1941-1945). М., 1955; История Великой Отечественной войны советского народа в 1941-1945 гг. В 6-ти т. М., 1960-1965; История второй мировой войны (1939-1945). В 12-ти т. М.,1973-1982.

В основе этих работ лежала концепция военной истории Великой Отечественной войны, сформулированная И.В. Сталиным. В нее вносились некоторые коррективы в при Н.С. Хрущеве, Л.И. Брежневе. Они касались, прежде всего, частностей: изменялись хронологические рамки некоторых этапов войны и их наименование; по-разному определялись причины неудач Красной Армии в начальный период войны; менялась оценка битвы под Москвой и т.д. Главное отличие этих трудов состояло в отношении к роли И.В. Сталина и других крупных политических и военных деятелей в войне.

Определенный интерес представляет книга А.М. Некрича «1941, 22 июня», вышедшая в свет в 1965году. Она посвящена событиям кануна Великой Отечественной войны. При её подготовке автор пользовался не только опубликованными в нашей стране и за рубежом материалами, но и ценными сведениями, почерпнутыми им из бесед с непосредственными участниками событий. Книга сочетает популярность, доходчивость изложения с научностью, написана эмоционально. В ней раскрыты замыслы германского командования, его планы по отношению к народам Советского Союза, по отношению к славянскими народам, планы мирового господства, показаны силы, которыми располагала Германия, предпринимая поход против СССР.

Автор откровенно говорит о причинах неудач советских войск в начальный период войны: внезапность нападения; огромная, полностью отмобилизованная германская армия, имевшая колоссальный опыт ведения современной войны, располагавшей возможностью опираться на экономику захваченных государств Европы; неготовность Советских Вооруженных Сил к отражению агрессии; сталинские репрессии против советских командных кадров.

Книга не лишена определенных недостатков, главный из которых заключается в том, что конечные выводы автора, продуманные и правильные, нередко находятся в противоречии с тем, что говорилось ранее. Есть в ней спорные, недостаточно аргументированные суждения, определенная конъюнктура.

Во второй половине 80-х годов вновь была предпринята попытка переписать историю войны. Была начата работа над созданием 10-томной «Истории Великой Отечественной войны», которую хотели завершить к50-летию Победы. Однако события начала 90-х годов прервали эту работу. События 1989 г. в Прибалтике и Восточной Европе заставили историков по-иному взглянуть на событии, предшествующие началу войны, её военно-политические итоги. Этому же способствовала публикация в нашей стране работ по истории второй мировой войны, написанных на Западе.

Современная историография Великой Отечественной войны разделилась на три направления. Два из них рассматривают историю войны как полигон для сведения политических счетов и выбирают из нее лишь те факты, которые позволяют обосновать их радикальные взгляды.

Так в последнее время определенный читательский интерес вызывают книги Виктора Суворова «Освободитель», «Аквариум», «Ледокол»и другие. Он выдвинул версию о том, что Сталин готовил 6 июля 1941 года нападение на Европу и этому помешал «превентивный удар» Гитлера.

В этой связи приведу некоторые доводы, опровергающие В.Б. Резуна.

Во-первых, план нападения на СССР — операция "Барбаросса" — был утвержден еще 18 декабря 1940 г. и начало войны было намечено на май месяц.

Во-вторых, советская военная доктрина предусматривала ведение войны на территории противника также, как и во многих других странах.[96].

Заместитель начальника Генерального штаба генерал-полковник А. Клейменов подтвердил очевидную истину, что в Генеральном штабе вопрос об "упреждающем ударе" рассматривался ("нельзя утверждать, что в Генштабе в той или иной постановке не рассматривался вопрос..."). Но, оказывается, "никаких документов, кроме черновой записки Г.К. Жукова, по этому вопросу в Министерстве обороны нет".

В-третьих, не исключено, что Сталин планировал участие СССР в широкомасштабной европейской войне. Но при этом он опасался столкнуться с союзом ведущих капиталистических держав и, прежде всего, боялся изменения фронта Англией и сговора ее с Германией против СССР[97].

Представляется сомнительным, чтобы он отважился вступить в "большую войну", в данном случае — бросить вызов Германии, не заручившись предварительно поддержкой Англии. А в ней он как раз в это время очень и очень сомневался. К тому же и Соединенные Штаты, хотя и оказывали помощь Англии, пока в войну не вступали. В этом и заключаются уязвимые пункты предположения, что Сталин рассчитывал нанести Гитлеру неожиданный, превентивный удар летом 1941 г.

И последнее соображение. Советские военно-промышленные планы были ориентированы в основном на их реализацию в 1942 году. Возможно, это время и было бы, по мнению Сталина, наиболее подходящим, чтобы бросить на чашу весов советскую военную мощь.

Третья группа исследователей проделала большую работу для освещения тех «белых пятен», которые существовали в предшествующей историографии. К ним можно отнести историка А.М.Самсонова, публицистов и писателей В.В. Карпова, В.Д. Успенского и др.

Главный недостаток современной отечественной историографии заключается в том, что очень слабо исследуются государственно-правовые явления в годы Великой Отечественной войны.

Начало второй мировой войны. 1 сентября 1939 года германские войска напали на Польшу. 3 сентября Англия и Франция под давлением общественного мнения объявили войну Германии. Однако, как отмечал в своих мемуарах У. Черчилль, «Франция и Англия бездействовали в течение тех нескольких недель, когда немецкая военная машина всей своей мощью уничтожала и покоряла Польшу». После завоевания Польши, Гитлер перегруппировал силы на запад и через полгода бросил их на другие страны Европы. В апреле 1940 г. гитлеровцы вторглись в Данию и Норвегию, в мае захватили Бельгию, Голландию и Люксембург, а в июне, разгромив французскую и английскую армии, оккупировали Францию.

Вся военная техника этих стран, в т.ч. вооружение 92 французских, 22 бельгийских, 18 голландских, 12 английских и 6 норвежских дивизий, попала в руки агрессора.

Оккупация западноевропейских стран резко улучшила стратегическое положение Германии и значительно увеличила ее военно-экономический потенциал. Германия получила возможность развивать военную экономику за счет крупнейших промышленных предприятий оккупированных стран.

Результатом агрессивных действий фашистской Германии явилось установление так называемого «нового порядка» в 11 европейских странах, площадь которых составляла около 2 млн. кв. км, а население более 129 млн. чел.

Такова была прелюдия нападения фашистской Германии на Советский Союз. На совещании 22 августа 1939 года Гитлер заявил: «Польша будет очищена от своего народа и заселена немцами. Мой договор с Польшей имел целью выиграть время. И в конце концов с Россией случится тоже самое… Мы разобьем Советский Союз. На земле наступит германское владычество»[98].

31 июля 1940 г. Гитлер созвал в Бергофе руководящий состав вооруженных сил и изложил свои соображения о войне против СССР. «Россия должна быть ликвидирована, ‑ заявил он. ‑ …Чем скорее мы разобьем Россию, тем лучше. Операция только тогда будет иметь смысл, если мы одним ударом разгромим государство».

Директива №21, получившая название план «Барбаросса», была подписана Гитлером 18 декабря 1940 г. «Германские вооруженные силы, ‑ указывалось в ней, ‑ должны быть готовы разбить Советскую Россию в ходе кратковременной кампании». Военные действия на Востоке должны были продлиться не более трех-четырех месяцев.

Для войны против СССР было сосредоточено 153 немецкие дивизии. В танковых группах насчитывалось более 4000 танков и штурмовых орудий, в воздушных флотах имелось около 4000 боевых самолетов. Кроме немецких соединений, к нападению на СССР готовились войска Финляндии, Румынии и Венгрии. Всего в составе вражеской группировки было 182 дивизии и 18 бригад, 4300 танков и штурмовых орудий, свыше 47 тыс. орудий и минометов, около 5 тыс. самолетов. Общая численность личного состава составляла 8,6 млн. чел.

22 июня 1941 г. Германия начала войну против СССР. Это была война нового типа, какой не знала Россия, - тотальная война на уничтожение. Декларированные цели войны были полностью подтверждены практикой. Речь шла о ликвидации СССР как цивилизации и как страны, в буквальном смысле о порабощении ее народов и истреблении значительной части населения.

На эту войну СССР ответил Отечественной войной. Это было столкновение цивилизаций с крайним напряжением их сил, организованных тоталитарными государствами.

Если в первой мировой войне участвовало 36 государств с населением 1,05 млрд. чел., то во второй мировой войне – 61 государство с населением 1,7 млрд чел., т.е. около 80% всего человечества. В последней войне погибло более 50 млн. чел.

Суть войны, после краткого замешательства, была осознана советским народом правильно, и переход в ней на сторону врага не мог быть оправдан никакими доводами.

Война закончилась полным разгромом агрессоров примерно с равными потерями в живой военной силе СССР и Германии.

Сводная таблица расчетных данных потерь Вооруженных Сил СССР и их соотношение с потерями фашистской Германии

Виды потерь Безвозвратные боевые потери Демографические боевые потери Погибшие в бою
По статистическим данным ВС СССР млн. чел 9,5-9,9 7,4-7,8 5,9-6,3
ВС Германии млн. чел. 8,2-9,1 5,4-6,3 5,0-5,9
Соотношение потерь 1,04-1,2/1 1,18-1,44/1 1,0-1,26/1
По балансу Вооруженных Сил ВС СССР млн. чел 9,5-9,7 7,4-7,6 5,9-6,1
ВС Германии млн. чел. 8,0-9,4 5,2-6,6 4,8-6,2
Соотношение потерь 1,01-1,21/1 1,12-1,46/1 0,93-1,27/1
По балансу населения ВС СССР млн. чел 7,7-9,9 5,6-7,8 4,1-6,3
ВС Германии млн. чел. 8,9-9,6 6,1-6,8 5,7-6,4
Соотношение потерь 0,8-1,11/1 0,82-1,28/1 0,64-1,11/1

Во всех крупных операциях после Сталинградской битвы советские войска несли меньшие потери, чем противник. В освобожденных Красной армией от фашизма странах были установлены дружественные СССР или нейтральные режимы. Советский Союз вышел из войны великой мировой державой.

Эта война была главным и беспристрастным экзаменом всей советской государственности. Для понимания сути Советского государства достаточно изучить его в период этой войны и в период “перестройки” - в момент максимальной силы и полной беспомощности. Следующая война цивилизаций ‑ “холодная война”, в которой Советский Союз потерпел поражение, программировалась противником на основе тщательного изучения опыта Отечественной войны.

К моменту начала агрессии военный и экономический потенциал СССР и направленных против него сил был несопоставим: Германия использовала промышленность и людские ресурсы практически всей континентальной Европы (перестроенная фашистами на военный лад промышленность была очень эффективной: только заводы “Шкода” в Чехии в 1940 г. выпускали столько же вооружения, сколько вся английская промышленность).

Источники поступления техники, вооружений и материалов для ведения войны были почти неисчерпаемыми, а качество оружия - очень высоким. В СССР промышленность не успевала освоить производство новых видов техники, и в 1942 г. планировалось закончить лишь первый этап перевооружения армии.[99] Война с Финляндией 1940 г. выявила неготовность Красной армии к большой войне нового типа. На Западе СССР считался “колоссом на глиняных ногах” и был списан со счетов как военная сила.

22 июня было введено военное положение в Европейской части СССР и объявлена мобилизация ряда возрастов (мужчины в возрасте от 18 до 55 лет). Организация ведения войны стала основной функцией Советского государства, а все остальные функции - подчиненными ей.

Была начата активная деятельность по созданию антигитлеровской коалиции. Уже 12 июля 1941 г. было подписано советско-английское соглашение о совместных действиях в войне с обязательством не заключать мира и перемирия с Германией без обоюдного согласия. 26 мая 1942 г. заключен договор с Великобританией о союзе в войне против Германии и ее сообщников в Европе и о сотрудничестве и взаимопомощи после войны. 11 июня 1942 г. подписано соглашение с США о принципах взаимопомощи в войне против агрессоров. После 1943 г. были заключены договоры о дружбе, взаимопомощи и послевоенном сотрудничестве с Чехословакией, Францией, Югославией и Польшей. В конце 1943 г. прошла важная Тегеранская конференция глав правительств СССР, США и Великобритании. В феврале 1945 г. состоялась Ялтинская конференция глав этих государств, на которой решались судьба фашистской Германии, а также вопросы создания ООН. На этой конференции СССР дал согласие вступить в войну с Японией через два-три месяца после окончания войны в Европе.

СССР объявил войну Японии. 2 сентября 1945 г. Япония капитулировала. На Потсдамской конференции, проходившей в июле-августе 1945 г., главы трех государств - СССР, США и Англии - определили основные принципы послевоенного устройства мира

Изменения в государственном аппарате в годы войны. Во время войны действовали обычные общесоюзные, республиканские и местные органы власти и управления.

На срок войны были продлены полномочия ВС СССР, которые истекали осенью 1941 г. Выборы были проведены лишь в марте 1946 г. За время войны было три сессии Верховного Совета, посвященные ратификации союзных договоров, бюджету и расширению прав союзных республик в области обороны и внешних сношений.

Кроме того, создавались чрезвычайные органы.

При СНК СССР был создан Совет по эвакуации и другие специальные органы: Комитет по учету и распределению рабочей силы, Управление по эвакуации населения, Управление по гособеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих и др. В сентябре 1941 г. был создан Наркомат танковой промышленности, а в ноябре - Наркомат минометного вооружения.

С первых дней войны Госплан перешел к составлению военно-хозяйственных планов. Первый такой план на III квартал 1941 г. был представлен через неделю после начала войны, а в августе - уже план до конца 1942 г. Органы статистики регулярно проводили срочные переписи имеющихся в стране материалов и оборудования (за время войны было проведено 105 переписей). Создавались чрезвычайные хозяйственные организации. Так, 8 июля 1941 г. были созданы особые строительно-монтажные части (ОСМЧ), которые быстро перебрасывались с места на место для строительства и монтажа оборонных предприятий.[100]

В июле 1941 г. органы госбезопасности и охраны общественного порядка вновь объединились в один НКВД СССР. Когда в 1943 г. военная обстановка улучшилась, они были опять разделены. При этом органы военной контрразведки были выведены из состава НКВД и переданы в наркоматы обороны и военно-морского флота (Главное управление контрразведки “СМЕРШ”).

В местностях, объявленных на военном положении, все полномочия власти в области обороны, обеспечения порядка и госбезопасности передавались Военным Советам фронтов, армий, военных округов. Они могли издавать постановления, неисполнение которых влекло ответственность вплоть до уголовной.

2 ноября 1942 г. была образована Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба. В ее состав были введены видные общественные деятели (писатель А.Н.Толстой, академик Е.В.Тарле, митрополит Николай и др.).[101]

Были расширены права союзных республик: в 1944 г. учреждены наркоматы обороны республик. Тогда же союзным республикам были предоставлены полномочия в области внешних сношений и созданы наркоматы иностранных дел. Белорусская и Украинская ССР участвовали в учреждении ООН и подписании ее Устава.

Вооруженные силы. 23 июня 1941 г. по решению СНК СССР и ЦК ВКП(б) для стратегического руководства вооруженными силами была создана Ставка Верховного Главнокомандования, в которую вошли члены Политбюро и руководители Наркомата обороны. С 10 июля ее возглавил И.В.Сталин. 19 июля И.В.Сталин был назначен Наркомом обороны, а 8 августа Главнокомандующим вооруженными силами. Генштаб был переподчинен Верховному Главнокомандующему и стал оперативным органом Ставки. При Ставке был также создан Центральный штаб партизанского движения.

С июля 1941 г. по октябрь 1942 г. в вооруженных силах существовал институт военных комиссаров, однако без права контроля над командным составом. В январе 1943 г. для личного состава Красной Армии были введены новые знаки различия - погоны; учреждены ордена: Победы, Славы, Отечественной войны, Суворова, Кутузова, Нахимова, Невского и др.

Таможенные органы. В годы Великой Отечественной войны действовали таможни по сухопутной границе от Тихого океана до Черного моря, прикаспийские и северные (Мурманская и Архангельская) таможни. Работа большинства таможен была прекращена.

Органы юстиции и суда. В годы Великой Отечественной войны органами правосудия были Военные трибуналы (далее – ВТ) и общие суды (Верховный суд СССР) краевые, народные, областные суды, Верховные суды автономных республик. Деятельность военных трибуналов осуществлялась в соответствии с "Положением о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах действий".

На основании ст.57 закона о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик действуют военные трибуналы:

а) при военных округах, фронтах, военных флотилиях;

б) при армиях, при корпусах, военных флотилиях.

Линейные суды железнодорожного, водного транспорта, реорганизуется в военных трибуналы.

Подсудность дел военным трибуналам осуществлялась по персональному признаку. ВТ дивизии - до командира роты и приравненных к нему по должностному положению лиц. ВТ корпуса до командира батальона включительно, ВТ армии до помощника командира полка. Военным трибуналам предоставлялось право рассматривать дела по истечении 24 часов после вручения обвинительного заключения. Военные трибуналы рассматривают уголовные дела в составе 3 постоянных членов. Общие суды рассматривали дела не отнесенные к компетенции военных трибуналов.

Приговоры военного трибунала кассационному обжалованию не подлежали и могли быть изменены или отменены в порядке надзора. Военным Советам округов, фронтов и армий было предоставлено право приостанавливать исполнение приговора о высшей мере наказания с одновременным исполнением приговора, сообщением по телеграфу Председателю Военной Коллегии Верховного Суда СССР о дальнейшем направлении дела.

Военная прокуратура во главе с главным военным прокурором объединяла и направляла деятельность военных прокуратур. Главный военный прокурор был непосредственно подчинен Прокурору СССР.

По Приказу Наркома обороны СССР от 28 июля 1942 г. № 227 в армиях были сформированы по 3-5 заградительных отряда. Они ставились в тылу неустойчивых дивизий и обязаны были в случае паники и беспорядочного отхода расстреливать на месте паникеров и трусов.[102] Приказ остановил беспорядочное отступление. По свидетельству фронтовиков-сталинградцев, у солдат появилась уверенность в соседях справа и слева – не отступят.

Во время войны широко использовались такие правовые институты, как военное и осадное положения. Особо строгий правовой режим, осадное положение, вводился при угрозе захвата территории противником (например, оно было введено в Москве 20 октября 1941 г.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.