Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Независимых государств

 

Содружество Независимых Государств как международная

региональная организация на постсоветском пространстве.

Особенности участия в СНГ отдельных стран-членов Содружества.

Правовые основы сотрудничества государств-участников СНГ

в таможенной сфере.

 

Содружество Независимых Государствкак международная региональная организация на постсоветском пространстве. СНГ сегодня - это 12 бывших советских республик, а ныне независимых, суверенных стран, которые, подписав в декабре 1991 года в Беловежской Пуще (Республика Беларусь) Соглашение о создании СНГ и Алма-Атинскую Декларацию, взяли на себя обязательства “развивать равноправное взаимовыгодное сотрудничество... в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики, в развитии систем транспорта и связи, в охране окружающей среды, в гуманитарной и иных областях...”

Простираясь на 11 часовых поясов, они занимают без малого шестую часть обитаемой суши планеты, а если быть абсолютно точным, то 22229,6 тыс. кв. км, что почти в 7 раз превышает площадь всех государств Европейского Союза. Чтобы пересечь территорию СНГ с севера на юг, надо проехать около 5 тысяч километров, а с запада на восток - почти вдвое больше.

По оценкам экспертов, на страны Содружества приходится более четверти разведанных мировых запасов природных ресурсов и 10 % мирового промышленного потенциала. А производят они при таком богатстве по различным расчетам всего от 2 до 3 % мирового ВВП. Это примерно в 5 раз меньше, чем создается государствами Европейского Союза.

Крупнейшая страна СНГ, как, впрочем, и всего мира, - Российская Федерация. На ее долю приходится 17 млн. кв. км суши, или 77 % общей площади Содружества. За ней следуют Казахстан (2,7 млн. кв. км, девятая страна мира) и Украина (604 тыс. кв. км), территория которой превышает площадь Франции - самой большой страны Европейского Союза. И только четыре государства СНГ: Азербайджан, Армения, Грузия и Молдова имеют площадь менее 100 тыс. кв. км. В ЕС таких стран десять.

На начало 2005 года на территории СНГ проживало более 283 млн. человек, или 4,8 процента всего населения Земли. В странах ЕС - 375 млн. человек, что составляет примерно 7 процентов жителей планеты.

Таким образом, СНГ представляет собой мощное объединение бывших советских республик, имеющее значительный экономический, политический и военный потенциал и, с которым не могут не считаться в мире и в Европе.

В целом же, подписанные 8 декабря 1991 года Соглашение о создании СНГ, Протокол к нему и Алма-Атинская декларация, определив принципы отношений между новыми независимыми государствами, сформировали условия для решения широкого спектра непростых проблем, связанных с распадом СССР.

22 января 1993 года в г. Минске Решением Совета глав государств (СГГ) был принят Устав СНГ. В нем определялось, что целями Содружества являются: осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств - членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция; обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ; сотрудничество между государствами - членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения; содействие гражданам государств - членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве; взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

В соответствии с Уставом, государствами-учредителями СНГ являются страны, подписавшие и ратифицировавшие Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г и Протокол к нему от 21 декабря 1991 г. Это: Республика Беларусь с 10 декабря 1991 года; Украина с 10 декабря 1991 года; Российская Федерация с 12 декабря 1991 года; Республика Казахстан 23 декабря 1991 года; Республика Узбекистан с 4 января 1992 года; Республика Армения с 18 февраля 1992 года; Республика Молдова с 8 апреля 1994 года. В последующем, к СНГ присоединились: Азербайджанская Республика с 24 сентября 1993 года; Грузия с 3 декабря 1993 года. Эти 12 государств и являются учредителями СНГ.

После принятия Устава Содружества Независимых Государств (22 января 1993 г.) и его ратификации странами-членами СНГ стало 10 государств, кроме Туркменистана и Украины.

На основании решения Совета глав государств к Содружеству в качестве ассоциированного члена может присоединиться государство, желающее участвовать в отдельных видах его деятельности, на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве.

Государство - член вправе выйти из Содружества. О таком намерении государство - член извещает письменно депозитария настоящего Устава за 12 месяцев до выхода. Обязательства, возникшие в период участия в Уставе СНГ, связывают соответствующие государства до их полного выполнения.

В соответствии с Уставом СНГ для достижения целей Содружества государства - члены, исходя из общепризнанных норм международного права и хельсинского Заключительного акта, строят свои отношения в соответствии с взаимосвязанными и равноценными принципами международных отношений.

Руководящие органы СНГ. Высшим органом Содружества является Совет глав государств.

Совет глав государств, в котором на высшем уровне представлены все государства - члены, обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств - членов в сфере их общих интересов. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год. Внеочередные заседания Совета могут созываться по инициативе одного из государств - членов.

Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств - членов в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Совет глав правительств собирается на заседания четыре раза в год. Внеочередные заседания Совета могут созываться по инициативе правительства одного из государств - членов.

Совет министров иностранных дел на основе решений Совета глав государств и Совета глав правительств осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств - членов, включая их деятельность в международных организациях, и организует консультации по вопросам мировой политики, представляющим взаимный интерес.

Ст. 28 Устава предусматривалось наличие Координационно-консультативного Комитета, как постоянно действующего исполнительного и координирующего органа Содружества.

14 мая 1993 г. было принято Решение Совета глав государств о Координационно-консультативном Комитете Содружества Независимых Государств, которым утверждалось соответствующее Положение. Однако в соответствии с Решением СГГ от 1 декабря 2000 г., его действие было прекращено. Функции ККК возложены на Исполнительный Комитет СНГ, совмещающий функции с Исполнительным Секретариатом.

Кроме того, в СНГ действуют и другие уставные и рабочие органы.

На этой базе была постепенно создана разветвленная инфраструктура сотрудничества. В рамках СНГ функционируют около 70 отраслевых структур, которые координируют взаимодействие в формате заинтересованных государств, в сферах экономики, военного сотрудничества, в охране границ и борьбе с организованной преступностью, в области транспорта, экологии, культуры, туризма, печати и др.

Таким образом, несомненна заслуга Содружества в том, что размежевание бывших союзных республик прошло упорядоченно и не вызвало глубоких геополитических потрясений.

Вместе с тем, в развитии СНГ изначально наметился определенный разрыв между завышенными ожиданиями в отношении Содружества и практикой.

Набирал обороты процесс экономического и политического обособления государств - участников СНГ. Сыграли свою роль существенные различия в темпах и направленности экономических реформ в каждой стране - понимание задач в этой области варьировалось в диапазоне от либерально-рыночных до директивно-централизованных установок.

Сказалось и то, что широкомасштабное сотрудничество по всему спектру отношений - политических, экономических, военно-технических, гуманитарных - не всегда отвечало интересам отдельных государств Содружества.

Тяжким грузом легли на плечи народов и государств, вставших на путь независимого развития, сохраняющиеся конфликты, которые осложняют политические, социально-экономические условия жизни государств, препятствуют построению демократических гражданских обществ.

Осложняла продвижение многостороннего сотрудничества на постсоветском пространстве также политика международных финансовых организаций, зачастую игнорировавших как национальную специфику ряда стран СНГ, так и их потребности во взаимных связях.

Решающее значение для развития СНГ объективно имела и имеет противоположная, центростремительная, тенденция. Она опирается на историческую общность народов, сохраняющиеся взаимодополняемость и взаимозависимость национальных экономик, многообразные связи в социальной, гуманитарной, информационной сферах, а также на принципиальное сходство избранных путей развития, которые, при всех национальных особенностях, ориентированы в целом на разрыв с тоталитарным прошлым, построение рыночной экономики и политической демократии, достойное вхождение в мировое сообщество.

Диалектика центробежных и центростремительных тенденций на постсоветском пространстве во многом определила нынешний облик Содружества.

При этом изначально осторожное отношение государств-участников к приданию органам Содружества наднациональных функций привело к тому, что не были созданы даже такие механизмы исполнения принятых решений, которые вполне возможны на межгосударственной основе и не требуют выхода на наднациональный уровень.

В результате сегодня Содружество представляет собой объединение со свободным и на деле малообязывающим характером связей, где отсутствует система ответственности за выполнение принятых обязательств.

В конце 90-х годов государства-участники предприняли усилия для совершенствования деятельности Содружества. Было утверждено разграничение полномочий между Советом глав государств и Советом глав правительств, принято новое Положение о Совете министров иностранных дел и создан Экономический совет СНГ, которые стали основными исполнительными органами, обеспечивающими сотрудничество во внешнеполитической и экономической деятельности государств-участников.

Исполнительный Секретариат, аппарат Межгосударственного экономического Комитета реорганизованы в Исполнительный комитет СНГ, который является постоянно действующим исполнительным органом Содружества. В результате инвентаризации договорно-правовой базы Содружества на треть сокращено количество составлявших ее документов. В октябре 1999 года Советом глав правительств был утвержден Механизм реализации решений Совета глав государств и Совета глав правительств.

Анализ достижений и неудач периода существования СНГ позволяет сделать вывод о том, что СНГ в целом решило ряд важных исторических задач, однако пока не смогло стать эффективным механизмом обеспечения взаимовыгодного сотрудничества, сближения народов и государств. Вместе с тем Содружество обладает значительным позитивным потенциалом.

Особенности участия в СНГ отдельных стран-членов Содружества. В контексте изучаемой Истории отечественного государства и права для нас важным является уяснение общего и специфического в государственном строительстве новых независимых стран на постсоветском пространстве, их участия в деятельности Содружества.

Азербайджанская Республика, Азербайджан – страна в Юго-Западной Азии, Закавказье, на побережье Каспийского моря. Граничит на севере с Россией и Грузией, на востоке омывается водами Каспийского моря, на юге с Ираном и на западе с Арменией и Турцией.

Территория Азербайджана составляет 86,6 тыс. квадратных километров, население ‑ около 7,9 млн. человек. Столица государства – г. Баку (около 1,2 млн. жителей). Другие крупные города: Гянджа (278 тыс. жителей), Сумгаит (235 тыс. жителей). Национальный состав: азербайджанцы – 83%, русские, лезгины, аварцы, талыши, курды, цахуры, таты и другие. Официальный язык: азербайджанский. Основные религиозные конфессии: ислам (шииты), православие. Денежная единица: манат.

С 1991 года суверенное независимое государство.

Азербайджанская Республика присоединилась к Протоколу к Соглашению о создании СНГ от 21 декабря 1991 года – 24 сентября 1993 года. Тогда же было подписано Решение об Уставе СНГ.

Государственное устройство. Азербайджан – республика, глава государства – президент (с 2004 г. И.Г. Алиев), избираемый населением на 5 лет. Законодательный орган: однопалатный парламент – Милли Меджлис (125 депутатов), избираемый на 5 лет. Исполнительную власть возглавляет президент, а осуществляет Правительство. Политический режим определяется как развивающаяся демократия.

Азербайджан делится на 67 районов, в него входит также Нахичеванская Автономная Республика.

Вооруженные силы. Их численность составляет около 70 тыс. человек. Состоят из Сухопутных войск, ВВС и ВМС. Имеет на вооружении оружие и боевую технику в основном советских образцов. Активно сотрудничает в военной сфере с Турцией и США. В военном сотрудничестве со странами СНГ принимает ограниченное участие. На территории Азербайджана дислоцируется Габалинская РЛС Вооруженных Сил Российской Федерации.

Экономическое положение Азербайджана сложное. Валовой национальный продукт на душу населения составляет 500 дол. США. Это один из самых низких показателей на постсоветском пространстве.

Азербайджанская Республика занимает особую позицию по многим вопросам сотрудничества в рамках СНГ. Только 43% всех, принятых в СНГ документов ратифицированы и депонированы в Исполкоме СНГ.

Азербайджан является членом Экономического Союза, а также организации ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова). В 1992 г. стал членом ООН и присоединился к ОБСЕ. В 1999 году вышел из Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года.

На экспорт из Азербайджана поступают: нефть и нефтепродукты, цветные металлы, хлопок. Импортируются в республику: продовольствие, машины и оборудование. Основные торговые партнеры Россия, страны СНГ, Иран, Турция, США.

Таким образом, Азербайджанская Республика является членом СНГ, но ограничивает свое участие в нем, что в значительной степени связано с неразрешенностью карабахской проблемы, ориентацией на более активное сотрудничество с Турцией и США.

Республика Армения – страна в Юго-Западной Азии, расположенная в южной части Закавказье, в горах Малого Кавказа. Граничит на севере с Грузией, на северо-востоке и востоке с Азербайджаном, на западе с Турцией.

Территория Армении составляет 29,8 тыс. квадратных километров, население ‑ 3,4 млн. человек. Столица государства – г. Ереван (свыше 1,3 млн. жителей). Другие крупные города: Гюмри (123 тыс. жителей), Караклис (ок. 80 тыс. жителей). Национальный состав населения: армяне – свыше 90%, русские, курды, азербайджанцы и другие.

Официальный язык: армянский. Основные религиозные конфессии: армяно-григорианская церковь, монофиситы. Денежная единица: драм.

Политические события 90-х годов ХХ века привели к провозглашению независимости Армении.

Республика Армения подписала Протокол к Соглашению о создании СНГ от 21 декабря 1991 года и ратифицировала его 18 февраля 1992 года. Устав СНГ вступил в силу в этом государстве 16 марта 1994 года.

В настоящее время независимая суверенная Республика Армения находится в состоянии необъявленной войны с Азербайджаном, на территории которого находится Нагорный Карабах – область с преимущественно армянским населением.

Государственное устройство. Армения – парламентская республика, глава государства – президент, избираемый населением на 5 лет. Законодательный орган: однопалатный парламент – Национальное Собрание, избираемый на 5 лет. Исполнительную власть осуществляет Правительство. Политический режим определяется как развивающаяся демократия. Армения делится на 11 областей (марзов), управляемых губернаторами.

Вооруженные силы. Численность составляет около 50 тыс. человек. Состоят из Сухопутных войск, ВВС и ПВО. Имеет на вооружении оружие и боевую технику в основном советских образцов. Активно сотрудничает в военной сфере с Россией, США. На территории Армении есть воинские части ВС РФ, входящие в Группу российских войск в Закавказье.

Экономическое положение Армении сложное. Она находится в транспортной блокаде со стороны Азербайджана. Валовой национальный продукт на душу населения составляет 730 дол. США.

Армения активно сотрудничает в рамках СНГ. В Исполком СНГ предоставлены ратификационные грамоты и уведомления по 46% из подписанных документов. Она является членом Экономического Союза, ОДКБ, входит в Объединенную систему ПВО государств-участников СНГ.

На экспорт из Армении поступают: продукция горнодобывающего и металлургического комплексов, машиностроения, химической, строительной, легкой и пищевой промышленности. Импортируются в республику: продовольствие, машины и оборудование. Основные торговые партнеры Россия, Беларусь.

Таким образом, Республика Армения является членом СНГ, активно участвующим в различных сферах межгосударственного сотрудничества. Однако её возможности в значительной мере ограничены экономической и транспортной блокадой со стороны Азербайджана, вызванной необъявленной войной за Нагорный Карабах, оккупацией армянскими войсками части азербайджанской территории.

Республика Беларусь – страна на востоке Центральной Европы, граничащая на северо-западе с Литвой и Латвией, на востоке с Российской Федерации, на юге с Украиной и на западе с Польшей.

Её территория составляет 203 тыс. квадратных километров, население ‑ около 10,5 млн. человек. Столица государства – г. Минск (около 2 млн. жителей). Другие крупные города: Гомель (506 тыс. жителей), Могилев (363 тыс. жителей), Витебск (356 тыс. жителей), Брест (269 тыс. жителей), Гродно (277 тыс. жителей). Национальный состав: белорусы – 80%, русские – 13,2%, поляки – 4,1%, украинцы – 2,9% и другие.

Официальный язык: белорусский и русский. Основные религиозные конфессии: православная (70% верующих) и римско-католическая церковь (около 20%), есть униаты, лютеране, иудеи. Денежная единица: белорусский рубль.

В 1990 году Белоруссия объявила о своем государственном суверенитете в составе СССР. Однако, 8 декабря 1991 года, тогдашний руководитель республики – председатель Верховного Совета Республики Беларусь С. Шушкевич совместно с президентами Российской Федерации Б. Ельциным и Украины Л. Кравчуком в Вискулях (Беловежская Пуща) заявили о роспуске СССР и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств.

С этого момента начинается новый этап в истории Республики Беларусь, как суверенного независимого государства, члена мирового Сообщества, участника СНГ.

Государственное устройство. Беларусь – президентская республика, глава государства и исполнительной власти – президент (с 1994 г. А.Г. Лукашенко). Законодательный орган: двухпалатный парламент – Национальное Собрание. Палата представителей избирается по мажоритарному принципу, Совет Республики избирается от населения областей республики. Исполнительную власть осуществляет Совет Министров. Политический режим определяется как развивающаяся демократия. Республика Беларусь состоит из 6 областей.

Вооруженные силы. Белорусская армия сейчас одна из самых боеспособных в Европе. Личным составом укомплектована на 100%, её численность составляет около 70-80 тыс. человек. Состоит из Сухопутных войск, ВВС и ПВО. Имеет на вооружении современные образцы оружия и боевой техники.

Экономическое положение Республики Беларусь достаточно устойчивое. Валовой национальный продукт на душу населения составляет 2910 дол. США. Это самый высокий показатель на постсоветском пространстве.

Республика Беларусь активно участвует в экономическом, политическом, дипломатическом, военном и других видах сотрудничества со странами СНГ. 93% всех, принятых в СНГ документов от Беларуси подписаны главой государства или главой правительства. Республика Беларусь предоставила в Исполком СНГ ратификационные грамоты и уведомления по 84 % из подписанных документов, в то время как, например Россия только по 48%.

Она является членом Экономического Союза, ЕврАзЭС, входит в Таможенный Союз, в Организацию Договора о коллективной безопасности, Объединенную систему ПВО государств-участников СНГ. Совместно с Российской Федерацией она входит в Союзное государство и Таможенный Союз Республики Беларусь и Российской Федерации.

Доля Республики Беларусь в ВВП СНГ к 2000 г. по сравнению с советским периодом (1992 г.) возросла с 4,6 до 4,9%. А доля товарооборота в общем объеме, с 4,1 до 7,3%. Внутри Содружества преобладающей для Беларуси остается торговля с Россией (40,7%), Украиной (23,1), Казахстаном (6,1%). Для других стран Содружества Беларусь составляет в торговом обороте 17,1%.

На экспорт из Беларуси поступают грузовые автомобили, тракторы, станки, электроника, химические продукты, шины, льноволокно, картофель, мясо-молочные продукты, каменный уголь, древесина, товары народного потребления. Импортируются в республику топливно-энергетические ресурсы, прокат, цемент, рыба, овощи, каменный уголь, древесина, товары народного потребления.

В рамках военного сотрудничества Республика Беларусь занимает особое положение в связи с тем, что её Конституция запрещает использовать воинские контингенты за пределами страны. Она не участвует в миротворческих операциях, не подписала Договор от 4 июня 1999 года о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом.

Таким образом, Республика Беларусь является одним государств-учредителей СНГ и активным его участником. В виду особенностей внутреннего законодательства её сотрудничество в военной сфере и миротворчестве имеет определенные ограничения. Больший приоритет в экономическом и гуманитарном сотрудничестве она отдает России.

Грузия – страна в Юго-Западной Азии, в Закавказье, некоторые северные районы находятся в в юго-восточной Европе. Граничит на севере с Россией, на юго-востоке с Азербайджаном, на юге с Арменией и Турцией, на западе омывается водами Черного моря.

Территория Грузии составляет 69,7 тыс. квадратных километров. Население ‑ 5,1 млн. человек. Столица государства – г. Тбилиси (свыше 1,3 млн. жителей). Другие крупные города: Кутаиси (263 тыс. жителей). По национальному составу: свыше 70% составляют грузины, кроме того здесь проживают армяне (8%), русские (6,3%), осетины, абхазы, азербайджанцы. Грузины (картвели) делятся на 17 субэтнических групп – аджарцы, гурийцы, картлийцы, кахетинцы, месхи, мегрелы, джавахи, сваны и др. Они в основном исповедуют христианство и относятся к Грузинской православной церкви. Денежная единица: лари.

Официальный язык: грузинский. Имеет свой алфавит, причем исторически разработаны несколько стилей написания букв в зависимости от назначения.

26 мая 1991 года в Грузии было провозглашено восстановление государственной независимости, после чего в стране произошли вооруженные межэтнические конфликты. Их удалось остановить при помощи России и стран Содружества. 24 июня 1992 года президентами Грузии и России было подписано Соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта. 14 мая 1994 года в Москве было подписано базовое Соглашение о прекращении огня и разъединении сил в зоне грузино-абхазского конфликта. Здесь начались миротворческие операции. В Южную Осетию были введены Смешанные Миротворческие Силы, состоящие из российских, грузинских и югоосетинских воинских формирований, а в Абхазию – Коллективные Силы по поддержанию мира СНГ, состоящие из российских частей.

Грузия член СНГ. Она присоединилась к Соглашению о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протоколу к нему от 21 декабря 1991 года и ратифицировала его 3 декабря 1993 года. К Решению об Уставе СНГ Грузия присоединилась 9 декабря 1993 года. Устав СНГ вступил в силу в этом государстве 19 апреля 1994 года.

Государственное устройство. Грузия – парламентская республика, глава государства – президент, избираемый населением на 5 лет (с 2003 года – М. Саакашвили). Законодательный орган: двухпалатный парламент, избираемый на 5 лет. Однако в связи с неурегулированностью конфликтов на территории Грузии в настоящее время действует только одна палата. Исполнительную власть осуществляет Правительство, во главе с премьер-министром. Политический режим определяется как развивающаяся демократия.

Грузия делится на 11 краев во главе с губернаторами, 66 районов, а также Автономные республики Аджария и Абхазия.

В начале 90-х годов ХХ века после развала СССР и объявления о независимости Грузии Абхазия и Южная Осетия заявили о выходе из состава Грузии и самопровозгласили себя независимыми государствами. Власти Грузии их независимость не признают.

Вооруженные силы. Численность составляет около 20 тыс. человек. Состоят из Сухопутных войск, ВВС, ВМС и ПВО. Министерству обороны подчиняется Национальная гвардия. Имеет на вооружении оружие и боевую технику в основном советских образцов. Активно сотрудничает в военной сфере с США и НАТО. Участвует в некоторых программах военного сотрудничества в рамках СНГ.

На территории Грузии находятся две Российские военные базы, штаб Группы российских войск в Закавказье, а также миротворческие контингенты в Южной Осетии и Абхазии.

Экономика Грузии находится в состоянии кризиса. Валовой национальный продукт на душу населения составляет 440 дол. США. Это один из самых низких показателей на постсоветском пространстве (ниже только в Таджикистане – 340 дол. США).

Внешний долг Грузии составляет 1,7 млрд долл. США. Грузия экспортирует химикаты, продукцию машиностроения, металлолом, марганцевую руду, минеральную воду, вина, сплавы черных и цветных металлов. Экспорт составляет около 330 млн. долл. США. Импорт: сырье, товары потребительского спроса, электронику, электрическую энергию, нефть, природный газ и другие энергоносители. Импорт составляет около 700 млн. долл. США. Основные торговые партнеры Россия и страны СНГ.

Грузия занимает в СНГ особую позицию, во многом увязывая ее с урегулированием конфликтов на ее территории. Она является членом Экономического Союза, но активного сотрудничества в этой сфере не ведет.

В основе внешнеполитических приоритетов Грузии лежит европейская ориентация. Она является членом ООН, ОБСЕ, МВФ, МБРР, организации Черноморского экономического сотрудничества, играет активную роль в группировке ГУАМ.

Выдвигается задача ее интеграции в европейские и евроатлантические структуры, в т.ч. и в НАТО. В декабре 1995 г. подписана Индивидуальная программа участия Грузии в программе НАТО «Партнерство ради мира». С 1 июля 1999 года вступила в Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Грузией и Евросоюзом. В том же году стала членом Совета Европы.

Таким образом, Грузия является членом СНГ, занимающим особые позиции по многим вопросам сотрудничества в рамках этой региональной организации. Существенное влияние на ее политику оказывают неразрешенные внутренние вооруженные конфликты, наличие самопровозглашенных республик, кризисные явления в экономике, социальной сфере.

Республика Казахстан, Казахстан – государство в Средней Азии, расположенное между Каспийским морем и Алтаем. Граничит на севере и северо-западе с Россией, на востоке с Китаем, на юге с Кыргызстаном, Узбекистаном, Туркменистаном и на юго-западе омывается водами Каспийского моря.

Территория Казахстана составляет 2717,3 тыс. квадратных километров, население ‑ более 16 млн. человек. Столица государства – г. Астана (около 310 тыс. жителей). Другие крупные города: Алмааты (1,26 млн. жителей), Караганда (619 тыс. жителей), Чимкент (400 тыс. жителей), Павлодар (340 тыс. жителей). Национальный состав: казахи – 42%, русские – 37%, украинцы и немцы – по 6%, кроме того здесь проживают и многие другие народы. Официальный язык: казахский, русский. Основные религиозные конфессии: ислам (сунниты), православие. Денежная единица: теньге.

С 1991 года стало независимым суверенным государством, одним из первых вошедшим в Содружество Независимых Государств.

Республика Казахстан присоединилась к Протоколу к Соглашению о создании СНГ 21 декабря 1991 года, подписало Решение об Уставе СНГ.

Государственное устройство. Казахстан – президентская республика, глава государства и исполнительной власти – президент (с января 1999 г. на 7 лет в порядке исключения избран Н.А. Назарбаев). Однако, по Конституции президент избирается населением на 5 лет. Законодательный орган: двухпалатный парламент, состоящий из Сената (49 членов) и Мажлиса (67 депутатов), также избираемый на 5 лет. Исполнительную власть осуществляет Правительство. Политический режим определяется как развивающаяся демократия. Правящей является Социалистическая партия Казахстана (председатель – Н.А. Назарбаев). В стране действую Коммунистическая партия, Республиканская партия “Отан”, Республиканская народная партия и другие. Казахстан делится на 14 областей.

Вооруженные силы. Численность составляет около 65 тыс. человек. Состоят из Сил общего назначения, Сил воздушной обороны. В Казахстане имеются также Национальная гвардия и Пограничные войска. Имеет на вооружении оружие и боевую технику в основном советских образцов. Активно сотрудничает в военной сфере с Россией и странами-членами ОДКБ.

На территории Казахстана дислоцированы воинские формирования Вооруженных Сил РФ (космодром Байконур, СПРН в Балхаше и др.).

Экономическое положение. Республика Казахстан обладает серьезным промышленным потенциалом, большими запасами полезных ископаемых. Валовой национальный продукт на душу населения составляет 1330 дол. США. Это один из достаточно высоких показателей на постсоветском пространстве.

Казахстан экспортирует в Россию и другие страны СНГ минеральное сырье, черные и цветные металлы, продовольствие, покупает продовольственные и промышленные товары, комплектующие, машины и оборудование.

Приоритетными для республики являются отношения с Россией и другими странами СНГ, Китаем, США, Великобританией, Францией и Германией, Турцией. Поддерживаются торговые связи со 124 странами мира. Входит в состав многих международных организаций.

Казахстан активно сотрудничает в рамках СНГ, является членом Экономического Союза, входит в Объединенную систему ПВО государств-участников СНГ, ОДКБ, ЕврАзеС, Таможенного Союза, ШОС.

Таким образом, Республика Казахстан является активным членом СНГ, имеющим достаточно стабильное социально-политическое положение и растущую экономику, является стабилизирующим фактором в ЦАР СНГ.

Кыргызская Республика, Кыргызстан – государство на северо-востоке Средней Азии, расположена на юго-западе в пределах Памиро – Алая и Тянь-Шаня на северо-востоке. Граничит на севере с Казахстаном, на востоке с Китаем, на юге с Таджикистаном, на западе с Узбекистаном.

Территория Кыргызстана составляет 198,5 тыс. квадратных километров, население – более 4,5 млн. человек. Столица государства – г. Бишкек (свыше 629 тыс. жителей). Другой крупный город Ош (218 тыс. жителей). По национальному составу: киргизы – около 60%, русские – 16,2%, узбеки ‑ 14%, украинцы, немцы и другие.

Официальный язык: кыргызский; язык межнационального общения ‑ русский. Основные религиозные конфессии: мусульмане-сунниты, православные, протестанты и др. Денежная единица: сом.

С 1991 года Киргизия суверенное независимое государство.

Кыргызская Республика подписала Протокол к Соглашению о создании СНГ от 21 декабря 1991 года. Устав СНГ вступил в силу в этом государстве 12 января 1994 года.

Государственное устройство. Кыргызстан – смешанная республика, глава государства – президент, избираемый населением на 5 лет. Законодательный орган: двухпалатный Верховный Совет – Жогорку Кенеш, избираемый на 5 лет. Состоит из Законодательного Собрания (35 депутатов), Собрания Народных Представителей (70 депутатов). Исполнительную власть осуществляет Правительство. Политический режим определяется как развивающаяся демократия. В стране зарегистрировано 19 политических партий. Наиболее крупные из них: Демократическая партия “Эркин Кыргызстан”, Партия национального единства, Партия коммунистов и др. Кыргызстан делится на 6 областей, управляемых губернаторами.

Вооруженные силы. Численность составляет около 15 тыс. человек. Состоят из Сухопутных войск, ВВС и ПВО, Пограничных войск. Имеют на вооружении оружие и боевую технику в основном советских образцов. Активно сотрудничает в военной сфере с Россией, другими странами СНГ.

На территории Кыргызстана дислоцируются воинские формирования Вооруженных Сил Российской Федерации. Кроме того, на аэродроме Манас (г.Бишкек) дислоцируются подразделения ВВС Международной антитеррористической коалиции из 14 стран мира (США – около 300 чел., Франция – 50 чел., Дания – до 100 чел. и др.), общей численностью около 1,5 тыс. человек и 60 боевых самолетов тактической авиации НАТО.

Экономическое положение Кыргызстана сложное, выйти из постсоветского кризиса пока не удается, не смотря на активную помощь стран Запада и России. Валовой национальный продукт на душу населения составляет 700 дол. США, один из самых низких в СНГ. Внешний долг Кыргызстана ‑ около 1,6 млрд. дол. США. Основными кредиторами являются МВФ, Всемирный Банк, ЕБРР, Россия, Турция, Германия, Япония и США.

Внешняя политика. Независимость Кыргызстана признали 172 страны мира. Она является членом 120 международных организаций, в т.ч. ООН, ОБСЕ, Организация Исламская Конференция, ВТО, МВФ, МБРР, Исламский банк развития, Азиатский банк развития и др.

Кыргызстан активно сотрудничает в рамках СНГ. 98% всех, принятых в СНГ документов подписаны главой государства или главой правительства. В Исполком СНГ предоставлены ратификационные грамоты и уведомления по 44% из подписанных документов.

Она является членом Экономического Союза, ОДКБ, входит в Объединенную систему ПВО государств-участников СНГ, ШОС, ЕврАзЭС, Таможенного союза.

На экспорт из Кыргызстана поступает: минеральное и сельскохозяйственное сырье, шерстяные и шелковые ткани, продовольствие. Импортируются в республику: промышленное оборудование и изделия, товары широкого потребления. Основные торговые партнеры страны СНГ, Китай, Великобритания, Куба, Германия, Турция.

Таким образом, Кыргызская Республика является членом СНГ, активно участвующим в различных сферах межгосударственного сотрудничества. Однако её возможности в значительной мере ограничены развалом экономики, её ориентированность на внешнюю помощь.

Республика Молдова – страна на юго-востоке Европы, граничащая на севере, востоке и юге с Украиной, на западе с Румынией.

Территория Молдовы составляет 33,7 тыс. квадратных километров, население – 4,46 млн. человек. Столица государства – г. Кишинев (753,5 тыс. жителей). Другие крупные города: Тирасполь (186 тыс. жителей), Бэльць (165 тыс. жителей), Тигиня (бывш. Бендеры ‑ 162 тыс. жителей). Национальный состав Молдовы: молдаване – 65%, русских, украинцев, болгар, гагаузов, евреев и других народов. Официальный язык молдавский, употребляется румынский, русский, украинский. Основные религиозные конфессии: православие. Денежная единица: молдавский лей.

В начале 90-х годов молдавское руководство взяло курс на создание мононационального государства и присоединение к Румынии. 27 августа 1991 года Верховный Совет Молдавии объявил о незаконности всех юридических актов, начиная с актов 1775 года, по которым Молдавия или ее части (прежде всего, Приднестровье) входили в состав России или СССР, что вызвало крайнее неприятие на левом берегу Днестра и привело к вооруженному конфликту.

Первое вооруженное столкновение произошло 13 декабря 1991 года. Особую остроту вооруженный конфликт достиг в июне 1992 года во время боев за город Бендеры, расположенный на правом берегу Днестра, но включенный в состав ПМР.

Вооруженные столкновения прекратились после решительных демаршей, практически — ультиматума со стороны российского руководства 3 июля 1992 года и с тех пор не возобновлялись. В районе конфликта были развернуты трехсторонние Смешанные миротворческие силы, в состав которых входят молдавский, российский и приднестровский контингенты.

Республика Молдова подписала Алма-Атинскую декларацию и Протокол к Соглашению о создании СНГ 21 декабря 1991 года.

9 апреля 1994 г. новый парламент ратифицировал эту декларацию государств-участников СНГ и принял решение о присоединении к Экономическому Союзу СНГ.

Государственное устройство. Молдова – парламентская республика, глава государства – президент (с 2001 г. В.Н. Воронин), избираемый парламентом страны сроком на 4 года. Законодательный орган: однопалатный парламент – Национальное Собрание, избираемое по пропорциональному принципу. Высший орган исполнительной власти Правительство. Политический режим определяется как развивающаяся демократия.

Республика Молдова делится на 40 районов. 24 декабря 1994 года парламент принял Закон об особом правовом статусе Гагаузии – Гагауз Ери. Продолжаются переговоры о статусе Приднестровского региона.

Вооруженные силы Молдовы насчитывают около 8,5 тыс. человек и состоят из Сухопутных войск, ВВС и ПВО. Вооружение в основном советских образцов. Кроме того, имеются воинские формирования в МВД, Пограничные войска.

В непризнанной Приднестровской Молдавской Республике имеются также свои вооруженные формирования. Их численность около 5 тыс. человек. На вооружении имеются танки, БТР, артиллерийские установки, вертолеты. Имеются вооруженные формирования в МГБ и МВД, а также казачий полк.

Внешняя политика. Молдова является членом ООН, входит в состав ВТО, активно сотрудничает с ОБСЕ, Румынией, другими европейскими странами.

Экономика Республики Молдова продолжает оставаться в кризисном состоянии. Валовой национальный продукт на душу населения составляет 1260 дол. США (на 5 месте в СНГ). Республика не имеет своей топливно-минеральной базы и целиком зависит от импорта полезных ископаемых. Она ограниченно участвует в экономическом, частично в политическом, дипломатическом и других видах сотрудничества со странами СНГ.

Только 73% всех, принятых в СНГ документов от Молдовы подписаны главой государства или главой правительства. В Исполком СНГ представлены ратификационные грамоты и уведомления по 26% из подписанных документам, в то время как, например Беларусь по 84%. Позиция руководства республики во многом определяется событиями вокруг Приднестровья.

Молдова является членом Экономического Союза, однако активно сотрудничает только с Россией, Украиной и Беларусью. Кроме того, она была одним из инициаторов создания альтернативной ЕврАзЭС организации ГУАМ.

Доля Республики Молдова в ВВП СНГ к 2000 г. по сравнению с советским периодом (1992 г.) уменьшилась с 0,7 до 0,4%. А доля товарооборота в общем объеме практически не изменилась 0,6 – 0,7%.

На экспорт из Молдовы поступают: химические продукты, продовольственные товары, вина, машиностроительное оборудование, текстиль, табак. Импортируются в республику: топливно-энергетические ресурсы, сырье, машины и оборудование, товары народного потребления.

В военном сотрудничестве в рамках СНГ Республика Молдова практически не участвует, что исходит из конституционного положения определяющего её как нейтральное суверенное государство.

На территории Республики Молдова (Приднестровский регион) дислоцируются части Российской Группы войск, в основном склады вооружения и боевой техники бывшей 14-й российской армии.

Таким образом, Республика Молдова является одним из государств-участников СНГ. Она ограниченно сотрудничает в рамках СНГ в основном в экономической сфере и с близлежащими странами. Особенностью этого государства является то, что на ее территории продолжается внутренний конфликт, в урегулировании которого участвуют Смешанные миротворческие силы, представители ООН и ОБСЕ.

Республика Таджикистан, Таджикистан – государство на юго-востоке Средней Азии. Граничит на западе с Узбекистаном, севере с Кыргызстаном, на востоке с Китаем, на юге с Афганистаном.

Территория Таджикистана составляет 143,1 тыс. квадратных километров, население – около 6 млн. человек. Столица государства – г. Душанбе (свыше 600 тыс. жителей). Другой крупный город Худжент (163 тыс. жителей). По национальному составу: таджики – около 60%, русские – 8%, узбеки ‑ 14%, украинцы и другие.

Официальный язык: таджикский; язык межнационального общения ‑ русский. Основные религиозные конфессии: мусульмане-сунниты, исмаилиты, шииты, православные. Денежная единица: сомони.

После распада СССР и обретения независимости в сентябре 1991 года страну потрясли кровавые вооруженные столкновения на этнической, межрелигиозной и кланово-региональной основе, переросшие в гражданскую войну.

С октября 1993 по июнь 2001 года здесь проводилась Операция по поддержанию мира Коллективными миротворческими силами СНГ, в состав которых входили миротворческие контингенты России, Казахстана, Киргизии и Узбекистана. 27 июня 1997 г. в Москве было подписано Общее соглашение об установлении мира и национального согласия.

В результате совместных усилий в Таджикистане удалось установить гражданский мир, стабилизировать общественно-политическую обстановку.

Республика Таджикистан подписала Протокол к Соглашению о создании СНГ от 21 декабря 1991 года и ратифицировала его 26 июня 1993 года. Решение об Уставе СНГ Таджикистаном подписано 22 января 1993 года. Устав СНГ вступил в силу в этом государстве 4 августа 1993 года.

Государственное устройство. Таджикистан – смешанная президентско-парламентская республика, глава государства и исполнительной власти – президент (с 1994 года – Эмомоли Рахмонов, в 1999 г. его мандат был продлен на 7 лет), избираемый населением на 5 лет. Законодательный орган: двухпалатный парламент – Маджлиси Оли, избираемый на 5 лет. Состоит из Платы представителей – Маджлиси намояндагон (63 депутата) и Национального Собрания – Маджлиси мили (25 депутатов от местных органов власти и 8 назначенных Президентом), членами этой палаты, по желанию, являются бывшие главы государства. Непосредственно исполнительную власть осуществляет Кабинет министров.

Политический режим определяется как развивающаяся демократия, в некоторых источниках называется социалистический, плюралистический (см.: Краткий энциклопедический словарь. М.: Внешсигма, 2001. С. 848). Правящей партией является Народно-демократическая партия Таджикистана (председатель – Э.Ш. Рахмонов), кроме того, в стране действуют Коммунистическая партия, Исламская партия возрождения, Демократическая, Социалистическая партии и другие.

Таджикистан делится на 2 области (Согдийскую и Хотлонскую), Горно-Бадахшанскую АО и 8 районов республиканского подчинения.

Вооруженные силы созданы в 1995 году. Численность составляет около 15 тыс. человек. Состоят из Сухопутных войск, ВВС и ПВО. В них входят подразделения Объединенной таджикской оппозиции. Имеют на вооружении оружие и боевую технику в основном советских образцов. Активно сотрудничает в военной сфере с Россией, другими странами СНГ, входит в ОС ПВО СНГ, ОДКБ, имеет свой воинский контингент в составе КСБР.

На территории Таджикистана дислоцируются Российская военная база (г. Душанбе, Куляб, Курган-Тюбе, Хорог), воинская часть Космических войск России (г. Нурек).

Кроме того, в Таджикистане дислоцируются подразделения Международной антитеррористической коалиции: США – около 50 чел. летно-технического состава на аэродроме Куляб, в Душанбе 350 чел. от бронекавалерийского полка из Франции.

Экономическое положение. Таджикистан – аграрно-индустриальная страна, переживающая экономический кризис. Валовой национальный продукт на душу населения составляет 340 дол. США, самый низкий в СНГ.

Таджикистан активно сотрудничает в рамках СНГ. 98% всех, принятых в СНГ документов подписаны главой государства или главой правительства. В Исполком СНГ предоставлены ратификационные грамоты и уведомления по 55% из подписанных документов.

Таджикистан является членом Экономического Союза, ОДКБ, входит в Объединенную систему ПВО государств-участников СНГ, ШОС, ЕврАзЭС.

На экспорт из Таджикистана поступает: хлопок, продукты питания, металлы, текстиль, фрукты, овощи. Импортируются в республику: транспортные средства, товары народного потребления, продовольствие. Основные торговые партнеры страны СНГ, Афганистан, Китай.

Таким образом, Республика Таджикистан является членом СНГ, активно участвующим в различных сферах межгосударственного сотрудничества. Однако её возможности в значительной мере ограничены развалом экономики, вызванным последствиями гражданской войны, её ориентированность на внешнюю помощь.

Туркменистан, Республика Туркменистан, Туркмения – страна на западе Средней Азии. Граничит на севере с Казахстаном, на северо-востоке с Узбекистаном, на юге с Афганистаном и Ираном, на западе омывается водами Каспийского моря.

Территория Туркмении составляет 488 тыс. квадратных километров, население – более 4,3 млн. человек. Столица государства – г. Ашгабад (свыше 500 тыс. жителей). Другой крупный город Чарджоу (Туркменобад) (164 тыс. жителей). Древние города: Мары, Балканобад, Туркменбаши, Дашогуз.

Национальный состав: туркмены – 72%, русские – 9,5%, узбеки ‑ 9%, казахи – 3% и другие. Официальный язык: туркменский. Основные религиозные конфессии: мусульмане-сунниты. Денежная единица: манат.

22 октября 1991 года провозглашена государственная независимость Туркменистана.

Туркменистан подписал Протокол к Соглашению о создании СНГ от 21 декабря 1991 года. Решение об Уставе СНГ Туркменистаном не подписано. Таким образом, это государство является учредителем СНГ, но не является его членом. Участвует в работе его высших органов в качестве наблюдателя.

Государственное устройство. Туркменистан – президентская республика, глава государства и исполнительной власти – президент (с 27 октября 1990 года – Саппамурад Атаевич Ниязов (Туркменбаши), избираемый на 5 лет.

В декабре 1999 года в соответствии с решением Народного Совета парламент принял Конституционный закон о предоставлении С.А. Ниязову исключительного права осуществлять полномочия главы государства без ограничения срока. Однако в феврале 2001 года он заявил, что отказывается от пожизненного президентства, и в 2010 году в Туркменистане пройдут президентские выборы на альтернативной основе.

Парламент состоит из двух палат. Высшим представительным органом власти Туркменистана является Халк Маслахаты (Народный Совет). В него входят президент, депутаты всех уровней, представители общественных организаций, депутаты Меджлиса, члены Кабинета министров, главы местной исполнительной власти, руководители судебных органов. Совет рассматривает важнейшие вопросы жизни государства, вырабатывает рекомендации, которые реализует Президент, Меджлис и другие государственные органы. Он вправе выразить недоверие Президенту и вынести вопрос о его смещении на всенародное голосование.

Высшим законодательным органом власти Туркменистана является Меджлис. Он состоит из 50 депутатов, избираемых по территориальным округам сроком на 5 лет.

Кабинет министров является высшим исполнительным и распорядительным органом власти. Он формируется Президентом, возглавляется им и слагает полномочия перед вновь избранным Президентом.

Политический режим определяется как авторитарный, в некоторых источниках называется социалистический, плюралистический (см.: Краткий энциклопедический словарь. М.: Внешсигма, 2001. С. 891). Официально зарегистрирована и действует одна политическая партия – Демократическая партия Туркменистана. Председателем ее Политсовета является С.А. Ниязов. Другие партии действуют в нелегальных условиях.

Туркменистан делится на 5 велоятов (областей), которые делятся на районы (этрапы), всего их – 37. Ашгабад приравнен к велаяту. Кроме того, имеются такие административно-территориальные единицы, как шакеры с органами государственной власти, а также шакеры и поселки с местными органами самоуправления.

Вооруженные силы. Численность составляет около 20 тыс. человек. Состоят из Сухопутных войск, ВВС и ПВО, ВМС. Имеют на вооружении оружие и боевую технику в основном советских образцов.

В силу нейтралитета Туркменистана эта страна практически не участвует в военном сотрудничестве государств-участников СНГ. Активную помощь в военном строительстве Туркменистану оказывают Турция, Пакистан, Украина.

Экономическое положение. Валовой национальный продукт на душу населения составляет 900 дол. США. Это средний показатель в СНГ. В последние годы наметился рост экономических показателей, что связано с возобновлением поставок туркменского газа в Россию и Украину. Внешнеторговый оборот составляет около 4,5 млрд. долл. США. Положительное сальдо – более 700 млн. дол. США.

Туркменистан занимает особую позицию в СНГ, выборочно участвуя в различных его программах, что объясняется нейтральным статусом этой страны. Лишь 2% всех, принятых в СНГ документов подписаны главой государства. В Исполком СНГ предоставлены ратификационные грамоты и уведомления по 20% из подписанных документов.

На экспорт Туркменистан поставляет: нефть, природный газ, хлопок, продукты питания, металлы, текстиль, химикаты. Импортируются в республику: машины, оборудование, транспортные средства, товары народного потребления. Кроме стран СНГ активно развивает торговлю с Ираном.

Имеет дипломатические отношения со 120 странами мира, с ними подписано более 1 тыс. договорно-правовых актов. Состоит в более чем 40 международных организациях, в т.ч. ООН, ОБСЕ, ЭКО, ОИК, Движение неприсоединения, Программа НАТО “Партнерство во имя мира” и др.

Таким образом, Туркменистан является государством-учредителем СНГ, но активного участия в межгосударственном сотрудничестве в рамках Содружества не принимает, за исключением экономической сферы.

Республика Узбекистан, Узбекистан – страна в центральном и северо-западном регионах Средней Азии. Граничит на востоке с Кыргызстаном и Таджикистаном, на юге с Афганистаном, на западе с Туркменистаном, на севере с Казахстаном.

Территория Узбекистана составляет 447 тыс. квадратных километров. Население – более 23,8 млн. человек. Столица государства – г. Ташкент (свыше 2 млн. жителей). Другие крупные города: Самарканд (ок. 400 тыс. жителей), Бухара, Фергана, Наманган. Национальный состав: узбеки – 72%, а также русские, казахи, таджики и другие народы. Религия ‑ в основном ислам суннитского толка. Денежная единица: сум.

Официальный язык: узбекский. Русский язык используется как средство межнационального общения. Основные религиозные конфессии: мусульмане-сунниты, есть и христиане.

1 сентября 1991 года была провозглашена государственная независимость Узбекистана.

Узбекистан подписал Протокол к Соглашению о создании СНГ от 21 декабря 1991 года и ратифицировала его 4 января 1992 года. Решение об Уставе СНГ подписано 22 января 1993 г., вступило в силу 9 февраля 1994 года.

Государственное устройство. Узбекистан – президентская республика, глава государства и исполнительной власти – президент (с 1990 года – И.К. Каримов), избираемый на 5 лет

Высшим законодательным органом власти Узбекистана является однопалатный Олий Мажлис. Он состоит из 250 депутатов, избираемых по территориальным округам сроком на 5 лет. Кабинет министров является высшим исполнительным и распорядительным органом власти.

Политический режим определяется как авторитарный, плюралистический (см.: Краткий энциклопедический словарь. М.: Внешсигма, 2001. С. 898). Правящая партия – Народно-демократическая партия Узбекистана. Кроме того, действуют партии Прогресс Отечества, Социал-демократическая, партия Национального возрождения, партия Патриотов и другие.

В состав Узбекистана входит 12 областей и Автономная Республика Каракалпакстан.

Вооруженные силы. Численность составляет около 80 тыс. человек. Состоят из Сухопутных войск, ВВС, ПВО и Национальной гвардии. Имеют на вооружении оружие и боевую технику в основном советских образцов.

Военное сотрудничество Узбекистан строит в основном на двусторонней основе, хотя и принимает участие в работе СМО ГУ СНГ.

На территории Узбекистана дислоцируются подразделения Международной антитеррористической коалиции: аэродром Ханабад – до 3 тыс. чел. 10-й легкопехотной дивизии США, в г. Термез – до 100 чел. личного состава бронекавалерийского полка из Франции.

Экономическое положение. Узбекистан развитая индустриально-аграрная страна. Валовой национальный продукт на душу населения составляет 970 дол. США. Это средний показатель в СНГ.

Узбекистан занимает специфическую позицию в СНГ, выборочно участвуя в различных его программах, в основном развивая двустороннее сотрудничество. Лишь 3% всех, принятых в СНГ документов, подписаны главой государства. В Исполком СНГ предоставлены ратификационные грамоты и уведомления по 74% подписанных документов.

Узбекистан входит Экономический Союз, ЦАЭС, ШОС. В 1999 году вышел из ДКБ. До 2005 года состоял в ГУУАМ.

На экспорт Узбекистан поставляет: хлопок, химикаты, продукты питания, металлы, минералы, машины, оборудование, текстиль, золото. Импортируются в республику: нефть и нефтепродукты, зерно, лесоматериалы, товары народного потребления. Кроме стран СНГ активно развивает торговлю с Ираном, Китаем.

Во внешней политике в большей степени ориентируется на Россию, США и Турцию. Имеет дипломатические отношения со 120 странами мира. Состоит в различных международных организаций, в т.ч. ООН, ОБСЕ, ОИК, Программа НАТО “Партнерство во имя мира” и др.

Таким образом, Узбекистан является государством-учредителем и членом СНГ. Свое участие в межгосударственном сотрудничестве в рамках Содружества ограничивает, считая его малоэффективным. Большее внимание уделяет двусторонним связям. В значительной степени ориентирован на США и Турцию.

Украина – страна на востоке Европы. Граничит на северо-западе с Белоруссией, на востоке и юго-востоке с Россией, на юге с Молдавией и Румынией, на западе с Венгрией, Словакией и Польшей.

Её территория составляет 603,7 тыс. квадратных километров, население ‑ около 50 млн. человек. Столица государства – г. Киев (2,8 млн. жителей). Другие крупные города: Харьков (1,68 млн. жителей), Днепропетровск (1,23 млн. жителей), Донецк (1,15 млн. жителей), Одесса (1,12 млн. жителей). По национальному составу: украинцы составляют 73% населения, русские, белорусы, евреи, татары, армяне и др. В Прикарпатье проживает этническая группа – гуцулы.

Официальный язык: украинский. Основные религиозные конфессии: православие, католицизм, униаты, иудеи.

В 1990 году Украина объявила о государственном суверенитете. 8 декабря 1992 года, тогдашний руководитель республики Л. Кравчук совместно с высшими руководителями Беларуси С. Шушкевичем и России Б. Ельциным подписал Соглашение о создании Содружества Независимых Государств и прекращении существования СССР. С этого момента Украина независимое государство, член мирового Сообщества.

Украина – является учредителем СНГ, подписало и ратифицировало 10 декабря Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, Протокол к нему, Алма-Атинскую декларацию. Однако Украина не подписала и не ратифицировала Устав СНГ. Таким образом, она имеет в СНГ статус учредителя, но не является его членом.

Государственное устройство. Украина – с 2004 г. парламентская республика, глава государства – президент (с декабря 2004 г. ‑ В. Ющенко), всенародно избираемый на 5 лет. Законодательный орган: однопалатный парламент – Верховная Рада, избираемая по мажоритарной системе на 5 лет. Исполнительную власть осуществляет Правительство, которое формируется парламентским большинством. Политический режим определяется как развивающаяся демократия.

В состав Украины входит 24 области и Автономная Республика Крым.

Вооруженные силы Украины имеют численность около 300 тыс. человек и состоят из Сухопутных войск, ВВС, ПВО, ВМС. Имеет современные виды вооружения и боевой техники советских образцов.

Украина член ООН, СБСЕ и других международных организаций.

В экономическом плане Украина, как и большинство стран СНГ, находится в кризисном состоянии, связанный с изменением базовой модели развития общества. Валовой национальный продукт на душу населения составляет 1630 дол. США. Это третий показатель на постсоветском пространстве после Беларуси и России. Денежная единица: гривня.

Украина ограниченно участвует экономическом, политическом, дипломатическом, военном и других видах сотрудничества со странами СНГ. Только 66% всех, принятых в СНГ документов от России подписаны главой государства или главой правительства, а представлены в Исполком СНГ ратификационные грамоты и уведомления только по 45 % из подписанных документов, в то время как, например Белоруссия по 84%.

Доля Украины в ВВП СНГ к 2000 г. по сравнению с советским периодом (1991 г.) снизилась с 16,6 до 10,8%, а доля товарооборота в общем объеме с 15,9 до 14,6%. Для Украины торговля со странами СНГ составляет около 17% от общего объема торгового оборота. Основные торговые партнеры Россия, Беларусь, Туркмения.

На экспорт из Украины поступают сырье промышленное и продовольствие, а импортируются энергоносители, оборудование, потребительские товары.

Таким образом, Украина является одним государств-учредителей СНГ и участвует в некоторых его программах. В последнее время у руководства Украины заметно критическое отношение к СНГ, более целенаправленная ориентация на западные страны.

В целом, можно сделать вывод, что страны-члены СНГ и его учредители на разном уровне сотрудничают в рамках этой межгосударственной региональной организации. В их государственном и общественном устройстве много общего (во всех установлена республиканская форма правления, действует система президентской власти, разделения властей, политические системы, в основном ‑ развивающаяся демократия, кризисное положение в экономике, значительное социальное расслоение общества и т.п.). Вместе с тем, имеются и определенные отличия, связанные с осуществлением государственной власти, развитием политического плюрализма, отношением к сотрудничеству в рамках СНГ.

Правовые основы сотрудничества государств-участников СНГ в таможенной сфере. Желание сохранить единое экономическое пространство и, тем самым, создать экономические предпосылки экономической интеграции на постсоветском пространстве после распада СССР привело к подписанию Беларусью, Казахстаном, Киргизией, Россией и Таджикистаном Соглашения о принципах таможенной политики (Москва, 13 марта 1992 года).

В целях подготовки предложений по практическим шагам в деле создания Таможенного союза, координации взаимодействия таможенных служб и унификации таможенного законодательства и таможенных процедур, СГГ СНГ 23 декабря 1993 г. принял решение о создании Совета руководителей таможенных служб государств-участников Содружества.

В течение 1992-1994 года в рамках СНГ были заключены многосторонние соглашения, в т.ч.: об общих условиях поставок товаров; о единой товарной номенклатуре; о статусе Экономического Суда СНГ; об основах таможенного законодательства; об учреждении Межправительственного совета по нефти и газу; о создании Межгосударственного евразийского объединения угля и стали и другие.

Однако в целом, это Соглашение от 13 марта 1992 года, фактически учреждавшее Таможенный союз, не было ратифицировано и не вступило в силу по ряду объективных и субъективных причин.

24 сентября 1993 года был подписан Договор о создании Экономического Союза, в который вошли 11 государств СНГ (кроме Украины). Россия ратифицировала его 2 ноября 1994 г.

В нем, крое всего прочего, также предусматривалось поэтапное формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений, предполагалось создание Таможенного союза.

Важным документом в области таможенного сотрудничества стало Соглашение о создании зоны свободной торговли (1994 г.), которая рассматривалась уже как переходный этап к формированию Таможенного союза. В нем подчеркивалось, что Таможенный союз может быть создан государствами, изъявившими желание продолжать сотрудничество в его рамках и которые будут выполнять условия Соглашения.

Проект нового Соглашения о Таможенном союзе был подготовлен Советом руководителей таможенных служб государств-участников СНГ и рекомендован главам государств в октябре 1994 г.

Международно-правовая база функционирования Таможенного союза была заложена в 1995-1996 годах. Он не являлся международной организацией, как это предусматривалось ранее, а представлял собой систему двусторонних договоров.

В 1995-1996 гг. достигнуты договоренности между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией о поэтапном ускоренном создании Таможенного союза и о всестороннем сближении и углублении интеграции этих стран.

6 января 1995 года было заключено Соглашение о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. В последующем государства, пожелавшие присоединиться к Таможенному союзу, подписывали отдельные соглашения со странами – участницами Союза, которые выступали при этом в качестве одной из сторон. 20 января 1995 года к Таможенному союзу присоединился Казахстан. В середине 1995 года с просьбой о вступлении в него обратились Кыргызская Республика.

22 ноября 1995 года Межправительственная белорусско-казахстанско-российская комиссия утвердила Условия формирования Таможенного союза. Для присоединения к нему Киргизия заключила 10 января 1996 г. Соглашение о единстве управления таможенными службами и Соглашение о едином порядке регулирования ВЭД. Эта республика присоединилась к Союзу 29 марта 1996 года, одновременно с подписанием четырехстороннего Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

26 февраля 1999 г. между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан был заключен Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства обеспечивается следующими органами управления интеграцией: Межгосударственным Советом, Советом глав правительств, Интеграционным Комитетом, Межпарламентским Комитетом.

В соответствии с этим Договором формирование Таможенного союза в качестве торгово-экономического объединения предполагается осуществить в два этапа.

На первом этапе государства-участники Таможенного Союза вводят режим свободной торговли, на втором - принимают меры по формированию единой таможенной территории.

Режим свободной торговли заключается в неприменении тарифных и количественных ограничений в отношении товаров, происходящих с таможенной территории одной Стороны, и вывозимых (ввозимых) на таможенную территорию другой Стороны и предназначенных для выпуска в свободное обращение на таможенных территориях Сторон.

Правовой основой режима свободной торговли являются соглашения о свободной торговле, заключенные между правительствами государств Таможенного Союза: Республики Беларусь и Республики Казахстан ‑ 23 сентября 1997 г.; Республики Беларусь и Кыргызской Республики ‑ 30 марта 1999 г.; Республики Беларусь и Российской Федерации ‑ 13 ноября 1992 г.; Республики Казахстан и Кыргызской Республики ‑ 22 июня 1995 г.; Республики Казахстан и Российской Федерации ‑ 22 октября 1992 г.; Кыргызской Республики и Российской Федерации ‑ 8 октября 1992 г.

В основу указанных соглашений заложены принципы торговли без взимания таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений.

Распространение режима свободной торговли на Республику Таджикистан предполагается осуществить после выполнения ею принятых обязательств в соответствии с Протоколом об этапах и сроках завершения Республикой Таджикистан работы по выполнению условий соглашений о Таможенном Союзе от 6 и 20 января 1995 года.

Следующим этапом формирования Таможенного Союза является создание единой таможенной территории.

В соответствии с Договором от 26 февраля 1999 г. под единой таможенной территорией понимается территория, состоящая из таможенных территорий Сторон, применительно к которой установлен Общий таможенный тариф, применяются единые меры нетарифного регулирования, действуют унифицированные таможенные правила, обеспечено единство управления таможенными службами, отменен таможенный контроль на внутренних таможенных границах. Условием отмены таможенного контроля на внутренних границах служит безусловное обеспечение надежного таможенного контроля на внешних границах.

На основе решений органов управления интеграцией, принятых в 1998-1999 годах, сформирована основа Общего таможенного тарифа - согласован Перечень единых ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенные территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации из третьих стран и систематизированный в соответствии с единой Товарной Номенклатурой внешнеэкономической деятельности СНГ. В настоящее время этот Перечень охватывает около 60% единых ставок по ТН ВЭД СНГ.

Решением Совета глав правительств от 26 февраля 1999 г. № 46 определено, что Кыргызстан и Таджикистан будут присоединяться к формированию Общего таможенного тарифа поэтапно.

Утвержден Решением Совета глав правительств от 24 сентября 1999 г. № 58 Перечень наименее развитых стран-пользователей системы преференций государств-участников Таможенного союза. Товары, происходящие из стран вошедших в этот Перечень, при ввозе в Республику Беларусь, Республику Казахстан и Российскую Федерацию, будут освобождены от таможенных пошлин.

Решением Совета глав правительств от 26 февраля 1999 г. № 46 утвержден Базовый перечень товаров, происходящих из развивающихся стран, при ввозе которых на таможенные территории государств-участников Таможенного союза предоставляются тарифные преференции. Предстоит решить проблему единых подходов к критериям предоставления тарифных преференций развивающимся странам для разработки проекта Базового перечня развивающихся стран-пользователей согласованной системы преференций государств-участников Таможенного союза.

По вопросу о единых мерах нетарифного регулирования заключено Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза 22 октября 1997 г., которое вступило в силу в июле 1999 года.

Необходимым условием создания единой таможенной территории является также упрощение и последующая отмена таможенного контроля на внутренних таможенных границах государств-участников Таможенного союза.

В этих целях в рамках Таможенного союза принят ряд документов:

Протокол об упрощенном порядке таможенного оформления товаров, не предназначенных для производственной и коммерческой деятельности, и валюты, перемещаемых физическими лицами через таможенные границы государств-участников Таможенного союза (22 января 1998 г.);

Соглашение об обеспечении свободного и равного права пересечения физическими лицами таможенных границ государств-участников Таможенного союза и беспрепятственного провоза ими товаров (багажа) и валюты (24 ноября 1998 г.);

Соглашение о единых условиях транзита через территории государств-участников Таможенного союза (22 января 1998 г.);

Протокол о таможенном сопровождении товаров, перемещаемых между таможенными органами государств-участников Таможенного союза (8 декабря 1998 г.);

Протокол о порядке таможенного оформления товаров, перевозимых под таможенным контролем между таможенными органами государств-участников Таможенного союза (8 декабря 1998 г.);

Соглашение об упрощенном порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых между государствами-участниками Таможенного союза (24 сентября 1999 г.).

Таможенный союз вступил в новую фазу своего развития с подписанием Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (Астана, 10 октября 2000 г.). В него вошло пять стран: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан. ЕврАзЭС, являясь новой международной экономической организацией, сформировано на базе Таможенного союза, создано для эффективного продвижения процесса формирования этого Союза и Единого экономического пространства.

Ранее заключенные Сторонами между собой договоры, а также решения органов управления интеграцией продолжают действовать в части, не противоречащей этому Договору.

Обеспечивая преемственность созданных ранее органов управления интеграцией, для выполнения целей и задач Договора в рамках ЕврАзЭС действуют: Межгосударственный Совет (Межгоссовет); Интеграционный Комитет; Межпарламентская Ассамблея (МПА); Суд Сообщества.

За период с 1996 по 2004 годы в рамках Таможенного союза и ЕврАзЭС заключено около 60 международных договора, из которых 39 вступили в силу для всех подписавших их государств. По остальным документам продолжаются внутригосударственные процедуры.

Цели укрепления экономического сотрудничества определяются и Договором от 2 апреля 1996 г. «О Сообществе России и Белоруссии», Договором от 2 апреля 1997 г., которым Сообщество было преобразовано в Союз Белоруссии и России.

Таковы некоторые правовые аспекты сотрудничества государств-участников СНГ в таможенной сфере.

 

 


 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящей работе представлены наиболее значимые, с точки зрения авторов, лекции, прочитанные в Российской таможенной академии, раскрывающие основные государственно-правовые явления истории отечественного государства и права. Завершается пособие периодом становления и развития государства и права Российской Федерации, как суверенного государства, в 1991 – 2004 годы.

Событии последних 10-15 лет свидетельствуют о революционных изменениях в государственном устройстве и общественном строе, смене идеологических ориентиров, появлении непривычных для большинства россиян государственно-правовых и политических атрибутов.

Развитие в стране рыночных отношений на основе многообразия форм собственности, социальное расслоение общества, культивирование буржуазных ценностей существенно повлияло на настроения и поведение значительной части населения страны, на образ жизни россиян.

Как показывает исторический опыт, создание системы власти в интересах большинства граждан и своевременное изменение правовых норм является наилучшим средством от различных социальных потрясений, народных трагедий, от нищеты и рабства.

Объемы учебного пособия не позволяют более подробно рассмотреть те или иные темы. Оно не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но служит пособием для подготовки и успешной сдачи экзаменов.

Для углубленного изучения основных тем истории государства и права целесообразно использовать рекомендованные в конце пособия учебники и литературу.

 


 

ЛИТЕРАТУРА

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные составляющие глобального кризиса 8 страница | Источники
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.334 сек.