|
| Литература как предмет истории науки. Слово и образ. Роды, жанры, виды и стили литературного творчества. Классические литературные жанры античности; разновидности эпоса, лирики и драмы. Элегическая, ямбическая, мелическая, анакреонтическая, буколическая, сатирическая поэзии, неотерики (Гомер, Сапфо, Анакреонт, Феокрит, Катулл, Гораций, Ювенал, Вергилий). Происхождение драматических жанров. Специфика античного театра (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан, Сенека). Разновидности жанра античного романа: любовно-буколический (Лонг) и авантюрный (Петроний Арбитр, Апулей).
Основные направления и жанры литературы средневековья: народно-героический эпос («Старшая Эдда», Песнь о Роланде», Песнь о Нибелунгах»), рыцарский роман и его типы (Романы о Тристане и Изольде, артуровский роман). Отличие скальдической поэзии от эддической. Основные жанры рыцарской поэзии. Поэзия вагантов. Драматургические жанры: мистерия, миракли, фарс, моралите. Основные жанры городской литературы: фаблио, шванки («Роман о Лисе», Роман о Розе»). Жанры народной поэзии: баллада, романс.
Общая характеристика литературы Возрождения. Развитие жанров новеллы, политической сатиры, романа, сонета, баллады, поэмы в творчестве Данте, Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, Ф. Рабле, Сервантеса, Э. Роттердамского. Становление гуманистического театра (В. Шекспир, Лопе де Вега).
Общая характеристика направлений и жанров западноевропейской и русской литературы Нового времени и XIX в. Теория классицизма, ее связь с античной литературой (Н. Буало, Корнель, Расин, Мольер, Ларошфуко). Общая характеристика сентиментализма (Стерн, Руссо, Гете). Полемика с просветительскими идеями в «Фаусте» Гете, «Путешествии Гулливера» Свифта. Романтизм – общая характеристика. Творчество Ф. Шиллера, Э. Гофмана, Дж. Байрона, Ж. Бодлера, В. Гюго. Элементы сентиментализма и романтизма в творчестве А. Пушкина, М. Лермонтова. Становление реализма в творчестве Ч. Диккенса «О. Твист», О. Бальзака «Человеческая комедия», Мопассана «Милый друг», А. Пушкина «Медный всадник», М. Лермонтова, Гоголя, Д. Достоевского, И. Тургенева, Л. Толстого, А. Чехова.
Модернистские течения в русской литературе XX в. Общая характеристика: символизм (А. Блок, М. Волошин, Ф. Сологуб), акмеизм (Н. Гумилев, А. Ахматова), литературный авангард: Эгофутуризм (И. Северянин), футуризм (В. Хлебников, В. Маяковский).
Понятие постмодерна и его основные характеристики. Национальное своеобразие постмодернистских произведений.
Первая волна русского постмодерна: политизированность и юродствование как специфически окружающие его компоненты. Влияние Ницше и Розанова на русских постмодернистов. Деканонизация и пересотворение образа А. Пушкина в произведении А. Терца «Прогулки с Пушкиным».
Нравственные проблемы советской интеллигенции в романе А. Битова «Пушкинский дом». Жанровые и сюжетные особенности романа.
Своеобразие сатирической прозы Вн. Ерофеева «Москва-Петушки». Мотивы русского юродствования в образе Венечки Ерофеева. Пародийно-ироническая цитатность как определяющая черта стиля поэмы.
Код лирической исповеди в постмодернистском монологе И. Бродского «Двадцать сонетов к Марии Стюарт». Литературная деконструкция классики. Литературный вариант русского концептуализма. Демифологизация массового сознания в поэзии Некрасова Вс. Языковые матрицы литературы соцреализма Дм. Пригова.
Вторая волна русского постмодерна. Влияние русского концептуализма на постмодернистские тексты. Возникновение метафорического, жизоаналитического и меланхолического постмодернизма. Поэтика абсурда и внутренней психологической оппозиции в прозе Вик. Ерофеева «Жизнь с идиотом».
Третья волна русского постмодернизма. Возникновение лирико-философского, экологического, феминистского постмодернизма. Критика фаллогоцентризма и десакрализация знаковых фигур официальной культуры в пьесе Л. Петрушевской «Мужская зона». Шизоанализ Вл. Сорокина. Культурологическая и психоаналитическая проблематика романов Пелевина.
|
|
-
-
-
-
-
|
-
|
|