Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Психология как наука

Тула 20__ г.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

 

 

 

Направление подготовки: 060000 Здравоохранение

Специальность: 060101 Лечебное дело

Формы обучения очная

 

 

 

Рассмотрено на заседании кафедры

протокол №___ от "___"____________ 20___ г.

Зав. кафедрой Д.М. Ивашиненко

 

Содержание.

Лекция 1. Психология как наука. 4стр.

 

Лекция 2. Педагогика как наука, педагогические составляющие деятельности врача. 8 стр.

 

Лекция 3. Психология познавательных психологических процессов, её психолого – педагогические следствия и практические рекомендации для профессиональной деятельности врача. 13стр.

 

Лекция 4. Психология личности, её психолого – педагогические следствия и практические рекомендации для профессиональной деятельности врача. 31 стр.

 

Лекция 5. Элементы возрастной психологии и психологии развития, их учёт в деятельности врача. 59 стр.

 

Лекция 6. Элементы социальной психологии и их учёт в деятельности врача. 98 стр.

 

Лекция 7. Психология здоровья и здорового образа жизни, психолого – педагогические выводы и практические рекомендации врачу для его профессиональной деятельности. 106 стр.

 

Лекция 8. Современные педагогические методы и технологии обучения и воспитания; их использование в профессиональной деятельности врача. 123 стр.

 

Лекция 9. Основы медико – просветительской деятельности врача. 136 стр.

 

Библиографический список. 151 стр.

 

 

Место психологии в системе наук.

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его центральной нервной системы. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности. Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы.

Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой. Наконец, психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого сознания и деятельности.

Согласно классификации наук академика А. Кедрова (рис. 1. 1) психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

 

Современные психологические школы

 

Психоанализ, бихевиоризм, гештальт психология, гуманистическая психология.

• Психоанализ первоначально сложился как метод лечения неврозов, основная его идея – поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательностью. Пути проявления бессознательного – ассоциации, сны, случайные действия в нашей жизни.

• Бихевиоризм – направление американской психологии отрицающее сознание, как предмет психологии и сводящее психику к различным формам поведения. Поведение – это совокупность реакций организма на стимулы внешнего мира. Основатель направления Дж. Б. Уотсон. S-R (стимул - реакция) – предложил Уотсон. Каждой ситуации – стимулу соответствует определенное поведение и реакция.

• Гештальт психология (гештальт (нем.) – форма, конфигурация, организация). Это направление возникло в Германии. Основные представители: М. Верткаймер, К. Коффка, В. Келлер. Предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованное целое. Основные два понятия гештальт психологии: фигура и фон. Фигура – замкнутая, выступающая вперед, привлекающая внимание часть, а фон окружает фигуру и кажется непрерывно продолжающимся за ней.

• Гуманистическая психология (экзистенциальная психология) – основные понятия: личность, как уникальная ценностная система, которая представляет собой ни ничто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации. Главный представитель: А. Маслоу. Пирамида потребностей человека – самоактуализация (вершина треугольника), самоуважение, принятие и любовь, потребность в безопасности, физиологическая потребность в еде и сне (основание треугольника). Основные положения гуманистической психологии:

1) человек должен изучаться в его целостности;

2) каждый человек уникален;

3) человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире главная психологическая реальность;

4) жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

5) человек наделен потенциалами непрерывного развития и самореализации;

6) человек обладает определенной степенью свободы;

7) человек активное, творческое существо.

 

 

Предмет психологии.

В самом общем виде в качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека. (Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2003)

«Предметом психологии нужно признать психическое, но не как чисто субъективную данность, а как действительность, находящуюся в единстве с объективным, а потому могущую стать предметом объективного изучения.»(Д.Н. УЗНАДЗЕ)

Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. (А. В. Морозов. Деловая психология: курс лекций «Общие сведения о психологии. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии»)

 

Методы психологии

С точки зрения Б.Г.Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем являются гносеологическими объектами самой психологической науки.

Метод - это выражение некоторых свойств соотношений между объектом и субъектом в процессе познания (Завалевский, Роговин).

Классификация (Г. Пирьов):

1. Собственно методы (наблюдение, эксперимент, моделирование и т.д.); наблюдение бывает объективное, непосредственно - опосредованное (анкеты, опросники), субъективный эксперимент: лабораторный, естественный, психолого-педагогический.

2. Методические приемы - вспомогательные методы (математические, графические, биохимические).

3. Методические подходы (генетический, психофизиологический).

Классификация С.Л. Рубинштейна:

1. Наблюдение: внешнее, внутреннее. Эксперимент: естественный, лабораторный, психолого-педагогический,, физиологический (или метод условных рефлексов).

2. Приемы изучения продуктов деятельности.

3. Беседа.

4. Анкета.

Классификация Б.Г. Ананьева:

1. Организационные: сравнительный, лонгитюдный, комплексный.

2. Эмпирические: обсервационные (наблюдение, самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный), психофизиологические, анализ продуктов и процессов деятельности (праксиметрические методы), моделирование, биографический метод.

3. Методы обработки данных: методы математической статистики, качественного описания.

4. Интерпретационные методы: генетические (фило- и онто-), структурные (классификация, типологизация).

 

Этика психологического исследования.

Этические принципы проведения исследования на человеке:

1. При планировании опыта исследователь несет персональную ответственность за составление точной оценки его этической приемлемости, опираясь на принципы исследований.

2. На каждом исследователе всегда лежит ответственность за установление и поддержание приемлемой этики исследования. Исследователь также несет ответственность за этичное обращение коллег, ассистентов, студентов и всех других служащих с испытуемыми.

3. Этика требует, чтобы исследователь информировал испытуемых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их желание принимать в нем участие, а также отвечал на все вопросы о других подробностях исследования.

Невозможность ознакомления с полной картиной эксперимента дополнительно усиливает ответственность исследователя за благополучие и достоинство испытуемых.

4. Честность и открытость - важные черты отношений между исследователем и испытуемым. Если утаивание и обман необходимы по методологии исследования, то исследователь должен объяснить испытуемому причины таких действий для восстановления их взаимоотношений.

5. Этика изыскания требует, чтобы исследователь относился с уважением к праву клиента сократить или прервать свое участие в процессе исследований в любое время.

Обязательство по защите этого права требует особой бдительности, когда исследователь находится в позиции, доминирующей над участником.

Решение по ограничению этого права увеличивает ответственность исследователя за достоинство и благополучие участника.

6. Этически приемлемое исследование начинается с установления четкого и справедливого соглашения между исследователем и участником эксперимента, разъясняющего ответственность сторон. Исследователь обязан строго следить за исполнением всех обещаний и договоренностей, включенных в это соглашение.

7. Этичный исследователь защищает своих клиентов от физического и душевного дискомфорта, причинения вреда и опасности. Если риск таких последствий существует, то исследователь обязан проинформировать об этом испытуемых, достичь согласия до начала работы и принять все возможные меры для минимизации вреда. Процедура исследований может не применяться, если есть вероятность того, что она причинит серьезный и продолжительный вред участникам.

8. Этика работы требует, чтобы после сбора данных исследователь обеспечил участникам полное разъяснение сути эксперимента и устранил любые возникающие недоразумения. Если научные или человеческие ценности оправдывают задержку или утаивание информации, то исследователь несет особую ответственность за то, чтобы для его клиентов не было тяжелых последствий.

9. Если процедура исследования может иметь нежелательные последствия для участников, то исследователь несет ответственность за выявление, устранение или корректировку таких результатов (в том числе и долговременных).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Воскресенье, 26 августа 19:00-21:00 | Лекция 2. Педагогика как наука, педагогические составляющие деятельности врача
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.