Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типологические возможности такого построения повествования

Как происходит внутри произведения смена точек зрения?

Композиционное построение с использованием различных последовательно чередующихся точек зрения.

В произведении используется не одна, а несколько точек зрения. При этом каждая цена описывается с какой-то одной позиции (точки зрения), но разные сцены описываются с позиций разных героев.

Автор в каждом случае как бы присоединяется к точке зрения одного из действующих лиц,

Как бы участвует в действии, последовательно переходя от одной точки зрения к другой в своем повествовании.

Причем, помимо точки зрения действующих лиц он может в какой-то момент принимать и свою собственную точку зрения.

При таком описании лицо А описывается с точки зрения лица Б, а затем и лицо Б может быть описано через восприятие А. Но внутреннее состояние А и Б не может описываться одновременно в одной и той же микросцене (это вар. 4).

При этом каждый раз к носителю авторского видения применяются глаголы внутреннего состояния, тогда как действия других людей описываются так, как видит их данный человек – носитель авторской точки зрения.

 

У Толстого, например, в «Войне и мире» чередование точек зрения обычно обусловлено сюжетными кусками повествования: одна сцена дается с точки зрения Наташи, другая – Пьера, третья – Николая и т.д.

Однако иногда смена точек зрения происходит внутри одной сцены, когда убыстряется ритм повествования.

Пример: описание вечера в доме Ростовых после карточного проигрыша Николая, когда Наташа поет, а Николай ее слушает. Здесь постоянно идет смена точки зрения Наташи и Николая.

 

При таком типе композиции повествование как бы распадается на отдельные описания, данные с точки зрения разных лиц.

Здесь мы видим СОПОЛОЖЕНИЕ разных точек зрения, но не их синтез.

По существу, это как бы сцены, преобразованные из ряда повествований от 1 лица. Такая композиция восходит к роману в письмах

Позиция повествователя в этом случае вполне реальна – он как бы ведет репортаж непосредственно с поля действия, и место его нахождения каждый раз может быть более или менее точно фиксировано в пространстве и времени, хотя она и менее реальна и последовательна, чем в вариантах 1 и 2.

Разное отношение автора к персонажам: в одних он вживается, показывает их изнутри, другие же всегда остаются только объектами внешнего наблюдения.

Кто из героев получает право на описание изнутри (становится носителем авторской точки зрения)?

Чаще всего – главные герои. НО НЕ ВСЕГДА.

Иногда автору бывает важно показать героя глазами других людей, а не описывать его самому, заглядывая ему в душу.

Автор может предоставлять читателю самому догадываться о мыслях и чувствах героя, изображая его в каком-то смысле загадочным.

(Примеры: - старец Зосима, Смердяков, Иван Карамазов в «Братьях Карамазовых» у Достоевского,

Платон Каратаев у Толстого)

При описании их внутреннего состояния сразу же появляются слова «отстранения» (по-видимому, как бы)

Таким образом, прием описания «со стороны» может использоваться как в тех случаях, когда персонаж не представляет для автора существенного интереса, так и тогда, когда он, напротив. Представляет для него особый интерес.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этим носителем психологической точки зрения может быть | Одновременно описывается внутреннее состояние самых разных людей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.