Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третьяи достаточно значительная группа конституционных полномочий Президента связана с деятельностью Правительства и иных органов исполнительной власти

Так, Президент с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра Республики Беларусь. Он же определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов. Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь.

К полномочиям Президента по контролю за деятельностью Правительства относится его право отменять акты Правительства Республики Беларусь.

Президент назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус. В порядке, предусмотренном Президентом, назначаются руководители местных исполнительных и распорядительных органов. Законом «О местном управлении и самоуправлении Республики Беларусь» предусмотрено, что Президент назначает на должности председателей областных и Минского городского исполнительных комитетов и вносит данные кандидатуры на утверждение местного Совета депутатов.

К иным полномочиям в сфере исполнительной власти относится также право Президента на формирование Администрации Президента Республики Беларусь как органа государственного управления и других органов государственного управления.

Четвертая группа полномочий Президента связана с судебной властью. Президент не имеет права вмешиваться в деятельность судебных органов по осуществлению правосудия и конституционного контроля. Полномочия Президента в этой сфере связаны только с участием президента в формировании органов судебной власти. Так, Президент с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь из числа судей этих судов. Он же также с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Президент назначает шесть судей Конституционного Суда и по совместному представлению Председателя Верховного суда и Министра юстиции назначает иных судей Республики Беларусь.

Президент также освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь с последующим уведомлением Совета Республики. Освобождение от занимаемой должности судей иных судов входит в непосредственную компетенцию Президента.

Еще одна группа полномочий Президента также связана с обеспечением взаимодействия его с другими государственными органами и заключается, в основном, в полномочиях Президента по назначению и освобождению от занимаемой должности ряда должностных лиц в Республике Беларусь.

Президент с согласия Совета Республики назначает Председателя Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка Республики Беларусь и освобождает их от занимаемой должности с последующим уведомлением Совета Республики.

Президент также назначает на должность и освобождает от должности шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

К традиционным полномочиям Президента как главы государства во многих странах относится право Президента обращаться с посланиями к народу, решать вопросы о приеме в гражданство, его прекращении и предоставлении убежища, устанавливать государственные праздники и праздничные дни, награждать государственными наградами, присваивать классные чины и звания, осуществлять помилование осужденных. Такими же полномочиями наделен и Президент Республики Беларусь. Кроме того, обычно президенты многих государств наделяются полномочиями, связанными с осуществлением внешнеполитической деятельности. В этой области Президент Республики Беларусь ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств.

Особую группу полномочий Президента составляют его права по обеспечению обороноспособности, безопасности и общественного порядка на территории Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь, он является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь и назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Президент вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики.

В случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, Президент вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики.

Президент также вправе в случаях, предусмотренных законодательством, отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок.

Последняя группа конституционных полномочий Президента связана с его контролем в отношении актов законодательства. Кроме права отмены постановлений Совета Министров. Президент непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.

Конституция Республики Беларусь предоставляет Президенту и право инициировать в Конституционном суде вопросы о конституционности нормативных актов (статья 116).

Президент также осуществляет и иные полномочия, предоставленные ему законами, если это не противоречит Конституции Республики Беларусь. Следует отметить, что такие дополнительные полномочия предоставлены Президенту по многим вопросам.

ВОПРОС 6. Полномочия Президента Республики Беларусь в нормотворческой сфере

Президент как реальный Глава государства обладает достаточно широкими полномочиями в нормотворческой сфере.

Новая редакция Конституции не содержит прямого указания на то, что Глава государства одновременно является и главой исполнительной власти. Президент ныне как бы возвышается над всеми иными властными структурами. В этом кроется и его потенциал как субъекта нормотворчества. Кроме того, Президент Республики Беларусь уполномочен согласовывать проекты практически всех правовых актов, законов и постановлений Совета Министров, а также иных актов по его запросу.

Конституцией Республики Беларусь предусмотрены следующие виды правовых актов Президента — декреты, указы, распоряжения.

Декреты являются одним из новых видов актов Президента. По своему содержанию они являются актами нормативного характера.

Определение нормативности акта Президента имеет огромное значение. Во-первых, правильный выбор формы акта (например, указа или распоряжения) влияет на его легитимность; во-вторых, имеет значение для определения подведомственности рассмотрения жалобы в связи с принятием такого акта.

В Конституции и Законе о Президенте Республики Беларусь определяется, когда Глава государства вправе издавать декреты.

Согласно ст. 101 Конституции Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

Не допускается делегирование полномочий Президенту на: издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента, ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра. Временные декреты должны быть в 3-дневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Палаты могут регулировать законом отношения, возникшие на основе декретов, которые отменены.

Таким образом, декреты Президента могут быть двух видов -декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты, издаваемые Главой государства в силу особой необходимости.

Если ранее акты, имеющие силу закона, могли издаваться только Верховным Советом, который по Конституции от 15 марта 1994 г. являлся высшим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Беларусь, то сейчас и Президент Беларуси в случаях, предусмотренных Конституцией, может издавать акты, имеющие силу закона.

Отличием Конституции Республики Беларусь от конституций других стран является то, что в ней предусмотрен своеобразный подход к оформлению и сохранению действия принятых Президентом временных декретов, которые на основании ст. 101 Конституции могут издаваться Президентом как по его собственной инициативе, так и по предложению Правительства. В последнем случае декреты должны скрепляться подписью Премьер-министра. Таким образом, при этом действует принцип контрассигнирования со стороны Главы правительства Необходимо уяснить цель подписания Премьер-министром временных декретов, предложенных Президенту. Видимо, это сделано для того, чтобы подчеркнуть ответственность Правительства. В то же время здесь нельзя говорить о совместных полномочиях, так как Президент может и самостоятельно издать временный декрет.

В законодательстве не установлено, в какой форме Президент должен закреплять то или иное принятое им решение — в форме декрета, указа или распоряжения. В статье 14 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» установлено, что «декреты Президента Республики Беларусь принимаются по любым вопросам, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь». При этом не определено, по каким вопросам издаются указы и распоряжения. Подобная регламентация указанного Закона свидетельствует об отсутствии необходимости в наличии иных видов актов Президента, и в первую очередь указов, если декреты можно издавать по любым вопросам. Таким образом, если Президенту предоставлено право издавать несколько видов актов, то хотя бы в общих чертах следовало бы обозначить предметы регулирования каждого из названных видов правовых актов.

ВОПРОС 7. Виды и порядок издания актов Президента Республики Беларусь (декреты, указы, директивы, распоряжения)

Нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Главой государства, издаются в форме декретов и указов, имеющих обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

Декрет Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Указ Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.

Директива Президента Республики Беларусь – указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение.

Декреты Президента Республики Беларусь издаются по любым вопросам, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

Декреты Президента Республики Беларусь могут быть двух видов: декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту Республики Беларусь законодательных полномочий, и временные декреты.

Не допускается делегирование полномочий Президенту Республики Беларусь на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции Республики Беларусь, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента; ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту Республики Беларусь не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

В силу особой необходимости Президент Республики Беларусь по своей инициативе либо по предложению Правительства Республики Беларусь может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства Республики Беларусь, они скрепляются подписью Премьер-министра Республики Беларусь. Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат.

Ø К ТЕМЕ

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Статья 64. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов | Февраля 1995 г. № 3602-XІІ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.