Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сбор социологической информации, ее анализ и использование




Второй этап исследования называют «полевым этапом», так как зона практических действий социологов - это поле, с которого собирается урожай в виде надежной и представительной информации. В ходе сбора информации применяются различные методы, каждый из которых имеет свои особенности. Основными методами являются опрос, наблюдение, анализ документов, экспертная оценка, эксперимент, социометрия, измерение социальных установок. Самый распространенный из них - опрос, с его помощью собирается 90% социологической информации.

Метод опроса изобретен не социологами, его активно используют медики, юристы, журналисты, педагоги и др. Он имеет в социологии давние традиции. Специфика опроса состоит в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных явлений.

Существуют две разновидности опроса - анкетирование и интервьюирование. Преимущества опроса заключаются: а) в максимально коротких сроках сбора информации; б) в возможности получения разнообразной информации; в) в возможности охвата больших совокупностей людей; г) в широте охвата различных областей социальной практики. А несовершенство - в возможности искажения информации в силу субъективного восприятия и оценки социального факта респондентами.

Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса - анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным. Групповое предполагает присутствие социолога и группы в 15-20 человек, обеспечивает стопроцентный возврат анкет, возможность консультаций по технике заполнения анкеты и контроля со стороны социолога. Индивидуальное анкетирование подразумевает раздачу анкет респондентам на определенный срок для заполнения без присутствия анкетера. Проверка качества заполнения осуществляется по ходу возврата анкет.

Анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта. Композиционно - это сценарий беседы с респондентом, включающий: 1) вступление с обозначением темы исследования, цели опроса, названия проводящей его организации и объяснением техники заполнения анкеты; 2) завязку - психологическую установку на сотрудничество, т.е. блок простых вопросов, преследующих цель заинтересовать собеседника; 3) основную содержательную часть - блок главных вопросов, отвечающих цели исследования; 4) паспортичку - социально-демографический блок вопросов.

Анкетные вопросы классифицируются по содержанию, форме и функции. По содержанию они подразделяются на вопросы о фактах сознания (выявление мнений, пожеланий, планов на будущее); вопросы о фактах поведения (выявление поступков, результатов деятельности); вопросы о личности респондента.

Классификация по форме - это деление: а) на открытые вопросы, рассчитанные на индивидуальные ответы в письменном виде без предложенных социологами вариаций, и закрытые (с набором вариантов ответов), в свою очередь, подразделяющиеся на альтернативные (с возможным выбором одного варианта) и неальтернативные (с допуском выбора нескольких вариантов ответа); б) на прямые вопросы, требующие от респондента критического отношения к себе, к окружающим или оценки негативных явлений, и косвенные, проверяющие информацию прямых вопросов, дополняющие ее.

По функции анкетные вопросы делятся на основные, нацеленные на содержание исследуемого явления; не основные, выявляющие адресат вопросов, проверку искренности ответов; контактные (вопросы завязки) и фильтрующие, отсекающие круг респондентов от ответов на ряд вопросов.

Чтобы полученная первичная социологическая информация начала активно служить, ее необходимо обработать, обобщить, проанализировать и научно проинтерпретировать. Только после этих процедур появится реальная возможность сформулировать выводы и практические рекомендации, которые и откроют социологической информации выход на практику.

 

Краткий комментарий к данному этапу исследования:

Обработка информации осуществляется вручную или с помощью ЭВМ, ее результат - социологические данные, т.е. показатели ответов на вопросы в числовом и процентном выражении.

Обобщение информации идет путем группировки ответивших на вопросы и через ряды распределений (в том числе с помощью таблиц).

Анализ и интерпретация данных проводятся в рамках теоретической обработки полученной информации и впрямую зависят от профессионализма социологов, их гипотез, проверка которых и производится прежде всего.

Итоги работы выливаются в служебные документы: отчет, приложение к отчету и аналитическая справка, содержащая выводы и рекомендации.

Использование результатов социологического исследования зависит от актуальности изучаемой социальной проблемы, анализа достоверности собранной информации и заинтересованности в ней общества.

 

Литература

Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. М., Интерпракс, 1995. – Гл. 6

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М., 1996. – Тема 14.

Шереги Ф.А., Горшков М.К. Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. М., 1995.

Социология: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд.,перераб. и доп. – М: ЮНИТИ – ДАНА, 2009. – Гл.19-21.

 

 

Литература к курсу «Социология»:

 

 

1. Дмитриев, А.В. Общая социология: учеб. пособие/ А.В. Дмитриев.- М.: Совр. гуман. ун-т, 2004. - 427с.

2. Гидденс, Э. Социология / науч. ред. В.А. Ядов. – М.: Эдиториал УРСС. – М., 2005. – 627с.

3. Западноевропейские модели социально-экономического развития – М.: РАН, 2000

4. Кравченко, А.И. Социология: учеб. для вузов/ А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин.- СПб.: Питер, 2007.- 432 с.

5. Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учеб. пособие. – М.:ВУЗОВСКИЙ УЧЕБНИК – ВЗФЭИ, 2005.

6. Морено Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод в науке об обществе /пер. с англ. – М.: Академический проект, 2001.

7. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: Учеб.пособие. –2-е изд.- М.: Логос, 2001.

8. Радугин, А.А.Социология. Курс лекций./ А.А.Радугин, К.А. Радугин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Библионика, 2008. – 224с.

9. Рой О.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. – ПИТЕР, 2004.

10. Социология: учеб. для вузов/ под ред. Лавриненко В.И. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 448 с.

11. Фролов, С.С. Социология: учебник/ С.С. Фролов. – М.: Гардарики, 2007. – 344с.

12. Словарь терминов и понятий по обществознанию/ автор-сост. А.М. Лопухов. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 448с.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.