Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Псевдоинновации – это модернизация или рационализация средств труда, товаров, направленная на частичное их улучшение

4. По месту использования: инновации в производственной сфере (промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и т.д.) и непроизводственной сфере (образование, наука и т.д.).

5. По масштабам применения: единичные, массовые.

6. По причинам возникновения: стратегические (обеспечивающие конкурентные преимущества), адаптивные (обеспечивающие приспособление к изменившимся условиям и выживание организации).

Каждая инновация проходит так называемый жизненный цикл, который охватывает следующие фазы: выход на рынок, рост, зрелость, упадок, уход с рынка. При обосновании управленческих решений по развитию инновационной деятельности организации необходимо учитывать, на какой стадии находится инновация.

Инновации различаются уровнем новизны и коммерческим успехом. При этом коммерческий успех понимается в широком смысле слова и обозначает использование данного товара (услу­ги) конкретным потребителем.

Наиболее характерными показателями нововведений явля­ются абсолютная и относительная новизна новшества, при­оритетность и прогрессивность, уровень унификации и стандартизации, конкурентоспособность, адаптивность к новым условиям хозяйствования, способность к модернизации, а также показатели экономической эффективности и экологической безопасности.

Инно­вационная деятельность охватывает процесс возникновения идеи, ее разработку, использование результатов в производстве, управление этим процессом, выход на рынок и достижение коммерческого успеха.

Необходимость развития инновационной деятель­ности организаций объясняется внешними и внутрен­ними мотивами. Внешними мотивами являются:

- необходимость адаптации организации к динамично меняющимся условиям внешней среды;

- изменения в налоговой, кредитно-денежной и финансо­вой политике;

- совершенствование потребительских предпочтений и дина­мика рынков сбыта, определяющих давление спроса на рынках;

- активизация конкурентов;

- конъюнктурные колебания на рынках;

- структурные отраслевые изменения;

- появление новых дешевых ресурсов, расширение рынка факторов производства, определяющих давление предложения на рынках.

Внутренними мотивами инновационной деятельности организации являются:

- необходимость повышения конкурентоспособности организации и ее продукции (работ, услуг);

- обеспечение экономической безопасности и финансовой устойчивости;

- максимизация получения прибыли в дол­госрочном периоде.

Развитие инновационной деятельности организации зави­сит от следующих факторов: материально-технических, кадровых, научно-теоретических, информационных, организационно-управленческих, рыночных, экономических, финансовых.

Инновационная деятельность организации по разработке, освоению и коммерциализации новшеств включает:

- проведение научно-исследовательских и конструктор­ских работ по разработке идей новшества, проведению лабора­торных исследований, изготовлению образцов новой продук­ции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;

- подбор необходимых видов сырья и материалов для изго­товления новых видов продукции; разработку нового технологического процесса изготовле­ния новой продукции;

- проектирование, изготовление, испытание и освоение об­разцов новой техники, необходимой для изготовления продукции;

- разработку и внедрение новых организационно-управлен­ческих решений, направленных на реализацию новшеств; исследование, разработку или приобретение необходи­мых информационных ресурсов и информационного обеспече­ния инноваций;

- проведение работ или приобретение необходимой доку­ментации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;

- организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций на рынок;

- подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров.

Совокупность технологических, управленческих и экономи­ческих методов, обеспечивающих разработку, создание, внед­рение и коммерческую реализацию нововведений, представля­ет собой инновационную политику организации. Ее цель - пре­доставить организации существенные конкурентные преиму­щества и, в конечном итоге, увеличить реализацию новой продукции и повысить рентабельность про­изводства.

На основе инновационной политики организации ежегодно формируют инновационную программу, представля­ющую собой комплекс намеченных к реализации инновацион­но-инвестиционных проектов и мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления.

Инновационная деятельность организаций осуществляется на основе научных и научно-технических программ и иннова­ционных проектов.

Научные исследования являются основой для формирова­ния инновационной стратегии организации, где первостепен­ное значение придается ориентации результатов исследования на рыночные потребности.

Стратегия инновационного развития предполагает решение следующих задач: повышение научно-технического уровня производства; рациональное использование всех видов имеющихся ре­сурсов; обеспечение рентабельности хозяйственной деятельнос­ти и стабильного финансового состояния; поддержание конкурентных преимуществ организации на рынках сбыта продукции.

Экономический эффект от инновационной деятельности, то есть от реализации инновации, может быть выражен в приросте прибыли, объемов реализации продукции; снижении себестоимости, экономии ресурсов (материальных, трудовых, финансо­вых), улучшении качества продукции, решении социальных проблем и др.

Инновационная инфраструктура - это система институтов (организаций и учреждений), обеспечивающих через определен­ные формы, методы и мероприятия поддержку инновационной деятельности и инновационного предпринимательства. Она включает три основных функциональных блока: 1) специализи­рованные организации поддержки и обслуживания инновацион­ных организаций. Это организации информационного, финан­сово-экономического обеспечения; экспертизы; сертификации, патентования и лицензирования наукоемкой продукции; подго­товки и переподготовки кадров; лизинговые центры; консульта­ционные службы; фирмы специализированных услуг (бухгалтер­ские, аудиторские, рекламные и др.); технологические посредни­ки; 2) центры «выращивания» (создания) специализированных организаций (бизнес-инкубаторы); 3) зоны инновационного предпринима­тельства (научные и технологические парки).

Инновационная политика государства является частью соци­ально-экономической политики, выражающей отношение го­сударства к научно-технической и инновационной деятельнос­ти. Она предусмат­ривает выработку конкретных механизмов, способствующих созданию благоприятных правовых, экономических и финан­совых условий для активизации инновационной деятельности и коммерциализации ее результатов.

Элементами механизма государственного регулирования инновационной деятельности являются:

- создание законодательной и нормативной правовой базы инновационной деятельности и обеспечение охраны прав на создаваемые объекты интеллектуальной собственности;

- определение приоритетов научно-технического и инноваци­онного развития и координация инновационной деятельности;

- прямое участие государства в финансировании научных исследований и инноваций за счет бюджета;

- увеличение вневедомственного конкурсного финансиро­вания инноваций через научные фонды и развитие венчурного инвестирования в научно-технической сфере;

- формирование инновационной инфраструктуры и созда­ние благоприятных условий для деятельности как государ­ственных, так и частных инновационных организаций;

- введение налоговых, таможенных и кредитных льгот для поддержки инновационной деятельности.

 

ТЕМА 15. ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Инвестиции (investire – вкладывать) представляют собой любое имущество и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) или достижения иного значимого результата.

Объекты инвестирования являются основные и оборотные средства, ценные бумаги, интеллектуальные ценности, земля, природные ресурсы.

Субъектами инвестиционной деятельности выступают государство, отечественные и иностранные физические и юридические лица.

Множественность объектов инвестирования предопределяет разнообразие видов инвестиций, для упорядочения и изучения которых используется классификация. Достаточно широкое распространение получила классификация видов инвестиций по следующим признакам (см. табл.5):

Таблица 5 - Классификация инвестиций

Классификационный признак Виды инвестиций
По направлениям вложений средств - реальные - финансовые - портфельные
По участию инвестора в инвестиционном процессе - прямые - непрямые (косвенное участие инвестора)
По объектам инвестирования - в недвижимость - в ценные бумаги - в интеллектуальную собственность
В зависимости от субъектов инвестирования - предприятий частной формы собственности - государственные - физических лиц
По структуре средств финансирования - за счет собственных средств инвестора (из внутренних источников) - за счет заемных и привлеченных (из внешних источников) - из смешанных источников (внутренних и внешних)
По страновой принадлежности инвестора - национальные - иностранные - совместные
По сфере реализации - промышленности - торговли - строительства и т.д.
По видам эффекта, возможного при реализации инвестиций - с экономическим - с техническим - с социальным - с экологическим
По целевой направленности - для расширения источников увеличения прибыли (дохода) - для достижения роста объема продаж - для приобретения конкурентных преимуществ и т.д.

Наиболее часто в экономической практике используется такие виды инвестиций, как реальные, финансовые, портфельные, прямые и инвестиции с косвенным участием инвестора в инвестиционном процессе (непрямые).

Под реальными инвестициями понимают инвестиции в какой-либо тип материальных объектов, как, например, оборудование. Разновидностью реальных инвестиций являются капитальные вложения, т.е. инвестиции в расширенное воспроизводство основных средств (новое строительство, расширение действующего производства, реконструкция, техническое перевооружение).

Финансовые инвестиции определяются как инвестиции в ценные бумаги и другие финансовые активы.

Портфельные инвестициипредставляют собойинвестиции, направляемые для приобретения совокупности различных фондовых ценностей (ценных бумаг, целевых вкладов и т.д.).

Прямые инвестиции предполагают непосредственное участие инвестора в инвестиционном процессе, т.е. инвестор самостоятельно определяет объект инвестирования и организацию финансирования проекта. В отличие от них, непрямые инвестиции предусматривают вложение средств в ценные бумаги.

Организация для целей инвестирования может использовать различные виды источников, которые укрупненно можно объединить в следующие группы:

- собственные финансовых ресурсов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления, сбережения);

- заемные (кредиты, облигационные займы и др.);

- привлеченные средства (средства, получаемые от продажи акций, целевые взносы учредителей организации и т.д.).

Вместе с тем, каждый из источников имеет определенные ограничения для применения: величина собственных средств организации ограничивается условиями и порядком начисления амортизации, рентабельностью продукции, закладываемой в цену, объемом продаж на рынке; величина заемных средств – размерами залогового обеспечения, условиями кредитования, финансовыми возможностями по их возврату; величина привлеченных средств – условиями эмиссии, платежеспособностью учредителей, финансовым состоянием организации. Поэтому важно определить рациональный объем инвестирования, согласованный с финансовыми возможностями организации и состоянием ее имущества.

В системе оценки результативности инвестиций используются понятия «экономический эффект» и «экономическая эффективность инвестиций».

Под экономическим эффектом в целом понимается абсолютная величина экономического результата, характеризующаяся такими показателями, как объем выпуска продукции, объем реализации продукции, прибыль и т.д.

Экономическая эффективность инвестиций представляет собой отношение экономического эффекта к необходимым для его получения инвестициям.

Экономическую эффективность инвестиций невозможно измерить только одним показателем, поэтому в систему оценки эффективности инвестиций включается такой состав показателей, который позволяет выявлять динамику инвестирования средств, их результативность и который служить инструментом для установления уровня эффективности в каждый момент времени.

Наиболее часто употребляемыми показателями в такой системе является капиталоемкость, капиталоотдача и рентабельность инвестиций.

Капиталоемкость представляет собой отношение величины инвестиций к приросту выпуска продукции.

Капиталоотдача – отношение прироста выпуска продукции к капитальным вложениям, вызвавшим этот прирост.

Инвестиции реализуются посредством инвестиционных проектов.

Инвестиционный проект представляет собой документально оформленный комплекс технико-экономических обоснований, организационных мероприятий и действий, согласованным по целям и ресурсам, увязанным во времени и пространстве, которые обеспечивают реализацию инвестиций.

Разработка и реализация инвестиционного проекта - от первоначальной идеи до завершения проекта может быть представлена в виде цикла, состоящего из четырех стадий: прединвестиционной, инвестиционной, эксплуатационной, ликвидационной.

Прединвестиционная стадия включает следующие виды деятельности:

- исследование рынков сбыта готовой продукции и их сегментов;

- проработка возможных поставщиков оборудования и технологий, а также сырья, материалов и комплектующих изделий;

- подготовка исходных данных, необходимых для выполнения финансово-экономических расчетов проекта;

- определение схемы финансирования проекта;

- поиск инвесторов.

Ключевым моментом разработки любого инвестиционного проекта является исследование рынка, результаты которого позволяют принять решение о целесообразности производства конкретного вида продукции (услуги) или увеличения объемов его выпуска.

Параллельно проводятся исследования по выбору технологий и оборудования, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции. На этом этапе анализируются предложения от поставщиков оборудования, обобщается информация о технических характеристиках, стоимости и условиях поставки производственного оборудования и технологий.

С учетом результатов маркетинговых исследований и предварительной выработки стратегии по применению технологий и оборудования осуществляется расчет объемов производства и продаж будущей продукции, затрат на ее выпуск и реализацию, определение объема инвестиций и выработка стратегии маркетинга. Прогнозируются альтернативные варианты реализации инвестиционного проекта, производится оценка их эффективности и степени риска с применением методов имитационного моделирования.

На прединвестиционной стадии принимается окончательное решение (заказчиком, инвестором и т.д.) об инвестировании проекта.

Инвестиционная стадия включает в себя инженерно-строительное и технологическое проектирование, строительство, приобретение оборудования и ввод проектируемого объекта в эксплуатацию.

Эксплуатационная стадия предусматривает функционирование объекта проекта, выполнение работ по модернизации, расширению, финансово-экономическому и экологическому оздоровлению объекта, замену оборудования.

На ликвидационной стадии осуществляется ликвидация или консервация объекта.

Оценка инвестиций базируется на сопоставлении ожидаемой чистой прибыли от реализации проекта с инвестированным в проект капиталом. Рассчитываются основные показатели оценки инвестиций:

- чистый дисконтированный доход;

- индекс доходности;

- внутренняя норма доходности;

- срок окупаемости.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экономика отрасли | Информационные процессы. Арифметико-логические основы ЭВМ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.