КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Псевдоинновации – это модернизация или рационализация средств труда, товаров, направленная на частичное их улучшение4. По месту использования: инновации в производственной сфере (промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и т.д.) и непроизводственной сфере (образование, наука и т.д.). 5. По масштабам применения: единичные, массовые. 6. По причинам возникновения: стратегические (обеспечивающие конкурентные преимущества), адаптивные (обеспечивающие приспособление к изменившимся условиям и выживание организации). Каждая инновация проходит так называемый жизненный цикл, который охватывает следующие фазы: выход на рынок, рост, зрелость, упадок, уход с рынка. При обосновании управленческих решений по развитию инновационной деятельности организации необходимо учитывать, на какой стадии находится инновация. Инновации различаются уровнем новизны и коммерческим успехом. При этом коммерческий успех понимается в широком смысле слова и обозначает использование данного товара (услуги) конкретным потребителем. Наиболее характерными показателями нововведений являются абсолютная и относительная новизна новшества, приоритетность и прогрессивность, уровень унификации и стандартизации, конкурентоспособность, адаптивность к новым условиям хозяйствования, способность к модернизации, а также показатели экономической эффективности и экологической безопасности. Инновационная деятельность охватывает процесс возникновения идеи, ее разработку, использование результатов в производстве, управление этим процессом, выход на рынок и достижение коммерческого успеха. Необходимость развития инновационной деятельности организаций объясняется внешними и внутренними мотивами. Внешними мотивами являются: - необходимость адаптации организации к динамично меняющимся условиям внешней среды; - изменения в налоговой, кредитно-денежной и финансовой политике; - совершенствование потребительских предпочтений и динамика рынков сбыта, определяющих давление спроса на рынках; - активизация конкурентов; - конъюнктурные колебания на рынках; - структурные отраслевые изменения; - появление новых дешевых ресурсов, расширение рынка факторов производства, определяющих давление предложения на рынках. Внутренними мотивами инновационной деятельности организации являются: - необходимость повышения конкурентоспособности организации и ее продукции (работ, услуг); - обеспечение экономической безопасности и финансовой устойчивости; - максимизация получения прибыли в долгосрочном периоде. Развитие инновационной деятельности организации зависит от следующих факторов: материально-технических, кадровых, научно-теоретических, информационных, организационно-управленческих, рыночных, экономических, финансовых. Инновационная деятельность организации по разработке, освоению и коммерциализации новшеств включает: - проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идей новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий; - подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции; разработку нового технологического процесса изготовления новой продукции; - проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции; - разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств; исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций; - проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау; - организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций на рынок; - подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров. Совокупность технологических, управленческих и экономических методов, обеспечивающих разработку, создание, внедрение и коммерческую реализацию нововведений, представляет собой инновационную политику организации. Ее цель - предоставить организации существенные конкурентные преимущества и, в конечном итоге, увеличить реализацию новой продукции и повысить рентабельность производства. На основе инновационной политики организации ежегодно формируют инновационную программу, представляющую собой комплекс намеченных к реализации инновационно-инвестиционных проектов и мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления. Инновационная деятельность организаций осуществляется на основе научных и научно-технических программ и инновационных проектов. Научные исследования являются основой для формирования инновационной стратегии организации, где первостепенное значение придается ориентации результатов исследования на рыночные потребности. Стратегия инновационного развития предполагает решение следующих задач: повышение научно-технического уровня производства; рациональное использование всех видов имеющихся ресурсов; обеспечение рентабельности хозяйственной деятельности и стабильного финансового состояния; поддержание конкурентных преимуществ организации на рынках сбыта продукции. Экономический эффект от инновационной деятельности, то есть от реализации инновации, может быть выражен в приросте прибыли, объемов реализации продукции; снижении себестоимости, экономии ресурсов (материальных, трудовых, финансовых), улучшении качества продукции, решении социальных проблем и др. Инновационная инфраструктура - это система институтов (организаций и учреждений), обеспечивающих через определенные формы, методы и мероприятия поддержку инновационной деятельности и инновационного предпринимательства. Она включает три основных функциональных блока: 1) специализированные организации поддержки и обслуживания инновационных организаций. Это организации информационного, финансово-экономического обеспечения; экспертизы; сертификации, патентования и лицензирования наукоемкой продукции; подготовки и переподготовки кадров; лизинговые центры; консультационные службы; фирмы специализированных услуг (бухгалтерские, аудиторские, рекламные и др.); технологические посредники; 2) центры «выращивания» (создания) специализированных организаций (бизнес-инкубаторы); 3) зоны инновационного предпринимательства (научные и технологические парки). Инновационная политика государства является частью социально-экономической политики, выражающей отношение государства к научно-технической и инновационной деятельности. Она предусматривает выработку конкретных механизмов, способствующих созданию благоприятных правовых, экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности и коммерциализации ее результатов. Элементами механизма государственного регулирования инновационной деятельности являются: - создание законодательной и нормативной правовой базы инновационной деятельности и обеспечение охраны прав на создаваемые объекты интеллектуальной собственности; - определение приоритетов научно-технического и инновационного развития и координация инновационной деятельности; - прямое участие государства в финансировании научных исследований и инноваций за счет бюджета; - увеличение вневедомственного конкурсного финансирования инноваций через научные фонды и развитие венчурного инвестирования в научно-технической сфере; - формирование инновационной инфраструктуры и создание благоприятных условий для деятельности как государственных, так и частных инновационных организаций; - введение налоговых, таможенных и кредитных льгот для поддержки инновационной деятельности.
ТЕМА 15. ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Инвестиции (investire – вкладывать) представляют собой любое имущество и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) или достижения иного значимого результата. Объекты инвестирования являются основные и оборотные средства, ценные бумаги, интеллектуальные ценности, земля, природные ресурсы. Субъектами инвестиционной деятельности выступают государство, отечественные и иностранные физические и юридические лица. Множественность объектов инвестирования предопределяет разнообразие видов инвестиций, для упорядочения и изучения которых используется классификация. Достаточно широкое распространение получила классификация видов инвестиций по следующим признакам (см. табл.5): Таблица 5 - Классификация инвестиций
Наиболее часто в экономической практике используется такие виды инвестиций, как реальные, финансовые, портфельные, прямые и инвестиции с косвенным участием инвестора в инвестиционном процессе (непрямые). Под реальными инвестициями понимают инвестиции в какой-либо тип материальных объектов, как, например, оборудование. Разновидностью реальных инвестиций являются капитальные вложения, т.е. инвестиции в расширенное воспроизводство основных средств (новое строительство, расширение действующего производства, реконструкция, техническое перевооружение). Финансовые инвестиции определяются как инвестиции в ценные бумаги и другие финансовые активы. Портфельные инвестициипредставляют собойинвестиции, направляемые для приобретения совокупности различных фондовых ценностей (ценных бумаг, целевых вкладов и т.д.). Прямые инвестиции предполагают непосредственное участие инвестора в инвестиционном процессе, т.е. инвестор самостоятельно определяет объект инвестирования и организацию финансирования проекта. В отличие от них, непрямые инвестиции предусматривают вложение средств в ценные бумаги. Организация для целей инвестирования может использовать различные виды источников, которые укрупненно можно объединить в следующие группы: - собственные финансовых ресурсов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления, сбережения); - заемные (кредиты, облигационные займы и др.); - привлеченные средства (средства, получаемые от продажи акций, целевые взносы учредителей организации и т.д.). Вместе с тем, каждый из источников имеет определенные ограничения для применения: величина собственных средств организации ограничивается условиями и порядком начисления амортизации, рентабельностью продукции, закладываемой в цену, объемом продаж на рынке; величина заемных средств – размерами залогового обеспечения, условиями кредитования, финансовыми возможностями по их возврату; величина привлеченных средств – условиями эмиссии, платежеспособностью учредителей, финансовым состоянием организации. Поэтому важно определить рациональный объем инвестирования, согласованный с финансовыми возможностями организации и состоянием ее имущества. В системе оценки результативности инвестиций используются понятия «экономический эффект» и «экономическая эффективность инвестиций». Под экономическим эффектом в целом понимается абсолютная величина экономического результата, характеризующаяся такими показателями, как объем выпуска продукции, объем реализации продукции, прибыль и т.д. Экономическая эффективность инвестиций представляет собой отношение экономического эффекта к необходимым для его получения инвестициям. Экономическую эффективность инвестиций невозможно измерить только одним показателем, поэтому в систему оценки эффективности инвестиций включается такой состав показателей, который позволяет выявлять динамику инвестирования средств, их результативность и который служить инструментом для установления уровня эффективности в каждый момент времени. Наиболее часто употребляемыми показателями в такой системе является капиталоемкость, капиталоотдача и рентабельность инвестиций. Капиталоемкость представляет собой отношение величины инвестиций к приросту выпуска продукции. Капиталоотдача – отношение прироста выпуска продукции к капитальным вложениям, вызвавшим этот прирост. Инвестиции реализуются посредством инвестиционных проектов. Инвестиционный проект представляет собой документально оформленный комплекс технико-экономических обоснований, организационных мероприятий и действий, согласованным по целям и ресурсам, увязанным во времени и пространстве, которые обеспечивают реализацию инвестиций. Разработка и реализация инвестиционного проекта - от первоначальной идеи до завершения проекта может быть представлена в виде цикла, состоящего из четырех стадий: прединвестиционной, инвестиционной, эксплуатационной, ликвидационной. Прединвестиционная стадия включает следующие виды деятельности: - исследование рынков сбыта готовой продукции и их сегментов; - проработка возможных поставщиков оборудования и технологий, а также сырья, материалов и комплектующих изделий; - подготовка исходных данных, необходимых для выполнения финансово-экономических расчетов проекта; - определение схемы финансирования проекта; - поиск инвесторов. Ключевым моментом разработки любого инвестиционного проекта является исследование рынка, результаты которого позволяют принять решение о целесообразности производства конкретного вида продукции (услуги) или увеличения объемов его выпуска. Параллельно проводятся исследования по выбору технологий и оборудования, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции. На этом этапе анализируются предложения от поставщиков оборудования, обобщается информация о технических характеристиках, стоимости и условиях поставки производственного оборудования и технологий. С учетом результатов маркетинговых исследований и предварительной выработки стратегии по применению технологий и оборудования осуществляется расчет объемов производства и продаж будущей продукции, затрат на ее выпуск и реализацию, определение объема инвестиций и выработка стратегии маркетинга. Прогнозируются альтернативные варианты реализации инвестиционного проекта, производится оценка их эффективности и степени риска с применением методов имитационного моделирования. На прединвестиционной стадии принимается окончательное решение (заказчиком, инвестором и т.д.) об инвестировании проекта. Инвестиционная стадия включает в себя инженерно-строительное и технологическое проектирование, строительство, приобретение оборудования и ввод проектируемого объекта в эксплуатацию. Эксплуатационная стадия предусматривает функционирование объекта проекта, выполнение работ по модернизации, расширению, финансово-экономическому и экологическому оздоровлению объекта, замену оборудования. На ликвидационной стадии осуществляется ликвидация или консервация объекта. Оценка инвестиций базируется на сопоставлении ожидаемой чистой прибыли от реализации проекта с инвестированным в проект капиталом. Рассчитываются основные показатели оценки инвестиций: - чистый дисконтированный доход; - индекс доходности; - внутренняя норма доходности; - срок окупаемости.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |