Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Экономика управленческих решений в энергетике и энергохозяйствах промышленных предприятий




Функция – определенное действие, выполняемое человеком или организацией в рамках разделения труда в обществе.

Впервые функции предприятия были описаны Анри Файолем в 1916 году; основными долгое время считались (рисунок 5а):

               
планирование   Организация   мотивация   контроль
     

У современного предприятия функций гораздо больше (рисунок 5б):

Используемый ресурс Функция предприятия
Время Потребитель Бизнес Деньги Люди Технологии Идеи Данные Культура Планирование Маркетинг Предпринимательство Финансы Организация Производство Инновация Информация Социальное развитие

Рисунок 5 а, б – Функции управления на предприятии

У любой функции есть:

- содержание – отвечает на вопрос, какие действия осуществляются в рамках данной функции;

- реализация – отвечает на вопрос, какова логическая последовательность осуществляемых в рамках функций действий;

- структура – отвечает на вопрос, как или каким образом формально связаны между собой действия, составляющие данную функцию.

Анализ по данным направлениям позволяет выделить новую функцию либо изъять какую-либо функцию за ненадобностью.

Работа требует анализа. Цель анализа работы – дать объективное описание самой работы, т.е. ее содержание, требований к ней и ее окружения или контекста:

Содержание работы – действия, которые должны быть выполнены в рамках данной работы;

Требования к работе – необходимые для ее выполнения качества индивида (навыки, способности, образование, опыт, здоровье, воспитание);

Окружение или контекст – внешние по отношению к работе факторы физического, социального и другого характера, описывающие условия, в которых она должна выполняться, а также права и ответственность.

На проектирование работы влияет технология – действия, знания, методы и физические предметы, используемые в работе для получения результата.

Отношение между технологией и работой рассматривается с двух позиций:

- когда, где и как должна выполняться работа – степень свободы в принятии решения о начале и месте работы

- взаимозависимость задач – степень, с которой осуществляется взаимодействие между двумя и более работниками.

Проектирование организации – постоянный поиск наиболее эффективного сочетания организационных переменных.

Проектирование организации можно сравнить со строительством «организационного здания» (рисунок 6):

 

  Централизация или децентрализация  
  Департаментизация  
  Разделение труда   Связи в организации   Масштаб управляемости   Иерархия и уровни   Права и ответственность  
           
Дифференциация и интеграция

Рисунок 6 – Элементы построения «организационного здания»

При изучении проектирования работы различают следующие элементы:

Разделение труда – деление работы на отдельные участки, в рамках которых человек должен делать определенный цикл действий (например, бухгалтерия).

Специализация – деление работы на отдельные функции или конкретное приложение этих функций (например, расчетная группа в бухгалтерии)

Департаментизация – определенное организационное обособление исполнителей схожих работ.

Связь – выражение отношений, посредством которых осуществляется координация ролей и деятельности (рисунок 7):

      Типы связей      
               
                     
вертикаль-ные Соединение иерархических уровней в организациях и ее частях   горизонтальные Связи между двумя и более равными по положению в иерархии или статусу частями   линейные Отношения, в которых начальник реализует свои властные права   функциональные Обеспечение информационной координации   формальные Связи координации, регулируемые установленными целями, политикой и процедурами   неформальные Когда формальные связи не выполняют своей роли
         
                       

Рисунок 7 – Типы связей в управлении

Различают 2 типа масштаба управляемости:

1. узкий – минимальное количество подчиненных у одного руководителя

2. широкий – максимальное количество подчиненных и минимальное количество уровней иерархии.

Уровень управления – часть организации, в отношении которой могут приниматься самостоятельные решения без согласования с выше стоящими органами.

Проблема количества уровней управления связана с проблемой ограничения числа подчиненных. В практике управления существует 2 системы распределения прав и ответственности или полномочий: принцип единства подчинения и множественного подчинения

Централизация – концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организацией.

Децентрализация – передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений, а следовательно, и передача соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией.

Степень централизации и децентрализации измеряется с помощью следующих переменных:

­ Число решений, принимаемых на каждом уровне управления;

­ Важность решения для организации в целом;

­ Степень контроля за исполнением принятого решения.

Дифференциация – деление в организации работ между ее частями или подразделениями таким образом, чтобы каждая из работ получила определенную степень завершенности в рамках данного подразделения.

Для определения степени дифференциации используют 4 параметра:

1 Определенность в целях и задачах;

2 Структура;

3 Уровень взаимодействия;

4 Временные границы обратной связи.

Интеграция – уровень сотрудничества, существующего между частями организации и обеспечивающего достижение их целей в рамках требований, предъявляемых внешним окружением.

Потребность в интеграции изначально создается разделением и взаимозависимостью работ в организации.

Каждая организация является сложной системой, которая характеризуется различными способами взаимодействия сторон

Механистический тип организации – использование формальных правил и процедур, централизованное принятие решений, узко определенная ответственность в работе и жесткая иерархия власти.

Органический тип организации – слабое или умеренное использование формальных правил и процедур, децентрализация и участие работников в принятии решений, широко определяемая ответственность в работе, гибкость структуры власти и небольшое количество уровней иерархии.

Линейно-функциональная схема – линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения, создаваемые на «ресурсной» основе (рисунок 8):

    Директор    
                   
                   
  Финансы   Кадры     Планирование   Снабжение  
                 
                 
Разработка продукции   Производство продукции   Сбыт продукции
                                           

Рисунок 8 – Линейно-функциональная схема организации

Дивизиональная схема – департаментизация, за основу которой берется какой-то конечный результат (продукт, потребитель или рынок), используемая в многонациональных компаниях, где территориальная разобщенность вынуждает автономизировать страновые отделения

Матричная схема управления – органический подход, обеспечивающий большие возможности при проектировании горизонтальных, неформальных и косвенных связей, являющихся атрибутом матричной организации.

Корпоративная организация – замкнутые группы людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства.

Индивидуалистская организация – свободное, открытое и добровольное объединение людей, осуществляющих совместную деятельность

Прогресс информатики разделил общество на доинформационное и информационное. Если в доинформационном обществе действует принцип «каждый должен знать/уметь столько, чтобы в сумме все знали/умели все», то в информационном обществе действует принцип «каждый должен знать/уметь столько обо всем, чтобы быть независимым в своем взаимодействии с другими».

Коммуникация – процесс передачи информации от одного субъекта к другому.

Различают понятия “коммуникация” и “информация”:

Информация – то, что передается;

Коммуникация – то, что передается и то, как это “что” передается.

Невербальная коммуникация – информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования. Эффект большинства посланий создается именно невербальной информацией: 37 % - тональностью голоса, и 55 % - выражением лица.

 

Процесс коммуникации представляет собой следующую последовательность операций:

           
    Отправитель   Кто я такой?
           
    Формулирование значения   Что хотел послать?
           
    Носители послания   Через что решил послать?
ЭТАП ПОСЫЛКИ   КОДИРОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ
    Форма послания   Как организовал значение?
           
    Послание   Что было послано?
           
    Передатчик   Кто передал послание?
           
    Канал    
ШУМ     Через что и каким образом произошла передача?
    Канал    
           
    Приемник   Кто получил послание?
           
    Восприятие послания   Что получил?
ЭТАП ПОЛУЧЕНИЯ   РАСКОДИРОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ
    Интерпретация послания   Как понял?
           
    Оценка послания   Как оценил?
           
    Принятие значения   Принял ли?
           
    Получатель   Кто должен ответить?
           
               

Рисунок 9 – Модель коммуникационного процесса




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.