Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 13 доходы бюджетов

Доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Виды доходов бюджетов:

-налоговые - обязательные безвозмездные и безвозвратные платежи в пользу бюджета (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени);

-неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. К неналоговым доходам относятся доходы:

- от использования, продажи и иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными органами власти и учреждениями; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);

- финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.

Налоги - обязательный и безвозмездный платеж, взимаемый государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц.

Налоги - сложная стоимостная категория, прошедшая длительный исторический путь становления как на практике, так и в теории. Налоги как способ изъятия и перераспределения доходов возникли одновременно с государством. Следовательно, с одной стороны, государство не может существовать без взимания налогов, с другой - налоги являются органической частью государства. В налогах воплощается экономическое содержание государства, а их сущность обусловлена назначением и функциями последнего.

Существует несколько существенных признаков налога:

- императивность - предписываемое налогоплательщику со стороны государства требование обязательности налогового платежа. При невыполнении обязательства применяются соответствующие санкции;

- смена собственника - через налоги доля частной собственности (денежной форме) становится государственной или муниципальной, образуя денежный фонд;

- безвозвратность — налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются конкретному плательщику;

- безвозмездность - плательщик не получает за выплаченные налоги никаких материальных, хозяйственных или иных прав.

Для понимания сущности каждого отдельного налога необходимо выделить его элементы. К важнейшим элементам налога относятся:

субъект налога - налогоплательщик. Это юридическое или физическое лицо, на которое государством возложена обязанность уплачивай, налог. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который будет действительным носителем налога;

носитель налога - юридическое или физическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит последний субъекту налога, а не государству;

объект налога - доход или имущество, которое служит основанием для обложения налогом (может быть заработная плата, прибыль, дивиденды, рента, недвижимое имущество, ценные бумаги, предметы потребления и другие);

4) налоговая база - денежная, физическая или иная характеристика объекта обложения;

5) источник налога - доход субъекта налога, из которого вносится последний. В ряде случаев источник может совпадать с объектом налога;

6) единица обложения - часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога;

7) ставка налога - размер налога с единицы обложения. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) либо в процентах. По содержанию выделяют ставки:

- маржинальные - непосредственно указываются в нормативном акте о налоге;

- фактические — определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе;

- экономические - исчисляются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу;

8) оклад налога - сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд;

9) налоговый период — время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки внесения последнего в бюджетный фонд;

10) налоговая льгота - снижение размера налога. Могут применяться разнообразные льготы::

- введение необлагаемого минимума (т. е. освобождение от налога части объекта);

- понижение ставок налога;

- уменьшение оклада налога;

- предоставление налогового кредита (отсрочки внесения оклада налога) и др.

Налоговое право — это совокупность юридических норм, определяющих виды налогов в данном государстве, порядок их взимания, связанный с возникновением, функционированием, изменением и прекращением налоговых отношений.

В налоговом праве предусматриваются специальные нормы, устанавливающие по каждому налогу элементы, регламентирующие:

- порядок исчисления, взимания, отмены налога;

- сроки уплаты;

- льготы;

- ответственность плательщиков;

порядок обжалования действий налоговых органов.

Налоги как финансовая категория выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, имеют свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, т. е. функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. В современных условиях налоги выполняют следующие функции;<

- фискальная функция — основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства. Обеспечивает возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Фискальная функция налогов создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т.е. она обусловливает регулирующую функцию;

- регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов, оказывают существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Эта функция неотделима от фискальной и тесно с ней связана;

- контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики. Благодаря этой функции оценивается эффективность каждого налогового канала, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику;

- распределительная функция - необходимое дополнение контрольной функции налогово-финансовых отношений, поскольку последняя проявляется лишь в условиях действия распределительной функции налогов. Данная функция выражается в распределении налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями во временном аспекте;

- социальная функция представляет собой синтез распределительной и регулирующей функций налогов. Ее предназначение — обеспечение и защита конституционных прав граждан.

Регулирующая и фискальная функции находятся в единстве и противоположности. Соблюдение паритета этих функций на практике обеспечивает оптимальные условия для развития хозяйства и государства. При этом необходимо помнить о так называемом «эффекте Лаффера» (кривая Лаффера): налоговые изъятия имеют критический предел, после которого резко ухудшаются воспроизводственные параметры и падает сумма отчисляемых налогов. Иначе говоря, при повышении налоговой ставки сверх определенного уровня все большая часть хозяйствующих субъектов начинает уходить в нелегальный бизнес.

Налоговая система - это совокупность всех налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке. В этой связи необходимо подчеркнуть, что понятие «налоговая система» и «система налогообложения» не тождественны. Налоговая система - более широкое понятие, так как она характеризуется экономическими и политико-правовыми показателями.

Налоговый механизм - совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Государство придает налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его, воздействуя на экономические процессы.

Эффективность использования налогового механизма зависит от того, как государство учитывает внутреннюю сущность налогов, законы их движения, противоречивость. Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе, которая тесно связана с деятельностью государства.

Налогообложение - это определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, выражающая принудительно-властное, безвозвратное и безвозмездное изъятие части доходов юридических и физических лиц в пользу государства и местных органов власти.

Выделяют три основных метода расчета налогов (налогообложения):

- исчисление фиксированной процентной надбавки к цене реализации (налог с продаж);

- исчисление налога в твердых абсолютных суммах с единицы объекта (акцизы);

- исчисление налога путем умножения процентной ставки на налогооблагаемую базу (налог на прибыль организаций).

Важное место в создании эффективной системы налогообложения занимают принципы ее построения. Теория налогообложения конкретизировала общие установки и создала принципы научно-практической организации налоговых отношений.

Впервые принципы налогообложения сформулировал Адам Смит в 1776 г. Дальнейшее развитие идей Смита, их адаптация к современном условиям позволяет расширить и уточнить принципы построения налоговой системы:

-принцип равномерности, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам;

-принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ и время платежа должны быть четко определены и известны налогоплательщику заранее;

- принцип удобства (привилегированности), согласно которому налоги должны взиматься в такое время и таким способом, которые предоставляют наибольшие удобства для плательщиков;

- принцип дешевизны, в соответствии с которым издержки по уплате налогов плательщиком и по взиманию налогов государством должны быть минимальными;

- принцип обязательности подразумевает обязательность, принудительность и неотвратимость уплаты налогов;

- принцип справедливости - справедливое перераспределение платежей между богатыми и бедными: первые платят пропорционально больше, налогов, чем вторые;

-принцип подвижности (эластичности) — способность налоговой системы к быстрому расширению в случае чрезвычайных дополнительных расходов государства или, наоборот, к сокращению при наличии возможностей государства и целей его социально-экономической политики;.

-принцип однократности налогообложения - один и тот же объект должен облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения;

-принцип стабильности - стабильность действующей налоговой»

системы во времени;

-принцип оптимальности - оптимальный выбор источника и объекта налогообложения. Оптимальный с точки зрения реализации фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и т. д.;

- принцип стоимостного выражения - денежный характер налогообложения, т. е. налоги должны уплачиваться только в денежной форме;

- принцип единства - действие налоговой системы на всей территории страны и для всех юридических и физических лиц. При этом реализация данного принципа зависит от организационно-правовых форм предприятии, вида деятельности, права на получение законных льгот, наличии прав нижестоящих органов власти по установлению, снижению, увеличению или отмене налогов.

В налоговой практике сложился ряд способов взимания налогов:

- кадастровый - на основе реестра (кадастра), содержащего перечень типичных объектов (земля, доходы), классифицируемых по внешним признакам (размер участка земли). Это способ, в основе которого заложено установление среднего дохода, подлежащего обложению, применяется при слабом развитии налогового аппарата либо в целях экономии и рационализации налогообложения;

- изъятие у источника выплаты дохода - изъятие налога до получения Субъектом дохода. Пример — исчисление и удержание налога бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход (заработную плату) субъекту налога. Достоинство этого способа заключается в практической невозможности уклонения от уплаты налога;

- декларационный - изъятие налога после получения дохода субъектов и представления последним декларации обо всех полученных годовых доходах. Налоговые органы, исходя из указанных в декларации величин объектов обложения и действующих ставок, устанавливают оклад налога. Данный способ взимания налога возник с ростом масштабов и многообразия личных доходов граждан;

- изъятие в момент расходования доходов при совершении покупок (налог с продаж, налог на добавленную стоимость, акцизы непосредственно оплачиваются покупателями, становящимися носителями налога);

- изъятие в процессе потребления (дорожные сборы с владельцев автотранспортных средств);

- административный способ, при котором налоговые органы определяют вероятный размер ожидаемого дохода и вычисляют подлежащий с него к уплате налог.

В доходах от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на первом месте стоят средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное пользование.

Концессия - договор на сдачу в эксплуатацию на определенных условиях недр и участков земли, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству или муниципалитетам. В этом случае государство (муниципалитет) не теряет право собственности на объект аренды; концессионер выступает лишь как арендатор.

В России концессии также имеют место. Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов могут стать договоры о предоставлении концессий на развитие минерально-сырьевой базы, строительство крупных транспортных объектов; на развитие туристического комплекса в ряде регионов России; на создание инфраструктуры коммунально-бытового, газо- и энергоснабжения населения.

Налоговый кодекс РФ призван решать следующие задачи:

- построение стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов;

- создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей баланс общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, увеличению богатства граждан и государства;

- формирование единой налоговой правовой базы;

- совершенствование системы ответственности плательщика за нарушения налогового законодательства, с одной стороны, и последовательная защита прав налогоплательщиков - с другой;

- развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить доходами федеральный, региональный и местный бюджет закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;

- снижение общего налогового бремени.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - форма изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства от сырья до конечного продукта и взимается с каждого акта купли-продажи в процессе товародвижения. Налог определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. НДС является косвенным налогом, влияющим на процесс ценообразования и структуру потребления.

Носителем налога на добавленную стоимость является непосредственно покупатель товара или услуги.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

- реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ;

- передача на территории России товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций;

-выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

-ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Акцизы - старейшая форма косвенного налогообложения, первое упоминание о которой относится к эпохе Древнего Рима. Исторически сложилось так, что объектами акцизного налогообложения являлись прежде всего предметы массового спроса, что предопределяло высокую фискальную значимость этих налогов.

Акцизы наделены рядом специфических черт:

-акциз - индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров;

-объект обложения акциза - оборот по реализации только товаров, причем перечень подакцизных товаров ограничен;

-акцизы функционируют только в производственной сфере (исключение составляют акцизы по товарам, импортируемым на территорию РФ, плательщиками акцизов в этом случае являются юридические и физические лица, закупившие подакцизные товары, в том числе для дальнейшей

реализации).

В США акцизы называют «налогами на грехи», так как они налагаются на товары, так или иначе приносящие вред личности, обществу, природе: спиртные напитки, пиво, табак, бензин. Ставки акцизов являются едиными для всей территории Российской Федерации и подразделяются на,

следующие виды:

-в процентах к стоимости товаров по отпускным ценам без учета акцизов - адвалорные ставки;

- твердые (специфические) ставки в рублях за единицу измерения;

- ставки авансового платежа в форме приобретения марок акцизного сбора по отдельным видам подакцизных товаров.

Налоговая политика — часть финансовой политики государства и представляет собой совокупность государственных мероприятий, направленных на обеспечение собираемости налогов, контроль за правильностью и своевременностью уплаты налогов, пресечение налоговых преступлений. Налоговая политика тесно взаимосвязана с бюджетной политикой и в определенной мере подчиняется ей. Основные элементы налоговой

политики:

- определение и постановка главных целей, вытекающих из целей социально-экономического развития общества, их конкретизация до перспективных текущих задач;

- разработка методов, определение средств и конкретных организационных форм, которые будут обеспечивать намеченные цели;

- подбор, расстановка и обучение кадров, которые будут реализовывать цели.

Налоговая политика направлена прежде всего на формирование максимально возможного объема доходов бюджета, так как именно они являются основой, материальной базой существования государства. В то же время налоговая политика должна учитывать интересы всех слоев и групп общества, стимулирующих развитие производства.

 

 

Вопросы для самостоятельной работы студентов

 

1. Какие формы государственных доходов кроме налогов Вы знаете?

2. По каким мотивам допустимо введение нового налога в дополнение к действующим?

 

 

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. – М.: ЭКСМО, 2007.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: ТК Велби, изд-во «Проспект», 2007.

 

 

Вопросы

 

1. Доходы бюджета и их виды.

2. Понятие налога.

3. Признаки налога.

4. Элементы налога.

5. Налоговое право.

6. Функции налога.

7. Налоговая система, налоговый механизм.

8. Виды налогов.

9. Принципы налогообложения.

10. Способы взимания налогов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 12 бюджетный федерализм | Лекция 14 расходы бюджетов. Межбюджетные отношения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.