Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционно-правовой статус субъектов РФ

Все субъекты Российской Федерации перечислены в ст. 65 Консти­туции РФ и подразделяются на республики (21), края (7), области (48), города федерального значения (2), автономные округа (9), автономная область (1).

Федеративное устройство России включает в свой состав субъекты, образованные как по национальному, так и по территориальному при­знаку. Таким образом, субъектами Федерации провозглашены:

• национальные государства (республики);

• территориальные образования (края, области, города федерального значения);

• национально-территориальные (автономные) образования (автономная область и автономные округа).

Конституционно-правовой статус субъектов Российской Феде­рации характеризуется рядом основных признаков.

1) Правовой статус республики устанавливается Конституцией РФ и конституцией республики. Статус других субъектов Федерации определяется также Конституцией РФ и уставом соответствующего субъекта Федерации.

Статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Федерации и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституцион­ным законом, субъект РФ не вправе в одностороннем порядке изменить свой статус. Изменение государственного статуса субъекта РФ может иметь место только без изменения территории и границ России.

Основополагающие правовые акты всех видов субъектов Российской Федерации — конституции республик и уставы краев, областей, горо­дов федерального значения, автономной области, автономных округов -имеют одинаковую юридическую силу.

2) Провозглашается равноправие субъектов Российской Федерации друг с другом (ч. 1 ст. 5) и равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5 Конституции РФ). Таким образом, с одной стороны, устанавливается юридическое равенство субъектов РФ несмотря на разницу в численности населения, территории, экономическом развитии субъектов Федерации и т. д. Например, в экономической сфере это означает, что в основу перераспределения финансовых средств от «субъектов-доноров» в пользу экономически более слабых субъектов РФ должны быть положены единые критерии, учитывающие различия в уровне социально-экономического развития субъектов РФ. С другой стороны, Конституция РФ уточняет содержание принципа равноправия (даже формально юридически все субъекты полностью не равноправны (республики и области): все субъекты Федерации между собой равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равенство заключается в равных правовых возможностях субъектов на обращение в федеральные органы власти и на равное отношение этих органов к каждому субъекту независимо от его конституционной разновидности.

3) Согласно Конституции РФ положение некоторых видов субъек­тов Федерации имеет свои особенности. Прежде всего, можно выделить те конституционные признаки республик, которые отличают их от дру­гих субъектов Российской Федерации.

Во-первых, Конституция РФ называет республики государствами (ч. 2 ст. 5). Однако у республик нет признаваемого федеральной Консти­туцией государственного суверенитета. Республики не являются субъек­тами международного права и не могут строить свои отношения с РФ и другими республиками, государствами на основе равноправных догово­ров. Это не исключает возможности международных связей республик.

Республики могут иметь свои государственные символы: герб, флаг, гимн, выражающие самобытность и традиции их народов.

Во-вторых, устанавливается, что республики имеют собственные конституции, которые принимаются ими самостоятельно.

В-третьих, республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые используются в государственных органах, учрежде­ниях и органах местного самоуправления наряду с русским языком, который является государственным языком Российской Федерации. Из Конституции РФ не следует обязанность республик устанавливать свой государственный язык. Регулирование государственных языков республик должно осуществляться без ущерба для функционирования и изучения русского языка. В ряде республик установлено по два и бо­лее государственных языков (в Кабардино-Балкарской Республике -2 языка, а в Республике Дагестан — 12 языков).

И, наконец, действующий ФЗ от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Рос­сийской Федерации» в отличие от прежнего (Закона РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации») не устанавливает на­личие гражданства республик в составе Федерации. Конституция РФ также прямо не предусматривает наличие республиканского граждан­ства. Большинство республик отказалось от собственного гражданства. Так, согласно Конституции Республики Алтай (ст. 12) Республика Ал­тай не устанавливает свое гражданство, исходит из положения Консти­туции РФ о единстве гражданства в России и признает, что каждый граж­данин России на территории Республики обладает всеми правами и сво­бодами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ и Конституцией Республики Алтай. В тех республиках, которые его со­храняют, это не влечет за собой реальных правовых последствий (напри­мер, в Татарстане или в Якутии). В соответствии с Конституцией Рес­публики Саха (Якутия) (ст. 12.1) Республика Саха (Якутия) имеет свое гражданство. Гражданином Республики Саха (Якутия) является граж­данин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории республики.

Конституция России устанавливает некоторые особенности право­вого статуса автономных округов и автономной области. Предусмат­ривается возможность дополнительного определения правого статуса автономной области, автономного округа путем принятия по представ­лению законодательных и исполнительных органов округа (области) федерального закона об автономной области, автономном округе. Сегод­ня такого правового акта пока не существует.

Будучи субъектом Федерации, автономный округ тем не менее мо­жет входить в состав другого субъекта Федерации — края, области. В настоящее время 8 из 9 автономных округов входят в состав краев и об­ластей. Например, в состав Тюменской области входят сразу два — Яма­ло-Ненецкий автономный округ и Ханты-Мансийский автономный округ. Только Чукотский автономный округ непосредственно входит в состав Российской Федерации.

Вхождение автономного округа в состав края, области не нарушает принцип равноправия субъектов РФ. Вхождение одного субъекта РФ в состав другого есть конституционно-правовое состояние, которое означа­ет включение территории и населения одного субъекта Федерации в со­став территории и населения другого, допускает распространение на него полномочий органов государственной власти края, области. Причем обе стороны обязаны строить свои отношения с учетом интересов друг друга.

Отношения автономных округов, входящих в состав края или обла­сти, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответствен­но, органами государственной власти края или области.

Москва, являясь одним из субъектов Российской Федерации, одно­временно наделена Конституцией РФ статусом столицы России. Этот статус устанавливается федеральным законом. В настоящее время дей­ствует Закон РФ «О статусе столицы Российской Федерации», в кото­ром определяются некоторые особенности в правовом положении Моск­вы как столицы России (например, обязанность предоставления земель­ных участков, зданий федеральным органам государственной власти, дипломатическим представительствам иностранных государств в Рос­сини др.)-

Порядок изменения состава субъектов Российской Федерации опре­деляется Конституцией РФ, российскими законами. Первоначально Конституция РФ 1993 г. установила, что в состав Российской Федера­ции входят 89 субъектов. С 1 декабря 2005 г. их стало 88: в соответствии с ФКЗ от 25.03.2004 г. №> 1-ФКЗ (в ред. от 30.06.2005 г.) «Об образова­нии в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Феде­рации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцко­го автономного округа» прекратили существование Пермская область и

Коми-Пермяцкий автономный округ и вместо них образован новый субъект Российской Федерации — Пермский край.

Порядок изменения состава субъектов РФ в результате присоедине­ния к Российской Федерации иностранного государства (его части) или образования на территории субъектов Федерации нового субъекта РФ устанавливаются ФКЗ от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта — процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Федерации в резуль­тате присоединения к ней иностранного государства или его части. Об­разование в составе России нового субъекта — процедура, предусматри­вающая изменение состава субъектов Российской Федерации в соответ­ствии с указанным федеральным конституционным законом и не связанная с принятием в Российскую Федерацию иностранного государ­ства или его части.

Принятие в Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются на добровольной основе. При этом должны соблюдать­ся государственные интересы России, принципы ее федеративного устройства, права и свободы человека и гражданина, а также учитывать­ся сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ, их социально-экономические возможности.

Инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и за­ключении соответствующего международного договора является данное иностранное государство. Рассмотрение указанного предложения и при­нятие решений, касающихся заключения международного договора, осуществляются в соответствии с ФЗ от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О меж­дународных договорах Российской Федерации».

Одновременно с международным договором о принятии в Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части в Го­сударственную Думу вносится проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта. Проект это­го федерального конституционного закона должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, а так­же заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых новый субъект должен быть интегрирован в экономи­ческую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Феде­рации, а также в систему органов государственной власти России.

Образование в составе Российской Федерации нового субъекта мо­жет быть осуществлено в результате объединения двух и более гранича­щих между собой субъектов РФ. Инициатива образования в составе

Федерации нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территори­ях которых образуется новый субъект РФ. Предложение об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта направляется Прези­денту РФ. Вопрос об образовании в составе Российской Федерации ново­го субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ.

Если на референдумах заинтересованных субъектов РФ были при­няты соответствующие решения по вопросу об образовании в составе Федерации нового субъекта, то Президент РФ вносит в Государственную Думу проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. Этот проект федераль­ного конституционного закона должен содержать положения, опреде­ляющие наименование, статус и границы нового субъекта РФ, положе­ния о прекращении существования заинтересованного субъекта (заин­тересованных субъектов) РФ, а также заключительные и переходные положения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конституционно-правовой статус России как федеративного государства | Лекция № правительство РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.