Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Акты Правительства РФ

Компетенция Правительства РФ.

Правительство РФ и иные исполнительные органы РФ.

Нормативная основа деятельности Правительства РФ.

Понятие и назначение.

 

Понятие и назначение. Правительство РФ является испол­нительным коллегиальным органом общей компетенции, воз­главляющим единую систему исполнительной власти в РФ. Статус Правительства как органа общей компетенции означа­ет, что Правительство вправе решать любые вопросы, относя­щиеся к ведению исполнительной федеральной власти, если они при этом прямо не отнесены к компетенции иных орга­нов, должностных лиц. Кроме того, Правительство в пределах своих полномочий вправе контролировать и координировать деятельность всех иных органов, должностных лиц.

Правительство состоит из членов Правительства — председа­теля Правительства, заместителей председателя и федеральных министров. Указом Президента РФ от 12.05.2008 г.? 724 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" (Российская газета. 2008. 13 мая.) предусмотрены ряд изменений действующей системы органов исполнительной власти:

1) Председатель Правительства РФ имеет 7 заместителей (ранее было 5): - двух Первых Заместителей Председателя Правительства РФ,- Заместителя Председателя Правительства РФ – Руководителя Аппарата Правительства РФ,- Заместителя Председателя Правительства РФ – Министра финансов РФ,- трех «обычных» Заместителей Председателя Правительства РФ.

В случае временного отсутствия председателя Пра­вительства его обязанности исполняет один из его заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей. В структуре Правительства по предложению председателя Правительства для решения оперативных вопросов может образовываться президиум Правительства. Заседания президиума Правительства проводятся по мере необходимости. Решения президиума принимаются большинством голосов от общего числа его членов и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства РФ. Правительство вправе отменить любое решение своего президиума.

Для обеспечения деятельности Правительства, организации контроля за выполнением его решений органами исполни­тельной власти образуется аппарат Правительства РФ. Воз­главляет аппарат Правительства руководитель, который может занимать государственную должность заместителя председателя Правительства или федерального министра.

Нормативная основа деятельности Правительства РФ. Ее со­ставляют Конституция РФ (гл. 6, др.), ФКЗ от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» (с измен.), иные законы федерального уровня, нормативные указы Пре­зидента РФ, нормативные акты самого Правительства (регла­мент, положение об аппарате Правительства). Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, фе­деральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти РФ и субъек­тов РФ, принимает меры по устранению нарушений законода­тельства РФ.

Правительство РФ и иные исполнительные органы РФ. Пра­вительство РФ руководит работой федеральных министерств, служб, агентств и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной вла­сти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Тут надо иметь в виду, что руководство рядом ведомств осуществляет Президент РФ (МИД, МВД, МЧС, Минюст, Служба внешней разведки, др.). Правительство РФ для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответст­вующих должностных лиц. Правительство РФ распределяет функции между федеральными органами исполнительной вла­сти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства, устанавливает предель­ную численность работников их аппаратов и размер ассигнова­ний на содержание этих аппаратов в пределах средств, преду­смотренных на эти цели в федеральном бюджете. Правительст­во РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федераль­ных органов исполнительной власти, находящихся в его веде­нии, их заместителей, руководителей федеральных органов ис­полнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ. Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих ак­тов. Правительство РФ вправе учреждать организации, образо­вывать координационные, совещательные органы, а также орга­ны при Правительстве РФ.

Указом Президента РФ от 12.05.2008 г.? 724 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" (Российская газета. 2008. 13 мая.) предусмотрены ряд изменений действующей системы органов исполнительной власти:

2) Из системы ФОИВ исключены государственные комитеты, а из структуры ФОИВ исключены: Государственный комитет Российской Федерации по делам молодёжи (преобразован в Федеральное агентство по делам молодёжи) и Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству (преобразован в Федеральное агентство по рыболовству).

ФОИВ Указ от 24.09.2007 г.? 1274 (с послед. измен.) Указ от 12.05.2008 г.? 724
Министерства    
Федеральные службы    
Федеральные агентства    
Государственные комитеты    
Общее количество ФОИВ    

 

Компетенция Правительства РФ. Компетенцию Правитель­ства составляют его общие полномочия, а также полномочия, в сфере: 1) экономики; 2) бюджета и финансов; 3) социаль­ной; 4) науки, культуры, образования; 5) природопользования, охраны окружающей среды; 6) обеспечения законности, прав, свобод граждан, борьбы с преступностью; 7) обороны, госу­дарственной безопасности РФ; 8) внешней политики и между­народных отношений.

В числе общих полномочий Правительства — организация осуществления внутренней и внешней политики РФ; регули­рование в социально-экономической сфере; обеспечение един­ства системы исполнительной власти в РФ, направление и контроль деятельности ее органов; формирование федеральных целевых программ и обеспечение их осуществления; законода­тельная инициатива в Государственной Думе.

В сфере экономики Правительство осуществляет регулиро­вание экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятель­ности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирует социально-экономическое развитие РФ, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритет­ных отраслей экономики; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации; осуществляет управление федеральной соб­ственностью; разрабатывает и реализует государственную по­литику в сфере международного экономического, финансово­го, инвестиционного сотрудничества; осуществляет общее ру­ководство таможенным делом; принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполните­лей работ и услуг.

В сфере бюджета и финансов Правительство обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной поли­тики; разрабатывает и представляет Государственной Думе фе­деральный бюджет, обеспечивает его исполнение; представляет Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабаты­вает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление государ­ственным внутренним и внешним долгом РФ; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с ино­странными государствами; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

В социальной сфере Правительство обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспе­чения, способствует развитию социального обеспечения и бла­готворительности; принимает меры по реализации трудовых прав граждан; разрабатывает программы сокращения и ликви­дации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает проведение единой государственной миграцион­ной политики; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологи­ческого благополучия; содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реали­зации молодежной политики; взаимодействует с общественны­ми объединениями и религиозными организациями; разраба­тывает и осуществляет меры по развитию физической культу­ры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

В сфере науки, культуры, образования Правительство разра­батывает и осуществляет меры государственной поддержки развития' науки; обеспечивает проведение единой государст­венной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профес­сионального образования, развивает систему бесплатного обра­зования; обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов России.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды Правительство обеспечивает проведение единой государствен­ной политики в области охраны окружающей среды, обеспече­ния экологической безопасности; принимает меры по реализа­ции прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организует дея­тельность по охране и рациональному использованию природ­ных ресурсов, регулированию природопользования, развитию минерально-сырьевой базы России; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью Правительство участвует в разработке, реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества, государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав, свобод граждан, ох­ране собственности, общественного порядка, борьбе с пре­ступностью, другими общественно опасными явлениями; раз­рабатывает, реализует меры по укреплению кадров, развитию, укреплению материально-технической базы правоохранитель­ных органов.

В сфере обороны и государственной безопасности Правитель­ство осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ; организует оснащение вооружением, военной техникой, материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований; обеспечивает выполнение государст­венных целевых программ и планов развития вооружения, про­грамм подготовки граждан по военно-учетным специальностям; обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности РФ; принимает меры по охране Государственной границы РФ; ру­ководит гражданской обороной.

В сфере внешней политики и международных отношений Правительство РФ обеспечивает представительство страны в иностранных государствах и международных организациях; в пределах своих полномочий заключает международные догово­ры РФ (межправительственные), обеспечивает выполнение обязательств РФ по международным договорам, а также на­блюдает за выполнением другими участниками указанных до­говоров их обязательств; отстаивает геополитические интересы РФ, защищает граждан РФ за пределами ее территории; осу­ществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.

Акты Правительства РФ. Правительство на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президен­та РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Акты по оператив­ным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ под­писываются председателем Правительства и обязательны к ис­полнению в Российской Федерации. Порядок опубликования и вступления в силу актов Правительства РФ определяется Указом Президента РФ от 29 мая 1996 г. (с измен.)

Акты Правительства подлежат обязательной официальной публикации в «Российской газете», «Собрании законодательст­ва РФ» в течение десяти дней со дня их подписания, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, со­ставляющие государственную тайну, или сведения конфиден­циального характера.

Акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обя­занности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей террито­рии РФ по истечении семи дней после дня их первого офи­циального опубликования. Иные акты Правительства, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государст­венную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. В актах Правительства может быть установлен иной порядок вступления их в силу. Правительство РФ вправе также принимать обращения, за­явления и иные акты, не имеющие правового характера.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № правительство РФ | Наиболее высокий уровень многостороннего регулирования – ВТО
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.