Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Госрегулирование торговли услугами

Дополнительные обязательства

ГАТС предоставляет возможность участникам ВТО принять дополнительные обязательства в отношении недискриминационных качественных ограничений. Эти обязательства фиксируются в специальном разделе Перечня специфических обязательств «Дополнительные обязательства».

Примером дополнительных обязательств может служить так называемый Справочный документ. Он определяет принципы конкурентной политики в сфере услуг базовых телекоммуникаций, которые обязуются соблюдать Участники ВТО, принявшие на себя эти дополнительные обязательства. В частности, обязательства касаются мер, направленных на недопущение антиконкурентной практики (например, антиконкурентного перекрестного субсидирования), правил подключения к основному поставщику, выделения и использования ограниченных ресурсов (частот, номеров и т.п.), процедур лицензирования, транспарентности. Справочный документ содержит также требование независимости регулирующего органа от поставщиков базовых телекоммуникационных услуг.

В ГАТС инструменты регулирования торговли услугами получили название мер. Речь идет о любой мере, применяемой в форме закона, регламента, правила, процедуры, решения, административного действия. Госрегулирование осуществляется:

· Центральными, региональными или местными органами власти и управления;

· Негосударственными органами во исполнение полномочий, делегированных центральными, региональными и местными органами власти и управления.

 

ЛЕКЦИЯ. ОСОБЕННОСТИ УСЛУГ КАК ПРЕДМЕТА ЭКСПОРТА И ИМПОРТА (СПОСОБЫ ПОСТАВКИ УСЛУГ).

Под поставкой услуги понимается ее производство, распределение, маркетинг, продажа и доставка.

Под потребителем услуги понимается любое лицо, которое получает услугу или пользуется ею.

Понятие "лицо" включает в себя физическое или юридическое лицо. Под юридическим лицом понимается любое образование, имеющее правовой статус или организованное иным образом в соответствии с применяемым законодательством как с целью извлечения прибыли, так и с иной целью, находящееся в частной или государственной собственности, включая любую корпорацию, траст, партнерство, совместное предприятие, единоличное владение или ассоциацию.

Несмотря на то, что фактически ГАТС определяет обязательства стран в сфере внешней торговли услугами, в тексте соглашения отсутствует понятие экспорта или импорта услуг – вместо этого используется понятие "торговля услугами". Такой подход не случаен: он отражает специфику услуг. Если проанализировать способы внешней торговли услугами, то выяснится, что провести такую же, как в случае товаров, четкую грань между внешней и внутренней торговлей услугами невозможно. В отличие от товаров, физически пересекающих таможенную границу, основная масса услуг границы не пересекает; наоборот, эффективная торговля многими услугами требует территориальной близости между поставщиком ("производителем") и потребителем. В одних случаях происходит перемещение факторов производства услуг (капитала и рабочей силы) – например, компания "Макдоналдс" учреждает в Москве дочернюю компанию и открывает сеть ресторанов обслуживания клиентов в России. В других случаях поставщик услуги выезжает к потребителю (например, иностранный хирург приезжает в Москву для проведения операции российскому гражданину) или потребитель услуги сам направляется к поставщику, который находится за границей (наиболее распространенный пример- услуги, оказываемые иностранному туристу в стране временного пребывания; он пользуется услугами предприятий общественного питания, местных экскурсоводов, предприятий по организации досуга и т.д.).

Мало общего с внешней торговлей товарами имеет и трансграничная торговля услугами, которая предполагает нахождение потребителя и поставщика услуг по разные стороны границы. В этом случае услуга "пересекает" таможенную границу, но не в физической форме, и поэтому факт ее экспорта (за исключением ряда случаев, примеры которых приводились выше) даже невозможно зафиксировать. Для некоторых секторов услуг (в сфере телекоммуникаций, транспорта, финансов) значение трансграничной торговли весьма существенно. В качестве примеров можно привести предоставление информации или консультаций по факсу, грузовые перевозки, осуществление международных расчетов в режиме реального времени.

В ряде случаев предоставление одной и той же услуги может последовательно осуществляться разными способами поставки. Так, консультационная услуга даже в рамках одного контракта может осуществляться сначала трансгранично (консультант предоставляет заказчику необходимые материалы по факсу), затем – в ходе визита консультанта к заказчику (где он разъясняет суть материалов), и наконец – при визите заказчика к консультанту (где он получает дополнительные данные).

Поэтому ГАТС определяет торговлю услугами как поставку услуг четырьмя способами. 4 основных способа поставки услуг:

1. Трансграничная торговля (cross-border-trade) – с территории одной страны на территорию другой страны, когда поставщик услуги и ее потребитель находятся по разные стороны границы, разделяющей стороны. Такой способ продажи услуг значительно приближен к продаже товаров в международной торговле, например, архитектор направляет по факсу или почте чертежи какого-либо строения заказчику в другой стране, или предоставление юридических консультаций из-за границы по телефону (или факсу). В данном режиме границу пересекает только сама услуга, т.е. отсутствует движение потребителя услуги, а поставщик услуги не выезжает за границу для ее оказания.

2. Потребление за границей (consuption abroad) означаетпередвижение потребителя в страну, где предоставляется услуга. Например, российский гражданин выезжает на отдых, лечение и, таким образом, становится потребителем услуги, которая предоставляется испанским отелем, госпиталем и т.д.

Физическое перемещение потребителя услуги не всегда обязательно. Может иметь место лишь перемещение его собственности (услуга по ремонту судна за рубежом).

3. Учреждение коммерческого присутствия в стране, где должна оказываться услуга (right of establishment). Это создание юридического лица либо обособленного структурного подразделения юридического лица (филиала, представительства) в другом государстве. Юридическое присутствие будет считаться коммерческим присутствием, если оно принадлежит более чем на 50% иностранному лицу, либо если иностранные лица имеют полномочия назначать большинство его директоров или иным образом законно направлять его деятельность. Сама услуга и ее потребитель в данном случае через границу не перемещаются. Например, французский банк учреждает в Москве дочерний банк для оказания банковских услуг в России российским юридическим и физическим лицам.

4. Временное перемещение физических лиц в другую страну для предоставления услуги (presence of persons providing services). В качестве примера можно привести ситуацию со специалистом по ремонту и обслуживанию компьютеров, выезжающим из страны продажи в страну потребления для предоставления услуг сетевого устройства. В основном речь идет о временном присутствии, хотя иногда договор между сторонами может предусматривать штатное присутствие (например, когда мастер находится постоянно в другом государстве для оказания услуг по ремонту поставляемой техники).

Наибольший объем услуг (в сумме около 80%) приходится на первый и третий способы.

 

При проведении различия между перечисленными способами поставок услуг используются два основных критерия:

1. Происхождение поставщика и потребителя услуги; под происхождением обычно понимается гражданство (если речь идет о физическом лице) или место инкорпорации (регистрации) компании (если речь идет о юридическом лице).

2. Местонахождение поставщика и потребителя услуги в момент оказания услуги и характер этого территориального присутствия (постоянное или временное).

Как правило, используя эти критерии, можно легко определить, к какому способу оказания услуги относится конкретный вид деятельности.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Доступ на рынок | Лекция. Современная внешнеторговая политика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.