Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция. Туризм в системе мирового хозяйства




Международный туризм – одна из важнейших отраслей международной торговли услугами. В то же время это одна из быстрорастущих отраслей мировой экономики, один из наиболее прибыльных видов бизнеса, привлекающий крупные инвестиции, обеспечивающий растущую занятость и поступление доходов, в том числе и в государственные бюджеты стран. Фактически в современной мировой экономике формируются элементы глобальной туристической системы, включающей международные сети отелей, воздушных, водных, наземных туристических перевозок и компьютерные системы бронирования мест.

Как показал мировой опыт, туризм – это:

· во – первых, важнейший фактор роста национального богатства и улучшения жизни нации в целом,

· во – вторых, важнейшая сфера притяжения рабочей силы, фактор обеспечения занятости населения,

· в - третьих, мощный стимул развития таких отраслей экономики, как транспорт, связь, торговля, сельское хозяйство, строительство, кустарный промысел, производство товаров народного потребления,

· в – четвёртых, одна из самых высокоэффективных сфер современной экономики, успешно конкурирующая с такими отраслями, как добыча нефти и газа, а также производство и продажа оружия.

Растущий спрос на туристические услуги во всем мире объясняется прежде всего:

1. Социально-экономическими причинами:

· Общий рост доходов и свободного времени;

· Увеличение сроков оплачиваемых отпусков;

· Достаточный уровень пенсионного обеспечения;

· Изменение в составе семей в направлении уменьшения количества детей и т.д.

2. Прогрессом в развитии транспорта, его удешевлении и доступности;

3. Снятием или ослаблением валютных ограничений;

4. Либерализацией визового режима.

Как и другие отрасли экономики, международный туризм является объектом как международного, так и национального регулирования. Ведущей межправительственной организацией, отвечающей за развитие туризма, Генеральная Ассамблея ООН признала Всемирную туристскую организацию (World Tourist Organization), которая действует с 1975 года как преемница Международного союза официальных туристских организаций. Всемирная туристская организация включает следующие категории членства:

1. действительные члены (суверенные государства, в том числе Россия и большинство стран СНГ);

2. ассоциированные члены (территории, не несущие самостоятельной ответственности за свою внешнюю политику);

3. присоединившиеся члены (межправительственные, негосударственные и коммерческие организации и объединения, действующие в сфере, представляющей интерес для туризма).

Всемирная туристская организация приняла ряд деклараций и других документов по организации международного туризма, включая Хартию по туризму и Кодекс поведения туриста (1985), издает статистические справочники и прогнозы, предлагает информационные банки данных для туристического бизнеса. Ею зафиксирован целый ряд важных для международного туризма понятий (таких, как "туризм", "турист", и др.).

Классификация стран по ВТО:

1. Страны – поставщики туристов. США, Бельгия, Дания, ФРГ, Голландия, Новая Зеландия, Швеция, Австралия, Канада, Великобритания.

2. Страны, принимающие туристов. Австрия, Италия, Швейцария, Франция, Кипр, Греция, Мексика, Португалия, Испания, Турция.

В одном из исследований Секретариата ЮНКТАД сформулирован ряд критериев, определяющих конкурентоспособность страны в туристическом бизнесе. Эти критерии определяют "привлекательность" страны для иностранных туристов, своего рода рейтинг страны как экспортера туристических услуг. Вот эти критерии:

1. Уровень внутренних цен в стране относительно мировых цен: чем ниже уровень внутренних цен, в первую очередь на туристические услуги, тем выше рейтинг страны на рынке туристических услуг.

2. Транспортные расходы. Экономическая близость страны и низкий уровень транспортных расходов (в особенности воздушного сообщения) – важные условия высокой конкурентоспособности экспортера туристических услуг. В этом плане особенно важную роль играет хорошая организация регулярных и чартерных полетов. Одна из проблем, с которой сталкиваются некоторые страны, - это невысокая сертификация аэропортов принимающих стран, которая может поставить под угрозу воздушные перевозки.

3. Репутация страны, на которой отрицательно сказываются плохая социальная и криминальная обстановка, стихийные бедствия и антропогенные катастрофы.

4. Огромную роль играют наличие инфраструктуры для туризма и высокая квалификация кадров, обслуживающих туристов. Инфраструктура для туризма – это одно из решающих условий развития страны в качестве экспортера туристических условий. Термин "инфраструктура туризма" включает транспортную, гостиничную, телекоммуникационную составляющие; индустрию отдыха, наличие специальных, рассчитанных на туристов зданий и сооружений, аквапарков, бассейнов, канатных дорог, лыжных подъемников и многого другого. Достаточно сказать, что общая стоимость инфраструктуры для летнего и зимнего международного туризма в Швейцарии примерно равна двухгодичному валовому внутреннему продукту страны.

Регулирование туристской деятельности в России осуществляется в соответствии с Федеральным Законом «Об Основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.96 г. №132-ФЗ.

Данный нормативный акт определяет основные понятия в области туризма.

Туризм- это временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в месте (стране) пребывания.

Туристская деятельность – это туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.

Важнейшими составляющими элементами туристической деятельности являются:

Турист - гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально - деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки;

Туристские ресурсы - природные, исторические, социально - культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил;

Туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов - переводчиков;

Тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов - переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия;

Туристский продукт - право на тур, предназначенное для реализации туристу;

Продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и другое);

Туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - туроператор);

Турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент).

- Туристская путевка - документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта;

- Туристский ваучер - документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания.

Основные системные взаимосвязи, возникающие в сфере туризма представлены на рис. 1.


Туризм определяется как активный отдых, влияющий на укрепление здоровья и связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства. В международном туризме выделяются понятия "турист (посетитель)" и "экскурсант". Международный турист – это любое лицо, которое остается на территории другого государства не менее 24 часов, но не более одного года в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях, без занятия в стране временного проживания оплачиваемой деятельностью. Экскурсант – это путешественник, который провел за границей менее 24 часов. Эта категория широко распространена прежде всего в странах Западной Европы и Восточного Средиземноморья.

Законом определяются различные виды туризма:

- туризм внутренний – путешествия в пределах РФ лиц, постоянно проживающих в РФ;

- туризм выездной - путешествия лиц, постоянно проживающих в РФ, в другую страну;

- туризм въездной – путешествия в пределах РФ лиц, не проживающих постоянно в РФ;

- туризм социальный – путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды;

- туризм самодеятельный – путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно.

 

Государственное регулирование туристской деятельности в РФ осуществляется путем:

1. создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;

2. содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

3. защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

4. лицензирования туроператорской и турагентской деятельности, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта;

5. установления правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма;

6. прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;

7. предоставления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории Российской Федерации и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Российской Федерации;

8. содействия участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.