Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Морские транспортные услуги




Переговоры по морским транспортным услугам, начатые в рамках ВТО в первые дни её существования, были приостановлен через год с небольшим (июнь 1996г.) без надежды на быстрое возобновление. Причина этого – исключительная важность для стран, имеющих морской торговый флот, сохранения его роли в национальной экономике и опасения того, что иностранная конкуренция негативно повлияет на национальные возможности осуществлять морские перевозки. Главной причиной остановки переговоров стала жесткая позиция США.

Морские транспортные услуги включают:

· Морские грузовые;

· Пассажирские;

· Вспомогательные услуги (погрузочно-разгрузочные работы, складирование, таможенная очистка, переработка контейнерных грузов и другие вспомогательные операции; использование портов и связанных с их работой служб).

Морской транспорт в мировой транспортной системе обладает рядом преимуществ: по сравнению с другими видами транспорта:

· Относительно низкая себестоимость перевозок (она составляет в среднем 60% от себестоимости железнодорожных и 2,5% - от автомобильных перевозок, стоимость перевозки грузов в мировом судоходстве составляет примерно 10% стоимости самих грузов);

· Универсальность – морским транспортом можно перевозить практически все виды продукции и доставлять их в места, недоступные для других видов транспорта.

Зависимость от погодных условий, являвшаяся в прошлом существенным недостатком морского транспорта, с развитием связи и гидрометеорологии в значительной степени уменьшилась.

В международном судоходстве сложились две формы организации перевозок: линейная (регулярная) и трамповая (нерегулярная) (от англ. tramp – бродяга).

Международное линейное судоходство организуется морскими перевозчиками на устойчивых географических направлениях международной торговли. Особенностями линейного судоходства являются закрепление судов на данном направлении и их регулярные заходы в определенные порты по заранее объявленному расписанию. Характерной чертой является постепенное развитие линейного судоходства.

В отличие от линейного, в трамповом судоходстве суда эксплуатируются не нерегулярной основе. Они не закрепляются за определенными направлениями, а свободно перемещаются из одной секции фрахтового рынка в другую, в зависимости от спроса на тоннаж и от предложения груза.

За 90-е гг. морские перевозки выросли с 3,7 млрд до 5,1 млрд т, причем нефть и нефтепродукты составили 43% объема перевозок. Перевозка генеральных грузов растет гораздо быстрее, особенно контейнерные перевозки. По данным информационной службы Ллойда, в конце 90-х гг. мировой торговый морской флот насчитывал 29,1 тыс. судов общим тоннажем 776 млн т дедвейт, причем 32% тоннажа приходилось на наливные суда (танкеры), 34% на суда-сухогрузы (балкеры) и остальное – на суда для генеральных грузов и прочие типы морских судов.

При этом каждое торговое судно ходит под определенным государственным флагом и приписано к тому или иному порту. Весьма распространенной является практика, когда флаг, под которым ходит судно, не соответствует гражданству его владельца. По тоннажу крупнейшие владельцы судов – Греция (17,6% тоннажа), Япония (12,7%), Норвегия (7,7%), США и Гонконг, в первую десятку входят также Китай, Корея, Великобритания, Германия и Швеции. При этом развитым государствам принадлежит самый современный и "молодой" флот (средний возраст судов примерно 13 лет). По тоннажу Россия занимает 13-е место в мире (2,1%).

Однако 42% всех судов (58% мирового тоннажа) ходит под флагами стран открытого судового регистра, иначе называемых "удобными" или "дешевыми" флагами. Многие регистрируют свои суда под так называемым удобным флагом в странах с открытой регистрацией иностранных судов. Эти страны (в их число входит Панама, Либерия, Багамы, Бермуды, Мальта, Кипр) установили льготное налогообложение судов и судовладельцев, зарегистрированных под их флагом, и значительно более льготные другие условия регистрации. Здесь зарегистрированы суда судовладельцев из многих развитых государств. Например, в Панаме и Либерии были зарегистрированы суда водоизмещением 2333 млн двт (всего 5796 судов), хотя ни один гражданин и ни одна кампания этих стран не владели ни одним судном. Характерно, что развивающиеся страны не только привлекают иностранные компании удобным флагом, но и являются поставщиками рабочей силы для мирового торгового флота. Доля Филиппин, являющихся крупнейшим в мире поставщиком рабочей силы для укомплектования экипажей судов, составляет около 20% плавсостава мирового флота. Примерно 50% плавсостава судов, плавающих под флагами развитых стран, не являются гражданами этих стран. ЮНКТАД относит к странам открытого судового регистра Либерию, Панаму, Кипр, Сингапур, Бермудские острова и Содружество Багамских островов. Но список этих своеобразных налоговых гаваней может включать и другие страны. Из числа стран открытого судового регистра на первых местах – Панама (16,3% мирового тоннажа), Либерия (11,7%), далее следуют – Мальта, Багамские острова и Кипр.

Мировая система транспортных коммуникаций продолжает расширяться. Главное направление в ее развитии – синхронизация работы разных видов транспорта, совместное их функционирование в смешанных перевозках. Комплексное обеспечение таких перевозок в международном масштабе практикуется при создании транспортных коридоров, в том числе и на территории России.

Авиатранспортные услуги (АТУ)

Авиатранспортные услуги (АТУ) охватывают перевозку пассажиров, багажа, грузов и почты.

Развитие обмена авиатранспортными услугами и охват ими практически всех стран мира и крупнейших городов мира превратили эту отрасль в глобальную, деятельность которой опирается на многосторонние соглашения, жестко регламентирующие многие стороны воздушных перевозок. Эта отрасль обмена услугами использует услуги многочисленных других (внешних) подрядчиков услуг, таких, как глобальные информационные системы, унифицированный и автоматизированный бухгалтерский учет, централизованные системы реализации билетов, компьютерные услуги и многое другое. В этом плане сектор АТУ – один из крупнейших потребителей других видов услуг.

Примерно 70% рынка АТУ приходится на пассажирские перевозки и 28% - на грузовые перевозки. Почтовые перевозки составляют небольшую и продолжающую уменьшаться долю (2%) в общем объеме перевозок.

Ведущее место в оказании АТУ занимают 10 государств: США, Великобритания, Япония, Германия, Голландия, Сингапур, Франция, республика Корея, Австралия, Канада. Россия же занимает 18-е место по объему пассажирских перевозок и 26-е место по грузовым перевозкам.

Дальнейший рост воздушных перевозок будет по-прежнему зависеть в первую очередь от роста мировой экономики и торговли. Однако большую роль в этом процессе будут играть динамика снижения издержек авиакомпаний и движение тарифов на авиаперевозки.

Факторы роста спроса на АТУ, по оценкам ИКАО, зависят от перечисленных ниже конкретных обстоятельств:

· Расширение международного и внутреннего туризма, включая поездки, как для отдыха, так и для деловых целей. Примерно 40% общего числа прибытий международных туристов приходится на воздушный транспорт.

· Глобализация и углубление интеграции и взаимного проникновения национальных экономических структур, что способствует расширению деловых поездок внутри страны и между странами;

· Сохранение тенденции к снижению авиационных тарифов, уровень которых снизился на 40% с середины 70-х годов;

· Повышение доли услуг в общей экономической деятельности. Сектор услуг связан с более значительным объемом транспортных потоков чем обрабатывающие сектора;

· Увеличение потоков рабочей силы, включая деловые и частные поездки;

· Тенденция к осуществлению нескольких более коротких поездок в течение года, в отличие от одной продолжительной поездки на отдых;

· Увеличение потребления свежих скоропортящихся пищевых продуктов, цветов и других продуктов, производимых в находящихся на больших расстояниях местах (что неизбежно предполагает их перевозку воздушным транспортом).

· Либерализация воздушных перевозок.

 

Для расширения торговли АТУ требуются активные усилия по целому ряду направлений. Одно из центральных условий, определяемых в многосторонних и двухсторонних соглашениях, - это взаимное предоставление определенных прав в области перевозок. Объем предоставляемых прав изменяется от соглашения к соглашению. Ниже эти права сгруппированы по принципу возрастания объема коммерческих прав, предоставляемых одним государством другому, и если первая группа прав дает иностранному перевозчику только право на транзитный полет над территориями договаривающихся сторон, то каждая последующая группа прав дает иностранному перевозчику дополнительные коммерческие возможности в области перевозок. Эти группы прав иногда называют "свобода воздуха" (freedom rights).

Положения ГАТС распространяются на АТУ, так же как и на все другие сектора услуг. Вместе с тем применение Соглашения в этом секторе ограничивается положениями, содержащимися в приложении, непосредственно посвященном воздушному транспорту. Подход, использованный в этом приложении к ГАТС, со всей очевидностью свидетельствует о сложной структуре сектора и недоверчивости, проявляемой директивными органами и экономическими субъектами в отношении его широкой либерализации. С самого первого проекта приложения, предложенного в ходе Уругвайского раунда его главной чертой было общее исключение всех коммерческих прав и "услуг, непосредственно относящихся к осуществлению коммерческих прав", из сферы действия положений ГАТС. Фактически основная часть работы над приложением касалась определения конкретных рамок изъятий. В этом смысле подход, нашедший отражение в приложении, представляет собой компромисс между сторонниками весьма ограниченного применения положений ГАТС в секторе авиации и теми, кто стремился обеспечить достаточно существенный охват этого сектора, с тем чтобы в нем действительно начался процесс многосторонней либерализации. Положения ГАТС не применяются к мерам, затрагивающим права авиаперевозки и услуги, непосредственно относящиеся к этим правам. В приложении к ГАТС по авиатранспортным услугам четко определено, что ГАТС распространяется только на три группы мер:

· Ремонтное и сервисное обслуживание самолетов, означающее обслуживание самолетов снятых с эксплуатации, и не включающее текущего обслуживания летательных аппаратов;

· Продажа и маркетинг авиатранспортных услуг, не включающих калькуляцию цен и условия перевозки;

· Услуги компьютерной системы резервирования.

В п. приложения предусматривается, что "Совет по торговле услугами периодически, но не реже чем один раз в пять лет рассматривает положение в секторе воздушных перевозок и действие настоящего приложения с целью изучения возможности дальнейшего применения Соглашения к этому сектору".

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.