Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы развития социально-психологического знания




Трудность создания научной истории возникновения социальной психологии заключается в том, что эта дисциплина формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально-психологического знания. Но ещё большую трудность представляет тот факт, что в период, когда с/п наиболее определённо заявила о себе как о самостоятельной дисциплине, сразу же сложились различные традиции в её развитии, опирающиеся на различные философские школы, в том числе, марксистская традиция, которая предлагала специфическое решение ряда проблем. При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические. Содержание процесса создания предпосылок с/п – это зарождение социально-психологических идей первоначально в лоне философии, а затем постепенное отпочкование их от системы философского знания, которое осуществлялось не непосредственно, а через отпочкование двух других дисциплин, давших непосредственно жизнь социальной психологии – психологии и социологии. Социально-психологические идеи присутствовали в системах как идеалистической, так и материалистической философии (философские системы древности, родоначальник – Платон (по Г.Олпорту), Аристотель). В целом они были неразрывно связаны с трактовкой более общих психологических идей и «чисто» социально-психологические аспекты выделить здесь весьма трудно. С другой стороны, эти идеи разбросаны буквально по крупицам. (законы сосуществования – существования общества, его развития …). Вообще же история психологии в недрах философского знания изучена достаточно подробно (смотри «социальная философия»).

 

Период выделения социальной психологии в самостоятельную область знания относится к середине 19 века. К этому времени большое развитие получил целый ряд наук, в том числе имеющих непосредственное отношение к различным процессам общественной жизни (языкознание, антропология, этнография и археология). В Европе это было время бурного развития капитализма, умножения экономических связей между странами, что вызвало массовую миграцию населения и, как следствие встали проблемы языкового общения и взаимовлияния народов, связи языка с различными компонентами психологии народов, связи продуктов культуры с традициями, ритуалами (и соответственно психологические характеристики определённых этнических групп). В криминологии на этом фоне появились новые формы противоправного поведения, объяснение которого приходилось искать не только в сфере социальных отношений, но и в психологических характеристиках поведения. Такая картина позволила американскому социальному психологу сделать вывод о том, что социальная психология стала независимой отчасти потому, что специалисты различных областей знания не в состоянии были решить некоторые свои проблемы. Появилась потребность выделить новый класс проблем, неподведомственных никакой из уже существовавших дисциплин. Ещё более серьёзно эта потребность проявила себя в развитии психологии и социологии. Психология середины 19 века была преимущественно «психологией индивида». Первоначально прообраз будущей с/п зарождается на боковых путях развития психологии (патопсихология, психиатрическая практика). Социология выделилась в самостоятельную науку в середине 19 века (основатель – Огюст Конт) и сразу стала пытаться объяснить ряд социальных факторов посредством законов из других областей знания, но просчёты этих объяснений заставили социологию обратиться к законам психологии как к объяснительной модели для социальных процессов. Общая модель социального рисовалась как взаимоотношение двух индивидов, из которых один подражает другому. Но такие модели тоже оказались несостоятельными и законы социального стали сводить к законам коллективной психики. Окончательно оформляется психологическое направление в социологии, родоначальником считается Л.Уорд. Психологическое направление в социологии оказалось весьма жизнеспособным (в принципе психологизация общественных отношений легко и органично согласуется с любыми попытками более углубленного истолкования общественной жизни. Психологизм прочно обосновался в социологии, что в дальнейшем значительно запутало вопрос о специфике социально-психологического знания: чрезвычайно легко оказалось смешать психологическое направление в социологии и социальную психологию. Поэтому кроме интересных находок касающихся отдельных характеристик психологической стороны социальных явлений, психологическое направление в социологии принесло много вреда становлению социальной психологии как науки. Однако дело выглядело так, что внутри социологии зафиксирован большой интерес к развитию социально-психологического знания. Таким образом, в развитии психологии и социологии обозначилось как бы встречное движение, которое должно было закончиться формулированием проблем, ставших предметом новой науки. Эти взаимные устремления в середине 19 века реализовались и дали жизнь новым формам собственно социально-психологического знания. Первые концепции создавались не имея исследовательской практики и были похожи на конструкции универсальных энциклопедических схем, свойственных социальной философии того времени. Концепции эти неизбежно создавались в канонах философского знания, были умозрительны и с/п приобрела в этом виде характер крайне описательной дисциплины. Три первые наиболее значительные теории социальной психологии – психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения. Принципом или критерием их различения является способ анализа взаимоотношений личности и общества (2 подхода: первична личность - психология масс, теория инстинктов социального поведения; первично общество – психология народов).

В конце 19 – начале 20 века в Европе В.Мёде и Г.Олпорт предложили программу, в которой были сформулированы требования превращения с/п в экспериментальную дисциплину. Основное развитие в этом её варианте с/п получает в США, где бурное становление капиталистических форм в экономике стимулировала практику прикладных исследований и заставило социальных психологов повернуться лицом к актуальной социально-политической тематике. Особое значение такая практика приобретала в условиях развернувшегося экономического кризиса. Беспомощность старой социальной психологии стала очевидной. (теория Макдугалла.)

В развитии психологии к этому времени чётко обозначились 3 подхода: бихевиоризм, психоанализ и гештальт-теория, и с/п стала опираться на идеи, сформулированные в этих подходах. Особый упор был сделан на бихевиористский подход, что соответствовало идеалу построения строго экспериментальной дисциплины. Как объекту исследования главное внимание стали уделять малой группе. Этому способствует увлечение экспериментальными методиками, применение которых возможно прежде всего именно в малых группах. Акцент на развитие экспериментальных методик означал прогресс, но конкретные условия этого времени в США (где это происходило) привели к одностороннему развитию с/п: она не только утратила всякий интерес к теории, но вообще сама идея теоретической с/п оказалась скомпрометированной. Очень сильно стало звучать противопоставление исследования как оптимальной формы организации научного процесса спекуляции как простому рассуждению по поводу предмета. Само по себе рациональное требование – рассматривать исследование в качестве основной формы организации научного знания – обернулось отлучением от ранга исследований теоретических работ, они стали отождествляться со «спекуляцией». Поэтому экспериментальный период в развитии с/п (в частности в её американском – доминирующем на Западе варианте) очень быстро стал обрастать целым рядом достаточно острых противоречий. В течение этого периода с/п набрала силу как научная дисциплина, а чрезмерное увлечение малыми группами превратило их в своеобразный «флюс» социальной психологии, так что проблематика, связанная с особенностями массовых процессов, их психологической стороны оказалась практически исключённой из анализа. Вместе с критикой примитивной формы анализа этих явлений в первых социально-психологических концепциях были сняты и сами проблемы. С/п дорого заплатила за эти противоречия. Весь пафос экспериментальной ориентации заключался в том, чтобы дать достоверное знание о реальных проблемах общества, а вместе с тем конкретное воплощение этой ориентации окончательно выхолостило какое бы то ни было социальное содержание из весьма искусно проводимых лабораторных исследований. Всё это привело к тому, что начиная с 50-х годов 20 века резко стали возрастать критические тенденции в с/п. Одним из выражений кризисного состояния дисциплины явилось оживление интереса к теоретическому знанию. Теория в с/п сейчас базируется вокруг четырёх направлений: бихевиоризма, психоанализа, так называемых когнитивных теорий и интеракционизма. Из четырёх названных направлений три представляют собой социально-психологические варианты основных течений психологической мысли, а четвёртое – интеракционизм – социологический источник.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.