Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ролевая структура личности

Любая личность в обществе выполняет свои социальные роли. В 30-е гг. термин "роль" был введен в психологию Р. Ментоном и Дж. Мидом. Социальная роль личности - это совокупность определенных норм, требований, в соответствии с которыми должна себя вести личность. Социальная роль - это нормативный образец поведения, регулирующий поведение личности. Личность - совокупность определенных слоев:

1)"я" личности - самовосприятие, представление человека о себе самом, самооценка. "Я" обеспечивает преемственность сознания личности. На формирование "я" оказывают влияние родители (роль отца столь же важна, как и роль матери), братья и сестры, порядковый номер появления в семье, учителя и воспитатели. "Я" иногда делится на подструктуры. Э. Берн выделяет детское, реальное и взрослое (родительское) "я". Между "я" и личностью в целом нельзя ставить знак равенства. "Я" сохраняется практически неизменным на протяжении всей жизни.

2)типические реакции - устойчивые образцы поведения (динамический стереотип). Пример: оптимизм и пессимизм. Существует связь между типическими реакциями и этнографией. Типические реакции напрямую связаны с "я". Формирование новых типических реакций оказывает влияние на образ "я".

3)социальные роли - нормативные образцы поведения, ожидаемые от каждого в соответствие с местом, занимаемым личностью в системе общественных отношений.

Классификация социальных ролей: а)статусные; б)позиционные; в)ситуационные.

Статусные роли - роли, которые приписаны человеку, и которые практически невозможно изменить (мальчик - девочка, юноша - девушка, мужчина - женщина; возрастные роли; роль гражданина той или иной страны; национальные роли). Статусные роли не имеют формальной определенности.

Позиционные роли обусловлены профессионально-квалификационным разделением труда (профессии и градации). Имеют большую определенность. На практике существует взаимодействие ролей разного плана.

Ситуационные роли - роли, которые человек выполняет, оказавшись в той или иной ситуации (пешеход, водитель, пассажир, гость, хозяин).

Есть и другие классификации.

По Т. Парсонсу выделяют следующие характеристики социальной роли: а)эмоциональность; б)способ получения; в)масштаб; г)формализация; д)мотивация.

Эмоциональность. Есть роли, требующие эмоциональной сдержанности (врач, милиционер).

Способ получения - обучение профессии.

Масштаб. Роли могут иметь узкий (врач - пациент) или широкий (друзья) масштаб взаимодействия.

Формализация. Взаимодействие людей в некоторых ролях должно осуществляться по форме (библиотекарь).

Мотивация. Принятие человеком той или иной роли имеет определенные мотивы.

Классификация Э. Гизелли и Р. Брауна:

1)роли, направленные на достижение цели (штурман в самолете)

2)роли, направленные на укрепление группы (роль третейского судьи)

3)индивидуальные роли (обусловлены индивидуальными чертами личности - роль козла отпущения, роль зачинщика ссор).

Для того, чтобы человек успешно выполнял свою роль (например, роль руководителя) необходимо:

1)информирование (информация должна быть краткой)

2)интернализация - превращение внешнего во внутреннее, согласие с требованиями той или иной роли, принятие ее на себя.

3)соответствие между "я" и требованиями социальной роли. Конфликт социальной роли и "я" - внутриролевой или личностно-ролевой конфликт.

4)мотивация - желание. Нужно создать такие условия, чтобы человек захотел работать хорошо.

Исследование М. Розенберга. Были выделены три группы по роду "я": 1)податливые; 2)агрессивные; 3)отрешенные. Податливые были озабочены отношением к себе со стороны других людей, настроены на сотрудничество, координацию деятельности, не прочь руководить, но охотно и подчинялись. Агрессивные считали, что если ты сам о себе не позаботишься, то люди тебя обманут, ориентация на доминирование, подчинение других людей своей воле. Отрешенные больше всего ценили свободу, не хотели ни руководить, ни подчиняться. Было обнаружено, что профессиональные направления соответствуют типу "я". Податливые - социальная работа, преподавание; агрессивные - бизнес, реклама; отрешенные - естественные науки, архитектура.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формы психического отражения у человека | Маргинальная личность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.