Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фильтры – чудотворцы




R

где, η- динамическая вязкость, Па с

ν- кинематическая вязкость, м2

r - плотность, кг/м3

 

 

ВЯЗКОСТНО-ТЕМПЕРАТУРНЫЕ СВОЙСТВА, предопределяющие зависимость вязкости масла от его температуры.

СТАБИЛЬНОСТЬЮ масла называется его способность сохранять свои свойства без изменений длительное время.

СМАЗОЧНАЯ СПОСОБНОСТЬ – свойство масла, не зависящее от его вязкости, снижать износ и силу трения.

ПРОКАЧИВАЕМОСТЬ – характеризует перемещение масел сквозь трубопроводы, фильтры, отверстия и зазоры.

КОРРОЗИОННЫЕ СВОЙСТВА характеризуют склонность смазочных масел оказывать коррозирующие действия на металлы, особенно склонны к коррозии цветные металлы и сплавы.

ТЕМПЕРАТУРА ЗАСТЫВАНИЯ характеризует температуру, при которой масло теряет подвижность.

По своей природе масла могут быть минеральными, органическими и синтетическими.

Для улучшения качества масел и придания им необходимых свойств к ним добавляются различные присадки. Применяются, как правило, комплексные присадки, влияющие на ряд свойств масла.

 

 

Классификация и маркировка моторных масел

Классификация моторных масел в международном масштабе принята по трем признакам:

· вязкостно-температурные свойства, предопределяющие диапазон температуры окружающей среды, в котором масло может быть использовано

· область применения и уровень эксплуатационных свойств, задающих степень жесткости условий работы и типы двигателей

· наличие или отсутствие энергосберегающих свойств у данного масла, характеризуемых экономией топлива в сравнении с маслом, принятым за эталон

 

Классификация по ГОСТу

В России моторные масла классифицированы согласно ГОСТ 17479.1 – 85 по вязкости, а также по назначению и эксплуатационным свойствам.

В зависимости от вязкости, согласно ГОСТу, моторные масла делят на классы:

· летние масла – 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24

· зимние масла – 4, 5, 6, 8

· всесезонные масла, обозначаемые двумя цифрами, (например 6з/16), первая из которых указывает на зимний класс, вторая - на летний. Буква «з» говорит о том, что масло загущено присадками.

Согласно этого же ГОСТа моторные масла маркируют так: первая буква «М» обозначает масло моторное, следующая за ней цифра или цифры указывают класс вязкости сезонного масла или классы вязкости всесезонного масла, буквы от «А» до «Е» указывают назначение и уровень эксплуатационных свойств масла. Индекс «1» при букве присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс «2» - маслам для дизелей. Буквы без индексов означают универсальное масло.

ПРИМЕРЫ.

М-6з/10В – универсальное всесезонное масло группы «В»

М-6з/12Г1.

Классификация SAE содержит 11 классов, из которых 6 относятся к зимним маслам (SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и 5 – к летним (SAE 20, 30, 40, 50, 60).

Всесезонные масла имеют двойное обозначение.

ПРИМЕР:

SAE 0W-30, чем меньше цифра, стоящая перед буквой «W», тем меньше вязкость масла при низкой температуре и легче пуск холодного двигателя. Чем больше эта цифра, тем больше вязкость масла при высокой температуре и надежнее смазывание двигателя в летнюю жару.

 

Фильтрация масел и масляные фильтры

Металлические частицы, попадающие в масло в результате износа трущихся деталей, служат катализаторами его окисления.

Сажа от неполного сгорания дизельного топлива, попадающая в масло, резко ухудшает его противоизносные свойства и повышает вязкость.

Твердые, не растворимые в масле загрязнения (пыль, частицы прокладок, шлангов и т.д.) вызывают абразивный износ деталей двигателя.

Поэтому, включение в смазочную систему фильтра, уменьшает содержание этих вредных примесей в работающем масле. Кроме того, увеличение количества масла в смазочной системе уменьшает нагрузку на него и сокращает кратность его циркуляции.

Таким образом, постоянная очистка масла от механических примесей является главнейшим условием достижения высокой долговечности двигателей.

Для осуществления очистки масла, циркулирующего в системе смазки, вводятся фильтры.

 

МАСЛЯНЫЕ ФИЛЬТРЫ

В современных двигателях применяются масляные фильтры грубой и тонкой очистки.

Фильтры грубой очистки включаются в систему последовательно, очищая весь поток масла, и могут быть пластинчато-щелевого и ленточно-щелевого типа.

 

 

Пластинчато-щелевой фильтр состоит из набора пластин, между которыми установлены дистанционные звездочки, образующие зазоры для прохождения масла. Они обеспечивают очистку масла от посторонних включений размером более 60-70 мк.

В ленточно-щелевых фильтрах масло проходит через щели между витками латунной проволоки или ленты специального профиля, навитой на перфорированный стакан. Они ограничивают проникновение в масляную магистраль частиц размером более 40-90 мк.

Очистка масла от частиц размером более 40 мк не может считаться достаточной для обеспечения требуемой долговечности двигателей. Поэтому в системы смазки вводят фильтры тонкой очистки.

В качестве материалов для фильтрующих элементов таких фильтров применяют картон, фетр, различные поглощающие массы и бумагу, пропитанную специальным составом. Кроме того, для тонкой очистки применяются центробежные фильтры.

Фильтры тонкой очистки, в том числе и центробежные, задерживают механические частицы размером более 0,5-1 мк, но имеют очень большое гидравлическое сопротивление. Поэтому указанные фильтры устанавливаются дополнительно к полнопоточному фильтру грубой очистки и включаются параллельно главной масляной магистрали. При таком включении через фильтр тонкой очистки проходит не более 10-15% масла.

В настоящее время используют полнопоточные фильтры с бумажными фильтрующими элементами.

На некоторых двигателях импортных а/м устанавливают полнопоточные магнитосетчатые фильтры с несколькими послойно расположенными магнитными стержнями. Стержни расположены таким образом, что между ними возникает сильное магнитное поле, через которое пропускается масло. Примеси, содержащее железо, притягиваются к магнитным стержням.

Для дополнительной очистки масла, поступающего в подшипники коленчатого вала, применяют центробежные ловушки в шейках.

Для удаления из масла продуктов износа, содержащих железо, в пробках поддонов двигателей часто устанавливают постоянные магниты.

 

 

 

В инструкциях по эксплуатации грузовых а/м и автобусов некоторые компании-производители разрешают значительно, в 1,5-2 раза увеличить пробег до смены масла при условии включения в смазочную систему двигателя дополнительного масляного фильтра. Обычно это неполнопоточные фильтры сверхтонкой очистки масла, пропускающие через себя до 10% его объема, поступающего в главную магистраль через серийный полнопоточный масляный фильтр. Неполнопоточные (Nebenstromolfilter), т.е. байпасные фильтры имеют малый размер пор фильтрующего материала и задерживают те загрязнения, которые проходят через полнопоточные фильтры или центрифуги.

Эффективность неполнопоточных дополнительных фильтров многократно исследовали в условиях реальной эксплуатации специалисты автомобилестроительных и автотранспортных компаний в США, Германии, Японии, Польше и Венгрии. В большинстве случаев отмечено замедление процессов старения масла и возможность увеличения пробега до его смены, значительное уменьшение интенсивности износа поршневых колец, цилиндров, подшипников коленчатого вала, деталей механизма газораспределения, увеличения срока службы элементов полнопоточных масляных фильтров, сокращение эксплуатационных затрат на ремонт двигателей и простоев автомобилей на техобслуживании.

Важно отметить, что установка дополнительных фильтров связана с некоторыми расходами, которые складываются из стоимости корпуса, кронштейна, шлангов, сменных фильтроэлементов, трудозатрат на их обслуживание, а также увеличения заправки масла в смазочную систему двигателя на 4 – 12 литров в зависимости от типа дополнительного фильтра. Все эти расходы быстро окупаются, а в дальнейшем приносят прибыль.

 

Почему дополнительные фильтры так эффективны? Металлические частицы, попадающие в масло в результате износа трущихся деталей, служат катализаторами его окисления. Сажа от неполного сгорания дизельного топлива, попадающая в масло, резко ухудшает его противоизносные свойства и повышает вязкость. Твердые, не растворимые в масле загрязнения (дорожная пыль, продукты срабатывания металлосодержащих присадок) вызывают абразивный износ деталей двигателя. Включение в смазочную систему дополнительного фильтра в несколько раз уменьшает содержание этих вредных загрязнений в работающем масле. Кроме того, увеличение количества масла в смазочной системе уменьшает нагрузку на него и сокращает кратность его циркуляции. Получается, что фильтры-чудотворцы действительно весьма эффективны, но никакого чуда здесь нет. Все имеет реальное объяснение.

В России эксплуатационные испытания дополнительных неполнопоточных фильтров были проведены Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ). Специалисты этого института подтвердили высокую эффективность дополнительных неполнопоточных фильтров, включенных в смазочные системы двигателей отечественных автомобилей, работавших на отечественных моторных маслах.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.