Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль мифа в культуре




Особенности искусства первобытного мира

Периодизация первобытной эпохи

Художественная культура первобытного мира

 

знать/понимать:

- роль мифа в культуре;

- сущность древних образов и символов (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.);

- сущность ритуала;

- культурно-исторические эпохи;

- художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа;

- символику геометрического орнамента

уметь:

- определять огромное влияние культуры первобытного мира на последующее культурное развитие человечества;

- анализировать памятники культуры первобытного мира;

- высказывать и обосновывать собственную точку зрения;

- пользоваться разными источниками информации

 

План

1. Периодизация первобытной эпохи

2. Особенности искусства первобытного мира. Роль мифа в культуре

3. Древние образы и символы

4. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы

5. Символика геометрического орнамента

6. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа

 

 

Самое древнее орудие человека датируется около 2,5 млн. лет назад. По материалам, из которых люди изготовляли орудия, археологи делят историю первобытного мира на каменный, медный, бронзовый и железный века.
Каменный век делится на древний (палеолит), средний (незолит) и новый (неолит). Приблизительные хронологические границы каменного века – свыше 2 млн. – 6 тыс. лет назад. Палеолит, в свою очередь, подразделяется на три периода: нижний, средний и верхний (или поздний). Каменный век сменил медный (неолит), длившийся 4–3 тыс. до н.э. Затем наступил бронзовый век (4–начало 1–го тыс. до н.э.), в начале 1–го тыс. до н. э. его сменил железный век.
Первобытный человек овладевал навыками земледелия и скотоводства менее десятка тысяч лет. До этого на протяжении сотен тысячелетий люди добывали себе пропитание тремя способами: собирательством, охотой и рыбной ловлей

 

 

 

Что же представляло собой искусство на заре человечества? Пер­воначально оно носило синкретический характер, то есть в нем не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка и танец. Главной причиной такой синкретичности искусства была его тесная связь с религиозными верова­ниями и особенностями трудовой деятельности первобытного чело­века. Так, например, надевая на себя звериные маски и исполняя «танец буйволов», первобытный человек считал, что это послужит вбудущем успешной охоте на зверя. По мере того как производство орудий труда совершенствовалось и формировало интеллект человека, оно пробудило в нем и потреб­ность к познанию законов Вселенной. Человек начал создавать предметы, все более похожие на произведения искусства.

Первым художникам Земли еще были неведомы законы перс­пективы, а поэтому в их рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных животных. Мамонты и бизоны изображались той же величины, что и горные козлы, и львы. Огромный тур мог со­седствовать рядом с крошечной лошадью. Часто гравюры произ­вольно накладывались одна на другую. Характерной особенностью первобытного изобразительного искусства была передача глубины пространства. В то же время в рисунках отлично виден объем жи­вотных, пластичность достигалась умелым распределением светлых и темных тонов. Общее эмоциональное впечатление усиливалось благодаря использованию широкой палитры красок.

Интересно отметить, что в живописи палеолита почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений. Не часто встречаются и изобра­жения человека. Но все-таки они есть! Удивительная композиция была обнаружена в пещере Ласко (Франция) в колодце на глубине шести метров. В центре — падающая навзничь схематичная фигура человека с птичьим клювом. Его руки нарисованы одной линией и заканчиваются четырьмя пальцами. Туловище напоминает про­долговатый прямоугольник. Рядом с человеком — копье в виде шес­та с крючком на одном конце, немного ниже — еще одно копье с ри­сунком сидящей на шесте птицы. Слева от человека — удаляющий­ся носорог, нарисованный черной краской на коричневом фоне, а справа — смертельно раненный бизон, не способный больше нападать. Копье пронзило его тело, и из огромной раны вываливаются внутренности. Но почему у человека такое странное обличье? Возможно, это охотник, прибегший к свое­образной маскировке. Сломано неудачно брошенное им копье, бизон из последних сил наносит удар — охотник падает... С помощью одной композиции древний художник сумел воспроизвести целый сюжет.

В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схема­тические многофигурные композиции, запечатлевшие сцены охо­ты, военные эпизоды, культовые церемонии.

Изображения, сопровождавшие устные рассказы, приобретают более условный характер, а правдоподобие отходит на второй план. Среди них особенно много контурных рисунков, внутренняя часть которых закрашена красками, а иногда покрыта штриховкой. Фи­гуры животных и человека невелики по размеру.

В культуре первобытного мира ведущую роль играл миф. Он являлся основой ранних представлений человека о мире, религии, искусстве. В мифах мы видим наивный способ объяснения явлений природы. Мир первобытный человек населял духами, которые воплощались в деревьях, камнях, скалах и т.д. Так происходило оживление безличной природы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.