Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности московской школы зодчества




Особенности новгородской школы зодчества

 

Характерные особенности новгородского зодчества точно опре­делил художник и искусствовед И. Э. Грабарь:

«Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки... но себе на уме... В его зодчестве такие же... простые, но крепкие стены, лишенные назойливого узорочья, могучие силу­эты, энергичные массы».

Действительно, здесь строили добротно, основательно, на века. Новгородские церкви выглядят приземистыми и подчеркнуто стро­гими: они, как говорится, не столько ладно скроены, сколько креп­ко сшиты. Изящное, хрупкое и изысканное не вызывало симпатии новгородских мастеров, напротив, они стремились к суровой вели­чавости и простоте.

Русским людям и иностранным купцам, подплывающим по реке Волхов к Великому Новгороду, прежде всего открывался вид на Со­фию Новгородскую, построенную вслед за Софией Киевской. У стен собора шумело и бурлило новгородское вече, решавшее важные во­просы жизни Новгородской республики.

При всей схожести планировки с Киевской Софией (пятинефное
крестово-купольное здание, хоры, двухэтажные боковые галереи с

арками) София Новгородская имела свои характерные особенности. Вместо тринадцати куполов ее венчали пять глав, тесно сгруппированные в центре и напоминающие по форме шлемы русских богатырей. Большой средний купол был вы­соко вознесен над собором, будто Илья Муромец в золотой шапке стоял он дозором над Новгородской землей. Стены храма снаружи были лишены каких-либо декоративных деталей. Их неровные поверхности, прорезанные окнами в виде узких щелей без обрамления, воспринимались как сплошная, непроницаемая каменная масса. Побеленные в XII в., они придали зданию целостный и завершенный характер и еще раз подчеркнули его массивность и прочность.

Внешний облик собора отличался простотой, строгостью и асимметрией форм. Эти же особенности были присущи внутреннему убранству храма. Здесь нет богатых мозаик и мрамора. Вместо колонн, тройных арок в соборе применили двухарочные пролеты, четырех- и восьмигранные столбы. Стены и своды покрыты удивительными по красоте фресками.

Другие известные новгородские памятники зодчества: Георгиевский собор Юрьева монастыря,(XII век), церковь Иоанна Предтечи на Опоках (XII век), церковь Успения на Торгу (XII век), церкви Федора Стратилата на Ручью, (XIV век), Спаса на Ильине улице (XIV век).

 

 

 

 

В XIV в. русские земли начинают объединяться вокруг Москвы, причины возвышения которой лежат прежде всего в ее географичес­ком положении. Архитектура Московского княжества во многом опиралась на традиции владимиро-суздальских мастеров, сюда при­глашали и иностранных зодчих, призванных внедрить на московской земле достижения западноевропейского строительного искусства. В деревянной Москве началось сооружение первых каменных построек, в частности Успенского (1327) и Архангельского (1333) соборов в Кремле.

Со второй половины XV в. значительно расши­ряются границы Московского княжества, Москва становится столицей единого централизованного Рос­сийского государства. Характерными чертами бело­каменных московских церквей были силуэты ступен­чатых, ярусных пирамид, шлемовидные купола, один из которых возвышался над остальными, килевидные формы арок (кокошники), окружающие осно­вание барабана купола. Все это придавало архитек­турным сооружениям особую динамичность объемов, легкость и стремительность ритмов. К концу XV в. Кремль, обнесенный мощными, высокими кирпичны­ми стенами, стал одной из самых крупных крепостей в Европе. Неприступные стены с бойницами и зубца­ми дополняли мощные башни, увенчанные низкими деревянными шатрами.

Нам очень мало известно о древнейших зданиях в Московском Кремле, так как их первоначальный облик сильно изменился в последующие времена.

В 1470-е годы на месте старого был возведен но­вый Успенский собор. Итальянскому зодчему Арис­тотелю Фиораванти было предписано создать его по образцу владимир­ского Успенского собора. Златоглавый храм стал ук­рашением «первопрестольной» Москвы. И все-таки он не копировал владимирский собор, в его строитель­ство были привнесены новые черты. Прежде всего он поражает цельностью объема, геометрической четко­стью членения кирпичных стен, облицованных бе­лым камнем. В нем не чувствуется преобладания каменной массы, как это было в новгородских и владимиро-суздальских храмах. Узкие щелевидные окна не дают представления об истинной толщине стен.

Много строительных новшеств было применено и в оформлении внутреннего пространства собора. Крестовые своды между куполами, более тонкие и широко расставленные столбы создавали небывалое впечатление простора. Когда собор был построен и великий князь Иван III вошел под его своды, озаренные тысячами свечей, он в вос­хищении воскликнул: «Вижу небо!» Построенный «палатным обра­зом», Успенский собор не имел аналогов в русском храмовом стро­ительстве. Впоследствии в нем короновались русские цари, он слу­жил усыпальницей для митрополитов и патриархов земли Русской.

В 1555—1561 гг. на Красной площади в честь военной победы русского войска над Казанским ханством был возведен Покровский собор, известный под названием храма Василия Блаженного. Царь Иван Грозный (1530—1584) поручил его строительство мастерам Барме и Постнику — людям «премудрым и удобним таковому чудному делу». (Согласно одной из гипотез, это мог быть и один человек.) Архитектурная жемчужина Москвы не имела прямых аналогов, ее композиция уникальна и неповторима. Она объединяла восемь приделов, расположенных на одном основании и увенчанных высоким шатром. Вместе с тем сложная пирамидальная композиция отличалась художественным единством и динамичностью. Один из патриархов так описывал этот храм:

«Множеством куполов возглавлен этот собор; есть там купол мавританский, есть индийский, есть очертания византийские, есть и китайские, а посередине высится над всеми купол русский — объединяющий все здание. Ясен замысел этой гениальной постройки: Русь должна объединить разноплеменные народы и быть их водителем к Небу».

Существует легенда, что после возведения собора царь велел ослепить его мастеров, чтобы они никогда не смогли создать ничего подобного.

Сегодня Покровский собор выглядит иначе. В конце XVI в. был построен десятый придел, немного позже к собору добавили колоколь­ню и шатровые крыльца, усложнившие и без того богатый силуэт хра­ма. Первоначально его цветовая гамма была довольно сдержанной. В XVII в. были раскрашены отдельные архитектурные детали хра­ма, а поверхности куполов приобрели более сложный рисунок и ста­ли многоцветными. Век спустя стены собора покрыли орнаментом.

В XVI в. в каменной архитектуре Руси получил распространение новый тип шатрового храма с восьмигранным остроконечным за­вершением, восходящий к традициям народного деревянного зодче­ства. Самым замечательным зданием подобного типа стала церковь Вознесения в селе Коломенском. Величественная, стройная баш­ня-храм и сегодня возвышается на берегу Москвы-реки, откуда от­крывается красивейшая панорама города

 

В 1863 г. французский композитор Г. Бер­лиоз, посетивший Москву, пережил настоящее по­трясение от увиденного:

«Ничего меня так не поразило, как памятник древне­русского зодчества в селе Коломенском. Многое я многим любовался, многое поражало меня, но

время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес... Тут пере­до мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм... Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный».

Главной особенностью Коломенского храма был постепенный рост здания от нижнего яруса (четверика) к верхнему, изящному восьмерику. По замыслу неизвестного зодчего, его порыв ввысь дол­жен был зримо воплотить легенду о вознесении на небо Иисуса Христа, воскресшего после страданий и смерти. Место для строи­тельства было выбрано очень удачно: храм будто вырастает из земли над крутым обрывом у Москвы-реки.

Вокруг храма раскинулись обширные галереи (так называемые гульбища) и широкие лестницы. Три ряда кокошников, пилястр и стрел украшают и оживляют гладкие стены храма. Мастеру гени­ально удалось создать впечатление невесомости, легкости камня. А ведь толщина кирпичных стен достигает почти двух метров! 28-метровый шатер увенчан низкой полусферической (а не высокой луковичной) главкой на восьмигранном барабане. Сверху на него как бы накинута легкая, изящная сетка из нитей бусин, образующих ромбы. Сегодня, спустя много лет, церковь Вознесения в Коломенском остается истинным украшением Москвы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.