Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей

 

 

Театральное искусство Возрождения достигло вершины в творчестве великого английского драматурга Уильяма Шекспира (1564—1616). В исторических хрониках, комедиях и трагедиях он сумел выразить главные противоречия своей эпохи. Герои его пьес в полной мере осознали «распавшуюся связь времен», пережили испытание забвением и славой, любовью и ненави­стью. Обуреваемые сильными страстями, они до дна испили чашу страданий. Впервые на сцене был пред­ставлен человек не только как величайшее творение Бога, но и как воплощение темных страстей зла. Борьба за власть и предательство, кровавые преступ­ления, безумие и раскаяние, сила торжествующей любви и разрушающая ненависть — вот круг тех проблем, которые разрешают герои шекспировских произведений.

Театр Шекспира органично соединил лучшие до­стижения античного и средневекового театрально­го искусства. Каждая последующая эпоха черпала в его творческом наследии что-то интересное и при­влекательное, созвучное духу своего времени. Обра­щение Шекспира к вечным проблемам человеческо­го бытия обеспечили его творениям бессмертие. По сей день его пьесы занимают ведущее место в ре­пертуаре театров различных стран. Сыграть прин­ца датского Гамлета или пылкого Ромео, мужествен­ного Отелло или короля Лира, Джульетту или Офе­лию, Дездемону или леди Макбет — великая честь для любого актера. Поистине Шекспир был и остается «драматургом на все времена».

Что же представлял собой театр Шекспира? Как осуществ­лялись постановки пьес на сценических подмостках? Почти все произведения великого драматурга были поставлены в Лондоне на сцене публичного театра «Глобус», располагавшегося на южном бе­регу реки Темзы. В нем Шекспир стал основным создателем те­атрального репертуара, он же выступал в качестве режиссера-постановщика. Иногда сам драматург выходил на сцену, испол­няя в спектаклях второстепенные роли (призрака в «Гамлете», слуг в комедиях).

 

Здание «Глобуса» было выстроено в 1599 г. и имело форму круг­лой деревянной башни с расширяющимся основанием. Театр окружал ров с перекинутыми через него мостками. У входных ворот стояли два столба с рекламными афишами. Над воротами возвышалась статуя Геркулеса, поддерживающего на плечах небесную сферу со словами римского писателя Петрония: «Весь мир лицедействует».После пожара 1613 г. театр был перестроен и стал восьмиугольным в плане. Он вмещал около полутора тысяч зрителей. Состоятельная публика занимала сидячие места в двух верхних ярусах галереи, а в нижнем располагались музыканты. Но основная часть зрителей смотрела представление стоя на земляном полу в партере. Придворные и светские щеголи за высокую плату сидели прямо на сцене. (Этот обычай позднее отменен королевским указом.)

 

Окон в театре не было, спектакли разыгрывались только в дневное время при естественном освещении. Свет проникал внутрь через пространство отсутствующей крыши, так что спектакли в буквальном смысле слова ставились прямо под открытым небом. Над частью сцены иногда натягивали тент — голу­бой, если разыгрывалась комедия, и черный с золотыми звездами, если играли трагедию.

Во время спектакля зрители вели себя очень активно. Так как сцена глубоко вдавалась в зрительный зал, то они имели возмож­ность окружать ее с трех сторон. Публика хотела видеть захваты­вающее и праздничное зрелище, полное неожиданных поворотов, бурных страстей и кровавых поединков. Жизненные коллизии и ужасы смерти здесь показывали очень живописно. Потоки крови проливались на сцену из незаметно припрятанных под одеждой бычьих пузырей. Если умирал злодей, то кровь была не красного, а символически черного цвета. По ходу спектакля зри­
тели (их большую часть составляли простые горожане) бурно комментировали поступки персонажей, обсуждали внешность и костюмы актеров. Таким образом, они сами становились непосредственными участниками театрального действа. Сценическое действие сопровождалось постоянной сменой площадок, на которых находились актеры. В дальней части сцены разыгрывались эпизоды, происходящие в замкнутом пространстве. В задней стене имелся проем, обычно закрытый завесой. Когда она отдергивалась, было видно небольшое помещение, служившее пещерой, спальней или монастырской кельей. Пьесы Шекспира, написанные в расчете на непрерывность и быстроту действия, на сцене разыгрывались крайне стремительно.
Один за другим эпизоды сменяли друг друга. Характерной особенностью театральных постановок было минимальное использование декораций. Они включали лишь самый необходимый реквизит: стол, стулья, статуи, короны, мечи, носилки, гроб, макеты отруб­ленных голов... Кусок дерна или пара деревьев обозначали сад или лес. Трон символизировал дворец, а молитвенная скамья — церковь. Иногда вывешивался разрисованный задник с изображением панорамы города. Морские бури изображали с помощью нескольких актеров, стремитель­но пробегающих по сцене в мокрых плащах. Зрителей ничуть не смущала убогость сценической обстановки. Их богатое воображение без труда дорисовывало все остальное. Главное внимание было при­ковано к страстным речам актеров.

Следует особо подчеркнуть роль поэтического слова в театраль­ных постановках Шекспира. Театр того времени менее всего пока­зывал, но он мог обо всем рассказать на языке поэтических метафор, неожиданных сравнений, чередований стихов и прозы.

Театр Шекспира нередко называют театром актера. Это утверж­дение абсолютно верно. Голос актера, его мимика и пластика, тем­перамент и сила чувств завораживали публику или повергали ее в ужас. Труппа актеров была невелика и составляла от 8 до 14 чело­век. Женские роли исполняли молодые юноши, причем делали это, как свидетельствуют современники, весьма искусно, используя раз­личные ухищрения.

На помощь им также приходили роскошные женские одеяния, украшения, белила и разноцветные парики... Игра актеров включала также пение и танцы, ко­торые придавали театральному действу праздничный характер. Особая роль отводилась костюмам, кото­рые были призваны подчеркнуть суть персонажа и внутреннее состояние его души. В костюме важно было все: форма, цвет, символические детали. (На­пример, земляника, вышитая на платке Дездемоны; душистая перчатка Джульетты; Офелия замечает спущенные чулки Гамлета и т. п.)

Немалое значение в спектакле имела музыка, ко­торую автор учитывал уже в ходе написания пьесы. На сцене шекспировского театра «Глобус» громко гремели трубы, возвещая о выходах коронованных особ и о поединках. Оглушительно били барабаны и визжали дудки, изображая звуки кровавых сраже­ний. По ходу пьесы звучали рев оленей, соловьиные трели, крики петуха или кукушки. В обязанности ак­теров входила игра на музыкальных инструментах: гобоях, скрипках, лютнях, тамбуринах и барабанах. Звуковое и зрительное оформление спектакля допол­няли гром и молния, ночь, тьма, появление призра­ков, зловещие звуки.

Невозможно переоценить значение творчества Шекспира для развития театрального искусства. Его по праву считают первым драматургом мирового те­атра, владеющим тайной «драматического волшебст­ва» (А. С. Пушкин).

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. В чем смысл термина «Возрождение»?

2. В чем смысл взглядов гуманистов эпохи Возрождения?

3. Почему именно Флоренция стала родиной итальянского Возрождения?

4. В чем проявился талант Брунеллески как архитектора?

5. В чем проявилась многогранность таланта Леонардо да Винчи?

6. Чем покоряет зрителей всего мира картина Леонардо да Винчи «Джоконда»?

7. Почему это характерный портрет для эпохи Возрождения?

8. Почему фреска «Тайная вечеря» еще при жизни Леонардо да Винчи стала разрушаться?

9. Какой момент изображен на фреске? Как бы вы определили главную идею этой фрески?

10. В чем проявился талант Рафаэля?

11. В чем своеобразие композиции картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна»?

12. Выскажите свое отношение к картине Рафаэля «Мадонна Конестабиле»

13. Почему скульптура Микеланджело «Давид» отражает характерные черты культуры эпохи Возрождения?

14. В чем особенность фресок Микеланджело? Какие темы он затрагивал?

15. Какие произведения Шекспира особенно популярны в наше время?

16. Как выглядел театр Шекспира?

17. В чем заключается историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения?

 

Литература

1. Василевская Л.Ю., Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура. Учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев, а также для студентов вузов.- М.: Издательский центр АЗ, 1997.

2. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. Учебник для общеобразовательных учреждений 10-11 кл.- М.: Дрофа, 2007

3. Юхвидин П.А. Мировая художественная культура в лекциях, беседах, рассказах. М., 1996.

3. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX - XIX века. Учебное пособие для старших классов и вузов. М., 1997

4. Культурология. История мировой культуры. Учебное пособие для вузов. Под редакцией проф. А.Н.Марковой.- 3-у изд..М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002

5. Золкин А.Л. Культурология Учебное пособие для вузов. Под редакцией проф. Н.В.Михайловой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001

6. Культурология. История мировой культуры. Учебник для вузов. Под ред. Проф. А.Н.Марковой. – 2-е изд.. перераб. И доп.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998

7. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч 1.2,3. – 2-е изд.. Главн. Редактор М.Д.Аксенова. - М.: Аванта, 2002

8. Энциклопедия мировой живописи. – М.:Белый город, 2002

9. Культура Возрожденичя и средние века.-М.: Наука, 1993

10. Введение в культурологию. Под ред. Е.В.Попова. – М.: Владос, 1995

11. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 1993

12. Ильина Т.В. История искусств, М, 1993

13. Культурология / Сост. И отв. Редактор А.А.Радугин – М.:Центр, 1996

14. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – М.: Культура, 1993

 

 

___

__

Для заметок

 

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

________________

 

_________

_____________________________________________________________

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Микеланджело Буонаротти | Право, понятие и сущность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.