КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей
Театральное искусство Возрождения достигло вершины в творчестве великого английского драматурга Уильяма Шекспира (1564—1616). В исторических хрониках, комедиях и трагедиях он сумел выразить главные противоречия своей эпохи. Герои его пьес в полной мере осознали «распавшуюся связь времен», пережили испытание забвением и славой, любовью и ненавистью. Обуреваемые сильными страстями, они до дна испили чашу страданий. Впервые на сцене был представлен человек не только как величайшее творение Бога, но и как воплощение темных страстей зла. Борьба за власть и предательство, кровавые преступления, безумие и раскаяние, сила торжествующей любви и разрушающая ненависть — вот круг тех проблем, которые разрешают герои шекспировских произведений. Театр Шекспира органично соединил лучшие достижения античного и средневекового театрального искусства. Каждая последующая эпоха черпала в его творческом наследии что-то интересное и привлекательное, созвучное духу своего времени. Обращение Шекспира к вечным проблемам человеческого бытия обеспечили его творениям бессмертие. По сей день его пьесы занимают ведущее место в репертуаре театров различных стран. Сыграть принца датского Гамлета или пылкого Ромео, мужественного Отелло или короля Лира, Джульетту или Офелию, Дездемону или леди Макбет — великая честь для любого актера. Поистине Шекспир был и остается «драматургом на все времена». Что же представлял собой театр Шекспира? Как осуществлялись постановки пьес на сценических подмостках? Почти все произведения великого драматурга были поставлены в Лондоне на сцене публичного театра «Глобус», располагавшегося на южном берегу реки Темзы. В нем Шекспир стал основным создателем театрального репертуара, он же выступал в качестве режиссера-постановщика. Иногда сам драматург выходил на сцену, исполняя в спектаклях второстепенные роли (призрака в «Гамлете», слуг в комедиях).
Здание «Глобуса» было выстроено в 1599 г. и имело форму круглой деревянной башни с расширяющимся основанием. Театр окружал ров с перекинутыми через него мостками. У входных ворот стояли два столба с рекламными афишами. Над воротами возвышалась статуя Геркулеса, поддерживающего на плечах небесную сферу со словами римского писателя Петрония: «Весь мир лицедействует».После пожара 1613 г. театр был перестроен и стал восьмиугольным в плане. Он вмещал около полутора тысяч зрителей. Состоятельная публика занимала сидячие места в двух верхних ярусах галереи, а в нижнем располагались музыканты. Но основная часть зрителей смотрела представление стоя на земляном полу в партере. Придворные и светские щеголи за высокую плату сидели прямо на сцене. (Этот обычай позднее отменен королевским указом.)
Окон в театре не было, спектакли разыгрывались только в дневное время при естественном освещении. Свет проникал внутрь через пространство отсутствующей крыши, так что спектакли в буквальном смысле слова ставились прямо под открытым небом. Над частью сцены иногда натягивали тент — голубой, если разыгрывалась комедия, и черный с золотыми звездами, если играли трагедию. Во время спектакля зрители вели себя очень активно. Так как сцена глубоко вдавалась в зрительный зал, то они имели возможность окружать ее с трех сторон. Публика хотела видеть захватывающее и праздничное зрелище, полное неожиданных поворотов, бурных страстей и кровавых поединков. Жизненные коллизии и ужасы смерти здесь показывали очень живописно. Потоки крови проливались на сцену из незаметно припрятанных под одеждой бычьих пузырей. Если умирал злодей, то кровь была не красного, а символически черного цвета. По ходу спектакля зри
Следует особо подчеркнуть роль поэтического слова в театральных постановках Шекспира. Театр того времени менее всего показывал, но он мог обо всем рассказать на языке поэтических метафор, неожиданных сравнений, чередований стихов и прозы. Театр Шекспира нередко называют театром актера. Это утверждение абсолютно верно. Голос актера, его мимика и пластика, темперамент и сила чувств завораживали публику или повергали ее в ужас. Труппа актеров была невелика и составляла от 8 до 14 человек. Женские роли исполняли молодые юноши, причем делали это, как свидетельствуют современники, весьма искусно, используя различные ухищрения.
На помощь им также приходили роскошные женские одеяния, украшения, белила и разноцветные парики... Игра актеров включала также пение и танцы, которые придавали театральному действу праздничный характер. Особая роль отводилась костюмам, которые были призваны подчеркнуть суть персонажа и внутреннее состояние его души. В костюме важно было все: форма, цвет, символические детали. (Например, земляника, вышитая на платке Дездемоны; душистая перчатка Джульетты; Офелия замечает спущенные чулки Гамлета и т. п.) Немалое значение в спектакле имела музыка, которую автор учитывал уже в ходе написания пьесы. На сцене шекспировского театра «Глобус» громко гремели трубы, возвещая о выходах коронованных особ и о поединках. Оглушительно били барабаны и визжали дудки, изображая звуки кровавых сражений. По ходу пьесы звучали рев оленей, соловьиные трели, крики петуха или кукушки. В обязанности актеров входила игра на музыкальных инструментах: гобоях, скрипках, лютнях, тамбуринах и барабанах. Звуковое и зрительное оформление спектакля дополняли гром и молния, ночь, тьма, появление призраков, зловещие звуки. Невозможно переоценить значение творчества Шекспира для развития театрального искусства. Его по праву считают первым драматургом мирового театра, владеющим тайной «драматического волшебства» (А. С. Пушкин).
Вопросы для самоконтроля
1. В чем смысл термина «Возрождение»? 2. В чем смысл взглядов гуманистов эпохи Возрождения? 3. Почему именно Флоренция стала родиной итальянского Возрождения? 4. В чем проявился талант Брунеллески как архитектора? 5. В чем проявилась многогранность таланта Леонардо да Винчи? 6. Чем покоряет зрителей всего мира картина Леонардо да Винчи «Джоконда»? 7. Почему это характерный портрет для эпохи Возрождения? 8. Почему фреска «Тайная вечеря» еще при жизни Леонардо да Винчи стала разрушаться? 9. Какой момент изображен на фреске? Как бы вы определили главную идею этой фрески? 10. В чем проявился талант Рафаэля?
11. В чем своеобразие композиции картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна»? 12. Выскажите свое отношение к картине Рафаэля «Мадонна Конестабиле» 13. Почему скульптура Микеланджело «Давид» отражает характерные черты культуры эпохи Возрождения? 14. В чем особенность фресок Микеланджело? Какие темы он затрагивал? 15. Какие произведения Шекспира особенно популярны в наше время? 16. Как выглядел театр Шекспира? 17. В чем заключается историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения?
Литература 1. Василевская Л.Ю., Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура. Учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев, а также для студентов вузов.- М.: Издательский центр АЗ, 1997. 2. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. Учебник для общеобразовательных учреждений 10-11 кл.- М.: Дрофа, 2007 3. Юхвидин П.А. Мировая художественная культура в лекциях, беседах, рассказах. М., 1996. 3. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX - XIX века. Учебное пособие для старших классов и вузов. М., 1997 4. Культурология. История мировой культуры. Учебное пособие для вузов. Под редакцией проф. А.Н.Марковой.- 3-у изд..М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002 5. Золкин А.Л. Культурология Учебное пособие для вузов. Под редакцией проф. Н.В.Михайловой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001 6. Культурология. История мировой культуры. Учебник для вузов. Под ред. Проф. А.Н.Марковой. – 2-е изд.. перераб. И доп.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998 7. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч 1.2,3. – 2-е изд.. Главн. Редактор М.Д.Аксенова. - М.: Аванта, 2002 8. Энциклопедия мировой живописи. – М.:Белый город, 2002 9. Культура Возрожденичя и средние века.-М.: Наука, 1993 10. Введение в культурологию. Под ред. Е.В.Попова. – М.: Владос, 1995 11. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 1993 12. Ильина Т.В. История искусств, М, 1993 13. Культурология / Сост. И отв. Редактор А.А.Радугин – М.:Центр, 1996 14. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – М.: Культура, 1993
___ __ Для заметок
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________
_________ _____________________________________________________________
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |