КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перечень возможных тестовых вопросов по теме на ПГК. 1.О гносеологии. Ответ. Гносеология – наука о познании (от греч
1. О гносеологии. Ответ. Гносеология – наука о познании (от греч. Gnosis – знание, учение). Познание в самом общем виде можно определить как деятельность человека по приобретению знаний об окружающем его мире, о самом человеке, о взаимоотношении человека и природы, человека и общества и т.д. 2. О субъекте и объекте познания. Ответ. Субъектом познания является человек, отражающий в своем сознании явления действительности. Объект познания представляет собой предмет, явление, процесс материального или духовного мира, на который направлена познавательная деятельность субъекта. 3. О двух ступенях познания. Ответ. В познании выделяют две ступени (или уровня) познания: чувственное и рациональное познание. Познание человеком окружающего мира начинается с помощью органов чувств. Взаимодействуя с теми или иными предметами, мы получаем ощущения, восприятия, представления (формы чувственного познания). Рациональное познание основывается на способности логического мышления. Мышление – это целенаправленное опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. 4. О рассудке и разуме. Ответ. Рассудок использует понятия в пределах уже сложившихся знаний, его задача – привести знания в систему и чувственный опыт в строгое соответствие с установленными правилами. Логика рассудка – формальная логика, которая обращает внимание на форму и структуру «готового знания», а не на его содержание. На этом уровне мышления, люди сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое и неизменное. Разумная способность отличается, напротив, тем, что здесь понятия ввергаются в процесс преобразования. Цели и ценности берутся в их изменении, и теоретический процесс ориентирован на конкретный идеал, ведущий к развитию и самого субъекта знания, ценностей и т. п.
5. Об основных формах мышления. Ответ. Основными формами, в которых развивается и осуществляется мышление, являются понятия, суждения и умозаключения. 6. О познаваемости мира. Ответ. В попытке ответить на вопрос «Познаваем ли мир?» четко обозначились три основные тенденции: гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм. Если оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, принципиальную возможность получения достоверных знаний о мире, то представители агностицизма утверждают, что мир принципиально не познаваем. Представители скептицизма занимают как бы промежуточную позицию: не отрицая принципиальной возможности познания объективного мира, они выражают сомнения в том, что все знания об это мире носят достоверный характер. 7. Об основном вопросе гносеологии. Ответ. На основной вопрос гносеологии «Что есть истина?», существуют различные трактовки понятия «истины». Для одних истина – это соответствие знаний действительности. Для других истина есть то, что подтверждено опытом. Для третьих истина является соглашением между учеными, конвенцией. Для четвертых она оценивается с точки зрения полезности полученного знания, с точки зрения эффективности его использования на практике. Классическая концепция истины связана с первым определением. Ее придерживаются большинство философов и ученых. 8. Об Абсолютной и Относительной истине. Ответ. Абсолютная истина - это 1) исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе (его не может быть); 2) знания, которые никогда не могут быть опровергнуты (земля круглая, человек смертен). Относительная истина – это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, которое обусловливает те или иные способы получения этого знания.
9. О структурных уровнях науки. Ответ. В структуре науки выделяются уровни - эмпирический и теоретический - и методы организации научного познания. Эмпирическое знание – это совокупность научных фактов, образующих базис теоретических знаний, и состоит из двух основных методов: наблюдения и эксперимента. Теоретическое знание ищет причины явлений, старается объяснить сущность процессов, лежащих в основе научных фактов. Основные формы: научная проблема, гипотеза, теория. 10. Об обществе и его сферах. Ответ. Общество – это особая форма целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей. Общество не просто совокупность индивидов, это, прежде всего, система связей, отношений и связей между ними. Общество включает в себя четыре взаимосвязанных сферы или подсистемы: 1. экономическую (совокупность отношений по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ); 2. социальную – систему внутреннего устройства общества, включающую в себя: большие и малые социальные группы, социальные институты; 3. политическую – совокупность учреждений и организаций (государство, политические партии и профсоюзы, общественные организации), которые регулируют отношения в обществе; 4. духовную – духовное производство и духовные отношения между людьми, организации и институты, осуществляющие производство, распространение и кумуляцию духовных ценностей. 11. О причинах развития общества. Ответ. В социальной философии нет единой точки зрения в объяснении причин развития общества (что является движущим фактором?) и различия между ними. Все многообразие концепций можно свести к четырем подходам. 1. Натуралистический – общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей. 2. Идеалистический - в качестве объединяющего начала общества выступает духовное. 3. Материалистический - главным и ведущим являются материальные, экономические, производственные отношения, которые определяют всю «идеальную» сферу (правовые, политические, нравственные взгляды).
4. Плюралистический – учитывающий все факторы, воздействующие на развитие общества. 12. О понятии культура. Ответ. В самом широком смысле культура – это все созданное человеком совокупность материальных и духовных ценностей за всю историю своего существования. Культура при этом понимается как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от нетронутой человеком природы 13. О понятии цивилизация. Ответ. В настоящее время цивилизацию определяют как локальную межэтническую общность, которая формируется на основе единой исторической судьбы народов, проживающих на одной территории с высоким уровнем сходства форм и механизмов организации жизни общества. 14. О термине «философия истории». Ответ. Термин «философия истории» был введен в науку Вольтером. Философия истории возникла еще в античности. Большой вклад в ее развитие внесли Геродот, Фукидид, Полибий, Плутарх, Августин, Д.Вико, Ш.Монтескье, Г.Гегель, К.Маркс, О.Шпенглер, А.Тойнби и др. Все они пытались выяснить логику развития человеческого общества, его направленность и источники развития. 15. О двух моделях социального движения общества. Ответ. В философии истории обычно выделяют две модели социального движения общества: линейную (формационную) и циклическую. 16. О классификации цивилизации Н.Данилевским. Ответ. Н.Данилевский в своей книге «Россия и Европа» выделяет десять цивилизаций: египетскую, древнесемитскую аравийскую, китайскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, европейскую (романо-германскую). 17. О классификации культуры О.Шпенглером. Ответ. О.Шпенглер в своей книге «Закат Европы» называет восемь внешних культур: египетскую, вавилонскую, китайскую, аполлоновскую (греко-римскую), арабскую (магическую), мексиканскую и западную (фаустовскую). 18. О соотношении биологического и социального в человеке. Ответ. Как известно, человек по своей природе и биологическое, и социальное существо. Но в понимании соотношения этих двух начал, существуют два основных подхода: биологизаторский и социологизаторский. Каждый из которых, абсолютизирует какую-то одну природу (биологическую или социальную) человека.
19. О понятиях «индивид», «индивидуальность», «личность». Ответ. Эти понятия характеризуют человека с разных сторон. Индивид – это характеристика человека, как отдельного представителя биологического рода людей. Индивидуальность – характеристика человека как носителя неповторимых, своеобразных, только ему присущих качеств, которые позволяют отличить его от других представителей человеческого рода. Личность определяется как носитель социальных качеств. Человек становится личностью в процессе усвоения социального и культурного опыта данного общества (такой процесс в социологии называется социализацией). Только человека со сформировавшимся мировоззрением, ценностными установками и моральными принципами можно назвать личностью. Личность – это итог взаимодействия человека и общества.
. Список литературы 1. Антология мировой философии в 4-х томах. – М.: Мысль, 1969 – 1972. 2. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. – М.: Мысль, 1975 – 1983. 3. Асмус В. Ф. Античная философия. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1976. 4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1979. 5. Древнекитайская философия. Т.1,2. – М.: Мысль, 1972 – 1973. 6. История философии: Запад – Россия – Восток. Книга первая и вторая. Философия древности и Средневековья. Философия XV – XIX вв. – М.: Греко-латинский кабинет, 1995-1996. 7. Ильин В.В. История философии. – СПб, 2005. 8. Сагдеев А. В. Ибн-Рушд (Аверроэс). Ибн-Сина (Авицена). – М.: Мысль, 1973, 1980. 9. Спиркин А.Г. Философия. Учебник – М., 2002 (2003, 2004). 10. Сегизбаев О.А. История казахской философии: От первых архаичных представлений древних до философии развитых форм первой половины ХХ столетия: Учебник для вузов. – Алматы,2001. 11. Философия тарихи. Алтай Ж., Қасабек А.,Мұхамбетэли Қ. – Алматы: Раритет, 2006. 12. Шаповал В. Ф. Основы философии. От классики к современности: Уч. пособие для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. 13. Философский энциклопедический словарь. – М: Инфра, 2004.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |