Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение охраны психического здоровья детей




II внешние факторы, воздействующие на психическое здоровье.

Психическое здоровье человека во многом определяется факторами внешней среды и образом жизни человека. Факторы воздействуют на человека в процессе всей жизни и носят в основном социальный характер. Они влияют в первую очередь на психическое развитие и психическое состояние. При негативном воздействии факторов внешней среды происходят различные нарушения психического здоровья. Эти нарушения часто имеют временный характер и могут возникнуть у практически здорового человека. К факторам внешней среды, негативно воздействующим на психику человека, относятся:

§ Чрезмерные психические нагрузки, связанные с эмоциональными и интеллектуальными перегрузками.

§ Психотравмирующие ситуации (стрессы, конфликты).

§ Неблагоприятные факторы внешней среды (шум, избыток зрительных раздражителей, неблагоприятная экологическая обстановка и т.д.).

§ Нездоровый образ жизни.

Все выше названные фактора вносят свою лепту в формирование характера. Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении. Характер человека обуславливает типичные для него способы поведения. Чрезмерное усиление отдельных черт характера, выражающееся в избирательной уязвимости личности, называется акцентуацией. Акцентуация личности связана в основном с типом темперамента, оформляется в подростковом возрасте, затем постепенно сглаживается и проявляется только в острых психотравмирующих ситуациях. Если акцентуации характера проявляются постоянно тогда речь идет о патологии характера, т.е. о психопатии. Вылечить психопатию практически невозможно, так как в ее основе лежат особенности темперамента. Иногда положительный результат дает психологическая работа, направленная на социальную адаптацию такой личности. Характер может подвергаться некоторой коррекции через осознание отрицательных форм поведения и развития положительных путем изменения системы ценностей.

 

 

Проблема охраны психического здоровья детей весьма актуальна, потому, что число нервно-психических расстройств у детей значительно возросло и это связано с целым рядом факторов. Определяющими в этих заболеваниях, в первую очередь, являются факторы окружающей социальной среды.

Факторы, формирующие психическое здоровье ребенка:

§ Здоровье родителей, отказ от вредных привычек.

§ Здоровый образ жизни ребенка (полноценное питание, достаточная двигательная активность, правильное чередование труда и отдыха…).

§ Повышение общей сопротивляемости организма, так как заболевания могут быть причиной истощения организма (в том числе и нервной системы) что в свою очередь приводит к нарушения психического здоровья.

§ Благоприятные факторы социальной (хорошие условия жизни ребенка) и экологической среды.

§ Устранение факторов травмирующих психику, которые вызывают перенапряжение нервной системы ребенка (семейные ссоры конфликты, стрессы…).

В процессе роста и развития ребенка его организм претерпевает различные изменения (физиологические, гормональные…) которые в определенный момент приводят к ослаблению и перенапряжению нервной системы. Перенапряжение нервной системы может привести к нарушениям психического развития и заболеваниям. Такие моменты жизни ребенка называются критическими периодами. Существуют три критических периода:

1. Первый критический период – Период от 2 до 3 лет (кризис 3-го годи жизни). В этот период ребенок начинает активно двигаться, расширяется сфера его общения с внешним миром, интенсивно формируется речь и сознание.… Все это приводит к напряженной работе физиологических систем организма, что особенно сказывается на нервной системе.

2. Второй критический период (6-7 лет) связан с началом школьной жизни. В это время ребенок осваивает новый вид деятельности - обучение, появляются новые люди, понятия, обязанности. К ребенку предъявляются новые требования. Совокупность перечисленных факторов вызывает увеличение напряженности в работе всех систем организма и в том числе в нервной системе.

3. Третий критический период (период подросткового возраста, 12-16 лет). Он связан с изменением в организме гормонального баланса, наблюдается дисбаланс развития внутренних органов (рост сердца опережает рост сосудов). У подростка формируется новое представление о себе как о личности. В этот период у детей расшатывается нервная система, и могут появиться отклонения в поведении.

Важная роль в формирования психического здоровья детей принадлежит школе. Незнание педагогом основ психического и физиологического развития ребенка, конфликтные ситуации… могут привести к нарушению психического здоровья детей. Не малое значение играют чрезмерные интеллектуальные нагрузки, а также не соответствие возможностей ребенка и требований которые ему предъявляют. Так, например, сравнительный анализ психического здоровья школьников гимназий и массовых школ, проведенный Н.Н. Куинджи, показал, что в гимназиях полное психическое здоровье имеют только 22,1% старшеклассников, а в массовых школах - 56,3%. Приведенные данные свидетельствуют о том, что в школах, использующих интенсивные технологии обучения, наблюдается высокий процент нарушений психического здоровья.

В процессе обучения в школе у ребенка может развиться «дидактический невроз». Он чаще всего возникает, тогда когда ребенок идет в школу и осваивает новый вид деятельности. Часто педагоги и родители ставят перед ребенкомнепосильные задачи, либо навязывают знания, к которым он не способен. Все это приводит к переутомлению, и ребенок может отказаться идти в школу, отказывается учиться, т.е. развивается «дидактический невроз».

В возрасте 11-12 лет подросток сталкивается с резким возрастанием школьных нагрузок, расширяется количество школьных дисциплин, растет теми передачи материала и его объем, возникают проблемы, связанные с адаптацией к индивидуальному стилю педагогов, преподающих разные предметы. К этому присоединяются функциональные изменения в организме, обусловленные половым созреванием. Если ребенок не усваивает новый объем информации, следуют негативные реакции со стороны учителей и родителей, ущемляется достоинство ребенка, возникает комплекс неполноценности. «Информационные неврозы» развиваются от перегрузки мозга информацией. Согласно статистике, число «информационных неврозов» среди населения за последние два десятилетия возросло в 24 раза.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.