КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уровни и методы научного познанияФункциями естественных наук является получение и переработка знаний о свойствах и закономерностях природы. Новые знания получают посредством совокупности определенных операций, связанных с практической или теоретической деятельностью. Зна́ние — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Зна́ние в широком смысле — субъективный образ реальности, в форме понятий и представлений. Зна́ние в узком смысле — обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу. Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий. Продуктом научной деятельности выступают не только знания. Для получения знаний необходимы методы наблюдения и экспериментирования, а также средства, при помощи которых они осуществляются. Важнейшим средством изучения природы является язык науки. Язык науки имеет ряд характерных особенностей: − специфическая лексика, − определенность понятий и терминов, − четкость утверждений, − логичность, −использованием математические методов Прогресс научного познания существенно зависит от развития используемых наукой средств наблюдения и экспериментальных установок. Основное средство науки −ее методы Метод - это совокупность приемов или операций практической или теоретической деятельности. Метод можно также охарактеризовать как форму теоретического и практического освоения действительности, исходящего из закономерностей поведения изучаемого объекта Нау́чный ме́тод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Многообразие видов человеческой деятельности обуславливает многообразный спектр методов исследования, которые могут быть классифицированы по самым различным критериям. Методы научного познания по степени общности и сфере действия разделяют на: 1. философские 2. общенаучные 3. частнонаучные 4. дисциплинарные 5. междисциплинарные. Разнообразные методы научного познания условно подразделяются на ряд уровней. Существуют два основных уровня: эмпирический и теоретический. К методам эмпирического исследованияотносят: наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, описание. Методы теоретического исследования: формализация, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы, абстрагирование, идеализация, обобщение, анализ и синтез, индукция и дедукция и т.д. Методы экспериментально-теоретического уровня: эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция и т.п. Характеристика методов научного познания, применяемых на разных уровнях науки, дана в таблице 2.1. Таблица 2.1.. Методы научного познания
Структуру научного познания можно представить следующим образом: Эмпирический факт → научный факт → наблюдение → реальный эксперимент →·модельный эксперимент → мысленный эксперимент → фиксация результатов эмпирического уровня исследований → эмпирическое обобщение → использование имеющегося теоретического знания → образ → формулирование гипотезы → проверка ее на опыте → формулирование новых понятий → введение терминов и знаков → определение их значения → выведение закона → создание теории → проверка ее на опыте → принятие в случае необходимости дополнительных гипотез. Научные факты - факты, установленные путем наблюдения или экспериментов. Факт, как явление действительности, становится научным фактом, если он прошел строгую проверку на истинность. Научные теории (систематизированные знания в их совокупности) объясняют множество накопленных научных фактов и описывают определенный фрагмент реальности посредством системы законов. Тео́рия — система знаний, обладающая предсказательной силой в отношении какого-либо явления. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом. Гипо́теза — недоказанное утверждение, предположение или догадка. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт (теорема, теория), или же опровергают, переводя в разряд ложных утверждений. Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой. Зако́н — вербальное и/или математически сформулированное утверждение, которое описывает соотношения, связи между различными научными понятиями, предложенное в качестве объяснения фактов и признанное на данном этапе научным сообществом согласующимся с экспериментальными данными.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |