Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы аудиторской проверки. Аудиторские процедуры. Процедура по существу и аналитиче­ская процедура




Согласно п. 1 ст. 5 Закона «Об аудиторской деятельности» аудиторские фирмы и аудиторы вправе самостоятельно определять формы и методы проверки. Все методы можно условно разделить на две группы:

- методы организации аудита (сплошная проверка, выборочная проверка, документальная проверка, фактическая проверка, аналитическая
проверка, комбинированная проверка);

- методы получения аудиторских доказательств.

Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу. В некоторых ситуациях доказательства могут быть получены исключительно путем проведения процедур проверки по существу.

Тесты средств внутреннего контроля означают проверки, проводи­мые с целью получения аудиторских доказательств в отношении надле­жащей организации и эффективности функционирования систем бухгал­терского учета и внутреннего контроля.

Процедуры проверки по существу проводятся с целью получения аудиторских доказательств существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Указанные процедуры проверки проводятся в следующих формах:

-детальные тесты, оценивающие правильность отражения операций и
остатка средств на счетах бухгалтерского учета;

- аналитические процедуры.

При получении аудиторских доказательств с использованием тестов средств внутреннего контроля аудитор должен рассмотреть достаточ­ность и надлежащий характер этих доказательств с целью подтвержде­ния оценки уровня риска применения средств внутреннего контроля.

К объектам оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, относительно которых аудитор собирает аудиторские доказательства, относятся:

-организация - устройство систем бухгалтерского учета и внутрен­него контроля, обеспечивающее предотвращение и (или) обнаруже­ние, а также исправление существенных искажений;

- функционирование - эффективность действия систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в течение соответствующего пери­ода времени.

При получении аудиторских доказательств с использованием аудиторских процедур аудитор должен рассмотреть достаточность и надлежащий характер этих доказательств наряду с доказательствами, полученными в результате тестов средств внутреннего контроля, с целью подтверждения предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Понятие и характеристика аудиторских процедур приведены в отдельном разделе Федерального правила (стандарта) № 5 «Аудиторские доказательства».

Аудитор получает аудиторские доказательства путем выполнения следующих процедур проверки по существу:

- инспектирование- представляет собой проверку записей, документов или материальных активов;

- наблюдение - представляет собой отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами;

- запрос - представляет собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица. Запрос по форме может быть как официальным письменным запросом, адресованным тре­тьим лицам, так и неформальным устным вопросом, адресованным работ­никам аудируемого лица;

- подтверждение - представляет собой ответ на запрос об информа­ции, содержащейся в бухгалтерских записях (например, аудитор обычно запрашивает подтверждение о дебиторской задолженности непосредствен­но у дебиторов);

- пересчет - представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо вы­полнение аудитором самостоятельных расчетов;

- аналитические процедуры- представляют собой анализ и оценку по­лученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого аудируемого лица с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете хозяйственной операций, выявление причин таких ошибок и иска­жений.

Результаты выполнения аналитических процедур должны быть использованы для получения аудиторских доказательств, необходимых при составлении аудиторского заключения, а также для подготовки письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.

 

Документирование аудита. Рабочие документы аудитора, их состав, содержание, порядок оформления, использования и хранения.

Единые требования к составлению документации в процессе аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности установлены Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 2 «Документирование аудита»,

Согласно требованиям данного стандарта, аудиторская организации индивидуальный аудитор должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Под термином «документация» понимаются рабочие документы материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.

Рабочие документы используются:

- при планировании и проведении аудита;

- при осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы;

- для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора.

Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно пол­ной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понима­ния аудита.

Аудитор вправе определять объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением.

Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам каждой конкретной аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения.

Для повышения эффективности аудита допускается использовать в ходе проверки графики, аналитическую и иную документацию, подготовленные аудируемым лицом. В этих случаях аудитор обязан убедиться в том, что такие материалы подготовлены надлежащим образом.

Рабочие документы обычно содержат:

-информацию, касающуюся организационно-правовой формы и организационной структуры аудируемого лица;

- выдержки или копии необходимых юридических документов, согла­шений и протоколов;

- информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;

-информацию, отражающую процесс планирования, включая програм­мы аудита и любые изменения к ним;

- доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

- доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, уров­ня риска применения средств контроля и любые корректировки этих
оценок;

- доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы
аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором
вывода;

- анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;

- анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций
их изменения;

- сведения о характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;

- доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная работниками аудитора, осуществлялась под контролем квалифицированных специалистов и была проверена;

- сведения о том, кто выполнял аудиторские процедуры, с указанием времени их выполнения;

- подробную информацию о процедурах, примененных в отношении
финансовой (бухгалтерской) отчетности подразделений или дочер­них предприятий, проверявшихся другим аудитором;

- копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам и полученных от них;

- копии писем и телеграмм по вопросам аудита, доведенным до сведения руководителей аудируемого лица или обсуждавшимся с ними, включая условия договора о проведении аудита или выявленные существенные недостатки системы внутреннего контроля;

- письменные заявления, полученные от аудируемого лица;

- выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам ауди­та, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были вы­
явлены аудитором в ходе выполнения процедур аудита, и сведения
о действиях, предпринятых в связи с этим аудитором;

- копии финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского зак­лючения.

Рабочая документация должна создаваться своевременно- до нача­ла, в ходе и по завершении аудита. К моменту представления аудитор­ского заключения экономическому субъекту вся рабочая документация должна быть создана (получена) и завершена оформлением.

Документы, входящие в состав рабочей документации аудита, как правило, должны иметь следующие обязательные реквизиты:

- наименование документа;

- наименование экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит;

- период, за который проводится аудит;

- дату выполнения аудиторской процедуры или составления документа;

- содержание документа;

- личную подпись лица, создавшего документ, и ее расшифровку, либо
легко идентифицируемое условное обозначение такого лица;

- дату проверки документа;

- личную подпись лица, проверившего документ, и ее расшифровку.
Аудитору необходимо установить надлежащие процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения в течение достаточного периода времени, исходя из особенностей деятельности аудитора, а также законодательных и профессиональных требований, но не менее 5 лет.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1151; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.