Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средневековые ереси




Монополия христианской церкви на идеологию, политику и право не могла не подвергнуться критике, не вызвать протест, который в условиях того времени облекался в религиозную форму.

Течения в христианской церкви, отступавшие от официально одобренных догматов, получили название «ереси» в переводе с греч. – учение. Гносеологические корни ереси уходили в античный рационализм, в естественное стремление человека объяснить при помощи разума основные догматы христианской веры (о троичности божества и богочеловечности Христа). Социально-политическую базу ересей составляла недовольство широких народных масс, страдавших от эксплуатации и насилия. Еретики считали себя истинными христианами и выступали против духовенства и церкви, извративших, по их мнению, подлинное учение Христа. Еретики обвиняли духовенство в корыстолюбии, тунеядстве, отступлении от апостольских правил в непомерной гордыне и высокомерии. Одни ереси были чисто богословскими, другие носили антифеодальный характер, осуждали не только церковь, но и крепостничество, дворянские привилегии, государство и право. Для всех ересей – идеал – раннее христианство. Ереси возникают в центрах интеллектуальной жизни своего времени, торговли, ремесла. В VI в. развивающиеся города Восточного Средиземноморья дали богатый спектр ересей: арианство (Александрия), несторианство (Константинополь), донатизм (Карфаген) и другие. Первые ереси возникают на почве тринитарных споров (догмата о троичности божества).

Официальная церковь защищала краеугольный догмат христианской веры о Святой Троице (отец, сын и дух святой, суть «то же самое» триединое Божество), а ее оппоненты доказывали, что Бог – сын, т.е. Иисус Христос, не может быть равен Богу – отцу, а лишь «подобен» ему (ариане), причем некоторые из еретиков видели в Христе только человеческую природу (несториане). Некоторые ереси смыкались с широким народным движением. Ереси были осуждены, еретики преданы анафеме (отлучение от церкви).

В 527 г. император Юстиниан издал эдикт против еретиков (к ним причислялись также иудей и язычники), которые должны были в трехмесячный срок перейти в официальную конфессию под страхом ссылки, конфискации имущества и даже смертной казни.

Из бурных событий VI – VII вв. официальная церковь вышла окрепшей как идеологически, так и организационно. Она отшлифовала свои основные догматы и доктрины. Из двух источников христианства Священные писания и Священные предания – все больший упор стали делать на последнем, т.е. на трудах отцов и учителей церкви, а позже – на буллах и энцикликах высших церковных иерархов. Усилились и политические претензии церкви, стремившейся подчинить себе светскую власть.

Второй значительный всплеск еретических учений в городах Западной и Южной Европы в XI – XIII вв. связан с обострением социальных противоречий и идеологической борьбы. В западных областях Болгарии (ныне Босния) возникает движение богомилов («милые богу люди»), в Ломбардии, на севере Италии, появляется патарены, в Лионе, на юге Франции – тисераны («ткачи») и вальденсы (последователи Пьера Вальдо, богатого купца, раздавшего свое имущество беднякам), а в Лангедоке – на юге Франции – альбигойцы. В историю все эти ереси вошли под общим названием «катары» («чистые»).

Богомилы обратили внимание на то, что в Новом Завете сказано о двух силах: доброму богу Христу противоречит злой дьявол, которому принадлежат все царства мира. В Новом Завете говорится: «И возведя его на высокую гору, дьявол показал ему все царства вселенной в мгновении времени, и сказал ему дьявол: тебе дам власть над всеми этими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если бы поклонишься, все будет твое». Богомилы сделали вывод, что богатство и есть дьявол. «Никто не может служить двум господам; ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и мамоне (богатству)». Когда Адам, изгнанный из рая, стал пахать землю, то дьявол взял с него кабальную запись на него и его потомство, так как вся земля присвоена дьяволом. С тех пор крестьяне и прибывают в кабале у слуг дьявола, захвативших пахотные земли. Кому видеть приятно крест, на котором казнен сын божий. Конечно не богу, а дьяволу, поэтому крестами – орудиями казни украшают себя богатые, церковь продавшаяся дьяволу.

Богомилы из всех обрядов признавали только посты, взаимную исповедь и молитву «Отче наш». «Князь мира сего осужден… Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон».

Ереси катаров были направлены на критику основ католической догматики. Продолжателями традиции ариан катары выступили против ортодоксальной трактовки тринитарного вопроса. От несториан они унаследовали очень высокие требования к клиру. Средневековое духовенство, в первую очередь римские курия, погрязшие в алчности и разврате, не как не соответствовали нравственным стандартам катаров, поэтому за ними не признавалась роль посредником между Богом и мирянами. Катары отрицали церковный культ, выступали за ликвидацию храмов, икон, обрядов и семи христианских таинств (крещения, причащения и т.д.). Они требовали «дешевой церкви» - без церковной десятины, без многогранного клира и без крупной феодальной собственности. Радикальные течения катаров доходили до отрицания современного им государства, его институтов, воинской службы, присяги, налогов и т.п. Католическая церковь видела в катарах грозного соперника и бросила против еретиков всю силу и влияние. Катары были отлучены от церкви и подвергнуты вечному проклятию – анафеме. В союзе со светским феодализмом, папский Рим организовал против еретиков карательные экспедиции, а против альбигойцев – крестовый поход. Чтобы отвлечь массы от еретических учений Рим создал так называемые «нищенствующие» ордена францисканцев и доминиканцев. Была учреждена инквизиция. Стремясь выбить из рук еретиков – священное писание, папа Григорий VII издал буллу (1231 г.) запрещающую мирянам читать Библию. Ценой крайнего напряжения интеллектуальных и материальных сил, разорения и запустения самых развитых районов Западной Европы католическая церковь к к. XIII в. одержала полную победу над катарами.

Развитие товарно-денежных отношений в недрах феодального строя, рост ремесел, городов подготовило образование централизованных государств в Западной Европе. Растущее бюргерство, заинтересованное в объединении страны, поддерживало королевскую и императорскую власть. Опираясь на растущие города, королевская власть вела борьбу против сторонников феодальной раздробленности – князей, баронов и других, а также против католической церкви.

Идеологию растущего бюргерства, поддерживающего централизованную власть в форме сословно-представительской монархии, выразил Марсилий Падуанский – ректор Парижского университета. В своем труде «Защитник мира» (1324 г.) М.Падуанский выступал против притязаний духовенства на светскую власть, указывая, что католическая церковь - виновница феодальной раздробленности, и ее вмешательства в дела императоров ведут к междоусобным войнам. Для создания условий развития торговли и ремесла М.Падуанский требовал создания сильной централизованной власти, независимой от церкви. Он делил законы на юридические, регламентирующие поведение людей, и религиозные, не имеющие отношения к земной жизни. По поучению М.Падуанского, церковь не имеет права вмешиваться в дела светской власти. Он призывал передать всю полноту власти сословному собранию, которое издавало бы законы и избирало императора. Это учение, обосновывавшее образование сословно-представительских монархий и ликвидацию феодальной раздробленности, было в то время прогрессивным, так как это создавало условия для развития производственных сил.

М.Падуанский выдвинул концепцию народного суверенитета, объявляющую народ источником политической власти и высшей ее инстанцией. Он подошел к идее о разделении властей – на исполнительную и законодательную. Падуанский отрицал правомерность церковного суда, инквизиционных трибуналов, принуждения в делах религии. Выступая за реформу церкви, он был против привилегий пап, выступая за выборность священников.

II-я половина XIV – XV вв. – новый подъем религиозного диссидентства. В еретическом движении появляется два течения: бюргерское и плебейское.

Зажиточные горожане – бюргеры, мелкое дворянство и часть светских князей стремились к «дешевой церкви», упразднению духовного сословия и секуляризации огромных богатств, накопленных католической церковью. Главой идеологической бюргерской ереси был доктор богословия, профессор Оксфордского университета в Англии – Джон Уиклиф (1324 – 1384 гг.). Он требовал уничтожения привилегий духовенства и сложной иерархии католической церкви, отмены церковных налогов, конфискации церковных богатств.

Плебейское еретическое движение XIV – XV вв. представлено выступлениями странствующих священников лоллардов (от глаг. Lollen – бормотать) в Англии и таборитов (табор, повозка) во главе с Яном Жижжкой («страшный слепец») в Чехии. Лолларды, выражавшие интересы трудящихся масс Англии требовали уничтожения не только церковных налогов, но и всех вообще церковных повинностей. Разделяя требования Уиклифа о конфискации церковных земель, лолларды требовали одновременного уничтожения феодальной собственности на землю и передача всех земель крестьянским общинам. «Когда Адам пахал, а Ева пряла – кто тогда был дворянином?» - говорили они, требуя уничтожения феодальных сословий. Антифеодальные идеи лоллардов играли большую роль в подготовке восстановления английского крестьянства по руководству Уота Тайлера (1381 г.). Глава лоллардов Джон Болл был одним из вождей этой крестьянской войны.

К началу XV в. относится зарождение Реформации в Чехии, находившейся под властью германской императорской и католической церкви. Начало восстанию чешского крестьянства, рыцарства и городских сословий против немецкого феодализма было положено выступлением Яна Гуса, который требовал уничтожения власти католической церкви в Чехии, отмены привилегий духовенства, конфискации церковных богатств. Закончил свою жизнь на костре инквизиции. Среди восставших определилось два лагеря: лагерь бюргеской, умеренной Реформации («чашники») – требовавших «дешевой церкви», конфискации церковных земель, уничтожения ряда привилегий и «табориты» (крестьянско-плебейский лагерь), которые требовали не только церковной реформы, но и отмены церковных привилегий, феодальных повинностей. В соответствии с идеей раннего христианства они утверждали, что наступит «тысячелетнее царство», где не будет угнетения и насилия. Крестьянская армия таборитов вела борьбу против феодалов. Напуганные размахом этой борьбы «чашники» пошли на прямую сделку, заключив соглашение с католиками. Еретическое движение угнетенных масс Чехии было подавлено феодалами.

 

Политико-правовое учение Фомы Аквинского

Фома – Тома – томизм, Аквинат (1225/6 – 1274) – «ангельский» доктор (за характер), «универсальный» доктор – за знания. Принадлежал к аристократическому роду, был внучатым племянником Фридриха Барбароссы, Ф.Аквинский – монах доминиканского ордена. Родился под Неаполем, близ города Аквино. Преподавал философию и теологию в ряде университетов Европы, владел всеми науками, доступными в то время. Отличался импозантностью, молчаливостью и рассеянностью, а также колоссальной работоспособностью. Написал множество трудов, посвященных разнообразным вопросам. Его работы: «Сумма теологии», где одна часть специально посвящена законам. Политические взгляды изложил в работе «О правлении государей» и в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля. Так как Аристотель был язычником, то задачу примирения Аристотеля с Христом решили Альберт Великий (учитель Ф.Аквинского) и Фома Аквинский. Привел систему рациональных доказательств существования бога. Через 35 дней после смерти причислен к лику святых.

Фома – крупнейший представитель схоластики (схола – школа) – учения обосновывающего догматы католической церкви с позиций рациональной, формальной логики. Тогда появилось выражение «Философия есть служанка богословия». Фома пользовался реализмом Аристотеля и достижениями римского права. Он исходит из идеи божественного создания мира. Духовный мир возглавлялся папой, наместником бога.

1. На вершине системы права находится «вечный закон» - это божественное провидение. Бог создал мир с определенной целью. Строительство не закончено. План в голове у творца, но он проявляется во Вселенной по мере ее развития в соответствии с божьим замыслом. Весь закон человек познать не может, а отдельные максимы – может. На основе общих божественных принципов рационализации, человек вырабатывает;

2. Естественный закон – это законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода;

3. Позитивный, человеческий закон – это действующее феодальное право, выражающее требования естественного закона, подкрепленное принуждением;

4. Божественный закон – часть вечного закона, который передается с помощью откровения. Божественный закон содержится в Библии и видениях святых. Три вида законов – божественный, естественный и человеческий – должны ввести человека в круг действия вечного закона. Наиболее несовершенный – человеческий закон. Его нужно проверять с точки зрения соответствия естественного и божественного закона. Критерием служит – религиозное сознание, религиозный долг. Закону, не соответствующему установленному, можно не повиноваться. Принудительное осуществление такого закона – признак тирании. Однако ради общего спокойствия его надо соблюдать. Позитивное же право, противоречащее божественному закону не нужно соблюдать. Ставя на первое место религиозную нравственность, Фома одобрял неповиновение тиранам вплоть до восстания, если тиран заставлял совершать акты противные вере, но любое выступление против законодательных властей он считал смертным грехом.

Существование государства – это естественный закон, веление разума. Вслед за Аристотелем он заявил, что человек – «животное» политическое, он стремится к объединению и обобщению для обеспечения лучших условий жизни. Создание государства – результат естественной склонности к общественной жизни, своего рода инстинкт, опосредованный волей Бога. Фома не исключал общественность договора в качестве способа создания государства. Цель государства – общее благо, как материальное и духовное. Духовное важнее, но необходимо минимальное материальное благосостояние. Государственную власть от Бога. Фома признает три правильные формы государства (монархия, аристократия, полития) и три извращенные (тирания, олигархия, демагогия или демократия). Принцип деления, по отношению к общественному благу. «Правильные» государства представляют собой политическую власть, а «неправильные» - деспотическую. Первая - основана на праве и обычае, вторая – на произволе, она не ограничена правом. Монархия – лучшая форма, власть царя напоминает власть Бога. Но на практике, монархии следует предпочесть смешанную форму правления. Но если у Аристотеля полития – комбинация из лучших свойств олигархии и демократии, то у Фомы, в смешанной форме преобладает монархический элемент. Фома за верховенство церковной власти над светской, но в умеренных формах. Папство рассматривает весь христианский мир как единство, своего рода огромное государство, управляемое наместником божьим – Папой. Папство уподобляется светской властью. Две власти соотносятся как душа и тело. Духовная власть выше светской, материальный Папа наказывает грешников и отстраняет их от власти. Король повинный в ереси может быть смещен, так как власть не может находиться в руках недостойных. Но государственная власть устанавливается сама по себе, а не церковью.

Собственность рассматривается как дар Бога человеку. Ею следует пользоваться с чувством ответственности. Церковное имущество – общее достояние, духовенство его только распределяет. Собственность – это ответственность и опека. Никто не должен иметь больше, чем для удовлетворения потребности. Однако частную собственность считал незыблемой. Фома призывал к решительной борьбе с еретиками. «Извращать религию, от которой зависит жизнь вечная, гораздо более тяжкое преступление, чем подделывать монету».

В начале, томизм из-за своего рационализма, был встречен враждебно. Но уже в XIV в. томизм стал доктриной доминиканского ордена. В 1879 г. папа – Лев XIII объявил учение Фомы «единственно истинной философией католицизма». От этой даты отсчитывает свое существование неотомизм, как важное течение современной философской и политической мысли. Неотомизм остается официальной философией Римской курии и кругов христианской демократии. Это религиозное освящение существующего порядка, солидаризм различных классов основанных на христианстве. Любви – основа решения социального вопроса. Неотомизм – консервативное течение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.