Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 6. Изменение или замена задачи

Часть 5. Применение информфонда

Во многих случаях часть 4 АРИЗ приводит к решению задачи. В таких случаях можно переходить к седьмой части. Если же после шага 4.7 ответа нет, надо пройти пятую часть. Цель пятой части АРИЗ – использование опыта, сконцентрированного в информационном фонде ТРИЗ. К моменту входа в пятую часть АРИЗ задача существенно проясняется – становится возможным её прямое решение с помощью информационного фонда.

 

5.1. Рассмотреть возможность решения задачи (в формулировке ИКР-2 и с учётом ВПР, уточнённых в части 4) по стандартам.

 

Примечание

1. Возврат к стандартам происходит в сущности уже на шагах 4.6 и 4.7. До этих шагов главной идеей было использование имеющихся ВПР, по возможности избегая введения новых веществ и полей. Если задачу не удаётся решить в рамках имеющихся и производных ВПР, приходится вводить новые вещества и поля. Большинство стандартов и относится к технике введения добавок.

 

5.2. Рассмотреть возможность решения задачи (в формулировке ИКР-2 и с учётом ВПР, уточнённых в части 4) по аналогии с ещё не стандартными задачами, ранее решёнными по АРИЗ.

 

Примечание

2. При бесконечном многообразии изобретательских задач число физических противоречий, на которых «держатся» эти задачи, сравнительно невелико. Поэтому значительная часть задач решается по аналогии с другими задачами, содержащими аналогичное физпротиворечие. Внешне задачи могут быть весьма различными, аналогия выявляется только после анализа – на уровне физпротиворечий.

 

5.3. Рассмотреть возможность устранения физического противоречия с помощью типовых преобразований (таблица «Разрешение физических противоречий»).

 

Правило 11. Пригодны только те решения, которые совпадают с ИКР или практически близки к нему.

 

5.4. Применение «Указателя физэффектов». Рассмотреть возможность устранения физпротиворечия с помощью «Указателя применения физических эффектов и явлений».

 

Примечание

3. Разделы «Указателя применения физических эффектов и явлений» опубликованы в журнале «Техника и наука» (1981, № 1 – 9; 1983, № 3 – 8), а также в книге «Дерзкие формулы творчества».- Петрозаводск: Карелия, 1987.

 

Простые задачи решаются буквальным преодолением ФП, например, разделением противоречивых свойств во времени или пространстве. Решение сложных задач обычно связано с изменением смысла задачи – снятием первоначальных ограничений, обусловленных психологической инерцией и до решения кажущихся самоочевидными. Например, увеличение скорости «ледокола» достигается переходом к «ледоНЕколу». Вечная «краска» оказывается не краской в буквальном смысле слова, а пузырьки газа, возникающими при электролизе. Для правильного понимания задачи необходимо её сначала решить: изобретательские задачи не могут быть сразу поставлены точно. Процесс решения, в сущности, есть процесс корректировки задачи.

 

6.1. Если задача решена, перейти от физического ответа к техническому: сформулировать способ и дать принципиальную схему устройства, осуществляющего этот способ.

 

6.2. Если ответа нет, проверить, не является ли формулировка шага 1.1 (шаг 1 АРПС) сочетанием нескольких разных задач. В этом случае следует изменить формулировку шага 1.1, выделив отдельные задачи для поочерёдного решения (обычно достаточно решить одну главную задачу).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пример. А) Человечки внутри мысленно выделенного столба воздуха ничем не отличаются от человечков воздуха за пределами столба | Часть 7. Анализ способа устранения ФП
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.