Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекции. Аудитория в цепи массовой коммуникации




Аудитория в цепи массовой коммуникации

4.1Структура личности как база для восприятия информации. Изучение процессов ощущения и восприятия в психологии.

4.2Значение внимания, памяти, мышления и воображения для осуществления коммуникационного акта

4.3Понятие массы в психологии.

 

4.1Структура личности как база для восприятия информации. Изучение процессов ощущения и восприятия в психологии.

С одной стороны, сообщения в массовой коммуникации обращены к конкретным людям, поэтому необходимо изучить общие законы восприятия личностью информации, с другой – масса – это особый вид аудитории. Поэтому знания структуры личности как базы для восприятия информации необходимо дополнять знанием особенностей масс, чтобы процесс массовой коммуникации был эффективным. В структуре личности нас интересуют те компоненты, которые оказывают воздействие на получение индивидом информации, ее обработку.

Структура личности

Познавательные процессы Психические процессы

Ощущение, восприятие, внимание, Эмоции, чувства, воля,

память, мышление (понимание), мотивы, потребности

воображение, речь

Ощущение, несомненно, важнейший познавательный процесс для получения информации. Ощущения обеспечивают контакт личности с окружающей средой, поэтому являются простейшим, но важным элементом психической жизни личности. Психологию массовых коммуникаций интересуют, прежде всего, такие виды ощущений как зрение и слух. Вопрос о том, при помощи какого органа чувств человек получает больше информации, решен давно. Зрение является основным источником сведений об окружающем мире. Те средства массовой информации, которые имеют возможность использовать визуальные образы обладают большей убедительностью. Особенно ярко эта особенность проявляется у детей. Они намного лучше воспринимают визуальную информацию. То, что показывается по телевидению намного убедительнее сообщений прессы, радио и интернета. Газеты и интернет должны быть более информативными, давать более подробную информацию и сопровождать ее фотографиями, рисунками, схемами и другими изображениями. Комментарии к телевизионным передачам могут быть более скупыми. Аудиальная информация полученная перед просмотром яркой визуальной картины или сопровождающая ее забывается. Если аудиальная информация звучит после показа изображения, напротив, вероятнее всего запомнится. Также психологов интересует вопрос о порогах ощущений. Выделяют два типа порогов чувствительности: абсолютный и дифференциальный. Если интенсивность раздражителя не перешла через абсолютный порог – ощущения не возникнет и все отправители сообщений должны помнить об этом. Слишком тихий голос, недостаточно крупный или яркий шрифт и другие, недостаточно выраженные раздражители не приведут к возникновению нужного ощущения. Дифференциальный порог разница в раздражителях, которую человек способен ощутить. Чтобы человек почувствовал изменения в окружающей среде, в конкретном раздражителе нужно внести изменения определенной степени. Сколько, например, нужно добавить краски, чтобы сделать шрифт заметно ярче. По законам ощущений, чем сильнее раздражитель, тем большие изменения требуются, чтобы человек заметил разницу.

Существует модель, по которой люди получая информацию об окружающем мире по трем каналам: визуальному, аудиальному и кинестетическому, затем кодирует ее при запоминании также в виде одного из трех видов сенсорного опыта. Получается, что у каждого человека есть одна предпочитаемая модальность. Аудиалы предпочитают воспринимать информацию через слух, визуалы посредством зрения, а кинестеты через осязание, обоняние и вкусовые рецепторы. Чаще всего модальности смешанные, выделяются одна или две предпочтительных для данного индивида. Нужно иметь в виду, что по статистике с одной стороны, большая часть аудитории имеют преимущественно визуальную ориентацию с другой – для нашей страны в целом характерно высокое значение аудиального восприятия.

Восприятие – это познавательный процесс, объединяющий разрозненные сведения ощущений в единую целостную картину окружающего мира. Необходимо знание основных свойств восприятия. К ним относят: целостность, константность, осмысленность и избирательность. Это те законы, по которым конструируется образ восприятия. Например, в соответствии с законом целостности, человек воспринимает все целиком, даже если некоторые части не видны, человек достраивает их в своем воображении. Поэтому, если не достает деталей, зритель компенсирует это собственными домыслами.

На этапе анализа объективных данных ощущений могут допускаться определенные ошибки. Так возникают иллюзии. Создатели сообщений обязательно должны знать закономерности возникновения иллюзий, поскольку они могут сильно менять характер восприятия сообщения, который может кардинально отличаться от задуманного источником. Иллюзии бывают и зрительные и слуховые. Интересны иллюзии контраста, перспективы. По иллюзии контраста предмет по соседству с меньшими будет казаться больше и наоборот. Из-за иллюзии перспективы, сложно оценить реальные размеры предметов находящихся вдалеке, мы подсознательно добавляем им размер. Создав ощущение уходящего вдаль пространства, мы придаем больший размер находящимся как бы вдалеке предметам. Другой известный пример иллюзии: луна, плывущая по небу. Данная иллюзия основана на том, что движение всегда приписывается фигуре, а фон кажется неподвижным. Параллельные прямые пересекая отрезок, зрительно делает его больше. Перечень иллюзий можно продолжать.

4.2Значение внимания, памяти, мышления и воображения для осуществления коммуникационного акта

Изучение законов внимания поможет понять принципы сосредоточения человека на сообщении. Есть исследования показывающие, что даже без сосредоточения внимания на информации, если ее восприняли наши органы чувств какой-то процент информации проникает в сознание, но все таки давно доказано, что сообщение намного эффективнее воздействует на человека если попадает в зону его внимания. Все ли, что мы слышим по радио, или видим по телевидению, попадает в зону нашего внимания? Конечно, нет и время, которое телевизор работает в доме, не равен времени, в течение которого передаваемые по нему передачи попадали в зону внимания и воспринимались членами семьи. Не важно, сколько включен телевизор важно, сколько времени он владеет вниманием зрителя. Взрослые сосредоточены на экране телевизора примерно 70% времени его работы. По утрам этот процент ниже, по вечерам выше. Дети намного меньше, их внимание постоянно переключается. Что же заставляет непроизвольно сосредотачивать внимание на рекламном ролике, даже если мы не собирались его слушать? Доказано, что непроизвольное внимание человека привлекает все сильные раздражители, это все яркое, движущееся, пульсирующее, громкое. Также то, что связано с потребностями человека: способствует или напротив мешает их удовлетворению. Желающий похудеть человек будет непроизвольно прислушиваться к рекламе средств по похуданию, а голодный присматриваться к изображению лакомств. Также в зону непроизвольного внимания попадает все связанное с нашими интересами. Футбол, машины, косметика, политика, если человек интересуется данными темами, он будет сосредоточен на сообщении. Необходимо знать свойства внимания и их характеристики и особенности. К свойствам внимания относят: концентрацию, устойчивость, объем и переключаемость. Например, знание средней устойчивости внимания позволяет спрогнозировать, сколько примерно времени человек может оставаться сосредоточенным на чем-то одном.

Память – познавательный процесс, отвечающий за сохранение и воспроизведение информации. Для создателя сообщения в СМИ важно чтобы его не только восприняла аудитория, но и запомнила. Нужно помнить, что у большинства визуальная память лучше слуховой. Знание законов памяти позволит ответить и на такой вопрос: чтобы увеличить вероятность запоминания важной информации, в какой момент передачи ее лучше включить? Психологический феномен краевого эффекта памяти утверждает, что чаще и лучше запоминаются первые и последние элементы ряда. Следовательно, важная информация лучше запомнится, если прозвучит в начале или в конце передачи. Другое полезное открытие особенности памяти сделала Б. В. Зейгарник. Она доказала экспериментально, что все незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные. Когда человек решает какую-то задачу, он испытывает напряжение, которое только нарастает. Если человека прервать, это обязательно оставит след в памяти. Напряженное ожидание развязки сюжета заставляет помнить подробности и затем возвращаться к телевизору чтобы посмотреть новую серию. Эксперимент отечественного психолога Блонского показал, что лучше всего запоминается информация негативного характера, хуже – положительная и совсем плохо запоминается нейтральная информация. Эмоции, которые возникают при получении сообщения повлияют на его запоминание. Также на запоминание влияют: частота повторений, объем сообщения (доказано что при первом предъявлении человек может запомнить примерно 5-7 слов, цифр, символов), форма сообщения (образы запоминаются лучше чем слова, слова лучше чем цифры, цифры лучше чем символы и т.д.), ритмичность, осмысленность, актуальность информации, ее связь с тем что уже известно.

Понимание – особо острая проблема в психологии массовой коммуникации. Непонимание сообщения аудиторией сводит на нет все усилия СМИ по его созданию. Выделяют субъективное (нежелание разбираться) и объективное (незнание новых слов, особенности личного восприятия, общественные стереотипы и искажения при передаче информации СМИ) непонимание. Необходимо иметь представление о наличии определенных барьеров в массовой коммуникации. Барьеры в массовой коммуникации - это все что препятствует эффективной коммуникации, блокирует ее. Барьеров существует огромное множество, их сложно классифицировать. Мы предлагаем общую классификацию наиболее распространенных барьеров.

Барьеры обусловленные факторами среды – акустические помехи (шум за окном, ремонтные работы в помещении), отвлекающая окружающая обстановка

Технические помехи – все что искажает, прерывает передаваемый сигнал

а) связанные с неправильной эксплуатацией техники(неправильное использование микрофона, записывающих устройств и т.д.)

б) объективные ограничения и недостатки технических средств (гауссов шум – определенное неустранимое искажение звука при его передаче, гроза, электрическое возмущение и т.д.)

Физиологические помехи – особенности порогов чувствительности, слишком мелкий шрифт, тихая речь помешают понять сообщение. Компрессивность – свертывание сообщение до минимума часто приводит к его искажению, слишком быстрое проговаривание, сокращения могут препятствовать пониманию.

Психологические помехи – особенности психологического состояния реципиента мешающие восприятию сообщения (депрессия, перевозбуждение, интровертированность личности), установки, определенное отношение к источнику сообщения, форме подачи, содержанию которое препятствует его усвоению. Также это могут быть стереотипы, механизмы психологической защиты, защита от перегрузки информацией и т.д.

Социальные помехи – основаны на феномене группового сознания, которое задает нормы, принципы, правила, особенно ярко проявляется в группах организованных и имеющих лидера. Классы, нации, семьи, возрастные группы задают нормы, принципы, запреты на получение определенной информации, сходные характеристики.

Культурные барьеры – группы формируют свои особые знаковые системы, которыми могут не владеть окружающие. Самый распространенный пример культурных барьеров – языковой барьер – специфические термины, несовпадение тезариусов, различные лексиконы. Чтобы смысл слов понимался, нужна общность сознания, менталитета, стиля речи.

Можно сделать вывод о том, что полное понимание невозможно, искажение сообщения при передаче можно уменьшить, если учитывать наличие помех, дублировать сообщение, использовать различные средства доставки сообщения, изучать свою аудиторию, использовать обратную связь с ней.

Воображение – сообщения массовой коммуникации вызывают в голове реципиента определенные образы, картины происходящего, построенные на материале сообщения и опыте реципиента. Таким образом, в системе восприятия личностью сообщения СМИ задействован процесс воссоздающего воображения. Меньше всего простора для воображения оставляет телевидение и в этом плане не способствует развитию воображения детей и взрослых. Радио и газеты требуют активности воображения, опираются на него и являются более развивающими. При создании текста сообщения в газете или радио воображение должно учитываться, могут использоваться специальные приемы, облегчающие процесс воссоздания картины по описанию. Например, эмоционально насыщенная речь, для этого используются суффиксы, придающие эмоциональную окраску словам (нежнейший, вкуснейший), выразительность интонации голоса (если хочешь, чтобы я заплакал, сначала заплачь сам).

4.3Понятие массы в психологии.

Обратим внимание на то, что массовая коммуникация отличается от обычной тем, что обращена не к конкретному лицу, а к массе. Что же представляет собой масса, как звено в цепи массовой коммуникации. Масса анонимна, в массе люди ведут себя не так как по одиночке, массе проще навязать мнение лидера, она не организована и ее члены слабо взаимодействуют между собой. Масса является результатом урбанизации. Массовое общество многие исследователи рассматривают как негативное явление. Концепция не классового, а массового общества - была представлена на протяжении трех последних столетий несколькими последовательными эскизами, сделанными, как образно говорит С.Московичи "с оригинала, родившегося в недрах психологии толп". (С.Московичи. Век толп. М., 1998, с.49). С конца XIX в. идеи массового общества получают развитие в элитарной критике так называемого "омассовления" и деспотизма масс (Ф.Ницше, А.Шпенглер, Х.Ортега-и-Гассет, Н.Бердяев).

К. Густав Юнг создавший аналитическую теорию личности считал – масса подавляет способность трезво мыслить, требует авторитарной тирании. В массе находятся обособленные друг от друга индивиды. В ней господствует чувство безответственности и «розовой реальности», что позволяет элите управлять массами при помощи фальсификаций и блефа.

Эрик Эриксон, один из известнейших постфрейдистов, работавший в рамках эго-психологии писал, что «интеллект десяти тысяч самых интеллигентных в мире людей находящихся вместе равен интеллигентности крокодила. В толпе качества, которыми кто-либо обладает, размножаются, накапливаются, становятся преобладающими. Не всякий обладает достоинством, но всякий является носителем низших животных инстинктов».

Густав Лебон – основатель социальной психологии – утверждал, что масса ведома, манипулируема, женственна, неспособна владеть своими рефлекторными движениями, проявляет крайние чувства или равнодушие.

Ортега-и-Гассет – масса не способна управлять, но рвется к власти, тесня элиту. Это причина катаклизмов XX века.

Серж Московичи – французский профессор социальной психологии объединил концептуальные положения в систему идей:

· Психологически толпа – это не скопление людей в одном месте, а человеческая совокупность, обладающая психической общностью;

· Индивид действует сознательно, а масса – неосознанно, поскольку сознание – индивидуально, а бессознательное – коллективно;

· Массы консервативны, несмотря на их революционные действия. Прошлое для них важнее настоящего как для всех находящихся в состоянии гипноза;

· Масса нуждается в вожде, пленяющем своим гипнотическим авторитетом;

· Пропаганда или коммуникация имеет иррациональную основу;

· В целях управления массами политика должна опираться на какую-то высшую идею, которую внедряют и взращивают в сознании людей, в результате она превращается в коллективные образы и действия. Толпа верит, что вождь владеет идеей, поскольку сама она управлять идеями не способна, не может в них разобраться.

На вопрос, который мучил еще Платона в садах Академии: «Почему массы подчиняются вождю как стадо пастуху?» Московичи отвечает: «Массы не способны к духовному созиданию и общественной инициативе, массы без элиты просто не знают что им делать, поэтому ищут того, кто им это объяснит».

Масса – ситуативно возникающие социальные общности, вероятностные по природе, гетерогенные по составу и статистические по формам функционирования. В массе люди разобщены, отдельный человек нивелируется, становится безликим, подчиняясь "психологии толпы".

Массовая аудитория – все потребители информации распространяемой по каналам СМИ. В ней в меньшем объеме чем в толпе проявляется эффект заражения, в большей степени сохраняется рефлексивность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.