Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология манипулятивного воздействия




План лекции

6.1Понятие манипуляции

6.2Этапы манипулятивного воздействия на аудиторию

 

6.1Понятие манипуляции

Понятие манипуляция сегодня чаще всего понимается как программирование мнений и устремлений масс, их настроений и даже психического состояния с целью обеспечить такое их поведение, которое нужно тем, кто владеет средствами манипуляции.

Признаки манипуляции:

Наличие духовного или психологического воздействия (не физического).

Воздействие носит скрытый характер, его не должен замечать объект манипуляции. Если попытка манипуляции осознается объектом воздействия, то манипулятору не удается осуществить свою цель, и он проигрывает. Для защиты от манипуляции следовательно бывает достаточно просто осознание того, что она имеет место быть.

Для манипуляции нужны специальные знания, которые накапливались веками в науке, искусстве, обыденном сознании, но без специального изучения разобраться в вопросах технологии сложно. Если она становится известна объектам манипуляции, приходится тратить ресурсы на разработку новых.

Манипуляция не синоним обману, он может быть составной частью манипуляции. Например, Лисица выманившая сыр у Вороны не может быть названа обманщицей. Она не говорила, брось мне сыра, а я тебе брошу сырокопченой колбасы. Она просила спеть, воздействовала на поведение Вороны, давая ложную информацию. Манипуляция, это не когда нас спрашивают о дороге в Минск, а мы показываем дорогу в Пинск, а когда человек хотел ехать в Минск, а мы сделали, чтобы он захотел ехать в Пинск. Человек став жертвой манипуляции не просто что-то делает, он должен захотеть это сделать.

Таким образом, манипуляция всегда есть взаимодействие. Человек которым манипулируют, всегда соучастник и несет за это ответственность. Манипуляция не насилие, а соблазн. Каждый человек обладает свободой выбора и волей, чтобы устоять перед манипуляцией.

6.2Этапы манипулятивного воздействия на аудиторию

Одна из важнейших операций в любой программе по манипуляции – «захват» аудитории. Это привлечение внимания объекта к тому сообщению, которое ему собирается послать манипулятор, удержать внимание на этом сообщении и завоевание доверия, устранение психологической защиты. Первый шаг – установление контакта с аудиторией, таким образом, создание канала по которому может пройти сообщение. Для этого используется множество уловок и соблазнительных приманок. Сообщение сцепляется с чем-то привлекательным, эффективность приманки можно даже рассчитать, например, по цене телевизионного времени для рекламы, которая включается в популярный фильм или важное спортивное соревнование. Первый этап манипуляции – «захват» - когда манипулятор привлекает, а затем удерживает внимание аудитории и «присоединяет» ее – делает сторонником своих установок. На этой стадии манипулятор подстраивается под стереотипы аудитории, не противоречит им. Он как бы издает клич: «мы с тобой одной крови – ты и я!». Затем начинается канализирование или подмена стереотипа. Например в антисоветской пропаганде давили на чувство справедливости и уравнительный идеал советских людей. Стереотип неприязни к нетрудовым доходам постепенно подменили стереотипом ненависти к номенклатуре как якобы эксплуатирующей трудящихся. Затем ненависть канализировали на работников управления, затем на государство в целом. Внушается ложная идея или объяснение, так что они становятся привычными и приобретают характер очевидного. Если удается укоренить большой сильный стереотип, его потом можно использовать для самых разных целей. Толпы убеждают не доводами, а эмоциями. Ницше выразил эту мысль так: отношения ума и сердца напоминают любовь, за их соитием следует беременность - идея, причем сердце – мужчина, а ум – женщина.

Нанять авторитет – любимого артиста, секс-бомбу, поэта. Уважаемого ученого, спортсмена – своего героя для каждой группы населения которому точно поверят. Ученые обладают такой же силой, как жрецы в Древнем Египте. Любая идеология стремится так объяснить порядок, который защищает, через апелляцию к естественным законам. «Так устроен мир» и «такова природа человека» - вот конечные аргументы, которые безотказно действуют на обычную публику. Для современного человека убедительнее всего звучат фразы, напоминающие смутно знакомые со школьной скамьи научные формулы и изречения великих ученых. А если под такими фразами стоит подпись академика, а то и Нобелевского лауреата, тем лучше. В идеологии образ объективной, беспристрастной науки служит для того, чтобы нейтрализовать, отключить воздействие на человека моральных ценностей как чего-то неуместного в серьезном деле, сделать человека беззащитным перед внедряемыми в его сознание доктринами. В науке часто нет возможности найти неоспоримые доказательства, и ученый вынужден делать предположения. Привлечь его потом к ответственности за то, что его предположения оказались неверны – невозможно.

Следующий этап – присоединение. Это такой контакт, который благодаря положительному отношению к нему аудитории поддерживает сам себя уже без специальных больших усилий манипулятора. Различают «присоединение по…» и «присоединение к …». Первое – это контакт, который поддерживается в силу каких-то объективных признаков общности (по языку, этнической принадлежности и т.д.). Главная задача манипулятора «присоединение к..» - к ценностям, лозунгам, действиям.

Первое правило успешного контакта – заявить о том, что отправитель сообщения входит с аудиторией в какую-то общность (по социальному, национальному, культурному признаку и т.д.). Для этого выработан целый язык и манера обращения: коллеги, мужики, православные и т.д. Так что первые шаги по установлению контакта служат кличем «мы с тобой одной крови – ты и я!». Поэтому первый признак манипуляции – уклончивость в изложении собственной позиции, использование туманных слов и метафор. Ясное обнаружение идеалов и интересов «отправителя сообщения» включает психологическую защиту тех, кто не согласен и затрудняет манипуляцию.

Самое эффективное присоединение аудитории, вплоть до фанатичного подчинения воле манипулятора, достигается в том случае, когда манипулятор добирается до архетипов коллективного бессознательного и активизирует их. При этом манипуляция подключается к огромным скрытым «энергетическим ресурсам» архетипов, оставаясь нераспознанной, потому что архетипы находятся в бессознательном. Как говорил, К.Юнг, архетипы проявляют себя «захватывающе-очаровывающим» образом. При этом отключается и логическое мышление, и здравый смысл, что видно на примере возбуждения толпы, разжигании этнических конфликтов. Во второй половине XX века Иллич ссылался на исследование лингвистов в Торонто перед второй мировой войной, по которому человек из всех слов, услышанных в первые 20 лет своей жизни, каждое десятое слово слышал от какого-то центрального источника – в церкви, школе, в армии. А девять слов из десяти в непосредственном общении. Сегодня пропорция обратилась – 9 слов из 10 человек узнает из «центрального» источника, и обычно они сказаны через микрофон.

Вопросы для самоконтроля

1. Приведите пример манипулятивного воздействия?

2. Как Вы оцениваете возможности СМИ для манипуляции сознанием аудитории?

3. Какие этапы проходит манипулятивное воздействие?

Библиографический список

1. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза М.: ЭКСМО, 2005.

2. Карабущенко П.Л., Карабущенко Н.Б. Психологические теории элит / П.Л.Карабущенко, Н.Б. Карабущенко М.: Памятники исторической мысли, 2006

 

Манипуляция массами это не провозглашение некой истины, которая произвела бы переворот в сознании, это огромное количество книг, брошюр, журнальных и газетных статей, разговоров и споров, которые без конца повторяются. Воздействовать нужно на обыденное сознание «маленькие» мысли среднего человека. Самый эффективный способ воздействия – неустанное повторение одних и тех же утверждений, чтобы к ним привыкли и стали воспринимать не разумом а на веру. Антонио Грамши основатель теоретик Итальянской коммунистической партии сравнивал идеология с действиями церкви, которая поддерживает религиозные убеждения посредством непрестанного повторения молитв и обрядов. Был получен экспериментально неутешительный для простого человека вывод. Оказывается запоминаемость и убедительность находятся в диалектическом единстве. Человеку всегда кажется убедительным то, что он запомнил, даже если запоминание произошло в ходе чисто механического повторения, как назойливой песенки. Внедренное в сознание сообщение действует уже независимо от его истинности или ложности. Эту мысль выразил Геьббельс: «Постоянное повторение является основным принципом всей пропаганды». То, что запомнилось будет воздействовать на сознание независимо от того, вызывает это утверждение возражение или одобрение. «Эффективность убеждения измеряется числом людей, у которых данное сообщение вызывает определенную реакцию, направленность же этой реакции несущественна». Тот, кто вперился в экран телевизора и десять раз слышит одно и то же сообщение, подвергается манипуляции, даже если он каждый раз чертыхается от возмещения.

Специалистами выявлено, какие сообщения легче всего запоминаются. Так обнаружилось, что сообщение для непроизвольного запоминания должно по времени укладываться от 4 до 10 сек., а отдельные части сообщения - в промежутки от 0,1 до 0,5 секунды. Чтобы воспринять сообщение, которое не умещается в 8-10 секунд, человек должен сделать усилие и мало кто пожелает его сделать. Значит, сообщение будет отброшено памятью. Поэтому редакторы телепередач доводят текст да примитива, выбрасывая из него всякую логику и связный смысл, заменяя его ассоциацией образов, игрой слов, пусть даже глупейшими метафорами. Известно о влиянии эмоции на запоминание. Запоминается только то, что вызвало впечатление – печаталось. Информация не подкрепленная чувствами быстро забывается. Конструируются сообщения политиков и реклама целенаправленно. Что-то внедряется в краткосрочную память, что-то в долговременную, а что-то просто прикрытие для создания правдоподобности. Очень важно для манипуляции узнавание, потому что рождает ложное чувство знакомства. Это становится предпосылкой согласия аудитории с манипулятором. Для «захвата» аудитории узнавание гораздо важнее сознательного согласия. Поэтому важно намозолить людям глаза с телеэкрана. Важнее создать поток сумбурных сообщений, чем изложить одну связную идею, которую человек обдумает. Сумбурные сообщения откладываются в латентных, дремлющих слоях памяти и действуют подспудно, больше на подсознание. Они оживляются ассоциациями, новыми образами и сообщениями, которые их «будят». При этом для манипулятора даже неважно, как отнесся человек к сообщению, которое он запомнил непроизвольно. Явление «дремлющего эффекта» заключается в том, что отложенная в латентных слоях памяти точка зрения, которая была отвергнута сознанием в момент непроизвольного запоминания, с течением времени, «отлежавшись», превращается сначала в смутное, неопределенное представление, а потом и в согласие с ней. Для того чтобы пресечь этот процесс превращения, необходимо время от времени напоминать человеку смысл утверждения и причины, по которым оно было отвергнуто.

Значение имеют вещи (материальная культура) окружающие человека. Они создают вокруг него определенную окружающую среду, несут в себе сообщения-знаки, оказывая мощное воздействие на обыденное сознание, особенно если они проектируются и создаются с учетом их функции как знаков. Именно дизайн ширпотреба (особое место в нем занимает автомобиль) стал в США главным механизмам внедрения в сознание культурных ценностей. Также эффективным средством для этого стал спорт, он порождал символы и образы, которые связывали между собой самые разные сегменты общества. Спорт создал особый срез общей массовой культуры и обыденного сознания. Важное направление в использовании психоанализа в использовании психоанализа открыл Джеймс Вайкери – он изучал воздействие слова на подсознание. Именно в сфере языка лежат главные возможности для манипуляции сознанием. Известно, например, что на подсознание сильно действует слово «жизнь» и производные от него, в том числе приставка «био». Она к тому же имеет добавочную силу, поскольку ассоциируется с наукой и пользуется ее авторитетом. Поэтому в рекламе широко используют такие названия: «Био маска», «Био-йогурт» и т.д. Вайкери договорился с владельцем кинотеатра в Нью-Джерси и провел такие опыты. Он поставил второй кинопроектор, который в промежутках между кадрами кинофильма на короткое мгновение (0,003секунды) проецировал на экран слова «Кока-кола» и «Ешьте поп-корн». Эти сигналы были ниже порога восприятия, так как сознание фиксирует зрительные образы, которые задерживаются не менее 0,05-0,06 секунды. Сигналы посылаемые вторым проектором, сознание зафиксировать не могло. Даже те, кто был предупрежден, не смогли заметить этих кадров. Но глаз-то их видел, и Вайкери предположил, что сигналы отпечатываются где-то в подсознании. Эти опыты продолжались несколько месяцев и давали устойчивый результат: на тех сеансах, на которых включался второй кинопроектор с рекламой, продажа кока-колы в буфете выросла на 16, а продажа попкорна на 50 %. Это получило название воздействия на подсознание на уровне предвосприятия. Вскоре после опытов Вайкери исследования в этом направлении почти исчезли из открытой печати. Использование сублиминального (подсознательного) воздействия запрещено в рекламе. Однако наличие в видеороликах 25-го кадра обнаруживается только с помощью аппаратуры. В России ни разу не было сделано официального заявления, что на телевидении существует обязательный контроль рекламы (и вообще передач) на отсутствие в них знаков подпорогового воздействия.

Было обнаружено, что сообщение направленное против какого-либо мнения или установки, оказывается более эффективным, если в момент его передачи отвлечь внимание получателя от содержания сообщения. В этом случае затрудняется осмысление информации получателем и выработка им контрдоводов – основа его сопротивления внушению. Искусственно рассеивая внимание, распределяя его на несколько объектов можно значительно снизить возможности восприятия и осмысления. В одной серии экспериментов группам студентов показывали два небольших фильма, в которых произносилась речь, убеждающая в том, что студенческие братства вредны. Один фильм изображал самого оратора, который произносил эту речь. В другом фильме та же речь давалась на фоне видеоряда, образы которого никак не были связаны с текстом. Они отвлекали внимание от содержащихся в речи доводов. В тех группах зрителей, которых содержание речи существенно не затронуло (студенты не принадлежащие к братствам), разницы в изменении их мнения не было. Напротив, члены студенческих братств поддались воздействию по-разному. Более внушаемыми оказались те, кто смотрел фильм с образами, отвлекающими внимание. Оказалось, также, что убеждающая информация наиболее эффективна при умеренных уровнях отвлечения внимания. Психологическое сопротивление внушению сильно при отсутствии отвлечения (получатель информации подозрителен по отношению к целям оратора), оно повышается и при слишком сильном отвлечении. Но этот вывод не распространяется на крайние способы отвлечения внимания через психологический шок. Газеты стали применять «калейдоскопическое» расположение материала, разбавление важных сообщений сплетнями, противоречивыми слухами, сенсациями, красочными фотографиями и рекламой. Телевидение стало компоновать видеоряд, точно подбирая отвлекающие внимание образы. Сильным отвлекающим воздействием обладают сенсации, уникальные события, беспрецедентные и неповторимые. Люди не веря своим глазам вынуждены всматриваться в объект, сосредотачивая на нем все внимание. Под таким прикрытие политики торопятся провернуть все темные дела. Также используется срочность информации, что лишает получателя сообщения возможности его обдумать, создает ощущение необычной важности предмета сообщения. Создав поток срочных сообщений человека лишили возможности сортировать и разграничивать информацию.

Также помогает созданию внушаемости постоянное ощущение нервозности, повышается внушаемость, снижается способность к критическому восприятию. СМИ широко используют принцип демократии шума – потопление сообщения в хаотическом потоке бессмысленной информации, рекламе. Используется также замалчивание ненужной информации, что создает у зрителя искаженное восприятие действительности.

Запад пережил огромный эксперимент – фашизм. Оказалось, чо в атомизированном обществе овладению средствами массовой информации позволяет осуществить полную, тотальную манипуляцию сознанием и вовлечь все общество в самоубийственный проект. Соратник Гитлера А. Шпеер в своем последнем слове на Нюрнбергском процессе признал: «С помощью таких технических средств, как радио и громкоговорители, у восьмидесяти миллионов людей было отнято самостоятельное мышление».

Во второй половине XX века Иллич ссылался на исследование лингвистов в Торонто перед второй мировой войной, по которому человек из всех слов, услышанных в первые 20 лет своей жизни, каждое десятое слово слышал от какого-то центрального источника – в церкви, школе, в армии. А девять слов из десяти в непосредственном общении. Сегодня пропорция обратилась – 9 слов из 10 человек узнает из «центрального» источника, и обычно они сказаны через микрофон.

Для манипуляций используется язык без корней, со множеством смыслов, что затрудняет их разумное восприятие, создает иллюзии, разрушающие смысл речи. В годы ВОВ, чтобы дать народу силы вернулись к исконному языку, оживив близкие нашей душе символы. Сталин начал свой знаменитый приказ ловами «Сим уведомляется», что обозначило данный поворот. В России с 1985 года, началось внедрение новояза. Продукты СМИ создаются для массы, и потому при их создании забывают о высокой культуре. В них установлены жесткие ограничители на сложность и оригинальность сообщений (даже на длину слов, хотя 2-3 заумных слова повышают привлекательность статьи и потому допускаются. Сообщение должно иметь уровень понятности соответствующей коэффициенту интеллекта на 10 пунктов ниже среднего. В СССР одна из лучших школ в мире по ведению радиопередач. Один и тот же диктор мастерски владеет как бы несколькими голосовыми инструментами, воплощены традиции русской музыкальной и поэтической культуры. Сегодня подражая «Голосу Америки» дикторы используют чуждую русскому языку тональность и ритм. Интонации совершенно не соответствуют содержанию и часто просто оскорбительны. Дикторы проглатывают целые слова, о мелких ошибках даже говорить не приходится. Так же используют еще один прием упрощения – дробление целостной проблемы на фрагменты, разбивка текста рекламой так, чтобы читатель или зритель не могли связать их воедино и осмыслить проблему. Разрывая на кусочки информацию о важном событии, снижают отрезвляюще воздействие сообщения или вообще лишить е го смысла.

 

Пропаганда бывает:

«Белая» - распространяется и признается источником или его официальным представителем;

«Серая» - пропаганда не идентифицирует свой источник;

«Черная» пропаганда – выдается за исходящую из иного источникак чем есть на самом деле.

Начиная с 70-х годов западная пропаганда стала широко использовать доверительный имидж, при котором политик обращается к гражданам на личностном уровне, как такой же «добрый парень», с теми же простительными дефектами и недостатками, с тем же простодушием и той же личной историей, что и телезритель. Возник особый жанр «автобиографий» и телефильмов, в которых строился такой имидж. Эта технология присоединения зрителя была основана на серии социально-психологических экспериментов. В Англии в ходе избирательной кампании трем группам избирателей показывали три разные телевизионные программы. В одной из них логически и разумно, с обилием графиков и диаграмм излагалась программа кандидата и те блага, которые она должна принести населению. В другой давались интервью с прохожими, которые поддерживали данного кандидата. В третьей был показан телефильм, в котором кандидат представал в семейной обстановке, в домашних тапочках, помогая жене на кухне, а внуку готовить уроки. Самым эффективным для установления личных симпатий и доверия оказался третий фильм и личностный имидж. Присоединение через создание доверительного имиджа может проводиться при помощи технологии «прямая почта». Рассылка политиком личных писем каждому адресату, для адресатов с высоким статусом – специальные сорта бумаги, чернила на подписи, обязательно синие. Для массового адресата – ширпотреб. Срабатывает даже когда кандидат просит помочь деньгами. Причем больше откликов, если просят конкретную сумму, идут от большей к меньшей. Письмо из 2-х страниц эффективнее.

Магическая сила внушения, которой обладает число такова, что если человек воспринял какое-либо абсурдное количественное утверждение, его почт невозможно вытеснить. Число имеет свойство застревать в мозгу необратимо. Сила убеждения чисел огромна.

На практике Запад в полной мере использовал запахи в укреплении культурного ядра общества и предложил людям из всех социальных групп и всех субкультур богатейший выбор запахов. Были развиты мощные отрасли промышленности – парфюмерия и косметика, табачных изделий, напитков и т.д., - в которых запах играл ключевую роль. Дизайнеры буквально проектируют запахи ресторанов, отелей, аэропортов, кварталов.

Манипуляция через страх – иррациональный страх – очень действенное средство «отключения» здравого смысла и защитных психологических механизмов. Потрясенный страхом человек легко поддается внушению и верит в любое предлагаемое ему «спасительное» средство. Массовый страх в США используется постоянно, например СССР. Затем мусульманский экстремизм и терроризм. Это влияет на продажу некоторых вещей, например, холодильников, как символов безопасности. Также отвлекает от действий правительства, примиряет с ним.

В России никогда не было такого распространения иррациональных страхов, мистических. Этого не делали народные сказки, Православие, и даже правители типа Сталина внушали страх конкретный, реалистичный. Философия смерти в русской культуре всегда была проникнута не ужасом, а лирическими чувствами, любовью к земле, близким. В первом томе В. Даля «Пословицы русского народа» смерти посвящен целый раздел, но нет ни одной пословиц, отражающей экзистенциальный страх. «Умирать – не лапти ковырять: лег под образа, да выпучил глаза». (С.164)У русских не было и страха перед недородом, позже перед ядерной угрозой. Когда после аварии на Чернобыльской АЭС из городка было срочно эвакуировано население перед милицией встала немыслимая для Запада проблема. Жители, тайными тропами обходя заслоны, возвращались за вещами, потянулись и жулики – в зараженную зону! Православие делало акцент на любви, что не оставляло места страху. А вот западная манипуляция просочившись сумела уже посеять страх. Почему в 1996-м проголосовали за Ельцина. Из-за страха перед Зюгановы! Иных причин не было. Люди поверили в не существующего монстра. (С. 166-167) Культивирование страха сегодня – часть программы манипуляции, по телевидению передачи про маньяков, терроризм, трупы, насилие, ужасы, все рассчитаны на разные слои населения. В качестве показателя, что программа удается – распространение все более дорогостоящих средств защиты. Сначала металлические двери, затем решетки на окна, теперь двери стальные, нового типа замки, на запись в охранную фирму – очередь, и они появляются как грибы.

Также важно утомление населения бедностью, пошлостью. В соответствии с иерархией потребностей А. Маслоу испытывающий нужду человек не способен к развитию мышления, построению адекватной защиты против манипуляции, поскольку это требует сил, которые уходят на борьбу с голодом. Еще В.Л. Ленин писал о том, что утомление трудящихся нуждой делает революцию невозможной, поскольку приводит к оглуплению, утрате воли, неспособности осознать и отстаивать свои интересы.

Защита от манипуляций:

Поскольку присоединение к манипулятору происходит при достаточной длительности контакта, то простейшим приемом восстановить психологическую защиту от манипуляции является сознательное и беспорядочное прерывание контактов с источником информации, который мы подозреваем в манипуляции. Например, достаточно время от времени прекращать смотреть телевизор на одну-две недели, как происходит «починка» сознания. После этого глаз приобретает необычную зоркость, и какое-то время ты легко замечаешь, как из манипулирующих передач «торчат уши». На время телевидение теряет свое очарование.

 

А.Моль в цитировавшейся работе подчеркивает, что задача коммуникаторов и их групп заключается в том, чтобы выделить из совокупности всего, что есть нового (в самом широком смысле этого слова) небольшое число таких элементов и фактов, которые отвечали бы известным, четко сформулированным критериям (ценностям - в нашем понимании). Трудность заключается в том, что творец или же коммуникатор сам погружен в культурную среду, в создании которой он участвует, он живет и общается с людьми, в полной мере подверженными влиянию всех средств массовой коммуникации. Тем более необходимо верно определять "значимость" фактов, чтобы весть о замужестве принцессы не была, как пишет социолог культуры, более важным событием, чем последнее крупное открытие в области атомной энергии. Чтобы остро чувствовать "социальное поле", в котором происходит коммуникация. Иначе может оказаться, что кажущаяся легкость восприятия массовых сообщений обратится, в лучшем случае, в ту обширную, эрудированную культуру, о которой мы говорили, а в худшем - нанесет вред обществу, его традиционной культуре, вплоть до возникновения конфликтных ситуаций в обществе.

В целом содержание коммерческих СМК в России мало отличается от их аналогов в других странах. В этом смысле проявления рыночных механизмов в области медиа имеют глобальный характер. По нашему мнению, передачи становятся все более предсказуемыми в жанровом отношении, происходит дублирование однотипных программ.

Не случайным в этой связи является тот акцент, который критики социальных последствий глобализации делают на роли СМК: «Проводники глобализации в каждом отдельно взятом обществе первым делом покупают средства массовой коммуникации, потому что хотят превратить озлобленного и настаивающего на своих правах гражданина в стерилизованного потребителя-конформиста. Политика, ставшая своего рода спектаклем и спортом, используется в качестве инструмента глобализации. Гражданин перестает быть участником исторического процесса, превращается в отстраненного наблюдателя. При этом, однако, возникает иллюзия причастности даже в том случае, когда фиктивность причастности становится очевидной» [11]. Таким образом, вопрос о социальной ответственности СМК, о формировании такой медиа системы, которая бы служила интересам всех слоев российского общества, является актуальным как никогда.

В заключение – еще об одной стороне возможностей СМК, которая стала особенно важной в условиях глобализации и самым непосредственным образом проявляется в информационной составляющей деятельности российских СМК. Сейчас именно посредством медиа те или иные события приобретают статус реального. Другими словами, лишь то, о чем говорят СМК (независимо от их реального масштаба) является значимым событием, а то, о чем умалчивается, событием вообще не становится. Глобальные медиа во все большей степени становятся инструментом мобилизации, которая может осуществляться поверх границ национальных государств.

При этом надо учитывать, что сами индивиды отнюдь не становятся более активными. Их действия оказываются зависимыми от символической политики медиа. «Эти символы фабрикуются, причем выковывают их, накаливая открытым пламенем конфликтной провокации, перед полными ужаса телевизионными глазами общественности. Главный вопрос в том, кто распоряжается символами» [3, c. 128]. Фактически мы являемся свидетелями нарастающего масс медийного конструирования событий в глобальном масштабе, усиления возможностей медиа как средства легитимации внешнего вмешательства во внутренние дела государств.

Достаточно показателен в этой связи вопрос о характере освещения локальных военных конфликтов последнего времени. «Почему определенным войнам, например, в Боснии, Герцеговине и в Руанде приписывают глобальное значение? Казалось бы, ничто не говорит в пользу того, что эти войны демонстрируют какое-то новое измерение в ведении войны, и поэтому затмевают конфликт между Арменией и Азербайджаном или гражданскую войну в Анголе. Последние из названных войн также унесли очень много человеческих жизней и сопровождались этническими чистками. [3, c. 161-162].

Глобальная либерализация экономики, уменьшение регулирующей роли государства с очевидностью проявляется и в области СМК. Правительства зачастую отдают приоритет развитию коммерческих медиа, тогда как возможности для развития общественных медиа сокращаются. Это, в свою очередь, накладывает отпечаток на общий содержательный спектр материалов, где преобладающими являются формы, предполагающие, прежде всего, ориентацию на коммерческий успех. СМК стали мощными трансляторами ценностей общества потребления как мирового феномена.

Серьезные вызовы глобализация СМК предъявляет национальному государству. Мировые медиа зачастую становятся одним из инструментов реализации власти в тех политико-культурных пространствах, где ранее доминировали информационные институты национального государства. Все сказанное имеет прямое отношение к современной российской действительности и требует осуществление комплекса усилий концептуального и практико-политического плана, минимизирующих негативные последствия от проявлений глобальных тенденций в СМК.

 

Хрестоматийным в этом плане является исследование восприятия известного американского сериала «Даллас» в различных этнокультурных группах. С помощью методики фокус групп были изучены особенности коммуникативного поведения женатых пар примерно одинакового возраста и образования (но разного этнического происхождения), проживающих в США, Японии и Израиле. Методика предполагала, что респонденты после просмотра программы перескажут ее содержание (в целом или отдельную часть) своему другу, пропустившему просмотр. Тем самым выявлялись механизмы «декодирования» сериала в различных группах. Основной вывод, сделанный по итогам проекта, состоял в следующем. Различия в особенностях «прочтения» - акценты внимания на тех или иных моментах содержания, модели интерпретаций - являются производными от общих ценностных представлений и ожиданий зрителей. В этом смысле восприятие текстов СМК происходит через призму культурного контекста.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.