Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Назначение и отличительные особенности РТС навигации и посадки (РТС Н и П)

Б. А. Сушкевич

 

 

РАДИОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

навигации и посадки

 

 

 
 

 


Санкт-Петербург

 

Лекция 1. Общая характеристика РТС навигации и посадки

1. Назначение и отличительные особенности.

2. Классификация.

3. Эксплуатационно-технические характеристики (ЭТХ).

 

 

РТС Н и П – совокупность наземных и бортовых устройств, обеспечивающих решение основной задачи воздушной навигации и основанных на радиотехнических принципах измерения навигационных параметров.

К средствам радионавигации и посадки относятся:

автоматический радиопеленгатор (АРП);

всенаправленный ОВЧ радиомаяк азимутальный (РМА);

всенаправленный ультравысокочастотный (УВЧ) радиомаяк дальномерный (РМД);

радиотехническая система ближней навигации (РСБН);

отдельная приводная радиостанция (ОПРС);

маркерный радиомаяк (МРМ);

оборудование системы посадки (ОСП);

радиомаячная система инструментального захода воздушного судна на посадку (РМС);

локальная контрольно-корректирующая станция (ЛККС).

Автоматический радиопеленгатор предназначен для выдачи информации о пеленге на воздушное судно относительно места установки антенны радиопеленгатора по сигналам бортовых радиостанций в центры (пункты) ОВД..

Всенаправленный азимутальный радиомаяк диапазона ОВЧ предназначен для измерения азимута воздушного судна относительно места установки радиомаяка при полетах воздушного судна по трассам и в районе аэродрома.

Всенаправленный дальномерный радиомаяк диапазона УВЧ предназначен для измерения дальности воздушного судна относительно места установки радиомаяка при полетах воздушных судов по трассам и в районе аэродрома.

Радиотехническая система ближней навигации предназначена для определения азимута и дальности воздушного судна на борту и на земле относительно места установки наземного радиомаяка.

Отдельная приводная радиостанция предназначена для обозначений контрольного пункта на трассе (маршруте полета), привода воздушного судна, оснащенных соответствующим оборудованием, в район аэродрома, выполнения предпосадочного маневра и выдерживания направления полета воздушного судна вдоль оси взлетно-посадочной полосы. В состав ОПРС может входить МРМ для информирования экипажа воздушного судна о пролете фиксированной точки.

Оборудование системы посадки состоит из двух приводных радиостанций с МРМ (дальняя и ближняя) и предназначено для привода воздушного судна, в район аэродрома, выполнения предпосадочного маневра и захода на посадку. Дальняя приводная радиостанция (ДПРС) и МРМ предназначены для привода воздушного судна район аэродрома, выполнения предпосадочного маневра, выдерживания курса посадки и обеспечения работы в микрофонном режиме. Ближняя приводная радиостанция (БПРС) и МРМ предназначены для выдерживания воздушного судна курса посадки.

Радиомаячная система инструментального захода воздушного судна на посадку (РМС) состоит из комплекса наземного и бортового радиотехнического оборудования и предназначена для обеспечения получения на борту воздушного судна и выдачи экипажу и в систему автоматического управления информации о значении и знаке отклонения от номинальной траектории снижения, а также для определения моментов пролета характерных точек на траектории захода на посадку. В состав РМС входят курсовой радиомаяк (КРМ), глиссадный радиомаяк (ГРМ) и маркерные радиомаяки (МРМ).

Локальная контрольно- корректирующая станция представляет собой систему функционального дополнения наземного базирования к глобальной навигационной спутниковой системе и предназначена для формирования и передачи воздушным судам дифференциальных поправок к псевдодальностям навигационных спутников и информации о целостности сигналов, излучаемых навигационными спутниками. ЛККС совместно с навигационными спутниками глобальной навигационной спутниковой системы обеспечивает навигацию воздушного судна в районе аэродрома и поддерживает выполнение процедур зональной навигации.

Область применения, достоинства и недостатки РТС Н и П.

 

Внедрение РТС Н и П в практику СВЖ значительно уменьшает зависимость полетов от метеоусловий и существенно повышает безопасность полетов.

 

Преимущества РТСН и П:

- всепогодность и возможность применения в любое время суток и года;

- высокая точность измерения навигационных параметров;

- многофункциональность;

- возможность использования на всех этапах полета, включая предпосадочное маневрирование и заход на посадку в сложных метеоусловиях;

Ограничения и недостатки

- подверженность влиянию помех, создаваемых радиосредствами одного и того же типа или радиосредствами различного назначения;

- снижение качества функционирования из-за мешающего воздействия сигналов, отраженных неровностями рельефа и местными предметами вблизи от антенных систем;

- ограниченные размеры зон действия в вертикальной плоскости;

 

Классификация РТС Н и П.

РТС Н и П можно классифицировать по следующим признакам:

- по назначению:

1) РТС навигации;

2) посадки;

3) используемые в комплексах УВД;

4) предупреждения столкновений;

5) опознавания,

- по виду информативного параметра радиосигнала:

 

е = Еm∙ sin (ωt + φ) - радиосигнал

Параметры радиосигнала:

 

Еm- амплитуда; ω – частота; t – время распространения; φ – фаза.

 

Если измеряемый навигационный параметр (НП – угол, скорость, расстояние и т.д.) функционально связан с одним из параметров радиосигнала, то различают следующие виды РТС:

 

1) амплитудные - НП = f (Еm);

2) фазовые - НП = f(φ);

3) частотные – НП = f(ω);

4) временные – НП = f(t),

- по виду определяемого навигационного параметра (НП):

1) угломерные;

2) дальномерные;

3) разностно-дальномерные;

4) измерители линейных и угловых скоростей;

5) комбинированные (угломерно-дальномерные),

- по дальности действия:

1) РТС ближней навигации (РСБН с дальностью действия <350…400 км);

2) РТС дальней навигации (РСДН с дальностью действия < 2500…3000км);

3) глобальные,

- по степени автономности:

1) автономные (радионавигационные устройства – РНУ);

2) неавтономные (радионавигационные системы – РНС).

 

Эксплуатационно-технические характеристики РТС Н и П

Точность - это свойство РТС осуществлять измерение навигационного параметра с погрешностью, не превышающей заданную величину (допуск). Погрешность измерения является количественной мерой точности и представляет отклонение измеренного значения навигационного параметра от его истинного значения.

Погрешности измерения можно классифицировать по следующим признакам:

- по характеру происхождения:

а) методические;

б) аппаратурные или инструментальные;

в) обусловленные помехами;

г) субъективные или ошибки оператора;

- по характеру проявления:

а) систематические;

б) случайные.

Значение систематических погрешностей постоянно или меняется по закону, имеющему детерминированный характер.

Случайные погрешности отличаются тем, что их значение и знак хаотически изменяются от измерения к измерению. Случайные погрешности характеризуются законом распределения, дисперсией, значением средней квадратической погрешности (СКП) и другими параметрами. Чаще всего случайные погрешности подчинены нормальному закону распределения.

Зона действия это область пространства, в пределах которой обеспечивается получение требуемой навигационной информации.

 

Рис.1. Зона действия и рабочая область РТС

а) вертикальная плоскость; б) горизонтальная плоскость

 

Зону действия принято характеризовать максимальной Dmax и минимальной Dmin дальностью действия (рис.1). Максимальная дальность действия зависит от используемого диапазона радиоволн и условий их распространения (характера земной поверхности, рельефа местности, состояния атмосферы и ионосферы, времени суток, высоты полета и др.), а также от технических характеристик передающих, приемных и антенных устройств РТС.

Максимальная дальность действия РТС метрового и сантиметрового диапазонов вследствие прямолинейности распространения радиоволн чаще всего ограничивается дальностью прямой радиовидимости, для расчета которой может быть использовано следующее выражение:

Rпр [км] = (3,5...4,1).

 

Минимальная дальность действия определяется высотой полета ВС и формой диаграммы направленности в вертикальной плоскости (рис.1) и может быть определена как –

 

Dmin = Hпол/ tg βmax.

Рабочая область - это объем пространства, в пределах которого погрешность определения места ВС не превышает заданную с определенной вероятностью:

 

Rpo = f (Dmax, Dmin, σнп).

 

Надежность - это способность РТС выполнять заданные функции и сохранять эксплуатационные показатели в течение заданного интервала времени.

РТС относятся к классу восстанавливаемых изделий, т.е. в них могут происходить отказы, они устраняются и эксплуатация продолжается далее. Надежность таких изделий принято характеризовать некоторыми количественными показателями:

- среднее время наработки на один отказ

Т0 = ,

 

где: - интервал времени межу соседними отказами;

- количество отказов.

- интенсивность или частота отказов ;

- вероятность безотказной работы ≈ 1- t / T0;

- коэффициент готовности , где - среднее время восстановления;

- вероятность нормального функционирования

В стандартах ИКАО оговариваются требования к надежности РТС навигации и посадки:

Вероятность отказа навигационных средств должна быть Ротк нс ≤ 10-4 за три часа полета; или одно летное происшествие на 107…108 летных часов по вине навигационных систем.

РТС посадки должны обеспечивать безопасную автоматическую посадку при вероятности летного происшествия не более 10-7.

Пропускная способность - это максимальное число ВС, одновременно обслуживаемых данным типом РТС.

Быстродействие - определяется временем, которое затрачивается на получение навигационной информации. Оно должно быть не более 1мин для дозвуковых ВС и не более 3…7 с для сверхзвуковых.

Помехоустойчивость - это способность РТС выполнять свои функции в условиях естественных и искусственных помех.

Эффективность - показатель полноты решения поставленных перед РТС задач с учетом целевого назначения системы и условий ее работы.

Масса и габариты.

К техническим характеристикам относятся:

- диапазон рабочих частот;

- мощность излучаемых сигналов;

- чувствительность приемного устройства;

- характеристика антенн (форма диаграммы направленности, коэффициент усиления, КНД и др.);

- метод обзора пространства;

- тип оконечного устройства отображения информации;

- потребляемая мощность и др.

Лекции 2. Физические основы радионавигации

 

1. Основные свойства радиоволн

2. Методы и режимы измерения дальности

3. Определение разности расстояний

4.Определение угловых координат

5.Методы радионавигации

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Физические основы радионавигации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.