Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политология

Е.П. Пьяных

Ю.М. Матвієнко

О.А. Северин

В.М. Тимошенко

Конспект лекцій

із навчальної дисципліни

«Теорія технічних систем»

 

 

 

Комп’ютерна верстка М. Л. Онищенко

О. М. Онищенко

Редактор Н. В. Жигилій

Коректор Н. В. Жигилій

 

 

Друк RISO

Обл.-вид. арк. 4.33

 

Редакційно-видавничий відділ

Полтавського національного технічного університету

імені Юрія Кондратюка

36011, м. Полтава, пр. Першотравневий, 24

Свідоцтво про внесення суб’єкта видавничої справи

до Державного реєстру видавців, виготівників і розповсюджувачів

видавничої продукції

Серія ДК, №932 від 27.05.2002 р.

 

 

 
Віддруковано з оригінал-макета РВВ ПолтНТУ

 

 

 

Конспект лекций для студентов

всех специальностей заочного отделения

 

Часть II

 

Екатеринбург

ББК Ф01 Я7

П 96

 

Конспект лекций по политологии предназначен для студентов всех специальностей заочного отделения и составлен в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования РФ.

 

Утверждено на заседании кафедры истории и политологии, протокол № 5 от 20 января 2005 г.

 

 

Составитель: Пьяных Е.П. – канд. филос. наук, доцент кафедры истории и политологии (УрГУПС)

 

 

Рецензенты: М.Т. Крючков – д-р ист. наук, профессор кафедры истории и по- литологии (УрГУПС);

Н.А. Александрова – канд. филос. наук, доцент кафедры управле- ния персоналом и социологии (УрГУПС);

А.Ю. Кузнецов – канд. филос. наук, доцент кафедры истории и по-

итологии (УрГУПС).

 

 

Ó Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), 2005

Содержание

 

Лекция 13. Личность и политика……………………………………………..4

Лекция 14. Политическая элита и политическое лидерство………………..9

Лекция15. Политическое сознание…………………………………………18

Лекция16. Политическая психология и политическое поведение………..23

Лекция17. Политическая культура…………………………………………..26

Лекция 18. Международная политическая система и международные

отношения………………………………………………………..30

Лекция 19. Геополитика……………………………………………………...37

Лекция 20. Политическая глобалистика…………………………………….45

Словарь терминов……………………………………………………………..49

Библиографический список (основной)……………………………………. 53

Библиографический список (дополнительный)……………………………..53

 

Лекция 13. Личность и политика

 

1. Личность в системе политических отношений.

2. Политическая социализация личности.

3. Основные права и свободы личности.

 

1. Первичным субъектом политики выступает личность. В политической жизни общества наблюдается как влияние политики на личность (тогда личность является объектом политики), так и влияние личности на политику (в этом случае личность является субъектом политики). В качестве объекта политики личность испытывает на себе результаты политических решений и деятельности политических лидеров, организаций, программ политических партий, политических новаций. Она может быть насильственно втянута в политические события и стать объектом политических манипуляций.

Выделяют три типа людей, политически отчужденных или считающих себя аполитичными, но, тем не менее, втянутыми в политические события.

Первый тип – политически индифферентная личность. Это политический обыватель, который не разбирается в реальной расстановке политических сил, не имеет осознанных политических убеждений, знаний, потребностей и интересов. Он питается слухами, иллюзиями и мифами, его политическое сознание не возвышается до уровня осмысления. Такие люди могут идти за различными демагогами и популистами, веря их обещаниям и призывам.

Второй тип – политический конформист. Он не имеет своих политических взглядов, но усвоил чужие взгляды и мнения и приспособился к общим настроениям. Поскольку эти взгляды усвоены им некритически, поверхностно, он может легко их изменять, даже на прямо противоположные, особенно если изменяется политическая система.

Третий тип – политический эскапист. Этот тип личности может иметь собственные взгляды и убеждения, но тщательно скрывает их, стараясь уйти от политической борьбы, остается в стороне. Чаще всего такой тип людей оказывается политическим конформистом, подчиняясь режиму даже в том случае, если этот режим противоречит его политическим убеждениям.

Термин «личность как субъект политики» относится к тем, кто творит политику, принимает в ней осознанное участие, имеет возможность повлиять на принятие политических решений и их реализацию. По мотивам политического поведения и тем целям, с которыми люди идут в политику, М.Вебер классифицировал политиков: 1) на живущих «для» политики и 2) живущих «за счет» политики. Первые стремятся во власть, чтобы совершенствовать общественную жизнь и служить обществу, вторые рассматривают власть как источник богатства и славы. Но часто указанные мотивы пересекаются.

В политологии существуют различные классификации политических ролей. Например, следующая:

1) рядовой член общества и гражданин, не оказывающий никакого влияния на политику, не активный и не заинтересованный в политике, имеющий статус почти исключительно объекта политики;

2) гражданин, состоящий в общественной организации, движении, объединении, косвенно включенный в сферу политической практики, если это вытекает из его роли рядового члена;

3) гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации, целенаправленно и по своей воле включившийся в политическую жизнь;

4) общественный деятель и особенно политический деятель;

5) профессиональный политик, для которого политическая деятельность – особый профессиональный труд, источник существования и смысл жизни;

6) политический лидер, воспринимаемый как авторитет.

2. Политическая социализация – это процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентаций, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества. Это всестороннее включение граждан в систему политических отношений, в ходе которого формируется определенная картина политического мира, опыт политической деятельности и политического общения.

К политической социализации относятся: развитие политического сознания, политической культуры, политической практики, электоральное воспитание, политическое участие и т.д. В результате процесса политической социализации индивиды и группы приобщаются к определенной политической культуре, что способствует обеспечению и поддержанию стабильности политической системы.

Роль политической социализации для личности заключается в следующем:

- определяет политические цели и ценности, к которым стремится индивид через политическое участие;

- формирует представление о приемлемых способах политического поведения;

- вырабатывает определенное отношение к политической символике.

Роль политической социализации для политической системы заключается в следующем:

- обеспечивает политическое взаимодействие внутри и за пределами политической системы;

- сохраняет динамическое равновесие политической системы.

Стержнем политической социализации является приобщение к политической культуре. Политическая культура – это совокупность общепринятых ценностных ориентаций, убеждений и норм политической жизни общества. По мере её усвоения человек всё более адаптируется к существующей политической системе, т.е. всё в большей степени делается субъектом политической жизни. Политическая социализация – это всегда двусторонний процесс, в котором личность, с одной стороны, испытывает на себе воздействие различных политических субъектов, а с другой стороны, по мере социализации сама становится в состоянии влиять на политическую жизнь.

Агентами политической социализации являются:

1) политические институты и организации (государство, политические партии и движения);

2) политические элиты и лидеры, группы интересов;

3) семья, группы сверстников;

4) система образования;

5) церковь;

6) профессиональные, женские, молодежные и др. организации;

7) культурные объединения;

8) СМИ.

Важную роль в политической социализации играют следующие факторы:

- социально-экономические условия;

- образ жизни человека;

- национальные традиции;

- важные общественные факторы (безработица, невыплата зарплаты и т.д.).

Выделяют следующие типы (модели) политической социализации:

· гармонический тип, означающий принятие личностью существующего политического порядка и власти, уважительное отношение к государству и политической системе в целом. Личность рассматривается как сознательный и добровольный участник политической жизни, активный субъект политики. Существует гармония между властью и личностью, обоюдоответственное выполнение правил, норм и обязанностей. Власть и индивид привержены общим идеалам, нормам и ценностям. Этот тип характерен для англо-американской культуры;

· плюралистический тип предполагает толерантность по отношению к ценностям и убеждениям других людей. Личность рассматривается как равноправный и независимый гражданин. Каждый индивид социализируется в пределах своей социальной группы, её идеалов и ценностей. Высокий уровень жизни, наличие среднего класса позволяет достигать консенсуса на базе ценностей либеральной цивилизации. Этот тип характерен для континентально-европейской культуры;

· гегемонистский тип: вхождение человека в политику осуществляется на базе ценностей класса, религии или идеологии. Формируется враждебная настроенность против любой политической и социальной системы, кроме «своей». Данный тип характерен для закрытых (тоталитарных) обществ;

· конфликтный тип характеризуется борьбой между различными группировками общества, в основе которой лежат разные интересы. Чтобы иметь возможность проявить себя в качестве субъекта политики, личность вынуждена присоединяться к какой-либо группе, касте, классу, клану. Данная модель формируется при недостаточном уровне экономического развития страны, закрытости общества, его большой социально-экономической и культурной дифференциации. Нищета населения, жесткая приверженность индивида ценностям рода, клана, племени затрудняет достижение консенсуса. Отсюда – высокая степень политического насилия. Данный тип характерен для малоразвитых стран.

Политическая социализация продолжается всю сознательную жизнь индивида, причем приобретенные установки, представления, навыки не остаются неизменными. Они могут меняться, корректироваться.

В современной России процесс политической социализации имеет следующие особенности:

- преобладание гегемонистского типа до 80-х годов 20 века, а в настоящее время – конфликтного типа;

- отсутствие целостной системы политической социализации в настоящее время;

- политические позиции людей слабо обусловлены их экономическим положением;

- утрата смысла и ценности политической жизни;

- среди агентов социализации – наибольшие возможности в руках СМИ, наименьшие – у семьи, политических партий, государственной власти;

- отсутствие в обществе согласия относительно целей воспитания, в том числе и политического.

 

3. Развитие концепции прав человека происходило в 4 этапа:

1) Античность. Аристотель утверждал права индивида на частную собственность и семью.

2) Средневековье. Права личности – это привилегии, дарованные определенным сословиям Богом или монархом.

3) Новое время. Возникает теория естественного права. Право коренится в стремлении индивида к разумному и спокойному общению с себе подобными. Локк утверждает, что права человека на жизнь, свободу и собственность не отчуждаются ни при каких обстоятельствах. Либеральная идеология провозгласила политическое равенство всех граждан, разработала концепцию прав и свобод личности.

4) 20 век. Принята Всеобщая декларация прав человека и гражданина (1948г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах (1966г.).

Права и свободы человека классифицируются на личные (гражданские), политические, социально-экономические и культурные.

Личные, или гражданские, права происходят от естественного права личности на жизнь и свободу и призваны гарантировать индивидуальную свободу, защищать гражданина от произвола со стороны государства и других людей. К ним относятся:

- право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность;

- право на справедливый суд;

- неприкосновенность жилища;

- тайна переписки и телефонных разговоров;

- свобода выбора места жительства и передвижения;

- свобода совести;

- право на частную собственность и частное предпринимательство.

К политическим правам, дающим возможность гражданам принимать активное участие в общественной жизни и управлении государством, относятся:

- избирательные права (право избирать и быть избранным в органы государственного управления);

- право на участие в референдуме;

- право на доступ к государственной службе;

- право создавать общественные объединения в виде партий, движений, профсоюзов, молодежных, женских и иных организаций;

- право на проведение митингов, манифестаций, собраний, пикетирование;

- свобода слова, выражения мнений, в том числе свобода печати, радио, телевидения;

- право личности на информацию от государственных органов.

Реальное осуществление политических прав возможно, когда их использование не нуждается в предварительном разрешении со стороны властей, достаточно лишь уведомления соответствующих органов (например, о проведении митинга, демонстрации, шествия) и учета их предписаний по обеспечению законности и общественного порядка.

Социально-экономические и культурные права:

- право на труд и его справедливую оплату;

- право на свободный выбор работы;

- право на отдых;

- право на защиту от безработицы;

- право на коллективные действия по защите своих интересов: на забастовку, объединение в профсоюзы, заключение коллективных договоров, участие в управлении предприятием;

- право на социальное обеспечение;

- право на жилище;

- право на медицинское обслуживание;

- право на образование;

- право на доступ к культурным ценностям и др.

Гарантами прав человека и гражданина являются органы государства и публичные учреждения и нормы их деятельности (законодательные и исполнительные органы, Конституционный Суд, прокуратура, Уполномоченные по правам человека, Президент). Общими гарантиями прав человека являются эффективная рыночная экономика и демократическое устройство политической системы.

 

 

Лекция 14. Политическая элита и политическое лидерство

 

1. Теории политических элит в политологии.

2. Политическая элита: специфика, уровни, типы, функции.

3. Механизмы формирования политической элиты.

4. Российская политическая элита: особенности и эволюция.

5. Природа и сущность политического лидерства.

6. Типологии политических лидеров.

7. Политическое лидерство в России.

 

1. Первые концепции политических элит относятся к итальянской школе политической социологии, представленной именами В.Парето (1848-1923), Г.Моска, Р.Михельса (1876-1936).

Основные положения концепции В.Парето:

- элита – это избранная часть общества, доказавшая наивысшие способности в сфере своей деятельности;

- социальные изменения - следствие борьбы и циркуляции элит;

- элита делится на правящую и неправящую (контрэлиту); правящая элита непосредственно участвует в управлении; контрэлита представляет собой потенциальную элиту по способностям, качествам, но лишена возможности принимать политические решения;

- различают два типа элит, последовательно сменяющие друг друга:

«львы», для которых характерны открытость, решительность в управлении, опора на силовые методы властвования. Они хороши для стабильных ситуаций, т.к. очень консервативны;

«лисы» хитры, коварны, вероломны, властвуют при помощи обмана, манипуляций, демагогии, реже прибегают к насилию. Этот тип преобладает в условиях нестабильности, переходности, когда требуются способные к преобразованиям правители.

Общество, в котором доминируют «львы», обречено на застой; общество, где преобладают «лисы», отличается динамичностью развития.

- чем более открыт правящий класс, тем более он способен сохранить свое господство.

Основные положения концепции Г.Моска:

- развитие любого общества направляется руководящим классом;

- правящий класс отличается волей к власти, групповой сплоченностью, единомыслием, соответствующей организацией и структурой;

- вхождение в правящий класс предполагает наличие у индивида особых качеств и способностей: военной доблести, богатства, церковного сана, с которыми связаны три формы аристократии: военная, финансовая и церковная;

- доминирующим критерием для отбора в правящий класс является способность управлять, включающая знание национального характера и собственно опыт управления;

- правящий класс состоит из двух слоев: малочисленной группы высшего начальства и более многочисленной группы «начальников среднего звена»;

- существует три способа обновления правящего класса: наследование, выбор и кооптация;

- в развитии правящего класса наблюдаются две тенденции: аристократическая, означающая стремление стать наследственными правителями одной части элиты. Тогда правящий класс становится закрытым и у общества ослабевают способности к развитию; демократическая, означающая стремление другой части элиты сменить прежние старые слои. Если эта тенденция доминирует, правящий класс является открытым, быстро обновляется, но возникает опасность нарастания нестабильности, политических кризисов.

Концепция Р.Михельса:

- причины политического расслоения обусловлены самой сущностью человека, политической борьбой и организацией;

- массы не способны к самоорганизации и не могут самостоятельно управлять;

- в условиях демократии массы сами выбирают своих вождей, что дает основание последним осуществлять власть от имени народа;

- осуществление демократии в западных странах невозможно в силу «олигархических тенденций» в массовых политических организациях: партиях, профсоюзах;

- процесс организации неизбежно делит партию или профсоюз на руководящее меньшинство и руководимое большинство; «профессиональное руководство» всё дальше отрывается от «масс» и имеет тенденцию противопоставлять себя рядовым членам. Оно образует закрытый внутренний круг и стремится закрепить власть в своих руках. Так действует «железный закон олигархии».

Американский политолог Р.Миллс (1916-1962) дал анализ элиты США середины 20 века:

- элита есть группа статусов и стратегических ролей, в которую входят те, кто занимает командные посты;

- наиболее значимы для общества политический, экономический и военный институты; поэтому руководство государства, корпораций и армии составляют элиту власти, включающую три элитные группы;

- между тремя институтами власти складываются тесные отношения солидарности, взаимной поддержки и обмена.

 

2. Политическая элита – привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии всех важнейших решений, связанных с использованием власти.

Главное орудие элиты – государство.

Неизбежность политической элиты обусловлена:

1) выделением в процессе эволюции разделения труда в качестве особого вида профессиональной деятельности управленческого труда, требующего особой специальной подготовки;

2) необходимостью управления, господством одних и подчинением других;

3) структурой политической организации общества, имеющей иерархию, на вершине которой оказываются профессиональные политики;

4) возможностью получения материальных и моральных привилегий, почета членами политической элиты;

5) естественным неравенством людей, в силу которого не все способны управлять.

Политическая элита является частью властвующей элиты. Властвующая элита включает в себя также экономическую элиту (крупный капитал, крупные собственники), идеологическую (ведущие представители гуманитарных наук, СМИ, образования), военную, культурную, научную.

Политическая элита:

- осуществляет реальную власть (формирует цели и перспективы развития общества, принимает стратегически важные решения и использует ресурсы государственной власти для их реализации);

- имеет численность не выше 2 - 4тыс. человек;

- включает в себя политическое руководство, управленческие структуры, центры принятия политических решений, центральные звенья политической системы;

- подкрепляет своё положение престижем, привилегиями, богатством.

Уровни политической элиты:

- высшая политическая элита включает ведущих политических руководителей и тех, кто занимает высокие политические посты в ветвях власти (100-200чел.), они принимают наиболее значимые политические решения;

- средняя политическая элита включает парламентариев, депутатов, губернаторов, мэров городов, лидеров политических партий;

- административная элита - это высший слой государственных служащих, занимающих высшие посты в министерствах.

Типы элит:

по субъектам:

· наследственная (аристократия);

· ценностная (лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции);

· властвующая (непосредственные обладатели власти);

· функциональная (профессиональные управленцы);

по отношению к власти:

· правящая;

· оппозиционная;

по способу рекрутирования:

· открытая (рекрутируется из общества);

· закрытая (воспроизводится из собственных рядов).

 

Функции элиты:

- стратегическая: разработка стратегии и тактики развития общества, определение политической программы действий;

- коммуникативная: эффективное представление, выражение и отражение в политике интересов и потребностей различных социальных групп;

- организаторская: организация масс, осуществление на практике принятых политических решений;

- интегративная: укрепление стабильности общества, устойчивости его политической и экономической систем.

 

3. Механизм рекрутирования политической элиты – это принципы выдвижения в её состав новобранцев.

Выделяют две системы отбора: антрепренерскую (предпринимательскую) и систему гильдий.

Антрепренерской системе присущи следующие черты:

- ориентация на личностные качества кандидата;

- отбор кандидатов на властные позиции из различных социальных групп;

- открытость, демократизм, ограниченное число фильтров, т.е. формальных требований, которым должен отвечать кандидат;

- широкий круг выборщиков (т.е. система рекрутирования открытая);

- острая конкуренция между кандидатами на руководящие посты.

Такая система хорошо приспособлена к требованиям времени, распространена в странах стабильной демократии.

Недостатки данной системы:

- возможность прихода в политику случайных лиц, способных производить лишь внешний эффект;

- слабая предсказуемость поведения кандидатов после того, как они становятся представителями элиты;

- высокая степень неоднородности элиты, возможность конфликтов внутри неё.

Система гильдий предполагает:

- множество формальных требований к соискателю на руководящий пост: уровень образования, партийный стаж, опыт работы с людьми;

- отбор кандидатов из определенных социальных групп (сословий, каст, кланов) или партии;

- отбор кандидатов узким кругом руководящих работников партии, движения, корпорации (т.е. система рекрутирования закрытая).

Система гильдий обеспечивает высокую степень предсказуемости в политике, снижает возможность конфликтов внутри элиты.

Недостатки системы гильдий:

- консервативность;

- отсутствие конкуренции;

- воспроизводится один тип руководителей, элита превращается в замкнутую касту.

Каналы рекрутирования элиты – это пути продвижения к вершинам политической иерархи. Существуют следующие каналы рекрутирования:

- государственный аппарат (Россия, Германия, Япония, Швеция, развивающиеся страны);

- органы местного самоуправления;

- армия (Израиль, Латинская Америка);

- политические партии (парламентские режимы большинства западных стран и стран третьего мира);

- религиозные организации (Ближний Восток);

- система образования (Великобритания, Франция).

 

4. В истории и современной политической жизни России доминирующее положение всегда занимали политико-административные элиты – социально-управленческий слой, образованный высшим чиновничеством. В советские времена он назывался номенклатурой. Номенклатура – это типично советская элита общества, где отношения к собственности и тип образования были максимально унифицированы. Тот, кто желал войти в номенклатуру, мог достаточно свободно выбрать соответствующий тип карьеры. Никаких особых условий, которые отличают элиту от неэлиты, для этого не требовалось. Обычный путь вхождения в номенклатуру – чаще всего – высшее образование, членство в КПСС, секретарство в парткоме, затем – райком КПСС, горком, обком и ЦК. Пройдя эту лестницу, можно было возглавить министерство или крупное производство. Таковы карьеры почти всех советских руководителей, вплоть до реформаторов.

Эволюция правящего слоя в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века выразилась в обмене политической власти на материальные блага, накопленные обществом. В результате советская элита завершила свою историю, передав власть взращенным в нее группам нового поколения номенклатуры. Новое поколение, более образованное и не прошедшее школу индустриализации и войны, пришло к власти. Один тип элиты сменился другим.

Одна из особенностей современной политической элиты России – её предшествующая связь с номенклатурной элитой и приверженность лидеру, т.е. корпоративное происхождение.

Наиболее могущественными корпорациями в современной России являются те, которые основываются на фундаменте финансово-промышленных групп, обладающих огромными финансовыми ресурсами, контролирующих самые важные предприятия и производства, и тем самым способные влиять на процесс принятия решений по правительственным и парламентским каналам.

Специфика распределения российского «политического капитала» (и ныне, и в номенклатурные времена) состоит в монополизации властных функций узким кругом лиц, в существовании формального или неформального «политбюро». В высший состав включаются (зачастую неформально) лица, входящие в околоэлитное окружение (помощники, советники, консультанты, родственники). Серьезное воздействие на подготовку и принятие решений оказывают аналитические отделы и службы, осуществляющие работу с информацией и ведающие правом доклада руководству. Администрация Президента, общий отдел, канцелярия – вот примерно эквивалентные по значимости структуры, обслуживающие высшую власть России и серьезно влияющие на принятие государственных решений.

Другие особенности современной российской политической элиты:

- значителен удельный вес выходцев из малых городов и поселков;

- низок процент женщин;

- омоложение (по сравнению с предшествующими слоями элиты) на 7-10 лет;

- движение от открытого состояния к состоянию закрытости

(действует тенденция «аристократичности»);

- типичной становится ротационная кадровая схема: «политическая элита – административная элита – бизнес-элита».

Эти особенности политической элиты России проецируются по вертикали на высшие политические эшелоны регионального уровня и по горизонтали на другие центры власти (правительство, парламент, центральные аппараты политических партий).

Новая российская политико-административная элита ближе к номенклатурной элите, нежели в западному типу политико-административной элиты. Такую систему можно назвать номенклатурно-демократической.

 

5. Политическое лидерство – политический феномен, представляющий один из субъектов осуществления властных функций в государстве и обществе.

Лидерство – один из наиболее древних и универсальных институтов человечества, связанный с присущим человеку стремлением сообразовывать свое социальное поведение с заданными авторитетными образцами.

Политическое лидерство – это постоянное и легитимное влияние индивида, занимающего властные позиции, на группу, организацию, общество в целом.

Политическое лидерство - это:

- разновидность власти;

- влияние на других людей, опирающееся на авторитет лидера и его сторонников;

- управленческий статус.

Политическим лидером можно назвать того, кто: 1) имеет ясную политическую программу, отвечающую интересам больших социальных групп; 2) популярен и умеет нравиться людям; 3) имеет политическую волю и готовность брать на себя ответственность; 4) имеет политическую интуицию и организаторские способности; 5) обладает средствами для достижения поставленных целей.

 

Выделяют следующие теории лидерства в политологии:

1) Теория черт утверждает, что лидерами становятся личности с определенными доминирующими чертами характера (интеллект, приспосабливаемость, способность влиять, сила воли, проницательность, энергия и др.).

Данная теория уязвима тем, что невозможно представить бесспорный список качеств, «делающих» индивида политическим лидером.

2) Теория последователей считает, что в становлении политического лидера главную роль играют его приверженцы, их ожидания и цели.

3) Ситуационная теория обращается к тому обстоятельству, что лидер может появиться в результате удачного стечения обстоятельств. Разные обстоятельства требуют различных лидеров.

4) Психоаналитическая концепция акцентирует внимание на роли бессознательных влечений и комплексов, определяющих стремление к власти и её осуществление (стремление к власти – форма компенсации неполноценности, психологических травм, сексуальной неудовлетворенности).

5) Интегративная теория: принимает во внимание

- характер самого лидера;

- свойства его приверженцев;

- взаимосвязь между лидером и его сторонниками;

- конкретную ситуацию, в которой лидерство осуществляется.

Социальная роль политического лидерства различается в зависимости от типа политического режима и исторического периода: лидер – высший чиновник и менеджер в иерархии государственной власти (в западных демократиях); лидер – учитель (в античности); вождь в тоталитарных государствах и архаичных обществах.

В зависимости от уровня института политического лидерства лидер может функционировать как лидер-руководитель, государственный деятель, партийный лидер, чиновник. Применительно к режиму осуществления государственной власти лидеры могут быть избираемыми, назначаемыми, наследственными.

Функции политического лидерства:

1) программная: определение и формирование интересов социальных групп, целей социальной и политической деятельности, выявление способов и методов реализации интересов;

2) управленческая: процесс выработки и принятия политических решений;

3) мобилизационная: мобилизация масс на достижение указанных целей;

4) интегративная: объединение масс, обеспечение национального единства;

5) коммуникативная: организация связи между обществом и властью;

6) легитимации: обеспечение поддержки власти на основе личного авторитета и влияния на массы.

 

 

Типология лидерства М.Вебера:

1) Традиционное лидерство – опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции и передачи власти по наследству. Право на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Этот тип лидерства олицетворяет правление вождей, старейшин, монархов.

2) Харизматическое лидерство - основано на вере в богоизбранность или в исключительные качества конкретной личности. Харизма – это способность увлекать массы без помощи инструментов власти. Харизматическая власть лишена объективных оснований, т.е. не опирается на закон или традицию, а существует благодаря исключительным личным качествам харизматического лидера, вере в него.

3) Рационально-легальное лидерство – опирается на представления о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему властных полномочий. Его власть основывается на своде правовых норм, признанных обществом.

Типология М.Херманн:

1) лидер – «знаменосец»: отличается собственным видением действительности, представлением о желаемом будущем и средствах его достижения, стремлением изменить политическую систему (М.Ганди, В.Ленин);

2) лидер – «служитель»: стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев (Л.Брежнев, К.Черненко);

3) лидер – «торговец»: отличается способностью убеждать людей и вовлекать их в осуществление своих планов (Р.Рейган);

4) лидер – «пожарный»: характеризуется быстрой реакцией на насущные требования времени, эффективными действиями в экстремальных условиях.

Различают лидеров реформаторов и революционеров. Реформаторы стремятся к мирной тактике постепенных изменений, в основном путем убеждения. Они верят в общественные идеалы, видят противоречия между ними и поведением людей, поэтому призывают их изменить свое поведение.

Революционеры отвергают существующие идеалы и признают одно возможное решение – фундаментальное переустройство общества.

Современные тенденции в развитии политического лидерства:

- институциализация политического лидерства (отбор политических лидеров, движение к власти и их деятельность осуществляются в рамках определенных институтов);

- профессионализация политического лидерства (политический лидер превратился сегодня в специалиста в области общественных коммуникаций для налаживания контактов с парламентом и правительственными органами, СМИ, общественными организациями и отдельными людьми для принятия коллективных решений и т.п.);

- меньшая вероятность появления в современных условиях выдающихся политических лидеров (причины того: «пределы политического лидерства», разделение властей, сравнительно короткое время пребывания у власти и др.);

- концентрация активности лидеров на экономических и социальных проблемах. Это связано с тем, что рост благосостояния нации - наиболее зримый показатель для признания политического деятеля как политического лидера.

 

7. В России исторически сложились следующие особенности отношения к политическим авторитетам:

- историческое доминирование лидеров традиционного типа: монарх-самодержец;

- вождизм как олицетворение персонифицированных форм власти в советской и постсоветской России. Вождизм – это тотальная зависимость населения от власти. Неизбежным следствием абсолютной власти вождя и личной зависимости от него правящего класса является стремление к сакрализации вождя.

- крайняя, максимально завышенная оценка функций и роли политического лидера в истории – культ личности.

В современных условиях многие атрибуты власти в России трансформировались из вождизма в политическое лидерство. Концентрация в руках президента такого объема законодательных, исполнительных и представительских полномочий, отсутствие реальных правовых рычагов контроля за его деятельностью сохраняют вождизм как сущность персонифицированной власти.

Политическое лидерство в России имеет также особенности:

1) политические лидеры очень слабо или практически не осуществляют свои функциональные обязанности, такие как выработка стратегии развития, интеграция масс вокруг общих целей и ценностей, защита общества от беззакония и т.д. Политические лидеры заняты в основном тем, что реагируют на уже свершившиеся события;

2) новые условия деятельности для лидеров посткоммунистического типа заставляют их изменяться и приспосабливаться к этим условиям. В условиях переходного состояния политические лидеры делают толпу своей социальной базой и добиваются её безоговорочной поддержки. В этом смысле они выступают как популистские лидеры, стремящиеся выражать реальные нужды широких масс, которые втягиваются в политику. Но ориентация на сиюминутные интересы толпы не позволяет таким лидерам долго поддерживать свой авторитет. Они прибегают к обещаниям и демагогии, используя какую-то идею, упрощая суть проблемы и создавая образ конкретного виновника всех бед населения. Тем самым они предлагают простое и быстрое решение всех проблем;

3) политико-культурная ориентация лидеров на власть как главную ценность служит проявлением их эгоцентризма. Они ориентируют власть на себя, на удовлетворение своих личных потребностей. Это следствие того, что политика в России никогда не была профессией.

 

 

Лекция 15. Политическое сознание

 

1. Политическое сознание: сущность, структура, функции.

2. Политическая идеология: специфика, структура, типы, функции.

3. Основные политические идеологии.

 

1. Политическое сознание – это система теоретических и обыденных знаний, оценок, настроений и чувств, посредством которых происходит осознание сферы политики социальными субъектами. Оно есть результат и процесс отражения, освоения политической реальности с учетом социальных интересов людей.

Содержание политического сознания: политические идеи, теории, взгляды, интересы, настроения, чувства. Основу политического сознания составляют установки, ориентации, ценности, стереотипы, которые относятся к политической власти и властным отношениям, государственному управлению, таким категориям, как свобода, справедливость, демократия и т.п.

В структуре политического сознания выделяют уровни и формы.

Уровни политического сознания:

1) теоретический: формируется определенными социальными группами на основе целенаправленного исследования политических процессов. Это уровень концепций, идей, теорий.

Черты теоретического уровня: целостность, систематизированность представленного в нём знания, способность к прогнозированию.

Способ выражения теоретического уровня - политическая идеология.

2) обыденный: формируется на базе жизненного опыта людей. Это уровень настроений, чувств, эмоций.

Черты обыденного уровня: противоречивость, отрывочность, несистематичность, повышенная эмоциональность представленного в нем знания.

Способ выражения политического сознания на данном уровне - политическая психология.

Формы политического сознания:

-массовое политическое сознание – мифологично, легко поддается манипулированию; носитель – масса;

- групповое политическое сознание – идеология, носитель – политические партии и другие организации;

- индивидуальное политическое сознание; носитель – отдельный индивид.

Политическое самосознание – это осознание себя в политике как самостоятельного субъекта-деятеля, целостная оценка своей роли, целей, интересов, идеалов, мотивов и всего своего поведения.

Функции политического сознания:

1) познавательная: представляет знание об окружающей политической действительности;

2) оценочная: дает оценку политическим событиям;

3) регулятивная: дает ориентации для политического участия;

4) интегрирующая: способствует объединению социальных групп в общество на базе общих установок, идей;

5) прогностическая: создает основу для предвидения политических процессов;

6) нормативная: создает общепринятый образ будущего.

 

2. Одной из форм политического сознания является политическая идеология.

Идеология – это утверждения ценностей и фактов, актуальных для конкретной социальной группы, индивида и выражающих их интересы.

Политическая идеология – мировоззренческая основа политики. Исходным пунктом идеологии является идея, которая развивается в определенной интеллектуальной среде, воздействует на общественное сознание и порождает массовые политические движения.

Особенности идеологии:

1) теоретическая оформленность и претензия на научность;

2) целостность, систематичность представленного в ней знания;

3) появление на свет в результате деятельности идеологов;

4) стремление к переделке мира и человека;

5) обусловленность интересами различных социальных групп;

6) апелляция к целям и ценностям общественной жизни.

Компоненты идеологии:

1) объяснение действительности – истории, современности, механизма развития общества;

2) формулировка основных ценностей и идеалов, которые должны быть положены в основу социальной практики;

3) формулировка программы действий.

Идеология всегда ориентирована на массовое сознание, поэтому она должна иметь доступную и привлекательную форму.

Типы идеологии:

- правые идеологии связывают идею прогресса с обществом, основанным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственности и предпринимательства (от либерально-демократических идеологий до ультраправых - фашизма, расизма);

- левые видят социальный прогресс в постоянном преобразовании общества в направлении достижения равенства и социальной справедливости. Коммунисты отдают предпочтение радикальным способам преобразования общества, предполагают достижение равенства и справедливости в условиях планово-организованной экономики, приоритета общественной собственности. Социалисты и социал-демократы негативно относятся к идее использования революционных средств изменения и предпочитают реформы. Равенство и справедливость они трактуют не как равенство результатов, а как равенство «стартов», т.е. создание примерно равных социальных возможностей для индивидов, вступающих в самостоятельную жизнь.

Функции идеологии:

· целеобразующая: формулировка целей общественного развития;

· программно-практическая: перевод теории в практику – разработка конкретных программ, средств, методов достижения власти и её использования;

· интегративная: сплочение, формирование единства социальной группы;

· мотивирующая: побуждение людей к деятельности.

 

3. Либерализм – учение и общественно-политическое течение, провозглашающее свободу личности и другие гражданские и политические права индивида и ограничение сфер деятельности государства.

Появляется в 17-18 веках. Первыми теоретиками либерализма являются А.Смит, Дж. Локк.

Исходная идея либерализма – признание безусловной свободы индивида во всех возможных формах: гражданской, политической, религиозной, нравственной.

Основные принципы либерализма:

- отдельный индивид первичнее и реальнее, чем общество и его институты; его потребности и права важнее любых коллективных прав и интересов;

- все свои законы и ценности человек создает сам;

- человек индивидуально свободен и ответственен перед своей свободой, в основе личной свободы и ответственности лежит частная собственность;

- естественные права и свободы личности (на жизнь, свободу и частную собственность) священны и неотчуждаемы;

- идея гражданского общества как общества экономического, основанного на частной собственности и рынке и независимого от государства и политических институтов;

- государство должно быть правовым;

- сильная политика должна противостоять возросшей роли государства и выражать интересы и настроения гражданского общества;

- стремление к укреплению парламентских процедур, ориентация на всеобщность и обязательность законов, разделение властей;

- управлять обществом должна политическая элита.

Неолиберализм (возникает в первой половине 20 века) утверждает:

- необходимость расширения социальных функций государства и границ его вмешательства в экономическую и социальную сферы;

- требование социальной ответственности бизнеса;

- отказ от крайнего индивидуализма;

- перераспределение материальных благ (через систему налогов и государственных социальных программ) в пользу низших слоев общества;

- консенсус всех политических сил как сущность политики;

- важнейшие достоинства политической системы – справедливость, связанность государства правом, ориентация правительства на моральные принципы и ценности, участие масс в политическом процессе, конкуренция элит.

Главный смысл неолиберализма: государство должно ограждать личность от негативных последствий функционирования рыночной системы.

Консерватизм – идейно-политическое течение, ориентирующееся на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, особенно её ценностных устоев, воплощенных в семье, нации, религии, собственности.

Возник в конце 18 века. Родоначальник – Э.Бёрк.

Стержневые понятия – «порядок», «власть», «традиция».

Основные принципы и идеи:

- общество – это система норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих корнями в историю;

- приоритет преемственности над инновациями;

- признание иерархичности человеческого общества, привилегий слоев;

- свобода и равенство несовместимы;

- ориентация на государственный авторитет;

- частная собственность – гарант личной свободы и социального порядка;

- идея национального величия;

- идея отказа от активного политического вмешательства в общественную жизнь;

- пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти.

Принципы консерватизма реализуются в программах Республиканской партии США (Р.Рейган, Дж. Буш), Консервативной партии Великобритании (М.Тэтчер), Либерально-демократической партии Японии.

В середине 70-х годов 20 века сформировался неоконсерватизм, который провозгласил:

– в сфере экономики: свертывание государственного вмешательства, целесообразное использование механизмов рыночной конкуренции. Свободное предпринимательство, стихия рынка («невидимая рука») способны без широкого государственного регулирования обеспечить нормальный ход воспроизводства;

– в сфере социальной политики: сокращение государственных социальных программ, которые, по мнению неоконсерваторов, нарушают естественное неравенство, приводят к социальному выравниванию. Необходимый минимум социальных программ нужно реализовывать через церковь, филантропические организации, общества милосердия;

– в сфере политики: государство должно быть сильным и выступать стабилизирующим фактором, политическим гарантом существующей системы; обществом должна управлять элита, власть которой базируется на авторитете; элита образуется по принципу личных заслуг.

Социал-демократизм уходит корнями в массовое рабочее движение конца 19 века.

Доктрина современной социал-демократии была сформулирована в 1951 году в концепции «демократического социализма». Согласно данной концепции:

- главными ценностями являются свобода, справедливость, солидарность;

- реализовать эти ценности можно посредством экономической, политической и духовной демократии:

· экономическая демократия предполагает смешанную экономику, использование рыночных отношений; сохранение экономической и социальной активности государства; необходимо ограничить влияние крупного капитала, расширить права трудящихся в управлении;

· политическая демократия подразумевает многопартийность, свободу деятельности оппозиции, возможность пребывания у власти нескольких политических партий, их сменяемость в результате выборов, идею правового государства, прав и свобод личности;

· социальная демократия – это система институтов, гарантирующих реализацию социальных ценностей (системы пенсионного обеспечения, страхования при безработице, помощь семье, здравоохранения и т.п.);

- социализм – это процесс постоянного движения в сторону реализации названных ценностей.

На практике концепция «демократического социализма» была успешно реализована в Швеции, Австрии, Швейцарии, Норвегии.

Фашизм как идеология имеет следующие черты:

– безусловная доминанта национального интереса над какими-либо иными;

– утверждение особой миссии данного народа в создании справедливого порядка либо во всём мире, либо в сфере интересов данного народа;

– отвержение демократической системы государственного устройства в пользу сильной диктаторской власти, которая в интересах нации обеспечивает справедливый порядок и гарантирует благополучие всем слоям населения;

– установление особого национального комплекса нравственных принципов, решительное отрицание общечеловеческих моральных норм;

– утверждение принципа использования силы для подавления инакомыслия и сопротивления установленному порядку;

– обращение к обыденным интересам простых людей и обозначение в зависимости от ситуации национального противника;

– культ харизматического вождя, который наделяется чертами прозорливости, безусловной преданности национальным интересам, решительностью, неподкупностью и чувством безусловной справедливости в рамках национального кодекса нравственных принципов.

 

 

Лекция 16. Политическая психология и политическое поведение

 

1. Политическая психология

2. Политическое поведение, его типы и формы.

 

1. Политическая психология – это совокупность духовных образований, которые содержат в основном эмоционально-чувственные ощущения и представления людей о политических явлениях. Эти ощущения и представления складываются в процессе взаимодействия людей с институтами власти, являются результатом политического поведения.

Соответственно всё это представляет предмет изучения политической психологии как науки. В этом аспекте политическая психология изучает психологические аспекты политических отношений и политической деятельности. Выделяют 4 круга проблем политической психологии:

1) анализ психологии личности в политике как лидеров, так и рядовых участников;

2) анализ психологии малой группы, включая психологические механизмы действий различных элитных групп, фракций, групп давления и т.п. К нему относятся формальные и неформальные отношения лидера с ближайшим окружением; психология взаимоотношений внутри малой группы и её связей с внешним окружением; психология принятия решений в группе и т.п.;

3) анализ психологии больших социальных групп (классы, страты, слои населения) и национально-этнических общностей (племена, нации, народности). Здесь речь идет о политико-психологических механизмах крупномасштабного давления больших «групп интересов» на принятие политических решений (политические забастовки, этнические и межэтнические конфликты и т.п.);

4) анализ психологии масс и массовых политических настроений. Здесь анализируются проблемы массовых политических организаций и движений. Важная роль принадлежит массовым психологическим явлениям: поведение толпы, массовая паника и агрессия и т.п.

Психика как внутренняя сторона политической деятельности состоит из трех основных блоков:

· политическое восприятие – восприятие политики как таковой и восприятие политической информации. Политическое восприятие зависит от политического сознания, самосознания и политической культуры. Оно избирательно.

· политическое мышление – осмысление воспринятой политической информации и принятие политических решений. Это форма сознательного отражения человеком процессов и явлений окружающей политической реальности в виде суждений, выводов, решений и умозаключений. Политическое мышление включает в себя и эмоционально-оценочные механизмы. Содержание политического мышления определяется не столько логическими механизмами, сколько установками, целями и ценностями, которые формируются политическим сознанием и политической культурой. Политическое мышление оперирует образами, мифами, верованиями и т.п.

· политические эмоции, чувства и аффекты – эмоциональная оценка выводов политического мышления.

Психологические факторы, мотивирующие включение человека в политику:

- инстинкты (самосохранение, жестокость, насилие, агрессия, солидарность);

- навыки (определенные умения, которые требуются для выполнения своих ролей и функций любым участником политического процесса; привычки, образующиеся у граждан в определенной политической культуре; стереотипы, являющиеся следствием повторения определенных политических действий и упрощающие принятие решений);

- разумная деятельность, характеризующаяся выраженным целеполаганием.

Большую роль в политике играет иррациональное или бессознательное начало. Оно обычно вызывает специфические формы поведения (стихийное массовое поведение).

 

2. Политическое поведение – совокупность реакций социальных субъектов на деятельность политической системы. Это форма участия личности, социальной общности людей в осуществлении политической власти, защите своих политических интересов.

Высший уровень политического поведения характеризует профессионалов-политиков, прежде всего политических лидеров общества. Средний уровень – активистов политических партий, функционеров политических организаций. Низший уровень характерен для рядовых граждан: их политическое поведение достаточно ограничено, не слишком активно и носит эпизодический характер.

Политическое поведение существует в двух формах: политическое участие (политическое действие) и абсентеизм (политическое бездействие).

Политическое участие – это влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.

К политическому участию относятся:

- действия по делегированию полномочий (электоральное поведение);

- активная деятельность, направленная на поддержку кандидатов политических партий;

- посещение митингов и демонстраций;

- участие в деятельности политических партий и групп интересов.

Типы политического участия (по А.Маршу):

- ортодоксальное политическое поведение - действия, обеспечивающие устойчивое функционирование политической системы, требования, предъявляемые к ней в законной форме (обычная политика, голосование, лобби, петиции и т.п.);

- неортодоксальное политическое поведение – действия, несанкционированные законом или направленные против политической системы (протестное поведение);

- политические преступления – политическая деятельность с использованием нелегитимного насилия (незаконные демонстрации, захват заложников, терроризм и т.п.).

Типы политического участия (по Милбрайту):

- конвенциональное (приемлемое): активное (предвыборная активность, участие в выборных органах, участие в политических партиях, лобби),

пассивное (голосование, повиновение закону);

- неконвенциональное (неприемлемое): активное (насилие, терроризм, подкуп должностных лиц) и пассивное (пренебрежение к закону, нарушение закона).

Политическое участие также может быть: автономным (свободная добровольная деятельность индивида, преследующего личные или групповые интересы) и мобилизационным (имеющим принудительный характер и направленным исключительно на поддержку политической системы).

Политический протест – открытая демонстрация негативного отношения к политической системе в целом, её отдельным элементам, нормам, ценностям, решениям.

Абсентеизм - одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующей формы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей.

Терроризм – мотивированное насилие с политическими целями.

Электоральное поведение- вид политического поведения, связанный с делегированием властных полномочий, передачей политическому субъекту (лидеру) воли граждан, форма выражения их предпочтений и интересов и участия в управлении государством.

Основные мотивы политического участия или неучастия:

1) мотив интереса и привлекательности политики как сферы деятельности;

2) познавательные мотивы. Политическая система дает человеку устойчивую картину мира;

3) мотив власти над людьми;

4) идеологические мотивы. Это устойчивые мотивы, основанные на совпадении собственных ценностей человека, его идейных позиций с идеологическими ценностями политической системы. Побуждаемый такими мотивами человек участвует в политике для того, чтобы реализовать свои идейные ценности;

5) мотив преобразования мира. Связан с пониманием несовершенства окружающего мира и стремлением улучшить его;

6) традиционные мотивы. Часто люди участвуют в политике потому, что так принято в их местности, среди их родственников, друзей или знакомых;

7) меркантильные мотивы. Политика как способ заработать;

8) ложные псевдомотивы. Формируются активно пропагандой.

Особенности политического поведения и участия в современной России:

1) отсутствие богатого опыта политического участия и влияния на процесс выработки и принятия политических решений;

2) абсентеизм, обусловленный недоверием к политическим партиям, политике в целом, отсутствием электоральной культуры;

3) массовые акции протеста преследуют в основном экономические цели;

4) электоральная форма политического участия - практически единственный способ включения в политику;

5) отсутствие у значительной части избирателей устойчивой партийной идентификации.

 

Лекция 17. Политическая культура.

 

1. Политическая культура: понятие, структура, функции.

2. Типология политических культур.

3. Особенности политических культур западного и восточного типа.

4. Российская политическая культура.

 

1. Термин «политическая культура» ввел в научный оборот Гердер в 18 в.

В политическую науку он был введен американским политологом Г.Алмондом в 1956 г. Его концепция политической культуры считается сегодня базовой. Суть этой концепции:

- политическая культура – совокупность ориентаций на политическую деятельность;

- политическая культура – это структура ориентаций, в которую включены: знания о политической системе, ее ролях, функциях, решениях и действиях; чувства относительно политической системы, суждения, мнения и представления о политической системе.

Политическая культура – это система сложившихся в обществе моделей политического поведения, а также сложившихся в общественном сознании представлений о политике и способов объяснения явлений и процессов политической жизни.

Содержание понятия «политическая культура» включает весь исторический опыт, память социальных общностей и отдельных индивидов в сфере политики, их ориентации и навыки, влияющие на политическое поведение.

Характерные черты политической культуры:

1) фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи, отношения между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;

2) является продуктом естественноисторического развития общества;

3) имеет тотальный характер: политические отношения пронизаны политической культурой;

4) характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.

 

Базовая структура политической культуры:

- познавательная ориентация, включающая знания о политической системе, принятых в ней ролях и их исполнителях, особенностях функционирования;

- эмоциональная ориентация, отражающая чувства субъекта к политической системе, её функциям, участникам и их деятельности;

- оценочная ориентация, выражающая личное отношение субъекта к политической системе и её отдельным компонентам.

Кроме того, в структуру политической культуры входят:

- культура политического сознания (политические представления и убеждения, политические ценности, традиции, обычаи, нормы, политические установки);

- культура политического поведения (культура политической деятельности и политического участия);

- культура функционирования политических институтов (культура электорального процесса, культура принятия и реализации политических решений, культура восприятия и регулирования социально-политических конфликтов).

Субъектом политической культуры может быть индивид, партия, группа, регион, население страны в целом.

Политическая культура, как и всякая другая, передается от поколения к поколению; самым главным её выражением является политическое поведение людей.

Функции политической культуры:

1) идентификация: политическая культура позволяет человеку осознать свою принадлежность к определенному государству, политическому сообществу;

2) ориентация: политическая культура предоставляет человеку возможность ориентироваться в политических событиях, понимать их смысл;

3) адаптация или приспособление к изменяющимся политическим условиям;

4) социализация: благодаря политической культуре происходит приобщение человека к навыкам политического поведения;

5) интеграция: политическая культура позволяет различным гражданам сосуществовать в рамках определенного политического образования, сохранять целостность общества и государства;

6) коммуникация: политическая культура обеспечивает взаимодействия субъектов и политических институтов на основе использования общепринятой терминологии, символики, стереотипов.

 

2. Типы политических культур (типология Г.Алмонда и С.Вербы):

1) патриархальная политическая культура характеризуется ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода). У граждан отсутствует какой-либо интерес к политической системе, от них требуется подчинение на основе следования традициям. Власть поддерживается религиозными авторитетами и родоплеменной аристократией. В таком обществе человек не волен выбирать себе политические ценности. Он оказывается полностью подчиненным порядку, традиции, официально установленной религиозной вере. Интерес индивида к политике приглушен, политических партий нет. Влиятельны субкультуры, первостепенное значение для человека имеют родоплеменные, клановые, общинные социальные связи. Общесоциальная политическая культура часто поддерживается властью. Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура представлена наслоением местных субкультур;

2) подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе. Человек в такой культуре ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Такая культура существует в странах с оформившейся социально-классовой структурой. Но общественные группы, за исключением правящей,

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Общие сведения об элементах цепи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.46 сек.