Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование информационных процессов




Вопросы правового регулирования в сфере информационных тех­нологий (в т. ч. электронного документооборота) отражены в следу­ющих основных нормативно-правовых актах действующего россий­ского законодательства федерального уровня:

♦ Конституция Российской Федерации;

♦ Гражданский кодекс Российской Федерации;

♦ Уголовный кодекс Российской Федерации;

♦ Бюджетный кодекс Российской Федерации;

♦ Федеральный закон № 24-ФЗ от 20 февраля 1995 года «Об ин­формации, информатизации и защите информации»;

♦ Федеральный закон № 1-ФЗ от 10 января 2002 года «Об электронной цифровой подписи»;

♦ Федеральный закон № 126-ФЗ от 7 июля 2003 года «О связи»;

♦ Федеральный закон № 85-ФЗ от 4 июля 1996 года «Об участии в международном информационном обмене»;

♦ Федеральный закон № 3523-1 от 23 сентября 1992 года «О пра­вовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;

♦ Федеральный закон № 5351-1 от 9 июля 1993 года «Об авторском праве и смежных правах»;

♦ Федеральный закон № 2124-1 от 27 декабря 1991 года «О сред­ствах массовой информации»;

♦ Федеральный закон № 5485-1 от 21 июля 1993 года «О государ­ственной тайне»;

♦ Федеральный закон № 77-ФЗ от 29 декабря 1994 года «Об обяза­тельном экземпляре документов».

Могут быть выбраны следующие направления совершенствования действующего законодательства в области информатизации:

♦ систематизация и кодификация действующей нормативной базы;

♦ создание единой терминологической базы нормативных доку­ментов, регулирующих отношения в области информатизации;

♦ устранение противоречий с федеральными законами, выявление неэффективных законотворческих норм в законодательстве;

♦ разработка нормативной базы для работы с персональными дан­ными;

♦ разработка нормативного обеспечения взаимодействия граждан с органами власти;

♦ разработка регламентов взаимодействия различных информа­ционных систем.

Рассмотрим общие вопросы оценки эффективности внедрения ин­формационных технологий государственного и муниципального управ­ления.

Эффективность функционирования системы государственного регулирования может быть определена по следующим направлениям:

♦ взаимодействие с гражданами и предприятиями;

♦ внутренняя работа учреждения;

♦ взаимодействия органов власти между собой.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий позво­ляет повысить эффективность взаимодействия граждан и организаций с органом государственной власти. Достоверная, оперативная, полная и актуальная информация о деятельности органов власти раз­мещается на веб-сайте. Это позволяет существенно упростить гражданам процесс поиска требуемой информации, снизить затраты времени Государственных служащих на разъяснения, а также уменьшить коли­чество ошибок. Так, в Федеральной налоговой службе РФ объем информации, поступающей от юридических лиц, составляет около 800 млн листов в год, трудозатраты на ввод этих данных составляют 3,2 млн человеко-дней. Автоматизация сбора и учета налоговых по­ступлений обеспечит как минимум 50 %-ное сокращение трудоза­трат.

Кроме того, граждане и организации должны иметь возможности посредством Интернета делать запросы и получать справки, переда­вать в органы государственного управления предусмотренную зако­ном отчетность. При этом отслеживается состояние запросов.

Например, внедряемая в Федеральной таможенной службе РФ си­стема электронного декларирования грузов позволяет импортерам за­полнять таможенные декларации в электронном виде. В результате среднее время оформления импортируемых грузов на границе сокра­щается с нескольких часов до 18 минут [20].

На основе информационных и телекоммуникационных технологий возможна реализация так называемого «принципа одного окна», который предполагает наличие одной точки входа для взаимодействия с органами власти всех уровней.

Прямой экономический эффект от внедрения информационных и телекоммуникационных технологий связан:

♦ с высвобождением площадей, затрачиваемых ранее на хранение документов;

♦ с сокращением числа сотрудников при росте объема работ с до­кументами;

♦ с сокращением времени выполнения бизнес-процессов органов государственного и муниципального управления (связанным, в частности, с экономией времени на операциях с документами).

В России только обработкой документов занято около 400 тыс. госслужащих, временные затраты граждан на ходьбу по инстанциям составляют от 3 до 4 млрд человеко-часов в год, а каждый документ копируется до 20 раз. Применение информационных технологий по­зволит экономить до 30 млрд руб. в год [20].

Федеральная целевая программа "Электронная Россия"

Проект ФЦП " Электронная Россия" был одобрен на заседании Правительства РФ 5 июля 2001.

Несмотря на высокие темпы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в последнее десятилетие, Россия не смогла сократить отставание от промышленно развитых стран в уровне информатизации экономики и общества. Негативными факторами, сдерживающими этот процесс являются:

• несовершенная нормативная правовая база, разрабатывавшаяся без учета возможностей современных ИКТ;

• недостаточное развитие ИКТ в области государственного управления;

• отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынков товаров и услуг, в том числе в сфере электронной торговли;

• недостаточный уровень подготовки кадров в области создания и использования ИКТ;

• барьеры, возникающие из-за недостатков в регулировании экономической деятельности при выходе российских предприятий и других организаций сферы ИКТ на российский и мировой рынки;

• высокий уровень монополизации сетей связи, создающий барьеры на пути их использования и приводящий к перекосам в тарифной политике.

Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 гг.)" должна обеспечить формирование нормативной правовой базы в сфере ИКТ, развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры. Также она должна сформировать условия для подключения к открытым информационным системам (в том числе посредством сети Интернет), а также обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого внедрения ИКТ.

Реализация программы позволит:

- эффективно использовать интеллектуальный и кадровый потенциал России в сфере ИКТ;

- обеспечить гармоничное вхождение России в мировую экономику на основе кооперации и информационной открытости;

- преодолеть отставание России от развитых стран в уровне использования и развития ИКТ;

- обеспечить равноправное вхождение граждан России в глобальное информационное сообщество на основе соблюдения прав человека, в том числе права на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, а также права на обеспечение конфиденциальности любой охраняемой законом информации, имеющейся в информационных системах.

Направления реализации программы:

¨ сформировать эффективную нормативную правовую базу в сфере информационных компьютерных технологий (ИКТ), регулирующую, в том числе, вопросы обеспечения информационной безопасности и реализации прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации;

¨ повысить эффективность взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления как между собой, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами на основе использования современных ИКТ;

¨ обеспечить условия для повышения эффективности и более широкого использования ИКТ в экономической и социальной сфере;

¨ повысить уровень подготовки и переподготовки кадров за счет совершенствования образования на базе ИКТ;

¨ содействовать развитию независимых средств массовой информации посредством стимулирования внедрения ИКТ в их деятельность;

¨ содействовать развитию телекоммуникационной инфраструктуры и возможностей подключения к открытым информационным системам для граждан и хозяйствующих субъектов, а также существенно повысить качество предоставляемых услуг в этой области;

¨ сформировать единую информационную и телекоммуникационную инфраструктуру, необходимую для совершенствования работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий и других организаций;

¨ сформировать условия, необходимые для широкого использования на товарных рынках России механизмов электронной торговли, способствующих ускорению продвижения товаров (услуг), поддержанию стабильного воспроизводства, удовлетворению нужд потребителей и повышению эффективности управления поставками продукции для федеральных государственных нужд.

Таким образом, в результате создания эффективной системы правового регулирования, функционирования единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, совершенствования системы государственного управления и подготовки кадров в сфере ИКТ будут сформированы предпосылки для структурной перестройки экономики России.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.