Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурология как поздний этап развития гуманитарных наук




Впервые термин «культурология» как название особой науки, предметом исследования которой была бы культура, предложен немецким химиком и философом В. Оствальдом в 1909 году.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА: ФОРМИРОВАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

Культурология (от латинского «cultura» и греческого «logia» — «наука») — наука, изучающая культуру как целостную систему, исследующая все многообразие культурных явлений и связей между ними, стремящаяся дать научное описание различных форм культуры.

Культурология стала формироваться в сфере гуманитарного знания в XX веке, хотя еще в XIX веке английский религиовед и антрополог Э. Б. Тайлор выдвинул идею создания особой «науки о культуре» (a science of the culture).

ТАЙЛОР Эдуард Бернетт (1832-1917) — английский этнограф, исследователь первобытной культуры и религии. Явился, вместе с Г. Спенсером, одним из основоположников эволюционистской школы в изучении истории культуры и в этнографии. Историю культуры Тайлор рассматривал как процесс поступательного развития, совершенствования различных форм культуры. Ввел в науку понятие «пережитков», которые являются остатками культур прошлого и позволяют проследить эволюцию культуры. Развитые религии (иудаизм, христианство, ислам и т. д.) Тайлор считал результатом эволюции, начавшейся с первобытного религиозного анимизма ( от лат. «anima» — «душа») — веры в существование душ и духов как чего-то отличного от тела.

 

Однако широко использоваться данный термин стал благодаря американскому антропологу Л. А. Уайту.

УАЙТ Лесли Алвин (1900-1975) — американский антрополог и культуролог, один из создателей современ¬ной культурологической науки. Сделал широко известным среди ученых-гуманитариев термин «культурология». Уайт рассматривал культуру как сложную и постоянно изменяющуюся систему, развитие которой происходит за счет накопления и использования энергии. Выделил и описал технологическую, социальную и идеологическую подсистемы культуры. Изучение проблем развития культуры привело Уайта к попытке возродить некоторые идеи эволюционизма XIX века. Уайт стал создателем нового направления в культурантропологии — неоэволюционизма (школы Уайта).

Именно Уайт (начиная с 1939 года) стал понимать культурологию как принципиально новый путь изучения культуры. Путь, ведущий от частных наук, специализирующихся на рассмотрении отдельных аспектов и форм культуры, к целостному исследованию культуры.

Культурология является поздним этапом развития гуманитарных наук в рамках западной цивилизации. Она — плод многовековой западной (иногда говорят «средиземноморс¬кой») гуманитарной традиции.

 

Основы этой традиции были заложены в Древней Греции (Элладе), где сформировалась «пайдейя» (paideia) – система образования и воспитания, которая должна была вложить в человека знания и душевные свойства, достойные свободного гражданина (в противоположность рабу) и образованного эллина (в противоположность варвару). При этом уделялось равное внимание как развитию тела («гимнастическое» воспитание), так и развитию духа и разума («мусическое» воспитание). В последнем случае главными предметами изучения были поэзия, музыка, красноречие и философия, в которую входили элементы научных знаний о человеке и мире.

 

В эпоху поздней античности, у древних римлян, «ПАЙДЕЙЯ», развиваясь и со-вершенствуясь, превратилась в обучение «благородным искусствам» (artes optimae), или «свободным искусствам» (artes liberates). Они включали в себя грамматику, риторику (искусство красноречия), философию, естественнонаучные знания (по математике и астрономии).

 

«Свободные искусства» продолжали преподаваться в школах и университетах средневековой Европы (V—XVI вв. н. э.), однако уже в религиозно-культурной среде, весьма отличной от греко-римской античности. Господствовавшая в средние века христианская Церковь подчинила образование и науку богословию, впрочем, сохраняя и развивая науки как пути познания Божиих замыслов о человеке и вселенной.

Эпоха Возрождения (XIV—XVI века) пыталась восстановить античное понимание мира, вновь поставив в его центре не столько Бога, сколько человека. Поэтому культура Возрождения базировалась на идеале «гуманизма», то есть «человечности» (от лат. humanitas), направленного на полную реализацию всех способностей человека в науке, искусстве, общественной жизни.

В эту же эпоху началось систематическое научное исследование культуры прошлого, прежде всего античной культуры. Коллекционирование и изучение древних рукописей, памятников скульптуры и архитектуры, интерес к античной истории, философии, мифологии стали основой того, что мы сегодня называем гуманитарными науками.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.