Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. Человек и культура




Лекция 4. Типология культуры.

В европейской научной мысли. Основные

Лекция 3. Развитие представлений о культуре

Лекция 2. Сущность и функции культуры.

Лекция 1. Культурология в системе гуманитарного знания

МИИТ), 2010

М.: МИИТ. 2010. - 100 с.

 

Курс лекций по культурологии представляет собой теоретическое изложение актуальных проблем культурологической мысли и написан в соответствии с требованиями общеобразовательного государственного стандарта. Особое внимание в курсе лекций уделяется дискуссионным проблемам курса: структуре и составу культурологического знания; историко-философским представлениям о культуре в европейской традиции конца XIX – XX в.в.; рассмотрению сущности и функций культуры; типологии культуры, проблеме человека и др.

В курсе лекций раскрывается роль научно-методологических принципов познания проблем культуры, их значимость для объективного рассмотрения философско-культурологических проблем, их благотворное влияние на формирование научного мировоззрения будущих специалистов.

 

 

Рецензенты: к.ф.н., доцент Андрияш Г.С. (МИИТ).

д.ф.н., профессор Некрасов С.И. (МГТУ гражданской авиации)

 

 

© Московский государственный университет путей сообщения


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ………………………………………………………. 4

 

1. Становление культурологии как науки…………………..………….…. 4

2. Предмет и задачи культурологии…………………………..………….. 10

3. Структура культурологии………………………………….………….... 12

 

 

1. Эволюция термина «культура» как выражение сложности

самого феномена.……………………………………………….………. 15

2. Многомерность культуры и многообразие подходов к

определению ее сущности…………………………………………..….. 18

3. Культура как специфический способ жизни человека и ее

основные функции…………………………………….………………... 20

4. Культура и природа……………………………………………….……. 25

 

 

концепции культуры конца ХIХ – ХХ вв …………… 28

1. Эволюционистская концепция культуры Э. Тайлора……………… 32

2. Концепция культурно-исторических типов

Н.Я.Данилевского…………………………………………………….. 36

3. Концепция «замкнутых культур» О. Шпенглера……………............ 41

4. Концепция «географического детерминизма» или теория

«Вызова - Ответа» А. Тойнби……………………………..………….. 46

5. Религиозная концепция культуры или теория

«Осевого времени» К. Ясперса…………………………..………...… 50

6. Игровая концепция культуры Й. Хейзинги и

Х. Ортега-и-Гассета………………….……………………………….. 53

7. Психоаналитическая концепция культуры З. Фрейда………..…….. 59

8. Аналитическая концепция культуры К.-Г. Юнга………….……….. 63

9. Социальная концепция культуры Э. Фромма……………….……... 68

10. Теория этногенеза Л.Н. Гумилёва……………………….…………... 71

1. Понятия "тип", "типология"…………………………..…………....... 77

2. Историческая типология культуры…………………………….……. 79

3. Локально-типологическое рассмотрение культуры……................... 83

4. Современные подходы к типологии культуры…………................... 86

1. Человек как субъект и объект культуры…………………………….. 91

2. Основные этапы инкультурации и становление

индивидуальной культуры человека…………………..…………... 99

3. Понятие культурно-исторического типа человека и

личностные образцы разных эпох в истории

европейской культуры……………………………………..………. 100

ПРЕДИСЛОВИЕ

Характерной особенностью научной и педагогической жизни современной России является ее идеологическое раскрепощение: интенсификация ряда научных направлений, которые опираются на общечеловеческие ценности и активно отзываются на глобальные проблемы современного общества, на потребности развития личности в современном мире. К таким наукам относится целый ряд гуманитарных дисциплин, которые несколько лет назад были введены в систему высшего профессионального образования в качестве обязательных. Эти учебные дисциплины призваны обеспечить подготовку специалистов, способных решать не только узкоутилитарные задачи в пределах усвоенного за время обучения в вузе комплекса знаний и навыков, но и творчески применять эти знания в постоянно усложняющемся мире, повышать свой образовательный уровень с учетом быстро меняющегося научного потенциала общества.

Культурология как учебная дисциплина призвана дать современным студентам представление о культуре в единстве всех ее сторон, сформировать у них общую картину развития культуры человечества, помочь студентам уяснить, каковы закономерности в изменении культуры общества и принципы функционирования культурных систем в каждом конкретном обществе. Важной задачей культурологии является и систематизация основных теоретических подходов в исследовании культуры, основных направлений в современной культурологии.

Однако все эти многомерные задачи осложняются тем, что к настоящему времени культурология еще не выработала единого понятийного аппарата, единой теоретической схемы, позволяющей в строго однозначной и логически упорядоченной форме отразить ее содержание. Такая ситуация является естественной, поскольку культура представляет собой очень сложный, многоаспектный и многоуровневый, внутренне противоречивый феномен, которому невозможно дать цельное и однозначное описание за столь короткий период времени. Но перед преподавателями и студентами стоит объективно сложная проблема разобраться в формирующемся культурологическом знании.

Все указанные сложности определяют необходимость в настоящий момент издания разнообразного справочного материала как для студентов, так и для преподавателей: учебников, учебных пособий, методических разработок и программ по курсу культурологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.