Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дискуссии о природе художественного творчества

Психологические основы творческой деятельности

ЛЕКЦИЯ № 10. Культура как творчество

В качестве внутренней группы факторов, определяющей твор­ческую активность, выступает личностно-психическая культура человека: установки, мотивы, запросы, интересы, т. е. то, что выполняет роль побудительных сил интеллектуальной активности. Они в значительной мере влияют и на отношение специалиста к самому поиску, и на практическое осмысление результатов своей деятельности, они побуждают к наиболее полной реализации твор­ческого потенциала. Кроме того, эти установки, интересы, мотивы вызывают постоянное «беспокойство» и «неудовлетворенность», оставляя специалиста в состоянии творчества на протяжении всей жизни. Но вместе с тем неадекватная самооценка, нерешитель­ность, мнительность, слабоволие и т. п. выступают психологиче­скими барьерами на пути реализации творческих способностей. И наоборот, психологическая готовность и способность противо­стоять неблагоприятным организационно-управленческим, поли­тико-идеологическим факторам побуждают к личной реализации и являются показателями достаточно высокого уровня психологи­ческой культуры личности.

Существует много точек зрения на происхождение искусства. Одна из них связана с игровой концепцией культуры и восходит к идеям Ф. Шиллера, И. Канта, Г. Спенсера. Наиболее полно эта точка зрения выражена в книге голландского культуролога Йохана Хейзинги (1872—1945) «Homo Ludens» как опыте опреде­ления нового игрового элемента культуры. Еще Г. Спенсер утвер­ждал, что искусство берет свое начало в тех же импульсах, кото­рые по-буждают к игре. Й. Хейзинга пошел в исследовании игрового элемента дальше. Игра как искусство есть деятельность непринужденно-свободная и творческая. Если игра в ее первоз-61


данном виде присуща ребенку, то игровое начало не только вклю­чено в жизнь отдельного человека, но и в жизнь социума. Элементы игры проявляются в различных ритуалах, обрядах, присутствуют в празднествах, где практически непосредственная веселая игра сливается с самой жизнью. Й. Хейзинга в своей книге показал наличие игрового начала в самых разнообразных проявлениях культуры: праве, философии, науке, религии, осо­бенно останавливаясь на соотношении игры и поэзии, игры и искусства. Игра, по мнению Й. Хейзинги, является критерием оценки всех культурных явлений, в том числе искусства, род­ственного ей по своей природе.

Таким образом, игра рассматривается как импульс возникно­вения искусства, а игровая природа как одна из граней его су­ществования.

Следующая концепция, связанная с генезисом искусства, носит название «имитационной теории». В ней утверждается, что в искусстве проявляется инстинкт подражания. Античный мыслитель Демокрит считал, что искусство возникает из непо­средственного подражания животным (именно в античности появляется термин «мимезис» — подражание). Наблюдая за дей­ствиями животных, насекомых, птиц, люди научились «от паука — ткачеству и штопке, от ласточки — постройке домов, от певчих птиц — лебедя и соловья — пению». Аристотель, рассматривая вопрос «мимезиса», считал, что в искусстве не просто создаются образы реально существующих предметов или явлений, но и за­ложен импульс к сравнению с ними.

Некоторые ученые рассматривают искусство как реализацию «инстинкта украшения», средство полового привлечения (Ч. Дар­вин, О. Вейнигер, К. Грос и др.). По-видимому, это один из воз­можных многочисленных вариантов ответа на вопрос о проис­хождении искусства, ведь нательные украшения и раскраска тела существуют и сегодня в культурах племенных народов.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЛЕКЦИЯ № 9. Молодежная субкультура | ЛЕКЦИЯ № 11. Массовая и элитарная культура
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.