Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ № 22. Статус женщины в Античном мире

Тема отношений между мужчиной и женщиной, в частности тема роли женщины в Античном мире, всегда интересовала и бу­дет интересовать историков. Существует немало исследований различных сторон жизни и деятельности наиболее известных представительниц аристократической элиты, а также простых жительниц античных государств. Так, например, положению жен­щины в Древней Греции посвящены работы И. Блоха «История проституции», Е. Дюпуи, Е. Вардимана, П. Брюле и др.

Е. Вардиман лишь в проституции видит возможность для античной женщины развивать свои способности, быть самостоя­тельной, образованной, т. е. быть личностью («Женщина в Древ­нем мире»).

П. Брюле замечает противоречие, которое заключалось в под­чиненности и зависимости афинской женщины классического периода по отношению к мужчине, ее второстепенной роли в жизни полиса и тем почитанием и фактическим обожествле­нием, которое выразилось в культе Афины — главной богини города.

Здесь также важно отметить появление специальных исследо­ваний Ф. Сартори о роли гетер в политической жизни греков VI—V вв. до н. э.

Немало внимания уделяли культурологическим и общечело­веческим сторонам женского вопроса в Античности. Например, в творчестве Катулла, Аристофана, Плавта, Теренция и других греческих и римских писателей и драматургов неоднократно под­нимались вопросы любви, семьи, женской красоты и характера, поступков. Но при этом нужно учесть, что женщина в их произ­ведениях служила лишь фоном для выражения более глубоких внутренних процессов и событий, происходивших в обществе.

Греческий историк Фукидид оставил обширные повествова­ния о жизни выдающихся людей, но там нет ни одной женской биографии. Женщины появляются лишь на заднем плане — пас­сивные, незначительные, побочные персонажи.


Вопросу о женщинах посвящено произведение архаичной лирики VII в. до н. э. Семонида Аморгского «Поэма о женщинах». Считается, что поэма Семонида — это скорее карикатура или злая сатира на женщин.

Семонид Аморгский описывает 10 женщин, различающихся своим характером, используя в качестве приема сравнение или уподобление характера темпераменту какого-либо животного. Семонид отмечает, что различия между женщинами заложены изначально. Они (различия) не являются результатом влияния социальной среды или каких-либо иных факторов.

В греческой драматургии есть еще один женский образ, кото­рый оценивают как идеал супруги — это Алкестида, пожертвовав­шая жизнью ради мужа. Этот образ отражен в трагедии Еврипида «Алкестида».

Древняя Греция. В классическом греческом полисе (город-го­сударство) ярко выражено доминирование мужского начала. Человек — это всегда мужчина, муж. Женщина не только не зани­мает высокого положения в обществе, но по своему положению всегда несамостоятельна, полностью зависит от мужчины. Она является низшим существом и это положение четко формулирует Аристотель. Отличаясь теми или иными особенностями, в разных полисах положение женщины в целом одинаково.

Женщин в афинском обществе условно можно разделить на две категории:

1) жены и матери граждан, свободнорожденные полноправ­ные женщины; с социальной точки зрения женщины в Афинах вообще не могли считаться гражданками, так как были лише­ны гражданских прав, хотя на уровне обыденного сознания они воспринимались именно в этом качестве. Так, Перикл обращается к ним «супруги и гражданки». По своему статусу эти женщины предназначены для замужества, для законного брака. В Афинах, например, законным признавался только тот брак, в который вступал афинский гражданин и дочь гражда­нина, рожденная, в свою очередь, в законном браке и принад­лежащая к определенному роду и дому. Женщины-супруги не участвовали в общественной жизни. Их роль сводилась к простому продолжению рода: «Жен мы имеем для рождения законных детей и для верной охраны имущества»29, — писал

29 Козьякова М. И. История. Культура. Повседневность. М., 2002. С. 33.


Демосфен. Жены были необразованные, по сути, невежествен­ные, они совершенно не разбирались в вопросах литературы, искусства, философии, политики и пр. Самое главное, что требовалось от них — целомудрие;

2) другая половина женского греческого мира резко отлича­лась от первой. Сюда входили чужестранки, женщины, проис­ходившие из семьи, в которой не был зарегистрирован закон­ный брак. И самая большая часть — «свободные» женщины: гетеры, авлетриды, паллаке, диктериады. Дословный перевод слова «гетера» — «спутница»; так называ­ли женщин, ведущих свободный, независимый образ жизни, но находившихся на содержании мужчин (хотя, по сути дела, жена также находилась на содержании мужчины). Они предназнача­лись для приятного отдыха, праздника, сопровождали и развлека­ли своего господина. Конечно, не все из них достигали высокого уровня. Но те, которые этого добивались, играли заметную роль в общественной и культурной жизни. В целом путь образования и «эмансипации» в Древнем мире был доступен для женщин только этого типа и немыслим для жен. Гетеры имели свой центр, роль которого играл храм Афродиты в Коринфе. Там молодых девушек обучали искусству обхождения, а также музыке, ритори­ке и даже философии.

Авлетриды — это, как правило, чужестранки, профессиональ­но работающие в сфере искусства: танцовщицы, актрисы, музы­кантши. Они зарабатывали на жизнь своими талантами и очень ценились греками. Их выступления оплачивались, особенно когда их приглашали на пиры. После удачного выступления такая женщина могла составить себе приличное состояние. Паллаке — сожительницы — не обладали никакими правами, будучи по ста­тусу чаще всего вольноотпущенницами, а то и рабынями. Самый низкий уровень — дектериады 30 — публичные женщины, продаю­щие себя за деньги. Они могли жить в домах свиданий или вне их, но были одинаково бесправны. Закон относился к ним сурово. Для них существовала масса ограничений: живя в окрестностях города, они не имели права появляться в нем в светлое время суток, им запрещалось заходить в храмы, участвовать в празд­нествах. Греки строго следили за тем, чтобы дектериады не оказа-30 Блох И. История проституции. М., 1994. С. 110.


лись рядом с их женами, беспощадно карая за несоблюдение этих норм (наказание следовало незамедлительно — словом или действием). Они носили определенную одежду, по которой их сразу можно было узнать — костюм из пестрых тканей кричащих тонов, с букетом цветов, надевали белокурые парики, красили волосы.

Вообще, что касается одежды, то греки создали особый тип одежды — драпированный костюм. Он очень прост: прямоугольные куски ткани драпировались на фигуре различными способами, соз­давая сложный и разнообразный ритм складок, выявляющий кра­соту человеческого тела, придающий одежде индивидуальность и пластичность. Самые распространенные виды одежды — хитон и гиматий как для мужчин, так и для женщин.

Мужской хитон состоял из прямоугольного куска ткани разме­ром 1 на 1,8 м, сложенного пополам в долевом направлении и скреп­ленного двумя застежками-фибулами по плечам. Боковые стороны сшивали и подшивали низ. (Неподшитый подол — знак траура или рабства.) Хитон, как правило, был короткий (до колен) и подпо­ясывался одним или двумя поясами. Длинные хитоны носили жрецы, должностные лица, актеры и участники священных игр. У гиматия31 (плаща) — длинного прямого куска ткани (2,9 на 1,8 м) одну заложенную складками полу спускали на грудь с левого плеча, оставшуюся ткань расправляли на спине и пропускали под правой рукой, оставляя правое плечо открытым, затем, уложив ее красивыми складками, перебрасывали через левое плечо на спи­ну. Гиматий — верхняя одежда, однако мужчины (спартанцы) зачастую носили его без хитона, надевая прямо на тело.

Женские хитоны были двух типов: хитон с отворотом — дип-лоидием и широкий ионийский хитон. Первый представлял собой, как и мужской, прямоугольный кусок ткани. Отличие состояло в том, что верхний край отгибался, образуя отворот-ди-плоидий, придающий особую живописность женскому костюму. Диплоидий имел различную длину (до груди, до талии или бедер), украшался вышивкой или делался из ткани другого цвета (в период эллинизма), что подчеркивало изысканность женщи­ны. Хитон подпоясывался один или два раза, а излишек длины

Каминская Н. М. История костюма. М., 1986. С. 82.


образовывал своеобразный напуск — колпос. Спартанские де­вушки не сшивали хитон с правой стороны и получался старин­ный пеплос (прозвище спартанок — голобедрые). Защищаясь от солнца, дождя, нескромных взглядов, а также в знак печали жен­щины покрывали голову диплоидием. Верхней одеждой был гиматий и при выходе на улицу его краем они прикрывали голо­ву. Женщины из бедных сословий носили ту же одежду, однако она была проще, меньше по объему, без пышной драпировки. Ткани не отличались яркими красками и не украшались яркой каймой. Рабыни не носили гиматия, их хитон был короче приня­того в среде свободных женщин.

Что касается причесок, то юноши предпочитали длинные волосы, мужчины в зрелом возрасте — более короткие. Борода считалась признаком мужества. У женщин основным типом при­чески в классическую эпоху был так называемый греческий узел. Спереди разделенные пробором волосы опускались на лоб (высо­кий лоб не считался признаком женской красоты), а на затылке поднимались и собирались в узел, который поддерживался с помощью сеток, шпилек, повязок, зачастую представлявших собой произведения ювелирного искусства. Подчеркивая изящ­ную линию шеи и головы, греческая прическа гармонировала с драпированным костюмом, создавая единый художественный образ. Греки носили преимущественно сандалии, но были и ко­жаные башмаки.

В эпоху эллинизма благородная скромность уходит в прош­лое, господствуют новые вкусы — страсть к дорогим нарядам, украшениям, демонстрации своего богатства. Появляются бога­тые восточные ткани — шелк, хлопок (в классическую эпоху — шерсть и лен), новые виды одежды, способы ее ношения. Общий тип драпированного костюма был воспринят и развит в Риме и сохранялся еще на протяжении нескольких столетий.

Итак, мы видим, что общественная среда накладывала отпе­чаток, определенную специфику на внешний вид греков. Эта взаимообусловленность общества и быта находит выражение в особенностях семейных отношений и брака.

Как утверждал Еврипид, греки первыми из древних народов стали придерживаться принципа единобрачия, полагая, что полигамия — обычай варварский и недостойный благородного


человека. Институт брака по античным представлениям пресле­довал две цели: общественную и частную. Общественная — умно­жение числа граждан, которые будут защищать границы оте­чества. Частная — продолжение рода. Заключение брака являлось моральным долгом граждан перед семьей и государством (к люб­ви брак не имел никакого отношения). В античности брак — это скорее отношения, основанные на разумном выборе партнера (прагма).

В Греции не существовало юридических законов, заставляю­щих мужчин жениться. Однако существовало моральное при­нуждение, например в Афинах холостые мужчины, не выполняв­шие свой долг и не женившиеся, уважением не пользовались. В Спарте к ним относились еще суровее: холостяцкая жизнь вела к частичной утрате гражданских прав, сопровождаясь унижением не только со стороны отдельных граждан, но и со стороны госу­дарства. В частности, холостяки в определенный день (зимой) должны были обнаженными обходить рыночную площадь, распе­вая специальную песнь, в которой признавали свою вину. На них также налагали штрафы. В Спарте в отличие от других полисов разрешались браки с чужестранками, дети, рожденные в них, считались законными наследниками. Но тем не менее юноши предпочитали местных девушек, воспитанных в спартанском духе.

Выбор мужа — право и обязанность опекуна женщины, как пра­вило, им был отец, брат, либо ближайший родственник. Выда­вать замуж разрешалось в 12—15 лет и кровное родство не служи­ло препятствием. Сочетаться браком могли даже дети одного отца. Единственное ограничение — единоутробные дети не дол­жны были вступать в брак. Перед бракосочетанием должно было состояться обручение. Оно являлось важным нормативном актом, так как при этом заключался семейный договор, в котором определялись имущественные отношения и взаимные обязатель­ства сторон. Мужчина, например, обещал не приводить в дом другую женщину, не признавать детей, рожденных вне брака, не наносить обид своей жене. Подобные обязательства принимала на себя и женщина.

Важным вопросом считалось приданое невесты, которое тре­бовалось по обычаю. Собирать его могла не только семья, но


и соседи, родственники, официальные лица. Приданое означало определенный прогресс в эволюции института брака и известную степень эмансипации женщины, приносящей в семью мате­риальные ценности.

Свадьба имела одновременно юридическое и религиозное значение. Невеста в день свадьбы омывалась водой из священно­го источника, ее наряжали и украшали. В присутствии гостей приносили жертвы Богам. Главное действо совершалось в доме отца невесты: он передавал свою дочь молодому человеку и произносил священную фразу о том, что вручает ее мужу. В доме отца начинался пир. Невеста не принимала в нем участия и сидела отдельно в группе своих сверстниц, укрытая покрыва­лом. После пира происходил торжественный переезд в дом мужа. Молодую торжественно подводили к очагу, тем самым посвящая в домашний быт.

Таким образом, выходя замуж, женщина полностью теряла самостоятельность. Она вела замкнутый образ жизни, занималась домашним хозяйством и большую часть времени находилась на женской половине дома — в гинекее. (В Спарте женщина не была заперта в четырех стенах и пользовалась большей свободой, была настоящей хозяйкой.) Только одно исключение давало возмож­ность женщинам показать себя окружающим — религиозный праздник, священная церемония. В бедных семьях женщины вели более открытый образ жизни, иногда даже торговали на агоре. Жизнь за стенами дома не должна была касаться жены, как и поведение собственного мужа вне стен дома.

Древний Рим. В Риме женщины не имели гражданских прав и были формально отстранены от участия в государственных делах. Их положение не было таким приниженным, как в Гре­ции. Римлянки пользовались относительной свободой — могли появляться в обществе, ездить в гости, посещать приемы. Что касается семейной жизни, то им не грозило затворничество на женской половине дома — в Риме не существовало подобного понятия. Обычным являлось участие римских женщин в общест­венной жизни. Они создавали свои женские объединения (на­пример, в Тускуле, в Медиолане), устраивали собрания, обсуж­дали волнующие их темы.

Женщины из высших слоев свободно ориентировались в во­просах политики и способны были энергично защищать свои


права. Они оказывали влияние на политическую жизнь респуб­лики, а позднее и империи: лишенные права участвовать в голо­совании, римлянки агитировали за того или иного кандидата, способствовали принятию тех или иных решений и законов на собраниях, вмешивались в политические интриги. В император­ский период знатные и богатые женщины принимали участие в украшении своего города, сооружая на свои средства храмы, портики, театры, жертвовали деньги на организацию игр и раз-в-лечений. В благодарность городские власти ставили им памят­ники, объявляли своими благодетельницами. Значительна была роль женщины в государственном религиозном культе. Вестал­ки пользовались большим уважением и почетом в римском обществе: например, глава их коллегии имела право освобож­дать от смерти преступника, если встречала его на пути к месту казни. Возможностей получить образование у римлянок было больше, чем у гречанок. В эпоху империи многие женщины увлекались литературой, искусством, изучали историю и фило­софию.

В древние времена в архаичном обществе сложилось предста­вление об идеальном типе женщины как воплощении римских добродетелей — стойкости характера, трудолюбия, соблюдения чести. Уважались целомудрие, стыдливость, чистота души, супру­жеская верность. Особым почетом среди замужних римлянок пользовались знатные матроны, жены и матери в семьях патри­циев. Во всех исторических катаклизмах они неизменно сохраня­ли верность своему роду, служили опорой семье и своим близким, делили судьбу со своим супругом. «Одномужние» матроны имели свой храм, воздвигнутый в честь патрицианского целомудрия, в который не допускались вышедшие замуж вдовы и разведенные жены.

Супружеские союзы были традиционно крепкими. При отсут­ствии собственных детей усыновляли чужих, как правило, своих малолетних родственников. В соответствии с правовыми норма­ми брак мог совершаться в двух формах: с переходом жены под власть мужа или без перехода. Подобная регламентация регули­ровала имущественные отношения, так как во втором случае женщина оставалась под властью отца, не порывала связи с роди­тельской семьей и, следовательно, не теряла права на наследство. Перейдя же под власть мужа, жена оказывалась в полной зависи-


мости от него или от его отца. В материальном плане дееспособ­ность женщины на протяжении многих веков была ограничена: ни владеть недвижимостью, ни самостоятельно распоряжаться ею женщина не могла. Со временем, однако, процесс эмансипа­ции затронул и эту сферу: женщины получили возможность выбирать себе опекуна или распоряжаться имуществом через опытного раба (вольноотпущенника). В эпоху империи замужние женщины уже не нуждались в посредниках и могли самостоятель­но управлять своим приданым или наследством, например соста­влять завещание и т. п.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конструирование гендерной системы | ЛЕКЦИЯ № 23. Культ прекрасной дамы в средние века
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.