Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ № 25. Галантный век — век женщины




В XVIII в. складывается так называемая абсолютистская куль­тура, которая создает новый идеал жизни. Везде царят красота, блеск, роскошь, величие, яркое сияние. Жизнь превращается в непрекращающееся удовольствие, наслаждение. Все насыщено чувственностью, кокетством. Однако все эти наиболее яркие черты абсолютистской культуры касались исключительно двора, придворной знати и, конечно, монарха. Что же касается поддан­ных, то народ существовал исключительно для государя. Целью его существования было повышение возможностей наслаждения жизни государя и его двора. Население было обречено на голод­ную смерть или на жизнь среди постоянных лишений и забот. И то, что ежегодно тысячи умирали голодной смертью, нисколь­ко не тревожило монарха. Так, например, в то время как Людовик XIV истратил миллионы на роскошные постройки, население провинции Дофинэ питалось травой и корой.

Только незначительная часть буржуазии, дворянства и духо­венства могла предаваться безумной расточительности. Привиле­гированные классы проводили время в удовольствиях и беско­нечных празднествах и никакое беспокойство не нарушало их наслаждение.

XVII—XVIII в. называют галантным веком. Абсолютизм соз­дает особые формы придворного ритуала, церемониальность, почитание этикета, галантность (торжественность, пышность). Они получают распространение в различных сферах жизни, в том числе в отношениях между мужчиной и женщиной — демонстра­тивно почтительное отношение к даме. Это становится модой, символом хорошего тона, и данный стиль культивируется в раз­личных кругах дворянства и буржуазии: галантность следует рас­сматривать как «характерную черту эпохи».

Это время называют «классическим веком женщины» — она задает тон, господствует во всех областях культуры, вокруг нее складывается настоящий культ.

Галантный век провозгласил своим девизом «наслаждение». Многочисленные примеры подобного поведения можно найти


в литературе, например в таких романах, как «Опасные связи» «История кавалера де Грие и Манон Леско»39. Проявления эроти­ки эстетизируются, возникает так называемая «эстетика будуара». Флирт — наиболее популярное развлечение. Из любви устраняет­ся все грубое, опасное, сильные и глубокие переживания, в том числе ревность. Ритуал любовных игр особо утонченный, рафи­нированный: не целеустремленный натиск, а кокетливые выпа­ды, изящное пикирование. Среди атрибутов — мушки, веера, платки, маски. Веер, например, превращается в постоянного спутника женщины: он позволяет ей либо скрывать свои чувства и настроение, либо специально акцентировать их. Без веера жен­щина чувствует себя беззащитной. Особый язык его движений может сообщить о планах и намерениях.

В салонах того времени флиртуют публично, открыто. Одно из традиционных проявлений флирта — поцелуй. Искусство поце­луев стало весьма популярно в то время, и обсуждению этого важ­ного предмета посвящались специальные трактаты. Колено — последняя инстанция дружбы, на поцелуй выше подвязки может претендовать один лишь любовник. Право на такого рода интим­ности предоставлялось чуть ли не при первом знакомстве.

Ж. Б. Мольер в своем произведении «Смешные жеманницы» выступает против своей современности, против пороков своего общества. В своих сатирических персонажах он пытается рас­крыть, разоблачить основы социального противоречия времени.

Автор «Смешных жеманниц» посягает на нормы аристократи­ческого вкуса и салонные нормы — его комедия направлена именно против этой аристократической культуры, аристократи­ческого искусства. Ж. Б. Мольер выставляет на посмешище при­творство, лживые чувства людей, которые пытаются с помощью этих чувств всем своим поведением показать сословное превос­ходство. («До встречи с Вами у нас был великий пост по части раз­влечений».)

Согласно идее автора, чтобы стать благородной личностью в среде дворянского сословия, нужно было усвоить их жеманные манеры поведения. Эту мысль он вложил в слова Маскариля: «Вот он, высший свет: малейшая неудача и те, что еще вчера нами восхищались, ныне вас презирают. Идем, приятель, поищем

39 Галантный век. М., 1994. С. 245.


счастья в другом месте. Я вижу, здесь дорожат лишь мишурным блеском и не ценят добродетели без прикрас»40.

Другой характерный момент галантного обихода — ритуал леве, утреннего туалета дамы. Она вынуждена посвящать своему туалету долгие часы, и именно они стали официальным временем для визитов. Муж при этом присутствовал редко, обычно даму окружали друзья, по количеству которых можно было судить о положении женщины в обществе. Галантные обычаи позволя­ли принимать визитеров в постели, в ванне (если хотели соблю­сти все приличия, то хозяйка должна была при этом накрыться простыней) или даже спящей.

Вседозволенность, характерная для аристократических кру­гов, была примером подражания для буржуазии. Тон задают сами государи. Знатные вельможи содержат целые гаремы, видя в них один из символов своей абсолютной власти. Иногда обитательни­цами гаремов могли быть женщины из простонародья. Наиболее известный пример такого рода — «парколений» Людовика XV, где содержались (и специально готовились) девушки для королев­ских утех.

Одно из характерных явлений того времени — институт коро­левских фавориток (метресс). Королевская фаворитка имела свой штат, прислугу, охрану, получала содержание. Она появлялась при дворе как равная с официальной семьей. Институт метресс — институт большой политики. Фаворитки всегда находятся с вер­ховным властителем, влияют на принятие решений. Место метрессы добывается в жестокой конкурентной борьбе между дамами, за которыми стоят определенные политические круги.

Что касается костюма, то их формы и размеры меняются в за­висимости от прихотей сиюминутной моды. Так, например, для костюма XVII в. характерны следующие черты: пышность, парад­ность, величественность, мягкие пластичные, объемные формы. Ткани этого периода — декоративные растительные мотивы, гербы, короны, вазы. Цветовая гамма — яркая, насыщенная, зачастую контрастная: встречаются синий, красный, белый, чер­ный цвета.

XVII в. — это эпоха барокко, изобилие рельефно «вылеплен­ных» форм, достигаемых за счет использования самой ткани: рюши, оборки, пучки лент, банты. Ими могли украшать любую

40 Мольер Ж. Б. Смешные жеманницы. М., 1990. С. 166.


деталь костюма, вплоть до перчаток, штанов, туфель. Деталь, характерная для барокко и рококо — обувь на каблуках (как у женщин, так и у мужчин). Каблук меняет манеру держаться, делает походку несколько искусственной, но одновременно и пластичной.

Экспансию барочной пышности не смогли остановить даже многочисленные законы против роскоши. Они запрещали не только простолюдинам, но и дворянству использовать золотую и серебряную отделку, ткани с золотой нитью, импортные чулки, кружева и другие предметы роскоши. В результате этих мер основным и часто единственным украшением костюма становят­ся ленты, и тем больше и щедрее их используют.

На протяжении всего XVII в. носят корсет, но форма его не­однократно меняется. В первой половине века он короткий, доминирующая линия костюма — горизонталь плечевого пояса. Объемные, баллонообразные рукава и пышная юбка создают впе­чатление крупной, полной фигуры. Поверх платья надевали еще одно, верхнее — распашной роб, скрепленный на корсаже зас­тежкой или шнуровкой.

Женщины делают прически из собственных волос: спереди челка, с боков локоны, а основная масса волос уложена в пучок. Украшений немного, чаще всего в них используется жемчуг: оже­релья, розетки, серьги и т. д. Туфли на высоких изогнутых каблу­ках из цветной кожи или тканей декорируют бантами, лентами, розетками. Обязательная принадлежность костюма — перчатки. Они искусно отделываются, пропитываются духами. У пояса на шнурках или лентах носят роскошные безделушки — веера, маленькие зеркальца и т. д. В моде мушки: их вырезают из черно­го бархата или тафты самых разнообразных форм — звезд, цветов, кораблей и пр. Они могли быть крошечными или достигать не­скольких сантиметров — объем и количество зависели от лично­го вкуса.

Со второй половины XVII в. костюм теряет свою пышность. Корсет приобретает вытянутую форму, приподнимая грудь и силь­но затягивая талию (40 см), линия которой несколько занижена. Рукава сужаются и становятся короче (до локтя), а снизу укра­шаются кружевными оборками. Создается впечатление «узкой», изящной фигуры. Особенность платья — декольте, его носят все. Среди модных деталей туалета — зонтики, кружевные фартуки, а также трубки для курения. Табак — новое явление моды, его


курят (для чего используют длинные дамские трубки) или ню­хают (используют изящные табакерки).

XVIII в. — последний этап развития аристократического костюма. Лидерство в создании новых модных форм переходит от двора к аристократическим салонам. Вместо величественно­сти и импозантности — изысканность, вместо представительно­сти — несерьезная детскость, незрелость. Костюм и косметика не дифференцированы по возрасту: напудренные, накрашенные, в париках, — все одинаково моложавы. Господствующая гамма цветов — светлая, постельная: розовый, голубой, лимонный.

В женский костюм вновь возвращается каркасная юбка. Жесткая основа искажает естественные формы. Талия узко затя­гивается в корсет, а бедра чрезвычайно увеличиваются из-за панье 41 — каркасной юбки на обручах из китового уса или метал­лических пластин. Объем бедер становится огромным (они даже снабжались специальными шарнирами, уменьшавшими их объ­ем, когда нужно было пройти в дверь или сесть в карету). Затяну­тый корсетом лиф и расширенные до гротеска бедра создают в высшей мере искусственные формы. Женскую фигуру сравни­вают с цветком в вазе, уподобляют опрокинутой рюмке.

В XVIII в. появляется неглиже 42 (фр. — небрежный) — одежда для дома, утренних прогулок и приемов. Прически меняются нео­днократно. В первой половине века головка у женщин малень­кая, изящная с небольшими локонами. Волосы обильно пудрят, на лицо накладывают макияж. Все также увлекаются мушками. Во второй половине века прическе стали уделять такое внимание, что она превращается в настоящее искусство. Особенно неестествен­на и вычурна она была в 1980—1990-х гг. — в так называемую эпоху Марии-Антуанетты. Используя сложные каркасы, взбивая, завивая волосы, на голове создают целые композиции: корабли, блюда с фруктами, садово-парковые пейзажи. Прическа дела­лась, естественно, не на один день. Отсюда задачей становятся обычный сон, гигиена. Обильные употребления румян, краски, гротескные прически вовсе не способствовали частому умыва­нию. Запах пота, вши, сопровождающие самую аристократиче­скую публику — отличительный признак того времени.

Мерцалова М. Н. История костюма. М., 1972. С. 77. Там же. С. 80.


В эпоху абсолютизма существует особая любовь, «любовь стала вопросом тщеславия. Иная женщина старается взять верх над другими женщинами числом своих возлюбленных»43. Муж­чины и дамы ведут «мотыльковый» образ жизни, порхая от одной связи к другой. Первый совет, который давали молодой жене ее светские подруги — «взять себе любовника». Его надо было иметь, чтобы соответствовать требованиям света. Общество желало быть в курсе дел. Дух галантности требовал впечатлений все новых и новых. Отсюда такие перемены или, лучше сказать, «смены». В высших слоях женщины именно в браке получают максимальную свободу, ведут праздную жизнь.

Век женщины — феномен культурной, но не правовой сферы.

Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. М., 1992. С. 250.


Список литературы

1. Артановский С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Л.: Просвещение, 1967.

2. Белик А. А. Культурная антропология // Этнографическое обозрение. 2000. № 6.

3. Белик А. А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 2000.

4. Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М., 1998.

5. Блох И. История проституции. М., 1994.

6. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Пер. с фр. М., 1989.

7. Библер В. Г. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.

8. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., 1995.

9. Брун В., Тильке М. История костюма от древности до Нового времени. М., 2000.

10. Бромлей Ю. Этнография за рубежом. Историографические очерки. М., 1979.

11. Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995.

12. Волкова Е. В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М., 1993.

13. Воронкова Л. П. Культурная антропология как наука. М., 1997.

14. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1998.

15. Гуссерль Э. Философия культуры и парадигма философствования // Вопросы философии. 1995. № 7.

16. Гадамер Г. Г. Истина и метод. М., 1988.

17. Гайденко П.П. Творчество / Философская энциклопедия в 5 томах. М., 1970.

18. Грушин Б. А. Массовое сознание. М., 1987.

19. Гуревич А. Я. Социологическая мифология. М., 1983.

20. Горбатов А. В. Основные школы и концепции культурологии. Кемерово, 2000.

21. Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1995.

22. Галантный век. М., 1994.р


23. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.

24. Дюби Ж. Европа в Средние века. М., 1994.

25. Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

26. Дюпуи Е. Проституция в древности. К., 1991.

27. Ерасов Б. С. Социальная культурология 2 части. Ч. I, II. М., 1994.

28. Закс Л. А. Художественное сознание. Свердловск., 1990.

29. Ионин А. Г. Социология культуры.: Учебное пособие. М., 1998.

30. Иконникова С. Н. История культурологии. СПб., 1996.

31. Иванов К. А. Многоликое Средневековье. М., 1996.

32. Культура: теории и проблемы. М., 1995.

33. Кассирер Э. Философия символических форм в 3 т. Т. 1. М., 1994. Т. 1.

34. Конт О. Курс позитивной философии. М., 1989.

35. Козьякова М. И. История. Культура. Повседневность. М., 2002.

36. Каминская Н. М. История костюма. М., 1986.

37. Культура эпохи Возрождения. Л., 1986.

38. Кармин А. С. Основы культурологи: морфология культуры. СПб.: Лань, 1997.

39. Кассирер Э. Познание и действительность: Понятие о субстанции и понятие о функции. СПб.: Книга, 1996.

40. Козлова Н. Н. Введение в социальную антропологию. Курс лекций. М., 1996.

41. Круглова Л. К. Социокультурная антропология: Учебное пособие. СПб., 2000.

42. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.В. Грача Ростов-на-Дону, 1995.

43. Культурология. Основы теории и истории культуры / Под ред. И. Ф. Кефели.СПб., 1996.

44. Культурология / Под ред. В. И. Добрынина. М., 1993.

45. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

46. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

47. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992.

48. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983.


49. Лурье С. В. Историческая этнология. М., 1997.

50. Межуев В. М. Классическая модель культуры: проблема культуры и философии Нового времени // Культура: теории и проблемы. М., 1995.

51. Мольер Ж. Б. Смешные жеманницы. М., 1990.

52. Мерцалова М. Н. История костюма. М., 1972.

53. Малиновский Б. К. Научная теория культуры. М., 1999.

54. Марков Б. В. Философская антропология: Очерки истории и теории. СПб.: Лань., 1997.

55. Маркузе Г. Одномерный человек // Американская социологическая мысль. М., 1994.

56. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1989.

57. Орлова Э. А. Динамика культуры и целепологающая активность человека // Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994.

58. Очерки социальной антропологии. СПб.: Петрополис, 1995.

59. Пигалев А. И. Культурология: Учебник. Волгоград, 2000.

60. Петров М. К. Язык, знак, культура. М., 1991.

61. Постмодернизм и культура // Вопросы философии. 1993. № 5.

62. Проблема человека в западноевропейской философии: Сборник переводов. М., 1988.

63. Рикер П. Конфликт интерпретации. Очерки о герменевтике. М., 1995.

64. Разлогов К. Э. Коммерция и творчество. М., 1992.

65. Руа Ж. Ж. История рыцарства. М., 1996.

66. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

67. Сыромятникова И. С. История прически. М., 1983.

68. Тард Г. Мнение и толпа. М., 2000.

69. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.

70. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

71. Фуко М. Слова и вещи. М., 1977.

72. Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 1989.

73. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.

74. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1989.

75. Философская энциклопедия в 5 томах: Т. 4. М 1967.


76. Фукс Э. История эротического искусства. М., 1995.

77. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. М., 1992.

78. Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992.

79. Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988.

80. Штейнталь Х. Грамматика, лексика и психология // История языкознания в очерках и извлечениях. М., 1960.

81. Шпенглер О. Закат Европы в 2 томах. Т.1. М., 1993.

82. Ястребицкая А. Я. Западная Европа XI–XIII вв. М., 1978.

83. Ястребицкая А. Я. Средневековая Европа и город в новой исторической науке. М., 1992.

84. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.


СОДЕРЖАНИЕ

ЛЕКЦИЯ № 1. Культурология как система знаний.

Предмет курса «Культурология». Теории культуры..................... 3

ЛЕКЦИЯ № 2. Основные понятия культурологии...................... 14

1. Ценности. Нормы. Культурные традиции............................ 14

2. Что такое «знак» и «символ» в культуре................................ 17

3. Смыслы, коды и универсалии культуры............................... 18

ЛЕКЦИЯ № 3. Методы культурологии.......................................... 21

ЛЕКЦИЯ № 4. Культура в ее историческом развитии............... 26

1. Античные представления о культуре..................................... 26

2. Представления о культуре в Средние века........................... 28

3. Развитие представлений о культуре в эпоху Возрождения и Новое время 30

ЛЕКЦИЯ № 5. Язык культуры и ее функции................................. 36

1. Понятие языка культуры............................................................ 36

2. В чем заключен фундаментальный характер языка культуры 37

3. Основные функции культуры.................................................... 38

ЛЕКЦИЯ № 6. Культура и природа................................................ 40

ЛЕКЦИЯ № 7. Социология культур................................................ 44

1. Культура и общество.................................................................. 44

2. Методологические основания социологии культуры....... 45

ЛЕКЦИЯ № 8. Субкультура и контркультура............................. 52

ЛЕКЦИЯ № 9. Молодежная субкультура..................................... 55


ЛЕКЦИЯ № 10. Культура как творчество..................................... 60

1. Психологические основы творческой деятельности..60

2. Дискуссии о природе художественного творчества...60

ЛЕКЦИЯ № 11. Массовая и элитарная культура....................... 62

ЛЕКЦИЯ № 12. Культурная антропология:

опыт определения.................................................................................. 67

ЛЕКЦИЯ № 13. Основные школы и направления

культурной антропологии................................................................... 73

ЛЕКЦИЯ № 14. Этнос и этничность............................................... 84

ЛЕКЦИЯ № 15. Типология культур. Этнические и
национальные культуры. Восточный и западный
типы культуры........................................................................................ 88

1. Типология культур....................................................................... 88

2. Этнические и национальные культуры................................ 90

ЛЕКЦИЯ № 16. Философия культуры:

методологические основания............................................................. 94

ЛЕКЦИЯ № 17. Философия символических форм

Э. Кассирера........................................................................................... 97

«Опыт о человеке»........................................................................... 99

ЛЕКЦИЯ № 18. Социология культуры. Объективистская

тенденция социокультурных построений О. Конта

и Э. Дюркгейма..................................................................................... 101

ЛЕКЦИЯ № 19. Историография ментальностей........................ 111

1. Герменевтика культурно-исторической традиции...113

2. Структурный анализ и деконструкция культуры....114

3. Постструктурализм................................................................... 115

ЛЕКЦИЯ № 20. Ментальность как тип культуры.

Смысл ментальности.......................................................................... 119


ЛЕКЦИЯ № 21. Гендер как одна из проблем осмысления
культуры................................................................................................. 124

1. Гендерный подход к анализу культуры.............................. 124

2. Конструирование гендерной системы................................. 125

ЛЕКЦИЯ № 22. Статус женщины в Античном мире................ 127

ЛЕКЦИЯ № 23. Культ прекрасной дамы в средние века.... 135

ЛЕКЦИЯ № 24. Брак и семья в эпоху Возрождения.

Феномен куртуазности....................................................................... 141

ЛЕКЦИЯ № 25. Галантный век — век женщины....................... 145

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................... 151

СОДЕРЖАНИЕ................................................................................... 155


Еникеева Д. М.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

Завредакцией педагогической литературы: Рагулина А. Ю.

Корректор: Федосеева Н. Л.

Технический редактор: Еременко М. М.

Выпускающий редактор: Елистратова М. В.

Формат: 84 × 108/32 Гарнитура: «Ньютон»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1079; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.114 сек.