Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воззрения Л. Уайта




Культурологические

Лекция 1.

Арушанов В.З.

Лекция 8. Культурная глобализация

1. Глобализация как процесс…………………………………………...109

2. Основные концепции исторических корней глобализации……….111

3. Разделенность современного мира и основные аспекты

Глобализации…………………………………………………………115

4. Два процесса и две тенденции культурного развития……………..119

5. Глобализация культуры – точка полифуркации…………………...120

6. Современные сценарии культурной глобализации и ее основные

проблемы……………………………………………………………...122

7. Антиглобализм и основная стратегия культурной глобализации…127

 

План лекции:

  1. Понятие «культура» и предмет культурологии.
  2. «Культурологическая революция»: ее стадии и содержание.
  3. Л.Уайт о роли человека в культурном процессе.
  4. Развитие методологических аспектов культурологии и современность.

 

1. Понятие «культура» и предмет культурологии

Американский ученый Лесли Уайт первым в истории общественной мысли последовательно применил системный анализ для объяснения культуры, интерпретируемой как класс явлений, объединенных символическим значением. Основными работами американского культуролога являются: «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973), «Концепция культурных систем» (1975).

Понятие «культурология» использовалось Уайтом для обозначения самостоятельной, интегративной области гуманитарных, точнее, социогуманитарных знаний. Он обосновывал концепцию, в соответствии с которой культурой могут считаться символизированные предметы и явления, которые интерпретируются во взаимосвязи друг с другом, а не с организмом человека, а исследующая их наука называется культурологией. Символ рассматривается как исток и основа поведения человека в мире культуры. К миру символов относятся идеи, отношения, внешние действия, материальные объекты. Все они включаются в культуру и выражают способность к символизации реальности, развившейся у человека.

Культура как целостная система разделяется на три взаимосвязанные, но относительно независимые области: технологическую, социальную и идеологическую. Культуролог должен понимать и интерпретировать смыслы явлений и процессов, исходя из присущих рассматриваемой культуре символов. Культурология анализирует причинную обусловленность явлений культуры, основываясь на принципе детерминизма. Существует мнение, что на становление методологических аспектов культурологии существенное влияние оказала парадигма технологического детерминизма, сформировавшаяся преимущественно в американской социологической мысли. Однако культурология в интерпретации Л. Уайта впервые стала рассматривать культуру как исходную категорию, необходимую для анализа социальной реальности. Вероятно, культурология в этой интерпретации ближе к цивилизациологии, уделяющей особое внимание эволюции цивилизаций и их типологии. Историческая типология культур и цивилизаций, объяснение механизмов их формирования и развития, духовно-мировоззренческих основ культурного процесса должны быть важнейшей проблематикой предметного поля культурологических исследований.

Возможности изучения культуры как явления, связанного исключительно с жизнедеятельностью человека, и выявления законов, определяющих ее функционирование, Уайт связывал не с компаративистскими исследованиями культур и цивилизаций, предпринимаемых в культурной антропологии, а с рассмотрением культуры в целом, т.е. на уровне и в ракурсе ее анализа как целостной системы, осуществляемого средствами системного подхода в рамках и границах «науки о культуре». Культура должна рассматриваться культурологией как интегрированная, самоорганизующаяся система, и интерпретироваться как средство видового выживания человека. Из всеобщего культурного разнообразия выбираются общие для всего множества культур элементы и группы элементов, связанные с культурно-детерминированным поведением человека и порождаемые базовыми особенностями его как существа биологического и культурного одновременно. Только у человека как вида обнаруживается понимание как процесс адаптации, осуществляемый символическими средствами. Для объяснения культурологом явлений культуры ее можно рассматривать как абстракцию, теоретически независимую от человека и общества, интерпретировать как первичную категорию исследования реальности.

 

 

2. «Культурологическая революция»,

её содержание

 

До появления культурологии объяснение поведения людей в обществознании, и, прежде всего, социологии, основывалось на исследовании результатов процессов социального взаимодействия. В социологии культуры человек, индивидуально или коллективно, рассматривался как независимая переменная. Его обычаи, институты, убеждения были зависимыми переменными. Человек был причиной, а культура – следствием. «Культурологическая революция» иначе объясняет это соотношение. Люди ведут себя определенным образом потому, что они рождены и воспитаны в конкретных культурных традициях. Поведение народа может объясняться не идеями, убеждениями, надеждами и страхами, не процессами социального взаимодействия, а внешней, экстрасоматической культурной традицией. Поэтому поведение народа может интерпретироваться как функция его культуры, которая сама себя определяет. В культурном процессе свойства культуры взаимодействуют друг с другом, образуя новые комбинации, объединения и пермутации.

На культурные системы воздействует, прежде всего, по мысли Уайта, географическая среда. Среда предполагает или исключает существование конкретных элементов или свойств культуры, но не определяет их. Воздействие факторов окружающей среды находит выражение только в средствах культуры и осуществляется через их посредство. Именно поэтому, подчеркивает американский ученый, их можно рассматривать культурологически. Рассуждая о культурах вообще или о культурах в целом, фактор среды можно рассматривать как константу. Поэтому его можно не учитывать при интерпретации культурного процесса.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.