Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синергетическая модель




Волновая модель

Эта модель – сочетание циклической и линеарной моделей динамики культуры, соединяю­щая обратимые и необратимые процессы. О волновых изменениях культуры говорили еще Д. Вико, П. Сорокин, но наиболее полно эта модель была представлена в работах выдающегося русского экономиста Н.Д. Кондратьева (1898-1938). Он предположил, что экономика и другие, тесно связанные с ней сферы культуры, разви­ваются на основе сочетания малых циклов (3-5 лет) со среднесрочными (7-11 лет) и большими (50 лет) циклами. В такого рода циклах фаза подъема связана с внедрением новых средств труда, увеличением числа работающих, что сопровождается оптимистиче­ским настроением в обществе, сбалансированным развитием куль­туры. Спад вызывает рост безработицы, угнетенное состояние мно­гих отраслей промышленности и, как следствие, пессимистические настроения в обществе, упадок культуры.

Видным представителем идей волновой цикличности в совре­менной отечественной культурологии является Ю.В. Яковец. В его концепции рассматривается не только модель раз­вития цивилизаций (микродинамика культуры), но и всего чело­вечества в целом (макродинамика культуры). По его мнению, раз­витие общества и культуры идет путем сочетания необратимой эволюции, поступательного перехода от ступени к ступени, с обратимостью в волнообразно-спиралевидной форме движения, периодическим чередованием фаз подъема, стабильного разви­тия, кризиса, депрессии, оживления и нового подъема культуры, более или менее значительных периодов ее взлетов и падений. Эта ритмика специфична для каждого элемента культуры, каж­дой страны, но в совокупности она формирует общую симфонию эволюции человечества, его движение от витка к витку историче­ской спирали.

 

Это модель является одним из наиболее современных моделей культурной динамики, и обязана своим возникновением новой науке синергетике. Синергетика –это наука, изучающая самоорганизацию простых систем (биологических, физико-химических и др.). Самоорганизацией называется процесс, переводящий открытую [14] неравновесную [15] систему, находящуюся в неустойчивом состоянии, в новое более устойчивое состояние, характеризующееся более вы­сокой степенью сложности и упорядоченности.

Синергетика возникла в 1970-е годы в рамках физики, благодаря работам немецкого радиофизика Г. Хакена и бель­гийского физика русского происхождения И. Пригожина. Им удалось показать и отразить в математических моделях, как из хаоса может появиться порядок. При этом из нескольких однотипных систем, участвующих в этом процессе и находящихся в условиях меняю­щейся окружающей среды, сохраняются лишь единицы. Они станут более сложными и упорядоченными, чем прежние системы, а ос­тальные системы погибнут в своеобразном естественном отборе, в результате которого выживут лишь самые приспособленные к но­вым условиям системы.

Синергетика вскоре вышла за границы естественных наук и стала применяться и в исследованиях культурных явлений. Культуру можно представить, как открытую, неравновесную систему, находящуюся в постоянном процессе обмена веществом (энергией, информацией и др.) с окружающей средой. С точки зрения синергетики любая открытая неравновесная система в своем развитии проходит две этапа. Первый этап – это плавное эволюционное развитие системы, с хорошо предсказуемыми результатами, а главное – с возможностью вернуться в прежнее состояние при прекращении внешнего воздействия. Второй этап в развитии систем – скачок, моментально переводящий систему в качественно новое состояние. Скачок – это крайне нелинейный процесс, поэтому заранее предсказать его результаты невозможно. Когда происходит скачок, система находится в точке бифуркации (ветвления), у нее есть несколько возможных вариантов дальней­шей эволюции, но заранее предсказать, какой из них будет выбран, невозможно. Выбор происходит случайно, непосредственно в мо­мент скачка, определяясь тем уникальным стечением обстоятельств, которые сложатся в данный момент времени и в данном месте. Но самое главное – после перехода через точку бифуркации система уже не может вернуться в прежнее состояние, и все ее дальнейшее развитие осуществляется с учетом предыдущего выбора.

Как оказалось, синергетическая парадигма может быть очень эффективно использована для исследования динамики культуры, так как все культурные системы соответствуют требованиям много­вариантности развития, нелинейности и необратимости. При этом в силу присущей человеку свободы выбора мы можем существенно повлиять на выбор дальнейшего развития социокультурных систем в точках бифуркации, попытаться выбрать из всего спектра воз­можных путем развития наиболее оптимальный, повлияв на управ­ляющие параметры[16] системы.

Таким образом, синергетическая модель позволяет видеть в ди­намике культуры не линейный процесс развития, а множество пу­тей эволюционного или интенсивно-стремительного (вплоть до ка­тастрофического), устойчивого или неустойчивого развития. Кроме того, динамические изменения культуры представляют собой сово­купность процессов, идущих с разным темпом, неодинаковой на­правленностью и в разных режимах. Результатом динамики может стать как восходящее развитие, рост, нарастание сложности и при­способленности системы к окружающей среде, так и упадок, нарас­тание хаоса, кризис или катастрофа, что влечет перерыв в линей­ном развитии. В целом процесс динамики культуры можно интер­претировать как проявление возможности сложных социальных систем адаптироваться к меняющимся внешним и внутренним ус­ловиям своего существования.

 

Итак, мы рассмотрели основные модели динамики культуры. Признавая значимость в динамических изменениях поступательно-линейных векторов развития, надо иметь в виду, что этот вид динамики культуры является далеко не единственным и часто не ведущим по значимости. Как правило, он дополняется или чередуется с фазовыми, циклическими или этапными изменениями, могущими перерастать в волновое развитие, в развитие по кругу.

Очевидно, что выбор любой из моделей культурной динамики в качестве единственно возможной был бы ошибочен. Такой сложный объект исследования, каким является культура, в принципе невозможно свести к единому фактору, при­чине или модели. В реальной динамике культуры мы можем на­блюдать все перечисленные формы, описывающие как определен­ные этапы в динамике конкретных обществ и культур, так и изме­нения отдельных элементов внутри этих культур.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П.Культурология.: учебник для вузов.- 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007.

2. Аванесова Г.А. Динамика культуры. М., 1997.

3. Кармин А.С. Культурология. 2-е изд., перераб. и доп. СПб, 2003.

4. Динамика культурных и социальных связей. М., 1992.

5. Моль А. Социокультурная динамика. М., 1973.

6. Культурология/ под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. М., 2005.

7. Романов Ю.И. Культурология. СПб., 2008.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4166; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.