Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Имущество предприятия и его состав. Источники их формирования. Роль (роль, значение)отдельных видов ресурсов. НМА в современной экономике

Имущество предприятия - это совокупность (его)

· материальных,

· нематериальных активов,

· и финансовых активов,

принадлежащих ему на правах собственности и предназначенных для осуществления его (фин-)хозяйствной (предпринимательской) деятельности. СМ. АКТИВ БАЛАНСА!!!

В состав материальных активов входят: земельные участки, здания, сооружения, машины, оборудование, сырье, материалы, полуфабрикаты, незаверш. пр-во готовая продукция и др.

К финансовым активам относятся: кассовая наличность, де­позиты в банках, (+ деньги на расчетных счетах) вклады, чеки, расчетные документы в пути, стра­ховые полисы, вложения в государственные или частные ценные бумаги, потребительский кредит, паи и долевые вклады в другие предприятия.

Нематериальные активы (НМА) включают: патенты на изобретения, товарные марки и знаки, фирменные наименования, (репутацию предприятия – гудвилл), пакеты документов, ноу-хау, технолог регламенты и иные виды интеллек­туальной собственности, права на пользование ресур­сами (землей, водоемами, лесами и т.д.), интеллектуальный капитал предприятия (персонала фирмы), представленный знаниями, компетенциями, навыками, корпоративной культурой персонала, психологическим климатом.

В современных условиях, когда основным фактором конкурентоспособности, а значит и успешности фирмы на рынке становятся инновации, роль НМА становится решающей. Для количественного измерения НМА используют разные показатели, в частности коэффициент Тобина, КОТ ПОКАЗЫВАЕТ …

Наиболее перспективные теоретические разработки связаны в последние годы с решающим значением знаний для развития организаций, деятельность которых во все большей степени зависит от накопления и анализа информации, обучения персонала и усвоения новшеств. Многочисленные и разномасштабные обследования предприятий показывают, что материальные активы образуют лишь видимую, относительно небольшую часть достояния предприятий, их рыночной стоимости. Например, суммарная рыночная капитализация 500 компаний, показатели которых используются при расчете сводного индекса Standard and Poor's 500, в конце 2007 г. оценивалась в 4,6 трлн. долл., хотя их материальные активы «весили» лишь 1,2 трлн. долл. В тот же период соотношение 1)рыночной и 2)балансовой стоимости всех компаний, по которым вычисляется индекс Dow Jones, составило 5,3. У многих высокотехнологичных фирм оно даже превышало 10.

«Незримое» достояние предприятий составляют интеллектуальные активы, способные приносить и приносящие компаниям реальные дивиденды. Это 1)патенты и авторские права, 2)знания и профессиональные качества сотрудников, 3)торговые марки, 4)клиентская база, 5)сеть надежных поставщиков и партнеров, 6)культура внедрения нововведений, 7)корпоративная память и базы данных, 8)качество рабочих процессов и т.п.

Разница между рыночной стоимостью компании и стоимостью ее материальных активов является одним из показателей стоимости нематериальных активов, большинство из которых представляют собой организационные знания. Только от 6 до 30% стоимости компании приходится на активы, упоминаемые в традиционных балансовых отчетах; остальное — нематериальные активы. Вследствие этого 50% инвестиций производственных компаний приходится на нематериальные сферы, такие, как научные исследования и разработки, обучение и др. Многие крупные компании затрачивают на заработную плату большие средства, чем на другие статьи расходов, и платят определенным сотрудникам гораздо больше, чем остальным. Что же приобретает компания, неся такие высокие расходы? Профессиональный опыт и знания, которые вырабатывают эмпирические правила, формируют суждения и направляют поиск моделей и смысловых решений.

************************************************************

Нематериальные активы - это экономическая категория, возникающая вследствие наличия исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или ограниченные ресурсы и права их использования в хозяйственной деятельности для получения дохода.

 

Нематериальные активы классифицируются на пять основных групп:

1. Ценные ресурсы и приобретения: Торговая марка, Гудвил, Стандарты;

2. Навыки и неформализованные знания: Ноу-хау;

3. Технологии и формализованные знания: Патенты, Руководства (инструкции) (производственные (технические) регламенты, Технологии;

4. Управленческая информация: Бизнес - план, ТЭО; расчеты, другие ценные данные для принятия управл решений

5. Моральные ценности и нормы: Качество, Традиции, стиль взаимоотношений и т.д..

Сравнивая иллюстрацию инвестиционных инструментов интеллектуального капитала с классификации нематериальных активов, можно отметить, что структура нематериальных активов зависит от качества интеграции структурного, клиентского, человеческого, культурного, финансового и реального капитала. Другими словами, схема классификации нематериальных активов и ее предметное наполнение целиком зависит от знаний, которыми обладает инновационное предприятие.

Правила бухгалтерского учета классифицирую нематериальные активы на права: владения природными ресурсами, пользования имуществом, на знаки для товаров и услуг, на объекты промышленной собственности, а так же, авторские и смежные права, гудвил и другие нематериальные активы. Это позволяет рассматривать инвестиционные инструменты нематериальных активов более конкретно, с объяснением сути инвестирования.

Инвестирование в разведку, добычу природных ресурсов позволяет инновационному предприятию сконцентрировать необходимый финансовый капитал для собственной деятельности и через продажу прав или природных ресурсов обеспечить выполнение обязательств перед инвесторами.

В некоторых случаях, права на пользование имуществом являются более выгодными, чем собственно владение этим имуществом. Это особенно интересный инвестиционный инструмент, поскольку его создание не требует юридической волокиты со сменой собственника этого имущества и может функционально и финансово поддерживать деятельность инновационного предприятия. Например, если некоторое инновационное предприятие не имеет достаточных финансовых возможностей для покупки испытательного полигона в виде цельного имущественного комплекса, тогда государство передает права на этот имущественный комплекс и этим обеспечивает свой интерес. С одной стороны государство может участвовать в инновационном предприятии, а с другой стороны может обеспечить поддержание состояния имущественного комплекса за счет основной деятельности инновационного предприятия. Рост ценности полигона за счет его активного использования по назначению может дополняться текущими доходами государства. Причем, инвестиционный интерес государства может дополняться условием возврата всего этого имущества по истечению оговоренного срока.

Инвестирование в товарный знак, торговую марку создает условия для развития деятельности инновационного предприятия, позиционирования его на организованных рынках и защиты интеллектуальной собственности. Как правило, многие начинающие инновационные предприятия продают свою продукцию не только со своей торговой маркой, но и с маркой ведущего на этом рынке производителя. Это позволяет увеличить объем продаж и создать имидж лидера, получить дополнительные финансовые ресурсы на развитие.

Права на объекты промышленной собственности обеспечивает защиту технологий, накопленных на инновационном предприятии знаний, и создает безопасную основу для глобальной интеграции с другими предприятиями. Инвестиции в права на объекты промышленной собственности, как правило, осуществляются одним hmbeqrnpnl, но в случае создания продукта для глобального прорыва создается специализированный пул инвесторов. В этом случае, инвестиционные интересы оговариваются заранее и они не должны противоречить участникам пула. Авторские и смежные права возникают в силу факта создания нового знания и прав на его использование, распространение.

Отсутствие этого вида нематериального актива у инновационного предприятия полностью лишает его интеллектуального пути развития. Поэтому, инвестиции в авторские, смежные права является непрерывным процессом, создающим высокий рост стоимости интеллектуального капитала. Существующие инвестиционные схемы базируются на принципах возникновения авторских и смежных прав.

В некоторых случаях, инвестиции направляются на создание новых знаний в виде произведений науки, а уж потом за счет их трансляции осуществляется возврат инвестиций с дополнительным интересом. Иногда инновационные предприятия покупают права для того, что бы транслировать произведения по всему миру. В этом случае, покупка этих прав осуществляется за счет инвесторов, операционная деятельность, обеспечение, возврат инвестиций и инвестиционного дохода осуществляет инновационное предприятие.

Гудвил - превышение стоимости приобретения над долей покупателя в справедливой стоимости приобретенных идентифицированных активов и обязательств на дату приобретения. Гудвил характеризует имидж или деловую репутацию предприятия, состоящего из 1) гудвила бизнеса и 2)персонального гудвила, инвестируя в которые можно получить значимый результат после продажи предприятия на организованном рынке. Правила бухгалтерского учета трактуют гудвил в виде величины, на которую стоимость бизнеса превосходит рыночную стоимость его материальных активов и той части нематериальных, которая отражена в бухгалтерской отчетности. В качестве нематериального актива гудвил ставится на баланс в момент покупки (трансформации) предприятия.

Другие нематериальные активы представляют собой перечень прав или преференции, которые получает предприятия для своей деятельности. Другие нематериальные активы, как строка учета, позволяет учитывать множество нематериальных активов, классификация которых затруднена. Однако это не означает, что инвестиции в эти нематериальные активы не осуществляются.

Имущество предприятия первоначально создается за счет имущества, переданного ему учредителями в виде вкладов (взно­сов, паев). Имущество предприятия увеличивается в процессе производственной и хозяйственной деятельности. Оно может яв­ляться объектом сделок, отчуждаться, закладываться и т.п. Обыч­но имущество предприятия обособлено от имущества его учре­дителей, участников и работников. Предприятие отвечает по своим долгам принадлежащим ему имуществом, на которое мо­гут быть обращены иски хозяйственных партнеров или кредито­ров в случае невыполнения предприятием каких-либо обяза­тельств перед ними.

При признании предприятия несостоятельным (банкротом) его имущество в соответствии с установленными законами про­цедурами может использоваться для удовлетворения требований кредиторов. Оставшееся после этого имущество ликвидируемо­го предприятия передается его учредителям (участникам), имею­щим на это имущество

1) вещные права или

2) обязательственные пра­ва в отношении предприятия.

По российскому законодательству учредители и участники предприятия имеют обязательственные права в отношении хозяйственных товариществ и обществ, про­изводственных кооперативов. На имущество государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также дочерних об­ществ учредители имеют права собственности или иные вещные права.

При реализации предприятия как единого имущественного комплекса его стоимость определяется на основе инвентариза­ции в соответствии с методическими указаниями Министерства финансов РФ об инвентаризации имущества и финансовых обя­зательств от 13 июня 1995 г.

ДЗ!!! НАЙТИ РЕСУРСЫ ПО КЛЮЧЕВЫМ СЛОВАМ: ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ, ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие, (источники и назначение) и роль уставного капитала предприятия | Формирование и использование финансовых ресурсов предприятий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.