Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика Судебник царя Хаммурапи

Основные черты Древнего Вавилона.

Общественный строй Древнего Вавилона.

Государственный строй Древнего Вавилона.

Общая характеристика Вавилонского государства.

Лекция 5. Государство и право Древнего Вавилона.

1. Древний Вавилон - это одно из государств в Месопотамии, сложившееся в Междуречье Тигра и Ефрата. Вавилон - это город-государство, которое возникло на месте поселения землевладельцев. Его укреплению способствовало успешное развитие сельского хозяйства и ремесла, а также проведение оросительных работ Наибольшего расцвета это государство достигло при царе Хаммурапи, которому удалось объединить обширные территории от Персидского залива до Сирии. Спустя 9 лет после смерти Хаммурапи в 1950 г. до н.э. Вавилония подвергается нашествию касситов - горных племен, что стало причиной падения государства. Новый подъем начался 7-6 в до н.э, а к концу 538 года до н.э. Вавилония навсегда потеряла свою политическую самостоятельность, войдя в состав персидской империи.

2. Ранней формой Вавилонского государства выступает город- государство. При царе Хаммурапи складывается такая форма правления как восточная деспотия. Во главе такого государства стоял царь, обладающий, неограниченным законодательными полномочиями и являющийся главой исполнительной власти. В его руках находились и разнообразные хозяйственные функции. Именно он устанавливал цены на товары, вознаграждения за работу, руководил строительством храмов. В Вавилоне царская власть не была в полной мере деспотичной, так как продолжали существовать общинные органы управления, выполнявшие административную, финансовую и судебную функции и поддерживавшие правопорядок в обществе. Кроме того, существовали города, обладавшие особым статусом. Считалось, что они находятся под защитой божества. Населения таких городов было освобождено от налогов, трудовой повинности и военной службы.

Сильная власть в Вавилоне принадлежала религиозным учреждениям. Храмы в государстве обладали экономической независимостью и крупными земельными владениями. Только Хаммурапи удается подчинить жрецов царской власти. Однако даже, он не являлся верховным жрецом, и его власть не считалась божественной. Царю разрешали входить в храм только во время коронации, которая проводилась ежегодно, считалось, что коронация делает человека способным править, но не могла сделать его власть божественной. Судебная власть находилась в руках храмовых и общинных судов. Однако им не разрешалось рассматривать дела, касающиеся царского имущества и царских слуг. Для таких дел был создан царский суд. При царе Хаммурапи царские суды появляются во всех населенных пунктах страны, Царь являлся высшей судебной инстанцией. Судебные функции выполняли органы администрации: шакканаку (правитель области), рабиану (правитель города).

В Вавилоне существовала постоянная армия. Воины получали вознаграждение в виде земельных наделов, которые переходили по наследству их сыновьям. Воинская служба была пожизненной, военные выполняли и полицейские функции. На особом положении находились воины, служившие в отряде колесниц. Они были освобождены от налогов и повинностей.

3. Социальная структура Древнего Вавилона отличалась отсутствием четких социально-классовых границ. Правоспособность социальных групп и слоев определялась их принадлежностью к общине и отношениям к государственной службе.

Общество в Вавилоне делится на свободное и зависимое население. К числу зависимых относились рабы, а также иные лица, лишенные собственности, в том числе и лица ставшие зависимыми из-за неуплаты долга. Однако эти лица не считались рабами и по истечении 3-х лет освобождались от зависимости. Рабами в основном становились военнопленные и иноземцы. Рабство в Вавилоне носило патриархальный характер, т.е. рабы находились на положении младших членов семьи. Они имели право на семью и могли обзаводиться имуществом, которое считалось собственностью их хозяина. Дворцовым рабам разрешалось жениться на свободных женщинах, и дети от таких браков считались свободными. Рабы могли выступать в качестве истца и ответчика в суде.

К категории зависимого населения относились незамужние дочери и неженатые сыновья, которых отец мог продать в рабство или лишить наследства. К этой же категории относились «оживленные члены семьи» - это дети свободных бедняков, принимаемые на воспитание в обеспеченные семьи. Как правило, это делалось с целью приобретения наследника в бездетных семьях, но чаще всего использовалось как средство приобретения бесплатной рабочей силы.

Категорию полноправных граждан составляли авилум («сын человека»), свободный общинник, глава патриархальной семьи. Он владел участком общинной земли, обладал имущественными правами и мог рассчитывать на поддержку общины.

Следующая категория свободного населения – это мушкенум («падающий ниц») - это неполноправный свободный человек, вышедший из общины, но поступивший в услужение в царское хозяйство. Меньшая правоспособность мушкенум определялась тем, что эта категория населения не сохранила связи с общиной и не пользовалась ее защитой. Отношение к царской службе, высокий административный статус определяли особую заботу о мушкенум со стороны государства.

Выделяется категория воинов – редум, баирум, которые получали за слкжбу имущество или земельный надел на правах илку. Попавший в плен воин подлежал выкупу, в том числе и за счет храма или казны.

Можно отметить еще одну категорию свободного населения – тамкаров – торговых агентов, состоявших на царской службе с обязанностью отчислять в казну часть прибыли от торговых сделок.

Особую группу составляли врачи, астрологи, ветеринары, в отношении которых действовали особые меры ответственности связанные со спецификой их мастерства.

4. В Древнем Вавилоне, как и в других странах Месопотамии, довольно рано наряду с обычаем основным источником права становится закон. Законом в Вавилоне признавался писаный акт, принимаемый по воле правителя страны. Первые законы Вавилона не были законами в современном смысле. Основной их целью было оставить на память потомкам сведения о деяниях правителя, его победах, благодеяниях и иной деятельности.

Однако кроме этого эти акты содержали в себе основу для правового регулирования общественных отношений. Их структура, также указывает на близость к современному закону. Они состояли из введения (преамбулы) и правовых предписаний.

Каждый акт отражал состояние государства в конкретный исторический период. Внимание в Вавилоне уделялось охране имущества и личности.

Довольно рано появляется такой источник права как договор. Продолжают использоваться обычаи, которые стали записывать на глиняных табличках, а также нормы религии, которые во многом совпадали с положением законов. Так грехом признавалась кража, убийство, однако грех мог совершаться без вины, преступления предполагали наличие вины.

В целом источники права Древнего Вавилона носили индивидуальный характер и не давали четкость правовых определений.

5. В качестве наиболее известного памятника права Древнего Вавилона выступают законы царя Хаммурапи. Они представляют собой высеченные на базальтовом столбе правовые предписания. Законы состояли из преамбулы, которая указывала на необходимость обязательного соблюдения царских предписаний, рассказывала о царских заслугах. Далее следуют правовые предписания, которые состоят из 282 статей.

Первые 5 были посвящены судопроизводству. Они содержали сведения о пытках применяемых в суде, а также устанавливали наказания в виде смертной казни за лжесвидетельство.

С 6 по 126 статьи были посвящены праву собственности. Они установили размеры земельных участков, закрепили правила проведения операций с недвижимостью, регламентировали право собственности царя. Эти нормы устанавливают размеры наказания за кражу, грабеж, вырубку деревьев. Здесь же содержатся нормы, определяющие порядок распоряжения собственностью, способы приобретения вещи, а также виды пользования чужой собственностью.

Статьи от 127 по 195 были посвящены наследованию, браку и семье.

Статьи от 196 по 214 посвящены преступлениям против личности. Последующие статьи предусматривают ответственность отдельных категорий населения (врачей, строителей и т.д.).

В качестве источников этих законов выступают судебные решения и обычаи. Главной целью законов является создание единой правовой основы для объединенных под эгидой Вавилонского государства регионов с различными уровнями развития; а также разрешение противоречий внутри вавилонского общества.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные черты права. Общественный строй Древнего Египта | Основные черты права Древней Греции Законодательный процесс
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.