Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Административно-правовые и организационные основы управления отраслями экономики




После распада СССР в декабре 1991 г. его высшие и центральные органы государственного управления прекратили свою деятельность. Государства, образовавшие сотрудничество независимых Государств (СНГ), приобрели юридически полную экономическую самостоятельность. Они стали равноправными и свои взаимосвязи осуществляют на договорных налогах, а не на принципах руководимой из единого центра административно-командной системы.

Все страны СНГ встали на путь экономических реформ, основная цель которых – государство рыночных отношений.

Характерной чертой современной Беларуси является то, что ее экономика стала смешанной: наряду с государственным сектором экономики сложился негосударственный, основанный на рыночных, в том числе частнособственнических отношениях. Но опыт показывает, что государственное регулирование экономики должно быть развито настолько, насколько оно необходимо для обеспечения ее развития, а не для удушения рыночных методов хозяйствования.

В основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996–2000 гг. (основные направления) предусмотрена широкая программа и перспективная модель экономики страны, развитие рыночной инфраструктуры и всех отраслей народного хозяйства. Здесь, в процессе формирования новой экономической модели предусматривается:

– создание правового обеспечения всего комплекса рыночных преобразований;

– осуществление поэтапной либерализации всех форм экономической деятельности;

– осуществить единый и равный подход ко всем формам собственности;

– создать систему прочной социальной защиты;

– преобразовать систему государственного регулирования социально-экономических процессов с переводом ее на экономические методы и сохранением прямого управления в тех отраслях, где рыночное самоуправление неэффективно и ряд других.

Роль государственного регулирования в сфере хозяйственной деятельности в переходный период все больше сводится к тому, чтобы создать, организовать условия для нормального функционирования общества, живущего по законам рыночной экономики.

Переход республики к рыночной экономике вызвал необходимость разработать и принять определенное количество новых нормативных актов, качающихся функционирования исполнительной власти в сфере хозяйственной деятельности.

Государственное регулирование распределяется прежде всего на государственный сектор экономики, а по отношению к негосударственному сектору применяются, в основном, экономические методы воздействия: кредиты, дотации, гарантии, налоги, таможенные тарифы и пошлины.

В республике появились ранее не существующие хозяйственные субъекты, поэтому потребовалось определить правовое положение предприятий, в т.ч. банкротов, как субъектов управления, урегулировать переставшей быть монополией государства внешнеэкономическую деятельность и т.д.

Особое внимание потребовалось уделить правовому регулированию предпринимательства 28 мая 1991 г. был принят закон «О предпринимательстве в РБ».

Правовые аспекты Предпринимательства разнообразны. Первооснову здесь составляют понятия о формах собственности и конкуренции,
а сущность правового регулирования касается прежде всего определения круга субъектов предпринимательства, их прав и обязанностей перед государством, пределов хозяйственной самостоятельности и ответственности за нарушение законодательства.

Цель государства заключается в том, чтобы создать условия для возникновения как можно большего числа самостоятельных хозяйствующих субъектов, для развития конкурентной среды на рынке товаров и услуг.

Одной из форм стимулирования предпринимательства является создание в республике зон свободного предпринимательства (свободных экономических зон). В эти зоны товары должны ввозиться и вывозиться без вмешательства таможенных органов, а главное – в них должно осуществляться льготное налогообложение.

Первые шаги к созданию таких зон у нас уже сделаны. В соответствии с Указом Президента РБ от 20.03.96 г. «О свободно-экономических зонах на территории РБ» свободные экономические зоны созданы в Брестской области и ряде других регионов республики. Сейчас действует Закон РБ «О свободных экономических зонах» от 7.12.1998 г.

Наиболее важным событием является наметившееся укрепление экономических связей между странами СНГ. Несмотря на явно выраженное стремление каждого из государств Содружества проводить свою независимую политику, всем стало ясно, что без координации действий в хозяйственной сфере обойтись не удается.

Поэтому характерной чертой современного государственного управления экономикой стало образование ряда координационных структур. К ним относятся: Совет глав государств, Совет глав правительств, исполнительной секретариат, ряд других структур, созданных на постоянной и временной основе для формирования и развития общего экономического пространства и проведения экономических реформ.

Хозяйство республики включает отрасли и сферы материального производства где создается общественный продукт и отрасли непроизводственной сферы, результат функционирования которых – услуга нематериального характера.

К отраслям хозяйства относятся: промышленность, строительство; агропромышленный комплекс (сельское хозяйство); природоиспользование и охрана окружающей сферы; транспорт и связь; торговля; жилищно-коммунальное хозяйство; бытовое обслуживание населения.

Народное хозяйство имеет отраслевую систему, что обусловлено общественным разделением труда, его специализацией.

Отраслей народного хозяйства определяется как совокупность предприятий и организаций, выполняющих однородные производственные или иные хозяйственные функции.

Объективный процесс формирования отраслевой структуры народного хозяйства требует соответственно и отраслевой специализации государственного управления для достижения определенных целей.

Следовательно, деление народного хозяйства на отрасли предлагает и наличие отраслевых органов управления. В этом проявляется связь между субъектами и управляемыми объектами как звеньями единой системы управления.

Управление экономикой – это целенаправленная, организующая деятельность государственных органов представительной и исполнительной власти, органов управления по практической реализации задач и функций государства в отраслях хозяйства. Оно заключается в правовом обеспечении хозяйственной деятельности, в разработке целевых программ развития отраслей, организационном обеспечении управления экономикой, контроле, оперативном управлении предприятиями, учреждениями, организациями. Наиболее важные вопросы управления экономикой решают высшие органы представительной и исполнительной власти РБ (Президент РБ, парламент, Совет Министров).

Во главе отраслевых органов государственного управления стоит Совет Министров, который в соответствии со ст. 106 Конституции РБ является центральным органом государственного управления. Он создается для реализации полномочий исполнительной власти в областях экономики, охраны общественного порядка и других сферах государственного управления.

В соответствии с законом РБ «О Совете Министров РБ и подчиненных ему государственных органах» он координирует, контролирует, обеспечивает организационное единство и согласованную деятельность системы центральных органов управления, местных исполнительных и распо­рядительных органов, содействует успешной реализации им своих полномочий.

Полномочия Совета Министров по Экономическим вопросам изложены в ст. 5 закона, которую Вы изучите самостоятельно.

Непосредственное управление отраслями экономики осуществляют органы отраслевой и специальной компетенции: министерства, госкомитеты, исполкомы, администрация предприятий, учреждений, организаций.

Следует обратить Ваше внимание на то, что в историческом аспекте органы государственного управления находятся в постоянной динамике. Так, Указом Президента РБ от 23.09.94 г. «Об изменении структуры центральных органов управления РБ» установлен перечень министерств и других центральных органов управления, в том числе и в отраслях экономики, а Указом от 11.01.97 г. «О системе республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству РБ»; определены органы, подчиненные и подконтрольные Совету Министров РБ.

Система органов отраслевого управления стоится на основе принципа демократического централизма, который означает вертикальную подчиненность вышестоящим органам и обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих.

Основным организационным центром управления отраслью является министерство и другие центральные органы управления. Они осуществляют свои функции под руководством Совета Министров, несут перед ними ответственность за выполнение возложенных на них задач, организацию работы подведомственных им предприятий, учреждений организаций.

Средним звеном отраслевого управления являются местные отраслевые органы. К ним в первую очередь относятся отраслевые управления
и отделы исполкомов, которые в соответствии с Законом РБ «О местном управлении и самоуправлении» осуществляют повседневное руководство предприятиями конкретных отраслей на своей территории.

Особенность этих отраслевых органов в том, что они находятся
в двойном подчинении – исполкому, а также вышестоящему отраслевому органу. Например: управления (отделы) торговли подчиняются как местным органам управления – исполкомам, так и вышестоящему центральному органу – министерству торговли.

Кратко остановимся на управлении отдельными отраслями эконо-
мики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1940; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.