КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Международные договоры по вопросам семьи и брака
Различия между национальными правовыми системами в области регулирования брачно-семейных отношений существенно осложняют процесс создания унифицированных на международном уровне норм. Однако отсутствие унификации приводит к неопределенности правового регулирования брачно-семейных отношений с иностранным элементом, возникновению хромающих отношений, когда браки, усыновления, разводы, решения об установлении опеки или попечительства над детьми, действительные в одной стране, не признаются таковыми в другой. Неопределенность брачно-семейного статуса физических лиц влечет за собой усложнение решения ряда других правовых вопросов — о наследовании имущества, о праве собственности и пр. Первой попыткой урегулировать брачно-семейиые отношения на международном уровне было принятие Гаагских конвенций 1902— 1905 гг. о браке, разводе и судебном разлучении супругов, о личных и имущественных отношениях между супругами, об опеке над несовершеннолетними, о попечительстве над совершеннолетними. В 1920 году была принята Гаагская конвенция об урегулировании коллизий законов в области заключения брака. К сожалению, данные конвенции не получили широкого распространения. Следующий этап процесса унификации стал возможен лишь во второй половине XX века, когда была принята новая серия Гаагских конвенций по вопросам семьи и брака (1950—1980 гг.): • Конвенция о законе, применимом к алиментным обязательствам в пользу детей 1956 г.; • Конвенция о юрисдикции и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних 1961 г.; • Конвенция о юрисдикции, применимом праве и признании решений в отношении усыновления; • Конвенция о признании разводов и решений о судебном разлучении супругов 1970 г.:
• Конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам 1973 г.; • Конвенция о заключении брака и признании его недействительным 1978 г.; • Конвенция о праве, применимом к режимам собственности супругов 1978 г. Кроме Гаагских конвенций в этот же период были приняты: • Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 г.; • Нью-Йоркская конвенция о взыскании алиментов за границей 1956г.; • Европейская конвенция об усыновлении детей 1967 г.; • Европейская конвенция о статусе детей, рожденных вне брака 1975 г. годы) стало принятие серии «детских» конвенций: • Конвенции о гражданских аспектах международного похищения детей 1980 г. (квалифицируются категории незаконного перемещения и удержания ребенка за границей); • Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г.; • Конвенции о защите детей и сотрудничестве в области иностранного усыновления 1993 г. Большинство перечисленных конвенций построены на использовании коллизионного метода правового регулирования. К сожалению, Украина не участвует в большинстве универсальных конвенций по вопросам семьи и брака. На международном уровне брачно-семейные отношения урегулированы договорами Украины о правовой помощи, многие из них содержат специальный раздел «Семейные дела», нормы которого обычно регулируют заключение брака, правоотношения супругов, расторжение брака, признание брака недействительным, установление или оспаривание отцовства или материнства, правоотношения родителей и детей, опеку и попечительство, усыновление. Данные договоры содержат преимущественно нормы коллизионного характера, а также нормы, позволяющие разграничить компетенцию судов и других правоприменительных учреждений государств — сторон договора.
Интернационализация производства, происходящая в XX веке, резко усилила миграцию населения. Социально-экономические причины использования иностранной рабочей силы в каком-либо государстве и приложение труда рабочих и специалистов одной страны за ее пределами, пребывание за рубежом с целью получения образования и обучения отличаются от причин миграции населения по национальному признаку, в целях воссоединения семей, в результате последствии военных действий, изменений в характере политического строя. Однако конечный результат этих миграций ведет к образованию значительной прослойки иностранных граждан, постоянно или временно находящихся на территории соответствующей страны и вступающих в этой стране в трудовые отношения с местными работодателями. В области трудовых отношений сложились определенные коллизионные принципы. Коллизионный принцип применения закона страны места работы (lex loci laboris) — это основной принцип законодательства о международном частном праве Австрии, Албании, Венгрии, Испании, Швейцарии, он применяется в судебной практике Нидерландов, Бразилии. Так, в Законе о международном частном праве Венгрии 1979 года указывается, что к трудовым правоотношениям, если законодательство не предусматривает иное, применяется закон того государства, на территории которого выполняется работа. Под законом места работы (lex loci laboris) понимается закон страны места нахождения предприятия, где работает трудящийся. В отдельных специальных случаях под lex loci laboris понимается закон страны места нахождения правления предприятия, закон флага судна и др. Иногда, в случае командирования работника в другую страну для выполнения тех или иных трудовых заданий применяется и принцип закона страны учреждения, командировавшего работника (lex loci delegationis). В отношении специальных ситуаций, когда работа выполняется в нескольких странах, например в случае с работником международного транспорта (воздушного, речного, автомобильного, железнодорожного), применяются дополнительные коллизионные привязки. Так, например, австрийский Закон о международном частном праве предусматривает, что в случае, когда работник обычно выполняет свою работу более чем в одной стране или когда он не имеет обычного места работы, применяется закон страны, в которой наниматель имеет обычное место нахождения или в которой преимущественно осуществляется его деятельность.
По закону Албании, Чехо-Словакии может применяться закон места регистрации транспортного средства. Действия принципа автономии воли в трудовых отношениях ограничен национальными императивными нормами, однако он применяется в судебной практике Великобритании, Италии, Канады, Албании. Что касается законодательства Украины по данному вопросу, то,к трудовым отношениям применяется право государства, в которой выполняется работа, если другое не предусмотрено законом или международным договором Украины. Трудовые отношения граждан Украины, которые работают заграницей, регулируются правом Украины в разе, если: 1) граждане Украины работают в заграничных дипломатическихучреждениях Украины; 2) граждане Украины заключили с работодателями - физическими илиюридическими лицами Украины трудовые договоры о выполнении работы за границей, в том числе в их отделенных подразделах, если это не противоречит законодательству государства, на территории которой выполняетсяработа; 3) это предусмотрено законом или международным договором Украины. Трудовые отношения иностранцев и лиц без гражданства, которыеработают в Украине, не регулируются правом Украины в случае, если: 1) иностранцы и лица без гражданства работают в составедипломатических представительств иностранных государств или представительств международных организаций в Украине, если другое не предусмотрено международным договором Украины; 2) иностранцы и лица без гражданства за пределами Украинызаключили с иностранными работодателями - физическими или юридическимилицами трудовые договоры о выполнении работы в Украине, если другое не предусмотрено договорами или международным договором Украины. Международно-правовое регулирование вопросов труда.В связи с тем, что право на труд в международном публичном праве признано одним из неотъемлемых прав человека, его регуляции посвящено большое количество разных международных соглашений. Хотя в них и не решаются непосредственно вопросы, связанные с частноправовыми аспектами труда, однако устанавливаются общие правовые режимы (минимальные стандарты) для человека вообще или для определенных категорий лиц, что находит свое воссоздание в принципе, согласно с которым трудящиеся признаются более «слабой» стороной в трудовом контракте, в результате чего нуждаются в специальной защите.
С точки зрения регуляции правового статуса рабочих-мигрантов в МЧП по международно-правовых соглашений универсального уровня наиболее интересной является Международная конвенция о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей, которая была принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 45/158 от 18.12.1990 р.1, и она, собрав состоянием на 2.05.2003 г. необходимое количество (20) ратификаций и документов о подписании или присоединении, 1.07.2003 год вступила в силу. Украина в этой Конвенции участия не берет. Значительное внимание правовой регуляции вопросов миграции уделяет Международная организация труда (МОТ). Среди ряда документов, принятых ею по отмеченному вопросу, на особенное внимание заслуживают такие: • Конвенция 97 о работниках-мигрантах (пересмотренная в 1947 г.); • Конвенция 143 о злоупотреблении в отрасли миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равных возможностей и равного отношения, 1975 р.; • Рекомендация 86 относительно работников-мигрантов (пересмотренная в • Рекомендация 151 относительно работников-мигрантов, в 1975 г. Вообще следует иметь в виду, что по Уставом МОТ, с учетом Филадельфийской декларации о целях и задачах МОТ (1944) главными заданиями МОТ являются: • регламентация рабочего времени; • регламентация найма рабочей силы; • борьба с безработицей и обеспечение полной занятости; • установление гарантий надлежащей заработной платы;
• защита трудящихся от профессиональных болезней, несчастных случаев • поощрение сотрудничества между предпринимателями и трудящимися; • обеспечение мира через достижение социальной справедливости. Однако следует четко размежевать сферы регуляции международного частного и международного трудового права. 3. Международная организация труда пытается решить поставленные перед ней задания путем создания международных стандартов в отрасли трудового права и осуществления надзора за их соблюдением в государствах-членах соответствующих международных соглашений, в частности, проверяя состояние воссоздания положений этих соглашений в национальном законодательстве. Однако, как более раннее отмечалось, международные договоры становятся источником МЧП только тогда, когда их положения трансформируемые в национальное законодательство того или другого государства, а определенное государство может и не быть членом МОП или не принимать участия в соответствующей конвенции МОТ. И с другой стороны, проблема трансформации норм международного (в частности трудового) права настолько сложна, что далеко не всегда нормы национального законодательства полностью и должным образом воспроизводят соответствующие положения международного договора. Безусловно, это может стать предметом обсуждения состояния выполнения государством своих международных обязательств, однако неподобающая трансформация норм международного права в национальное законодательство, с точки зрения МЧП, никогда не будет основанием для неприменения этого законодательства, если только коллизионная регуляция подчиняет ему соответствующие отношения. Таким образом, международное трудовое право направлено на решение глобального задания: как именно улучшить состояние правовой регуляции определенных трудовых отношений и в какое средство привести в соответствие с разработанными стандартами национальное законодательство держав мира. В отличие от международного трудового права МЧП решает полностью конкретную задачу: право какого именно государства подлежит применению для урегулирования определенных реальных отношений, причем перед ним совсем не стоит (и не может быть поставленным) вопрос о том, насколько право этого государства отвечает международным стандартам. Поэтому регуляция трудовых отношений в МЧП в большей степени зависит от решений национального законодательства, где устанавливается как правила относительно пересечения границ собственными гражданами и иностранцами, так и условия пребывания иностранцев на соответствующей территории, в частности условия их допуска к трудоустройству.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |