Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные договоры по вопросам семьи и брака

Различия между национальными правовыми системами в области регулирования брачно-семейных отношений существенно осложняют процесс создания унифицированных на международном уровне норм. Однако отсутствие унификации приводит к неопределенности право­вого регулирования брачно-семейных отношений с иностранным эле­ментом, возникновению хромающих отношений, когда браки, усы­новления, разводы, решения об установлении опеки или попечитель­ства над детьми, действительные в одной стране, не признаются таковыми в другой. Неопределенность брачно-семейного статуса фи­зических лиц влечет за собой усложнение решения ряда других право­вых вопросов — о наследовании имущества, о праве собственности и пр.

Первой попыткой урегулировать брачно-семейиые отношения на международном уровне было принятие Гаагских конвенций 1902— 1905 гг. о браке, разводе и судебном разлучении супругов, о личных и имущественных отношениях между супругами, об опеке над несовершен­нолетними, о попечительстве над совершеннолетними. В 1920 году была принята Гаагская конвенция об урегулировании коллизий законов в обла­сти заключения брака. К сожалению, данные конвенции не получили ши­рокого распространения.

Следующий этап процесса унификации стал возможен лишь во второй половине XX века, когда была принята новая серия Гаагских конвенций по вопросам семьи и брака (1950—1980 гг.):

• Конвенция о законе, применимом к алиментным обязатель­ствам в пользу детей 1956 г.;

• Конвенция о юрисдикции и применимом праве в отношении за­щиты несовершеннолетних 1961 г.;

• Конвенция о юрисдикции, применимом праве и признании ре­шений в отношении усыновления;

• Конвенция о признании разводов и решений о судебном разлу­чении супругов 1970 г.:

• Конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам 1973 г.;

• Конвенция о заключении брака и признании его недействитель­ным 1978 г.;

• Конвенция о праве, применимом к режимам собственности суп­ругов 1978 г.

Кроме Гаагских конвенций в этот же период были приняты:

• Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 г.;

• Нью-Йоркская конвенция о взыскании алиментов за границей 1956г.;

• Европейская конвенция об усыновлении детей 1967 г.;

• Европейская конвенция о статусе детей, рожденных вне брака 1975 г.
Следующим этапом международной унификации (1980—1990-е

годы) стало принятие серии «детских» конвенций:

• Конвенции о гражданских аспектах международного похище­ния детей 1980 г. (квалифицируются категории незаконного перемеще­ния и удержания ребенка за границей);

• Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г.;

• Конвенции о защите детей и сотрудничестве в области иност­ранного усыновления 1993 г.

Большинство перечисленных конвенций построены на использова­нии коллизионного метода правового регулирования.

К сожалению, Украина не участвует в большинстве универсаль­ных конвенций по вопросам семьи и брака. На международном уров­не брачно-семейные отношения урегулированы договорами Украины о правовой помощи, многие из них содержат специальный раздел «Се­мейные дела», нормы которого обычно регулируют заключение бра­ка, правоотношения супругов, расторжение брака, признание брака недействительным, установление или оспаривание отцовства или материнства, правоотношения родителей и детей, опеку и попечитель­ство, усыновление. Данные договоры содержат преимущественно нормы коллизионного характера, а также нормы, позволяющие раз­граничить компетенцию судов и других правоприменительных учреж­дений государств — сторон договора.

КОЛЛИЗИОННЫЕ НОРМЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ Раздел VIII З «О МЧП»

Интернационализация производства, происходя­щая в XX веке, резко усилила миграцию населения. Социально-экономические причины использования иностранной рабочей силы в каком-либо государстве и приложение труда рабочих и специалистов одной страны за ее пределами, пребывание за рубежом с целью получения образования и обучения отличаются


от причин миграции населения по национальному признаку, в целях воссоединения семей, в результате последствии военных действий, изменений в характере политического строя. Однако конечный результат этих миграций ведет к образованию значительной прослойки иностранных граждан, постоянно или временно находя­щихся на территории соответствующей страны и всту­пающих в этой стране в трудовые отношения с мест­ными работодателями.

В области трудовых отношений сложились опреде­ленные коллизионные принципы. Коллизионный принцип применения закона страны места работы (lex loci laboris) — это основной принцип законодательства о международном частном праве Австрии, Албании, Венг­рии, Испании, Швейцарии, он применяется в судебной практике Нидерландов, Бразилии. Так, в Законе о меж­дународном частном праве Венгрии 1979 года указывает­ся, что к трудовым правоотношениям, если законода­тельство не предусматривает иное, применяется закон того государства, на территории которого выполняется работа.

Под законом места работы (lex loci laboris) по­нимается закон страны места нахождения предприятия, где работает трудящийся.

В отдельных специальных случаях под lex loci laboris понимается закон страны места нахождения правления предприятия, закон флага судна и др. Иногда, в случае командирования работника в другую страну для выполнения тех или иных трудовых заданий применяет­ся и принцип закона страны учреждения, командиро­вавшего работника (lex loci delegationis).

В отношении специальных ситуаций, когда работа выполняется в нескольких странах, например в случае с работником международного транспорта (воздушного, речного, автомобильного, железнодорожного), применя­ются дополнительные коллизионные привязки. Так, на­пример, австрийский Закон о международном частном праве предусматривает, что в случае, когда работник обычно выполняет свою работу более чем в одной стране или когда он не имеет обычного места работы, применя­ется закон страны, в которой наниматель имеет обыч­ное место нахождения или в которой преимущественно осуществляется его деятельность.

По закону Албании, Чехо-Словакии может приме­няться закон места регистрации транспортного сред­ства.

Действия принципа автономии воли в трудовых отношениях ограничен национальными императивными нормами, однако он применяется в судебной практике Великобритании, Италии, Канады, Албании.

Что касается законодательства Украины по данному вопросу, то,к трудовым отношениям применяется право государства, в которой выполняется работа, если другое не предусмотрено законом или международным договором Украины. Трудовые отношения граждан Украины, которые работают заграницей, регулируются правом Украины в разе, если: 1) граждане Украины работают в заграничных дипломатическихучреждениях Украины; 2) граждане Украины заключили с работодателями - физическими илиюридическими лицами Украины трудовые договоры о выполнении работы за границей, в том числе в их отделенных подразделах, если это не противоречит законодательству государства, на территории которой выполняетсяработа; 3) это предусмотрено законом или международным договором Украины. Трудовые отношения иностранцев и лиц без гражданства, которыеработают в Украине, не регулируются правом Украины в случае, если: 1) иностранцы и лица без гражданства работают в составедипломатических представительств иностранных государств или представительств международных организаций в Украине, если другое не предусмотрено международным договором Украины; 2) иностранцы и лица без гражданства за пределами Украинызаключили с иностранными работодателями - физическими или юридическимилицами трудовые договоры о выполнении работы в Украине, если другое не предусмотрено договорами или международным договором Украины. Международно-правовое регулирование вопросов труда.

В связи с тем, что право на труд в международном публичном праве признано одним из неотъемлемых прав человека, его регуляции посвящено большое количество разных международных соглашений. Хотя в них и не решаются непосредственно вопросы, связанные с частноправовыми аспектами труда, однако устанавливаются общие правовые режимы (минимальные стандарты) для человека вообще или для определенных категорий лиц, что находит свое воссоздание в принципе, согласно с которым трудящиеся признаются более «слабой» стороной в трудовом контракте, в результате чего нуждаются в специальной защите.

С точки зрения регуляции правового статуса рабочих-мигрантов в МЧП по международно-правовых соглашений универсального уровня наиболее интересной является Международная конвенция о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей, которая была принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 45/158 от 18.12.1990 р.1, и она, собрав состоянием на 2.05.2003 г. необходимое количество (20) ратификаций и документов о подписании или присоединении, 1.07.2003 год вступила в силу. Украина в этой Конвенции участия не берет.

Значительное внимание правовой регуляции вопросов миграции уделяет Международная организация труда (МОТ). Среди ряда документов, принятых ею по отмеченному вопросу, на особенное внимание заслуживают такие:

• Конвенция 97 о работниках-мигрантах (пересмотренная в 1947 г.);

• Конвенция 143 о злоупотреблении в отрасли миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равных возможностей и равного отношения, 1975 р.;

• Рекомендация 86 относительно работников-мигрантов (пересмотренная в
1949р.);

• Рекомендация 151 относительно работников-мигрантов, в 1975 г.
Хотя, в известной степени, этого же вопроса касаются и некоторые другие конвенции МОТ (157, 173 и тому подобное).

Вообще следует иметь в виду, что по Уставом МОТ, с учетом Филадельфийской декларации о целях и задачах МОТ (1944) главными заданиями МОТ являются:

• регламентация рабочего времени;

• регламентация найма рабочей силы;

• борьба с безработицей и обеспечение полной занятости;

• установление гарантий надлежащей заработной платы;

 

• защита трудящихся от профессиональных болезней, несчастных случаев
на производстве;

• поощрение сотрудничества между предпринимателями и трудящимися;

• обеспечение мира через достижение социальной справедливости.
Безусловно, все эти вопросы имеют определенное отношение и к МЧП

Однако следует четко размежевать сферы регуляции международного частного и международного трудового права.

3. Международная организация труда пытается решить поставленные перед ней задания путем создания международных стандартов в отрасли трудового права и осуществления надзора за их соблюдением в государствах-членах соответствующих международных соглашений, в частности, проверяя состояние воссоздания положений этих соглашений в национальном законодательстве.

Однако, как более раннее отмечалось, международные договоры становятся источником МЧП только тогда, когда их положения трансформируемые в национальное законодательство того или другого государства, а определенное государство может и не быть членом МОП или не принимать участия в соответствующей конвенции МОТ. И с другой стороны, проблема трансформации норм международного (в частности трудового) права настолько сложна, что далеко не всегда нормы национального законодательства полностью и должным образом воспроизводят соответствующие положения международного договора. Безусловно, это может стать предметом обсуждения состояния выполнения государством своих международных обязательств, однако неподобающая трансформация норм международного права в национальное законодательство, с точки зрения МЧП, никогда не будет основанием для неприменения этого законодательства, если только коллизионная регуляция подчиняет ему соответствующие отношения.

Таким образом, международное трудовое право направлено на решение глобального задания: как именно улучшить состояние правовой регуляции определенных трудовых отношений и в какое средство привести в соответствие с разработанными стандартами национальное законодательство держав мира. В отличие от международного трудового права МЧП решает полностью конкретную задачу: право какого именно государства подлежит применению для урегулирования определенных реальных отношений, причем перед ним совсем не стоит (и не может быть поставленным) вопрос о том, насколько право этого государства отвечает международным стандартам.

Поэтому регуляция трудовых отношений в МЧП в большей степени зависит от решений национального законодательства, где устанавливается как правила относительно пересечения границ собственными гражданами и иностранцами, так и условия пребывания иностранцев на соответствующей территории, в частности условия их допуска к трудоустройству.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Расторжение брака | Понятие, предмет и методы международного частного права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.