Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимность и реторсия




Установление содержания и применение иностранного права. Правовые режимы в МЧП.

 

Непосредственное применение иностранного права – это правоприменительный процесс, который осуществляется судом и иными правоприменительными органами (нотариусами, органами государственной исполнительной власти и т.п.) на основании и в пределах национального права в соответствии с общепризнанными принципами международного права.

Юридическим основанием применения иностранного права на территории определенного государства является КН. Суд не обязан заранее знать содержание иностранного права, к которому отсылает отечественная КН. Однако, если коллизионный вопрос решен и применению подлежит иностранное право, то суд должен определить содержание его нормы. Задание суда состоит в том, чтобы применить иностранное право так, как оно применяется «у себя на родине». Т.е. суд должен применять не только иностранные законы, но учитывать обычаи, судебную практику в тех пределах, в каких они признаются источниками права в этих государствах.

Орган государства, который применяет нормы иностранного права, устанавливает их содержание в соответствии с официальным толкованием, практикой применения и доктриной. Как гласит 8 ст. ЗУ «О МЧП»: с целью установления содержания норм права иностранного государства суд или иной орган может обратиться в установленном законом порядке в Министерство юстиции Украины или иным компетентным органам и учреждениям в Украине или за границей или привлечь экспертоврава ью установления содержания норм иностранного государстваавливает их содержание в соответствии с официальными толкованиями,.

Законодатель позволяет лицам, которые принимают участие в деле, иметь право подавать документы, подтверждающие содержание норм права иностранного государства, на которые они ссылаются в обосновании своих требований или протестов. Если содержание норм права иностранного государства в разумные сроки не установлено, несмотря на принятые меры, применяется право Украины.

Поскольку определение понятия «разумные сроки» не дается, это может быть установлено после того, как сложится практика в нашей стране.

Значительную роль в решении проблемы установления содержания норм иностранного права играют договора о предоставлении правовой помощи, которые содержат обязательства сторон осуществлять обмен информацией по правовым вопросам. В соответствии с Кишиневской конвенцией о прав. помощи, подписанная странами СНГ, центральные учреждения юстиции Договорных Сторон по просьбе предоставляют один другому сведения о действующем или таких актах, которые утратили силу на их территориях, внутреннем законодательстве и практике его применения.

Кроме того, ст. 13 ЗУ «О МЧП» установлено, что: «Документи, що видані уповноваженими органами іноземних держав у встановленій формі, визнаються дійсними в Україні в разі їх легалізації, якщо інше не передбачено законом або міжнародним договором України.»

Существуют государства, в которых действует не одна правовая система, а несколько. В таком случае в соответствии с общими правовыми принципами определяется надлежащая правовая система, которая должна быть применена. При отсутствии соответствующих правовых норм применяются нормы той правовой системы, которая имеет наиболее тесную связь с правоотношениями.

В современном МЧП применение к соответствующим отношениям иностранного права в силу отсылки к нему КН или на основании выбора права сторонами в договоре ограничивается не только в силу действия оговорки о публичном порядке, но и в силу действия императивных норм.

В разд. I ЗУ «О МЧП» сделаны попытки решить слож­ную проблему взаимодействия коллизионных норм и императивных норм материального права. В ст. 14 предусмотрено следующее: «1. Правила цього Закону не обмежують дії імперативних норм права України, що регулюють відповідні відносини, незалежно від права, яке підлягає застосуванню.

2. Суд, незалежно від права, що підлягає застосуванню відповідно до цього Закону, може застосовувати імперативні норми права іншої держави, які мають тісний зв'язок з відповідними правовідносинами, за винятком, встановленим частиною першою цієї статті. При цьому суд повинен брати до уваги призначення та характер таких норм, а також наслідки їх застосування або незастосування.»

В отличие от обычных императивных норм иное действие в современном МЧП оказывают так называемые сверхимперативные нормы. Нормы, относящиеся к категории сверх­императивных, подлежат применению к правоотношению независимо от того, какое право призвано регулировать отношения сторон. Устра­нить их применение не могут ни соглашение сторон о выборе права, ни коллизионные нормы страны суда. Правила о таких сверх­императивных нормах содержится во Вводном законе к ГГУ 1986 г., в Законе о международном частном праве Швейцарии 1987 г., в законах других стран, а также в Римской конвенции 1980 г. о праве, примени­мом к договорным обязательствам. В ст. 7 этой Конвенции говорится, что «ничто в настоящей Конвенции не ограничивает применения норм права страны суда в случаях, когда они являются императивны­ми, независимо от права, применимого к договору». Аналогичное по­ложение, предусмотрено в ст. 18 Закона Швейцарии о международном частном праве: императивные нормы швейцарского права в силу осо­бого их назначения применяются независимо от того, право какого государства подлежит применению согласно настоящему закону.

Правовые режимы в МЧП. Режиминостранцев обычно определяюткак совокупность прав и обязанностей иностранцев на территории определенного государства.

Традиционно существует три режима для иностранцев: национальный, наибольшего благоприятствования и специальный. Практически ни в одной стране мира не применяется один режим, а встречаются они в комбинации: в одной сфере – национальный, в другой – специальный.

Правовой режим в МЧП показывает как государство относится к иностранным гражданам или юр.лицам, которые находятся на его территории.

Национальный режим предусматривает предоставление иностранным гражданам и юридическим лицам такого же режима, как и отечественным гр-нам и юр.лицам. Таким образом, государство приравнивает иностранцев в той или иной сфере к собственным гражданам, предоставляя им такие же самые права и преимущества или в объемы чуть менее, какие имеют местные субъекты права.

Признание общего правового статуса иностранцев в Украине вытекает из общих принципов международного права о правах человека. В соответствии с Конституцией Украины, иностранцы и лица без гражданства пользуются в Украине теми же правами и несут те же обязанности, что и граждане Украины, за некоторыми исключениями.(им предоставляется национальный режим).

Режим наибольшего благоприятствования предусматривает предоставление иностранным гражданам и юридическим лицам таких же прав и (или) установление таких обязанностей, которые предоставлены для гр-н любого третьего государства, находящихся на территории данной страны в наиболее выгодном в правовом отношении положении. Клаузула о наибольшем благоприятствовании включается в международные договора на взаимной основе. (КЛАУЗУЛА (лат. clausula - заключение) - особое положение в международном договоре (соглашении). Обозначает разнообразные особые положения и условия, при наличии которых обязательства по договору подлежат выполнению или о возможности отказа от их выполнения в случае существенных изменений: напр., о предоставлении режима наибольшего благоприятствования в торговле, о всеобщем участии в договоре, о коренном изменении обстоятельств, об обязательной юрисдикции международного судебного органа и др.)

Введение в торговый договор указанного принципа предотвращает применение дискриминационных мер. Украина предоставляет РНБ преимущественно на основе взаимности.

Специальный режим предусматривает предоставление иностранным гражданам и юридическим лицам в любой сфере определенных прав и (или) установления для них определенных обязанностей, отличающихся от тех, которые предусмотрены для собственных граждан соответствующего государства. Спец.режим может нести как позитивный, так и негативный характер для иностранцев. Вводится спец.режим принятием соответствующего нормативного акта, которым предусматривается механизм реализации этого режима.

Доктрина международного права закрепила положение о равенстве стран, поэтому страны являются взаимозависимыми. Каждая из стран должна взаимно признавать законы другой страны независимо от принадлежности государства к той или иной формации.

Взаимность предполагает предоставление физ. и юр. лицам иностранного государства определенных прав, при условии, что физ. и юр. лица Украины пользуются такими же самыми правами в той стране. Таким образом, наше государство обеспечивает своим субъектам пользование определенным комплексом прав в зарубежной стране, где они находятся.

В области частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом, взаимности придается значение специального правого института, различающего «материальную» и «формальную» взаимность.

«Материальная» взаимность означает предоставление иностранным гражданам и юридическим лицам в стране пребывания правомочий, аналогичных тем, какие предоставляются в своем государстве. Различия в праве, естественно, ограничивают возможность сколько-нибудь широкого применения материальной взаимности.

«Формальная» взаимность предполагает уравнивание иностранцев в стране пребывания в правах и обязанностях с местными гражданами и юридическими лицами. Иностранные физ. и юр. лица могут быть поставлены в равное положение с местными физ. и юр. лицами, при условии, что такой же подход применяется во время признания статуса отечественных лиц в данном иностранном государстве.

В более широком плане взаимность – одно из начал международного сотрудничества, позволяющих обеспечивать на основе равенства и взаимной выгоды права и интересы государств, их граждан и организаций.

Достаточно часто взаимное предоставление физ. и юр. лицам прав в одинаковом объеме невозможно в силу различий в правовом регулировании. Поэтому в международных соглашениях речь идет о предоставлении иностранцам на основах взаимности национального режима или режима наибольшего благоприятствования.

В ЗУ «О МЧП» (ст. 11) по поводу взаимности указано следующее: «Суд или иной орган применяет иностранное право независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к аналогичным отношениям право Украины за исключением случаев, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законом Украины или международным договором Украины.»

Во второй части указанной статьи уточняется: «Если применение иностранного правила зависит от взаимности, предполагается, что она существует, поскольку не доказано иное.»

В широкой области отношений гражданско-правового характера предоставление взаимности является безусловным. Это означает, что наделение иностранных граждан и иностранных юр.лиц равными с украинскими гражданами и юр.лицами правами и обязанностями по общему правилу не зависит от взаимности и, значит, украинский суд не должен входить в обсуждение вопроса о наличии взаимности в соответствующем иностранном государстве, если иное не вытекает из закона или международного договора Украины.

Однако в ряде международных договоров Украины придает взаимности значение обязательного условия закрепления за гражданами и организациями Сторон определенных полномочий.

С вопросом о взаимности связано введение так называемых ответных ограничений – реторсий – (от лат. обратное действие), целью которых является, в частности восстановление принципа взаимности. Реторсии являются правомерными с точки зрения международного права принудительными действиями государства, совершенными в ответ на дискриминационные действия другого государства. Это меры принудительного влияния в ответ на недружественные действия или акты другого государства. Речь идет именно о дискриминационных актах – т.е. об актах, специально нарушающих права и интересы граждан и организаций государства, вынужденного прибегнуть к реторсии, либо права и интересы самого государства. Ответные ограничения должны быть соразмерны адекватны ограничениям, введенным дискриминационным актом.

Целью реторсии является отмена ограничений, установленных отдельным государством.

Целом рядом нормативных актов Украины закреплена возможность внедрения одного или нескольких видов мер принудительного характера: 1. ограничение импорта; повышение таможенных сборов; введение режима лицензирования и (или) квотирования внешнеэкономических операций; введение индикативных цен во внешнеэкономической сфере и т.п.

В соответствии с доктриной международного права, применение мер ограничительного характера в отношении конкретного иностранного государства (ее органов, юр.лиц, граждан) как реторсии не может считаться нарушением принципа недискриминации.

 

Дмитриева Г.К., Довгерт А.С., Панов В.П. и др. Международное частное право: Учеб. Пособие. – М.: Юрист, 1993.

Ерпылева Н.Ю. Коллизионные нормы в современном МЧП // Законодательство и экономика. – 1998. – № 2.

Лунц Л.А. К вопросу о «квалификации» в международном частном праве // Сов. ежегодник международного права, 1979. – М., 1980. – С. 212–219.

Международное частное право: современные проблемы. Книга 2. – М.: Наука, 1993.

Монастырский Ю.Э. Пределы применения иностранных законов в целях правосудия по международным спорам // Моск. журнал по международному праву. – 1996. – № 4.

Монастырский Ю.А. Понятие «ordre public» в МЧП // Российский ежегодник международного права, 1996–1997. – СПб., 1998.

Муранов А.И. К вопросу об обходе закона // Моск. журнал международного права. – 1997. – № 3.

Розенберг М.Г. О применимом праве // Вестник Высшего арбитражного суда РФ. – 1995. – № 9.

Садиков О.Н. Императивные нормы в международном частном праве // Моск. журнал международного права. – 1992. – № 2. – С. 72–84.

Садиков О.Н. Коллизионные нормы в современном международном частном праве // Сов. ежегодник международного права, 1982. – М., 1983.

Сильченко Н.В., Толочко О.Н. Теоретические проблемы учения о нормах международного частного права // Государство и право. – 2000. – № 1. – С. 35–39.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.