Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Группы наук, изучающих морфологию нервной системы

УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1

ВВЕДЕНИЕ

МЧС РОССИИ

Учебная группа  
Ф.И.О. Студента  
Дата проверки  
Ф.И.О. Преподавателя К.м.н. Зотиков А.Г.

 

В системе подготовки специалистов с высшим образованием не только в области медицины, но и в таких областях как педагогика и психо­логия знание анатомии нервной системы занима­ет важное место. Это вполне понятно, так как изучение строения и функций нервной системы человека, и в первую очередь его головного мозга, являет­ся непременным условием не только для понимания процессов жизнедея­тельности человека, но и для формирования адекватных способов воздейст­вия на его организм, применяемых как в педагогической практике, так и в целях психологической коррекции.

Анатомия как наука, ее разделы,

Анатомия (греч. «anatemno» – рассекаю) является самой древней из наук и изучает строение тела человека, его внешнюю форму, разлитие и строение отдельных органов и систем органов, обеспечивающих все жизненные проявления организма. Анатомия человека относится к числу базовых (фунда­ментальных) наук о человеке. включает следующие частные дисциплины: нормальную анатомию, изучающую строение здорового человека и его органы; патологическую анатомию - морфологию больного человека; топографическую анатомию - науку о местонахождении любого органа в человеческом теле; динамическую анатомию, изучающую двигательный аппарат с функциональных позиций, что имеет значение для правильного физического развития человека.

Изучение центральной нервной системы традиционно начинается с анатомии, так как без знания основных элементов нервной системы и их взаимосвязей невозможно изучать функции ЦНС.

Анатомия нервной системы является одним из разделов анатомии человека, в котором рассматриваются строение и развитие головного и спинного моз­га, а также периферической нервной системы, включающей нервы, нервные узлы (ганглии), нервные сплетения и автономную нервную систему. В анатомии нервной системы отражен принцип единства строения организма и его функций. Наряду с физиологией, антро­пологией, генетикой и другими медико-биологическими и психолого-педа­гогическими дисциплинами она закладывает фундаментальные знания о закономерностях жизнедеятельности организма человека, определяющих характер его повеления. Строение и функции органов взаимосвязаны, поэтому их понимание невозможно в отрыве друг от друга.

Физиология человекаисследует жизненные функции организма и его отдельных частей. Общая физиология исследует основные закономерности реагирования живых организмов на воздействия среды. Сравнительная физиология тесно связана с эволюционной физиологией и изучает особенности функционирования, как целостного организма, так и тканей и клеток организмов разных видов. Специальные разделы физиологии, изучают физиологию разных видов животных или физиологию отдельных органов (сердца, почек и т.д.).

Изучению нервной системы посвящён раздел знаний, называемый в России и странах Европы неврологией, то есть учением о нервной системе, а в Америке – нейробиологией. Этот раздел представлен науками, изучающими нервную систему на разных уровнях и с помощью разных методов.

К первой группе наук, изучающих морфологию нервной системы и образующих её элементов, относятся:

1. Анатомия ЦНС – изучает морфологию нервной системы на органном уровне.

2. Гистология ЦНС (греч. «histos» – ткань) изучает строение нервной системы на тканевом и клеточном уровнях. К анатомии и гистологии примыкает эмбриология, которая изучает процессы образования клеток, оплодотворение, зародышевое (внутриутробное) развитие отдельных тканей и всего организма.

3. Цитология ЦНС (греч. «сytos» – клетка) изучает строение нейронов и клеток глии на клеточном и субклеточном уровнях.

4. Биохимия и молекулярная биология ЦНС изучают строение нейронов и вспомогательных клеток нервной системы на субклеточном и молекулярном уровнях.

Следующая группа дисциплин изучает функции нервной системы с помощью экспериментов и моделирования процессов, происходящих в ней:

5. Физиология ЦНС исследует общие закономерности функционирования нервных клеток, отдельных структур ЦНС и всей нервной системы в целом.

6. Физиология анализаторов (сенсорных систем) изучает работу структур, воспринимающих и перерабатывающих информацию.

Все вышеперечисленные науки изучают работу ЦНС с помощью объективных методов исследования. В отличие от них, психология и нейропсихология делают упор на субъективные, косвенные методы изучения психики человека и процессов в ЦНС, лежащих в её основе.

При изучении связи поведения со структурами и функциями ЦНС учёные опираются на основной постулат современной неврологии, который гласит, что всё многообразие и уникальность психической деятельности человека, функции здорового и больного мозга могут быть объяснены из особенностей строения и свойств основных анатомических структур мозга.

Прежде чем перейти к конкретному изложению материала по анатомии нервной системы, необходимо сделать краткий обзор основополагающих представлений о строении человеческого тела.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сооружений | Положение человека в природе. Развитие организма человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.